Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
городской Думы г. Калининграда
от 18 июля 1996 г. N 222
Порядок и условия
приватизации объектов муниципальной собственности
7 мая 1997 г., 12 апреля 2000 г.
Настоящий Порядок и условия приватизации объектов муниципальной собственности (далее именуется Порядок) разработан в соответствии с п.4 статьи 29 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", требованиями Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" и устанавливают цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации.
Проведение приватизации осуществляется а соответствии с законодательством, иными правовыми и нормативными актами РФ по приватизации в части, не противоречащей настоящему Порядку.
Целями приватизации являются:
1. Развитие экономики города:
- создание предпринимательской среды собственников;
- создание инфраструктуры рынка;
- повышение эффективности деятельности предприятий;
- привлечение инвестиций в сферу производства и объекты приватизации.
2. Увеличение доходов городского бюджета за счет средств полученных от приватизации.
3. Снижение расходов бюджета - освобождение от бремени содержания наиболее неэффективных предприятий и объектов (убыточных предприятий и объектов незавершенного строительства).
4. Сохранение и развитие социальной инфраструктуры города.
5. Обновление и улучшение внешнего облика города, инженерной инфраструктуры.
Городская Дума осуществляет контроль за процессом приватизации с точки зрения соответствия действующему законодательству. Комитет по управлению имуществом и Фонд имущества ежегодно отчитываются о ходе приватизации перед Городской Думой.
Приватизация проводится под общественным контролем работников приватизируемых предприятий, покупателей, общественных организаций (объединений) и народных депутатов.
Порядок не регулирует приватизацию земельного и жилищного фондов.
Объекты и предприятия муниципальной собственности, исходя из возможности и необходимости их приватизации, распределяются на следующие группы:
1. объекты и предприятия, подлежащие обязательной приватизации;
2. объекты и предприятия, приватизация которых запрещена;
3. объекты и предприятия, приватизация которых осуществляется по мере необходимости.
I. Объекты и предприятия, подлежащие обязательной приватизации
1.1. Обязательной приватизации подлежат объекты муниципальной собственности, в наибольшей степени влияющие на формирование рыночной инфраструктуры и приватизация которых не влияет на ухудшение социальной сферы и функционирование систем жизнеобеспечения города.
1.2. К объектам подлежащим обязательной приватизации, с учетом выполнения условий п.1.1 относятся:
1. Объекты и предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
2. Законсервированные объекты и объекты незавершенного строительства, для которых истекли нормативные сроки строительства.
3. Имущество предприятий, ликвидированных без установления правопреемства.
4. Предприятия-должники.
5. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства (кроме указанных в разделе III Порядка).
Перечень объектов приведен в приложении N 1.
II. Объекты и предприятия, приватизация которых запрещена
2.1. Кладбища.
2.2. Объекты нежилого фонда, расположенные в зданиях, занимаемых органами государственной власти, местного самоуправления, судами.
Перечень объектов приведен в приложении N 4.
Решением Горсовета депутатов г. Калининграда от 12 апреля 2000 г. N 118 раздел II настоящего приложения дополнен пунктом 2.3
2.3. Объекты муниципальных образовательных учреждений, приватизация которых не допускается в соответствии с Федеральным законом "О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию.
III. Объекты и предприятия, приватизация которых
осуществляется по мере необходимости
3.1. Только по мере необходимости и на основании решения Городской Думы, осуществляется приватизация следующих объектов и предприятий:
1. Объекты и предприятия городского пассажирского транспорта, а также предприятия по их ремонту.
2. Бани, прачечные.
3. Объекты и предприятия по оказанию ритуальных услуг.
4. Аптеки (с обязательным государственным лицензированием их деятельности).
5. Объекты и предприятия культуры (в том числе кинотеатры), физической культуры и спорта.
6. Имущество, находящееся на балансе местных органов власти и управления и обеспечивающее их деятельность.
7. Объекты инженерной инфраструктуры города и районов (в том числе электро-, тепло- и газоснабжения, водопроводно-канализационного хозяйства, наружного городского освещения), а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание и содержание указанных объектов.
8. Детские лагеря.
9. Предприятия торговли расположенные в зданиях, подлежащих комплексному капитальному ремонту и реконструкции в соответствии с городскими инвестиционными программами.
10. Муниципальные рынки.
Перечень объектов приведен в приложении N 2.
IV. Образование и распределение средств от приватизации
4.1. Под средствами, полученными от приватизации, понимается вся выручка в деньгах от продажи объектов приватизации и поступления, полученные в процессе приватизации в виде регистрационных сборов, залогов (кроме подлежащих возврату заявителям в соответствии с законодательством) и прочих поступлений в соответствии с п.2.1. "Положения о порядке уплаты, распределения, учета и контроля за поступлением средств от приватизации государственной, муниципальной собственности", зарегистрированном в Минюсте России 18 октября 1995 г. N 962.
4.2. Распределение средств, полученных от приватизации муниципальной собственности осуществляется последующим нормативам:
-------------------------------------------------------------------------
Категория получателей|При приватизации | При выкупе |При приватизации
средств |предприятий на | арендованного| нежилого фонда
|аукционе или по | имущества |сданного в аренду
|продаже акций АО, | |
|созданных в про- | |
|цессе приватизации| |
-------------------------------------------------------------------------
Городской бюджет 88.0% 90.0% 90.0%
Комитет по управлению
имуществом 6.0% 6.0% 10.0%
Фонд имущества 6.0% 4.0%
Итого: 100.0% 100.0% 100.0%
-------------------------------------------------------------------------
4.3. Направления расходования средств, полученных от приватизации муниципальной собственности, в пределах, установленных п.4.2. настоящего Порядка, определяются городской Думой.
4.4. Дивиденды по принадлежащим городу акциям и арендная плата за аренду муниципального имущества подлежит перечислению в городской бюджет за вычетом расходов по банковским операциям, 10% от арендной платы за использование муниципального имущества перечисляются Комитету по управлению имуществом, 5% от суммы дивидендов по принадлежащим городу акциям, остаются в распоряжении Фонда имущества.
4.5. Выплата компенсаций работникам приватизированных предприятий за счет средств от приватизации осуществляется в соответствии с п. 2.15 "Положения о порядке уплаты, распределения, учета и контроля за поступлением средств от приватизации государственной, муниципальной собственности", зарегистрированном в Минюсте России 18 октября 1995 г. N 962.
4.6. Контроль за использованием средств от приватизации осуществляет Финансовое управление.
V. Способы приватизации
5.1. Порядком предусматривается использование следующих способов приватизации:
- продажа объектов и предприятий на аукционе;
- продажа объектов и предприятий по коммерческому конкурсу, в том числе с инвестиционными условиями;
- продажа объектов и предприятий по инвестиционному конкурсу;
- выкуп арендованного имущества;
- безвозмездная передача акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, работникам указанных предприятий и приравненным к ним лицам в соответствии со льготами, предоставленными им действующим законодательством РФ;
- продажа акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации;
- работникам предприятий и приравненных к ним лицам по закрытой подписке в соответствии со льготами, предоставленными им действующим законодательством РФ,
- по инвестиционному конкурсу;
- по коммерческому конкурсу, в том числе с инвестиционными условиями;
- на аукционе;
- внесение объектов муниципальной собственности, свободных от прав третьих лиц, в уставный капитал (фонд) коммерческих и некоммерческих организаций по решению мэра города;
- продажа долей (паев, акций), находящихся в муниципальной собственности, на аукционе, по коммерческому конкурсу, в т.ч. с ограниченным составом участников по решению городской Думы.
5.2. Все предприятия по отношению к используемым способам приватизации разделяются на две группы:
- первая группа включает в себя предприятия с балансовой стоимостью основных фондов, определенной по данным баланса предприятия за отчетный квартал, предшествующий дате принятия решения о приватизации (с учетом произведенных переоценок основных фондов на 01.01.96 г.) не более 600 млн. руб., подлежат продаже по коммерческому, в т.ч. с инвестиционными условиями, конкурсу, на аукционе;
- вторая группа включает в себя все остальные предприятия, преобразуемые в акционерные общества открытого типа, акции которых могут быть реализованы любым из предусмотренных государственной программой приватизации способов.
Примечание: Предприятия со среднесписочной численностью более 100 человек при балансовой стоимости основных фондов, определенной по данным баланса предприятия за отчетный квартал, предшествующий дате принятия решения о приватизации (с учетом произведенных переоценок основных фондов на 01.01.96 г.) более 250 млн. руб., могут быть приватизированы путем их преобразования в открытые акционерные общества.
5.3. Конкретный способ приватизации предприятий и других объектов муниципальной собственности определяется комиссией по приватизации комитета по управлению имуществом.
5.3.1. Городская Дума вправе направлять своих представителей в состав комиссии по приватизации.
5.3.2. Комиссия по приватизации рассматривает план приватизации, направляет его на согласование городской Думе или уполномоченному ею представителю, а также трудовому коллективу предприятия. Если городская Дума и трудовой коллектив предприятия в недельный срок с момента получения плана приватизации не приняли соответствующего решения, план считается согласованным. Срок согласования плана приватизации городской Думой и трудовым коллективом может быть продлен по их просьбе, но не более чем до двух недель. План приватизации утверждает комитет по управлению имуществом.
5.3.3. В случае отклонения трудовым коллективом плана приватизации комиссия обязана предложить другой вариант плана. При повторном отклонении плана приватизации трудовым коллективом окончательное решение о доработке плана, способах и порядке осуществления приватизации принимает городская Дума или уполномоченный ею орган.
5.4. Определение величины уставного капитала и начальной цены.
5.4.1. Величина уставного капитала при преобразовании муниципальных предприятий в открытые акционерные общества, оценка стоимости имущества муниципальных предприятий при продаже их на аукционе, по коммерческому или инвестиционному конкурсу определяются по данным баланса предприятия за отчетный квартал, предшествующий дате принятия решения о приватизации (с учетом произведенных переоценок основных фондов на 01.01.96 г.)
Начальная цена муниципальных предприятий, а также акций акционерных обществ открытого типа, созданных в процессе приватизации муниципальных предприятий, определяется комиссией по приватизации.
5.4.2. Начальная цена муниципальных предприятий, установленная планом приватизации, который был утвержден до принятия Порядка, при их продаже по конкурсу, аукциону или инвестиционному конкурсу может быть увеличена решением Фонда имущества, в соответствии с оценкой стоимости имущества по данным баланса предприятия за квартал, предшествующий дате принятия решения о продаже (с учетом произведенных переоценок основных фондов на 01.01.96 г.).
5.4.3. Начальная цена акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации муниципальных предприятий, план приватизации которых утвержден до принятия Порядка, при продаже может быть увеличена в соответствии с "Временной методикой определения начальной цены продажи акций акционерных обществ созданных в процессе приватизации", утвержденной 18.06.95 г.
5.5. Продажа имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных муниципальных предприятий проводится исключительно на аукционе Фондом имущества соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. N 469.
5.6. Продажа имущества (активов) действующих муниципальных предприятий осуществляется самими предприятиями с разрешения комитета по управлению имуществом с учетом мнения соответствующих отраслевых органов городского самоуправления, в соответствии с утвержденным положением.
При этом 80% средств, полученных от продажи имущества, остаются в распоряжении предприятия и не могут быть направлены на оплату труда, а 20% распределяются в соответствии с нормативами распределения средств от приватизации.
Высвобождающиеся автотранспорт предприятий, учреждений и предприятий городского пассажирского транспорта реализуются на аукционе.
5.7. Продажа муниципальных предприятий-должников, а также их имущества (активов) и находящихся в муниципальной собственности долей участия (паев, акций) в таких предприятиях осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ от 2 июня 1994 г. N 1114 "О продаже государственных предприятий-должников" и постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. N 98 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" и согласно распоряжению Госкомимущества РФ от 22 июля 1994 г. N 1981-р "О порядке рассмотрения дел по приватизации неплатежеспособных предприятий".
5.8. Приватизация законсервированных объектов, объектов незавершенного строительства, аварийных зданий и зданий, требующих капитального ремонта, осуществляется по решению комитета по управлению имуществом (в том числе по предложению предприятия) с учетом мнения отраслевых органов исполнительной власти путем:
- продажи таких объектов на аукционах или по конкурсу;
- учреждения открытого акционерного общества на базе таких объектов с последующей продажей акций.
Комитет по управлению имуществом, с учетом мнения соответствующих отраслевых органов, а также приватизируемое муниципальное предприятие вправе принять решение об исключении объектов, не завершенных строительством, из состава активов приватизируемого предприятия. В этом случае объекты, не завершенные строительством, приватизируются независимо от указанного предприятия.
Перечень объектов приведен в приложении N 3.
5.9. Акции акционерных обществ, созданных в порядке преобразования муниципальных предприятий до утверждения Порядка, подлежат продаже до 1 января 1997 года. Указанный срок может быть продлен по решению городской Думы.
5.10. Постоянно действующая аукционно-конкурсная комиссия, формируемая Фондом имущества, при проведении торгов по продаже объектов муниципальной собственности вправе принимать решение о снятии объекта с продажи на любом этапе, в случае обнаружения несоответствия складывающейся в ходе торгов цены объекта конъюнктуре рынка.
5.11. При продаже предприятия в процессе приватизации по конкурсу или на аукционе сумма залога (задатка), взимаемого с их участников, устанавливается Фондом имущества в размере от 1% до 10% начальной цены объекта, но не более 1000-кратного размера установленного законодательством РФ минимальной оплаты труда.
5.12. Условия продажи объектов.
5.I2.1. К числу условий продажи объекта по коммерческому конкурсу, в том числе с инвестиционными условиями, могут быть отнесены:
- сохранение профиля предприятия, среднемесячного объема реализации услуг и товарооборота конкретных видов товаров, работ или услуг на установленный планом приватизации срок;
- обязательства покупателя по объемам инвестиций в приобретаемый объект в течение определенного планом приватизации срока (в том числе в течение первого года с момента его продажи);
- сохранение числа рабочих мест и сложившихся социальных гарантий работникам предприятий на срок не более 1 года;
- согласование сроков закрытия на ремонт приватизированного предприятия с мэрией города в течение 3 лет с момента продажи;
- установка стационарной информации о принадлежности и режиме работы, согласованным с мэрией города, в течение 1 месяца после вступления в права собственника;
- принятие на себя покупателем ответственности по обязательствам перед кредиторами предприятия.
5.12.2. К числу условий продажи объекта по инвестиционному конкурсу могут быть отнесены:
- обязательства покупателя по осуществлению объемов предложенных им инвестиций (в денежной и иной форме) в приобретаемый объект в течение не более 3-х лет;
- обязательства покупателя по внесению в течение месяца с момента подписания договора купли-продажи не менее 20% минимального объема инвестиций, установленного планом приватизации, на расчетный счет предприятия;
- сохранение профиля, объема производства товаров, работ и услуг на установленный планом приватизации объекта срок;
- сохранение всех или определенного процента рабочих мест и сложившихся социальных гарантий работникам предприятий на срок не более 1 года;
- обязательство покупателя по осуществлению предложенных им объемов финансирования развития, комплексного благоустройства территории и инженерной инфраструктуры города в течение не более 3 лет.
5.12.3. К числу условий продажи пакета акций открытых акционерных обществ, по коммерческому конкурсу с инвестиционными условиями могут быть отнесены:
- обязательства покупателя но объемам инвестиций в приобретаемый объект в течение определенного планом приватизации срока (в том числе в течение первого года с момента его продажи);
- представление документов, подтверждающих наличие определенных объектов имущества, имущественных и неимущественных прав, необходимых для выполнения обязательств по объемам инвестиций.
5.12.4. К числу условий продажи пакета акций открытых акционерных обществ по инвестиционному конкурсу могут быть отнесены:
- осуществление покупателем объемов предложенных им инвестиций (в денежной и иной форме) в срок не более 3 лет с момента заключения договора купли-продажи пакета акций;
- в месячный срок с момента заключения договора купли-продажи по итогам конкурса внесение денежными средствами до 20% от общего объема инвестиций на расчетный счет открытого акционерного общества, в том числе 0.5 % от общего объема инвестиций в равных долях на счета Комитета по управлению и Фонда имущества;
- обязательство покупателя по осуществлению предложенных им объемов финансирования развития, комплексного благоустройства территории и инженерной инфраструктуры города в течение не более 3 лет;
- представление документов, подтверждающих наличие определенных объектов имущества, имущественных и неимущественных прав, необходимых для выполнения обязательств по объемам инвестиций.
VI. Приватизация муниципального имущества, сданного в аренду
6.1. В зависимости от порядка приватизации имущества, сданного в аренду предприятия-арендаторы делятся на три группы:
6.2. Первая группа - предприятия, действующие на основании договора аренды с правом выкупа, в котором определены сроки, величина, порядок, условия внесения выкупа, заключенного до вступления в силу Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации". Эти предприятия выкупают арендованное имущество в соответствии с договором.
6.3. Вторая группа - предприятия, действующие на основании договора аренды с правом выкупа, в котором не определены сроки, или величина, или порядок, или условия внесения выкупа, заключенного до вступления в силу Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации". Эти предприятия выкупают арендованное имущество на основании Дополнительного соглашения, заключаемого с комитетом по управлению имуществом.
Величина выкупа определяется:
- по основным средствам, имеющим остаточную стоимость в размере остаточной стоимости имущества, сданного в аренду, с учетом всех переоценок;
- но основным средствам, не имеющим остаточной стоимости в размере годовых амортизационных отчислений имущества, сданного в аренду, с учетом всех переоценок;
- по оборотным средствам - в размере 10-кратной стоимости имущества, сданного в аренду.
6.4. Третья группа - предприятия, действующие на основании договора аренды, не предусматривающего право выкупа арендованного муниципального имущества, являющиеся правопреемниками арендных предприятий, либо структурных подразделений арендных предприятий.
Приватизация муниципального имущества, арендованного указанными предприятиями может быть осуществлена по решению Городской Думы тремя способами:
1. Путем продажи на конкурсе, аукционе по истечении срока действия или расторжении договора аренды в установленном законодательством РФ порядке.
Арендатор имеет право на приобретение этого имущества только в порядке, установленном статьями 20, 21, 24 Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", с предоставлением льгот, предусмотренных для трудовых коллективов приватизируемых муниципальных предприятий.
2. Путем выкупа арендованного имущества на основании Дополнительного соглашения к договору аренды о предоставлении права выкупа (кроме объектов недвижимости), заключаемого с Комитетом по управлению имуществом, с указанием срока, величины, порядка и условий внесения выкупа.
Величина выкупа определяется:
- по основным средствам, имеющим остаточную стоимость в размере остаточной стоимости имущества, сданного в аренду, с учетом всех переоценок;
- по основным средствам, не имеющим остаточной стоимости в размере годовых амортизационных отчислений имущества сданного в аренду, с учетом всех переоценок;
- по оборотным средствам - в размере 10-кратной стоимости имущества, сданного в аренду.
Право выкупа арендованного имущества не предоставляется предприятиям-арендаторам, имеющим неудовлетворительную структуру баланса, а так же задолженность по арендной плате за имущество.
3. Путем учреждения комитетом по управлению имуществом, физическими и юридическими лицами, обладающими правом собственности на имущество (долю в капитале) в имущественном комплексе предприятия, созданного на основе аренды муниципального имущества, открытого акционерного общества, с последующей продажей акций, принадлежащих муниципалитету, по истечении срока действия или расторжения договора аренды в установленном законодательством порядке.
Все акции, принадлежащие муниципалитету поступают в свободную продажу и реализуются на аукционах, конкурсах. Указанные акции приобретаются арендаторами на общих основаниях.
Перечень объектов приведен в приложении N 5.
VII. Приватизация нежилого фонда
7.1. Продажа объектов нежилого фонда, арендуемых лицами, ставшими собственниками муниципальных (государственных) предприятий, муниципального (государственного) имущества в процессе приватизации, осуществляется на основании Положения "О порядке продажи объектов муниципального нежилого фонда, арендуемого лицами, ставшими собственниками муниципальных (государственных) предприятий или муниципального (государственного) имущества в процессе приватизации в соответствии с законом РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ", утвержденного постановлением мэра города N 76 от 12.01.96 г. в соответствии с решением городской Думы N 185 от 22.11.95 г.
7.2. Продажа объектов, являющихся памятниками истории и культуры осуществляется с обязательным условием их содержания собственником в соответствии с требованиями охранного обязательства, оформляемого в порядке, установленном законодательством РФ.
Решением городского Совета г. Калининграда от 7 мая 1997 г. N 126 пункт 7.3 настоящего приложения изложен в новой редакции
7.3. Допускается предоставление субъектам малого предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов муниципальной недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств.
Порядок и условия предоставления субъектам малого предпринимательства первоочередного права на выкуп муниципальных объектов нежилого фонда, а также порядок и условия такого выкупа определяются в соответствии с п.2 ст.7 Федерального Закона РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства", ст.ст. 2, 6, 15, п.4 ст.29, п.3 ст.7, ст.43, п.2 ст.55 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 154-ФЗ от 28.08.95 г.
7.4. Приватизация пустующих объектов нежилого фонда осуществляется на конкурсах, аукционах.
7.5. Исключен.
См. текст пункта 7.5
VIII. Льготы членам трудовых коллективов
приватизируемых предприятий
8.1. Льготы членам трудовых коллективов при преобразовании муниципальных предприятий в акционерные общества открытого типа, а также при покупке трудовыми коллективами своих предприятий на конкурсах или аукционах предоставляются в соответствии со статьями 23, 24 Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", Государственной Программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.93 г. N 2284, Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утвержденных Указом Президента РФ от 22.07.94 г. N 1535.
8.2. При определении величины залога, штрафа следует исходить из минимального размера оплаты труда, установленного на дату их совершения.
8.3. При расчете компенсаций работникам приватизированных предприятий, не получившим право на собственность в результате конкурса (аукциона), исходить из законодательства, иных правовых и нормативных актов по приватизации.
IX. Контроль за соблюдением условий приватизации
покупателями муниципальных предприятий и объектов
9.1. Контроль за соблюдением покупателями муниципальных предприятий и объектов приватизации условий заключенных договоров купли-продажи осуществляется Фондом имущества города.
9.2. Допускается изменение условий приватизации предприятий и объектов муниципальной собственности на основании заявления покупателя в соответствии с Положением, утверждаемым городской Думой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.