Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Мэра города
от 9 марта 2006 г. N 202
Порядок
расчета цен на платные медицинские услуги,
оказываемые муниципальными учреждениями
здравоохранения г. Ростова-на-Дону
I. Общие положения
Настоящий Порядок определяет единый методический подход к расчету стоимости платных медицинских услуг и сервисных услуг при оказании медицинской помощи, предоставляемой муниципальными учреждениями здравоохранения г. Ростова-на-Дону (далее по тексту - платных услуг).
Порядок разработан в соответствии с Налоговым кодексом РФ (ч. 2, гл. 25, 27), с использованием Порядка расчета цен на платные медицинские услуги, оказываемые областными государственными учреждениями здравоохранения, утвержденного приказом Минздрава РО от 20.06.2005 г N 250, а также с учетом практики работы учреждений здравоохранения города.
Объектами расчета стоимости является медицинская помощь, которая может быть представлена перечнем простых медицинских услуг (отдельные посещения, исследования, манипуляции, процедуры, операции и т.п.), перечнем сложных медицинских услуг (койко-дни в профильных отделениях стационаров и т.п.) или перечнем комплексных медицинских услуг по законченным случаям поликлинического и стационарного лечения.
Цена на платные услуги формируется из себестоимости и прибыли, исчисленной в размерах, установленных настоящим Положением.
В себестоимость платной услуги включаются затраты в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации: 210 "Оплаты труда и начисления на оплату труда" (211, 212, 213), 220 "Приобретение услуг" (221, 222, 223, 224, 225, 226), 290 "Прочие расходы", 300 "Поступление нефинансовых активов" (340).
Для расчета себестоимости платных услуг структурные подразделения медицинского учета делятся на основные и вспомогательные, а расходы учреждения - на прямые и косвенные (накладные).
К основным подразделениям медицинского учреждения относятся профильные отделения (палаты) стационаров, отделения (кабинеты) поликлиник, диагностических центров, лечебно-диагностические и другие подразделения, в которых пациенту обеспечивается непосредственное оказание платных услуг.
К вспомогательным подразделениям относятся общеучрежденческие службы, обеспечивающие деятельность основных подразделений по оказанию платных услуг (администрация, отдел кадров, бухгалтерия, кабинет медицинской статистики, регистратура, аптека, стерилизационная, хозяйственные службы и пр.).
Себестоимость медицинских услуг - это стоимостная оценка используемых в процессе оказания платных услуг материалов, основных фондов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, а также других затрат.
По содержанию и назначению затраты группируются по экономическим элементам и калькуляционным статьям.
При определении себестоимости любого вида платных медицинских услуг используется группировка затрат на:
-прямые затраты - затраты, непосредственно связанные с медицинской услугой и потребляемые в процессе ее оказания: оплата труда и начисления на оплату труда персонала основных подразделений; материальные затраты, потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской услуги полностью (медикаменты, перевязочные средства, продукты питания, одноразовые медицинские принадлежности и др.); амортизация медицинского и прочего оборудования, используемого непосредственно в лечебно-диагностическом процессе;
-косвенные (накладные) расходы - затраты, которые необходимы для обеспечения предпринимательской деятельности учреждения, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания платных услуг: оплата труда и начисления на оплату труда персонала вспомогательных подразделений, текущие хозяйственные затраты, затраты на содержание и ремонт оборудования, неиспользуемого непосредственно при оказании медицинской услуги.
II. Особенности расчета отдельных статей расходов
при формировании цен на платные медицинские услуги
"Заработная плата". При расчете расходов на заработную плату необходимо произвести:
1) группировку персонала по способу включения расходов на оплату труда в себестоимость;
2) определение размера оплаты труда персонала, включаемого в себестоимость.
Существует три основных варианта группировки персонала для расчета цен на платные медицинские услуги:
1-ый вариант (согласно Методическим рекомендациям по расчету тарифов на оказание амбулаторно-поликлинической помощи, утвержденной приказом ФФОМС от 12.1.1995 г. N 72).
Весь персонал учреждения, осуществляющий предпринимательскую деятельность, делится на три группы:
-основной персонал, непосредственно выполняющий услугу: врач и (или) средний медперсонал;
-прочий персонал подразделения, в котором работает основной персонал, не участвующий непосредственно в оказании услуги, но способствующий рациональной организации труда: заведующий отделением, старшая медсестра, санитарка и др.;
-общеучрежденческий персонал - персонал вспомогательных медицинских и прочих подразделений, административно-управленческий и хозяйственно-обслуживающий персонал.
При этом варианте формула для определения расходов на оплату труда в стоимости одной минуты (УЕТ) работы врача, среднего и младшего мед. персонала, непосредственно оказывающего данную услугу, (V мин) составляет:
Vвр x dвр Vзав x dзав Vср x dср V ст м/с x d ст м/с Vмл x dмл Vс/х x dс/х
Vмин=_____________ + _____________ + _____________ + ____________________ + ____________ + ____________ ,
Бвр Бзав Бср Бст м/с Бмл Бс/х
где:
Vвр, Vзав, Vср, Vст м/с, Vмл Vс/х - годовой фонд оплаты труда соответственно врача, заведующего отделением, среднего медицинского персонала, старшей медсестры, младшего медицинского персонала, сестры-хозяйки;
Бвр, Бзав, Бср, Бст м/с, Бмл, Бс/х - годовой бюджет рабочего времени соответствующего персонала;
dвр, dзав, dср, d ст м/с, dмл, dс/х - число должностей соответствующих групп персонала, приходящихся на одну должность врача (или среднего медработника, непосредственно оказывающего данную услугу). Величины dвр, dзав, dср, d ст м/с, dмл, dс/х берутся по штатному расписанию.
Фонд оплаты труда общеучрежденческого персонала учитывается в накладных расходах.
2 вариант (согласно Инструкции по расчету стоимости медицинских услуг, утвержденной Минздравом РФ от 10.11.1999 г. N 01-23/4-10 и РАМН 10.11.1999 г. N 01-02/41).
Весь персонал учреждения делится на две группы:
-основной: врачебный и средний медицинский персонал, непосредственно оказывающий медицинские услуги;
-общеучрежденческий: заведующие отделениями, старшие медицинские сестры, младший медицинский персонал, медицинские регистраторы.
При таком варианте оплата труда персонала второй группы полностью включается в сумму косвенных (накладных) расходов. Особенности установления должностей руководителей, старших медсестер, санитарок в различных подразделениях не учитываются.
3 вариант (согласно Методическим рекомендациям по формированию цен, утвержденным Минздравом РФ от 16.10.2000 г. N 1230-У).
Весь персонал учреждения делится на две группы:
-основной персонал, занятый непосредственно выполнением данного вида работ (услуги):
-общеучрежденческий персонал (административно-хозяйственный персонал).
При таком способе расчетов оплата труда персонала второй группы также полностью включается в сумму косвенных (накладных) расходов.
Оплата труда заведующего отделением, старшей медсестры, процедурной медсестры и т.п. учитывается в основном персонале. Этот вариант применяется преимущественно при расчете стоимости стационарных услуг.
При втором и третьем варианте формула для определения расходов на оплату труда в стоимости одной минуты работы врача (или среднего медперсонала), непосредственно оказывающего услугу (V мин), составляет:
V осн
Vмин = _________ ,
Б осн
где
V осн - основной фонд оплаты труда основного персонала;
Б осн - годовой бюджет рабочего времени персонала, непосредственно выполняющего услугу;
или
V осн
Vк/дн = ____________ ,
Б к/дн
где
V к/дн - годовой фонд оплаты труда персонала отделения, оказывающего услугу;
Б к/дн - плановая нагрузка отделения (годовое количество койко-дней).
При расчете расходов на оплату труда в составе прочего персонала подразделений (1-ый вариант) и общеучрежденческого персонала (все варианты) учитываются работники, включенные локальным нормативным актом учреждения (приказом руководителя) в состав основного или содействующего персонала. При расчете расходов на оплату труда персонала специально созданных хозрасчетных подразделений учитываются только работники основного, прочего и общеучрежденческого персонала (основного и содействующего персонала), получающие заработную плату из средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
При расчете стоимости амбулаторно-поликлинических и лечебно-диагностических услуг, а также простых услуг, выполняемых в стационаре, годовой бюджет рабочего времени персонала, непосредственно выполняющего услугу, определяется с учетом коэффициентов использования рабочего времени на основную деятельность в следующих размерах:
Врач амбулаторного приема 0,923
Врач - лаборант 0,75
Лаборант, фельдшер - лаборант 0,8
Врач - рентгенолог 0,8
Рентгенолаборант 0,9
Врач - радиолог 1,0
Врач функциональной диагностики 0,84
Врач ультразвуковой диагностики 0,85
Врач - эндоскопист 0,85
Врач и инструктор по лечебной физкультуре 0,923
Врач - физиотерапевт 0,923
Врач - психиатр, врач - нарколог 0,923
Психолог 0,923
Логопед 1,0
Медицинская сестра по массажу 0,77
Медицинская сестра по физиотерапии 1,12
Для медицинских сестер, работающих с врачами, используется коэффициент, рассчитанный для врачей соответствующей специальности.
При определении расходов по оплате труда на койко-день коэффициент использования рабочего времени принимается равным 1 для всех категорий персонала. Плановая нагрузка отделения (годовое количество койко-дней) принимается в размерах:
-для учреждений, работающих в системе ОМС, в соответствии с нормативами, принятыми для расчета тарифов на медицинские услуги для соответствующего профиля коек;
-для учреждений, финансируемых за счет бюджетных средств, в соответствии с плановой нагрузкой, утвержденной при составлении сметы расходов на очередной финансовый год.
В зависимости от конкретных условий каждым учреждением выбирается один из перечисленных вариантов распределения персонала и включении фонда оплаты труда в себестоимость услуг, при этом для разных подразделений могут применяться разные варианты расчета.
Расчет расходов на заработную плату производится на основании постановления Мэра г. Ростова-на-Дону от 31.01.2005 г. N 101 "О системе оплаты труда и материальном стимулировании работников муниципальных учреждений здравоохранения г. Ростова-на-Дону"., постановления Мэра г. Ростова-на-Дону от 16.08.2005 г. N 1199 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений бюджетной сферы г. Ростова-на-Дону". В фонд оплаты труда может включаться оплата труда лиц, оформленных по трудовому договору и получающих заработную плату только от предпринимательской деятельности.
Фонд оплаты труда основного медицинского персонала, включаемый в себестоимость медицинской услуги, складывается из основной, рассчитанной по тарификационному списку, и дополнительной заработной платы. Расходы на дополнительную заработную плату могут учитываться через коэффициент соотношения дополнительной заработной платы к основной. Дополнительная заработная плата включает следующие выплаты:
-оплата ежегодных оплачиваемых основных и дополнительных отпусков;
-доплата за работу в праздничные и выходные дни;
-доплата за работу в ночное время;
-доплата за стаж работы.
Доплата за работу в праздничные и выходные дни и за работу в ночное время включается в себестоимость платных услуг при оказании услуг в эти периоды.
При оказании платных услуг строго не в основное рабочее время (оплачиваемое за счет средств бюджета или фонда ОМС), в том числе персоналом специально созданных хозрасчетных подразделений, в фонд оплаты труда могут включаться надбавки стимулирующего характера, предусмотренные локальными нормативными актами учреждений.
Размер оплаты труда основного персонала в стоимости услуги (V) рассчитывается по формуле:
V = Vмин (к/дн) x t,
где
t - продолжительность проведения услуги, лечения (посещения, процедуры, манипуляции, курса лечения в стационаре).
Нормы времени (нагрузки) на оказание медицинских услуг устанавливаются согласно методическим рекомендациям по нормированию труда медицинского персонала в условиях перехода к медицинскому страхованию, разработанным НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Семашко при Российской Академии медицинских наук, Номенклатуре работ и услуг в здравоохранении МЗ РФ от 12.07.2004 г. и в соответствии с приказами и методическими рекомендациями МЗ РФ.
Время на оформление медицинской документации учтено в нормах времени (нагрузки), если не предусмотрено иное, поэтому выполнение данной работы не является отдельно оплачиваемой услугой.
Лечебно-профилактическое учреждение вправе на основе хронометражных наблюдений, проведенных в установленном порядке, вводить нормы времени, нагрузки и другие плановые показатели, служащие основой для расчета цен, в следующих случаях:
-отсутствия норм времени (нагрузки) в методических рекомендациях по нормированию труда, разработанных НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А. Семашко при Российской Академии медицинских наук, или в приказах Министерства здравоохранения Российской Федерации, в номенклатуре работ и услуг в здравоохранении МЗ РФ;
-применении новых (уникальных) методик обследования или лечения;
-использования оборудования, на которое отсутствуют утвержденные нормы нагрузки или технические характеристики.
Применение хронометражных наблюдений должно быть обосновано и оформлено приказом по учреждению.
"Прочие выплаты". В прочие выплаты включаются затраты учреждения на оплату суточных при служебных командировках, связанных с предпринимательской деятельностью, при нахождении на учебе с отрывом от производства в системе повышения квалификации и переподготовки кадров, которые определяются по фактическим расходам за предыдущий период (не менее 1 года), взятый за базу (далее по тексту - по фактическим затратам) или на основании обоснованных расчетов.
Расчет потребности производится исходя из планируемого количества командировок по каждому специалисту, их продолжительности и действующих норм оплаты суточных расходов. При этом планируемое количество дней нахождения в служебных командировках в среднем на 1 специалиста не может быть больше фактического показателя за предыдущие 3-5 лет.
Указанные выплаты, осуществляемые основному персоналу, оказывающему платные услуги, включаются в прямые затраты, по общеучрежденческому персоналу - в состав накладных расходов.
"Начисления на оплату труда". В себестоимости платных услуг учитываются расходы по уплате:
-единого социального налога, начисляемого в соответствии с действующим законодательством;
-взносов по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Размер единого социального налога и страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев определяется в соответствии с действующей нормативно-правовой базой.
Начисления на оплату труда основного персонала, оказывающего платные услуги, включаются в прямые затраты, общеучрежденческого персонала - в состав накладных расходов.
"Приобретение услуг". В себестоимость платных услуг включаются следующие расходы:
"Услуги связи". Расходы на оказание услуг связи в целях обеспечения собственных нужд, в том числе:
-аренда технических средств, телефонная связь, сотовая связь, подключение и использование Глобальной сети Интернет, доступ к телефонной сети (установка телефонов), междугородние и международные соединения, местное телефонное соединение (абонентская и повременная оплата), радиосвязь и другие средства связи;
-пересылка почтовых отправлений, почтовые переводы, приобретение почтовых марок, конвертов, пользование радиоточкой и другие аналоговые расходы.
"Транспортные услуги". Расходы учреждения по оплате договоров на оказание транспортных услуг в целях обеспечения собственных нужд, в том числе за:
-наем транспортных средств, стоимость переезда и иные транспортные расходы, связанные с перемещением работников;
-оплата проезда по служебным командировкам.
"Оплата коммунальных услуг". Расходы учреждения по оплате договоров на оказание коммунальных услуг в целях обеспечения собственных нужд, в том числе за оплату: отопления и технологических нужд, горячего водоснабжения, потребления газа, электроэнергии, водоснабжения, канализации, ассенизации.
"Арендная плата за пользование имуществом". Затраты учреждения по арендной плате в соответствии с заключенными договорами аренды имущества.
"Услуги по содержанию имущества". Затраты учреждения по оплате договоров на оказание услуг, связанных с содержанием нефинансовых активов, в том числе:
-на содержание в чистоте помещений, зданий и иного имущества (в т.ч. уборка и вывоз снега, мусора, дезинфекция, дератизация, санитарно-гигиеническое обслуживание, мойка транспорта); техническое обслуживание и текущий ремонт имущества (зданий, сооружений, помещений, машин и оборудования, инвентаря).
Плановые расходы на оплату текущего ремонта оборудования и инвентаря в целях ценообразования могут приниматься в размере 10% балансовой стоимости оборудования и инвентаря, на оплату текущего ремонта зданий и сооружений - в размере 5% от балансовой стоимости зданий и сооружений.
"Прочие услуги". Затраты учреждения по оплате договоров на оказание услуг в целях обеспечения собственных нужд, в том числе за:
-вневедомственную (в т.ч. пожарную) охрану, охранную и пожарную сигнализацию (установку, наладку и эксплуатацию);
-страхование жизни, здоровья и имущества, в том числе страхование гражданской авто ответственности;
-найм жилых помещений при служебных командировках;
-услуги по изготовлению бланков;
-услуги в области информационных технологий (приобретение пользовательских прав на программное обеспечение, включая приобретение и обновление справочно-информационных баз данных);
-другие расходы, связанные с оплатой прочих услуг.
Все перечисленные расходы включаются в себестоимость платных услуг только в том случае, если они имеют прямое или косвенное отношение к осуществлению учреждением предпринимательской деятельности.
Сумма расходов определяется по фактическим затратам или по потребности в соответствии с заключенными договорами.
Расходы по приобретению услуг, оказанных для подразделений, специально созданных для осуществления предпринимательской деятельности и расположенных в отдельных помещениях (далее по тексту - хозрасчетные подразделения), учитываются в себестоимости платных услуг в полном объеме.
В случае если платные услуги оказываются в подразделениях, финансируемых из разных источников (бюджетных ассигнований, средств фонда обязательного медицинского страхования, доходов от платных услуг, других поступлений), и расходы по приобретению услуг не могут быть непосредственно отнесены на платные услуги, они учитываются следующим образом:
-из общей суммы расходов учреждения на приобретение соответствующих услуг выделяется часть, приходящаяся на подразделения, которые оказывают платные услуги (прямым счетом, пропорционально площадям, пропорционально фонду оплаты труда, объемным показателям, койко-дням, посещениям и т.д.);
-определяется доля расходов, включаемая в себестоимость платных услуг, пропорционально доходам, полученным от этих услуг, в общем объеме финансовых средств данных подразделений.
Расходы по приобретению услуг включаются в состав накладных расходов.
"Прочие расходы". В себестоимость платных услуг включаются затраты учреждения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, на уплату налогов и сборов, разного рода платежей, пошлин, лицензий, включаемые в соответствии с налоговым законодательством в состав прочих расходов, относимых на себестоимость.
Сумма расходов определяется исходя из фактических затрат или согласно расчетной потребности.
Прочие расходы включаются в состав накладных расходов.
"Расходы на мягкий инвентарь". Расходы на мягкий инвентарь могут включаться как в прямые затраты так и в накладные расходы.
Расчет расходов на мягкий инвентарь производится в соответствии с приказом МЗ СССР от 15.09.1988 г. N 710 "Об утверждении табелей оснащения мягким инвентарем больниц, диспансеров, родильных домов, медико-санитарных частей, поликлиник, амбулаторий" по каждому виду инвентаря и обмундирования (согласно типовым отраслевым нормативам рабочих и служащих оснащения мягким инвентарем, обмундированием, спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты) по рыночным ценам, сложившимся на момент расчета, с учетом мощности учреждения, по нормам оснащения учреждений здравоохранения мягким инвентарем.
Сумма средств, необходимых для оснащения мягким инвентарем вновь открываемого отделения рассчитывается как произведение нормативного количества предметов мягкого инвентаря на 1 койку (1 должность врача) на количество коек соответствующего профиля (должностей врачей) и на среднюю цену мягкого инвентаря. При определении размера средств для ежегодного пополнения предметами мягкого инвентаря указанная выше сумма делится на нормативный срок службы (в годах).
При расчете расходов на мягкий инвентарь могут также использоваться денежные нормы, применяемые при расчете тарифов ОМС или бюджетных нормативов по соответствующим подразделениям.
"Расходы на оборудование". Поскольку оборудование служит несколько лет, то свою стоимость в цены на платные услуги переносит постепенно.
В соответствии со ст. 256, гл. 25, ч.2 Налогового кодекса РФ имущество бюджетных учреждений не подлежит амортизации (в ред. ФЗ от 29.05.2002 г. N 57-ФЗ), за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для осуществления такой деятельности (п.п.1 в ред. ФЗ от 24.07.2002 г. N 110-ФЗ).
Расчет расходов на износ оборудования производится на основании:
-оценочной стоимости оборудования на начало года, цены приобретения, даты приобретения и индекса-дефлятора;
-сумма годового износа. При расчете цен используются "Годовые нормы износа по основным фондам учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете", утвержденные Госпланом, Госстроем и ЦСУ СССР 28.06.74 г. в качестве норм амортизационных отчислений, а также "Годовые нормы износа медицинского оборудования учреждений и организаций, состоящих на Государственном бюджете СССР", утвержденные Минфином СССР от 11.02.88 г. N 41-08.
-нормативного времени работы оборудования в год или нормативного числа исследований в год. При отсутствии в техническом паспорте оборудования указаний на нормативное время работы в год или числа исследований в год календарный годовой фонд времени работы оборудования определяется исходя из нормативной продолжительности рабочей смены персонала при двухсменном режиме работы;
-нормативного времени использования оборудования при обследовании или проведении конкретной процедуры, манипуляции (расчетное время на проведение услуги);
-времени планового простоя оборудования при регламентированных ремонтных и сервисных работах. При этом рекомендуется вводить коэффициент, равный для простого оборудования - 0,05-0,1, для сложного - 0,1-0,15, для оборудования с электронными узлами - 0,2.
Сумма расходов на оборудовании в стоимости услуги (R) определяется по формуле:
I
R= t x ____________ ,
N (1-k)
где
I - сумма годового износа оборудования;
t - время на проведение услуги, при которой используется оборудование;
N - нормативное время работы оборудования в год;
k - коэффициент планового простоя оборудования.
Расходы на оборудование, на котором непосредственно оказывается платная услуга, включаются в прямые затраты. По остальному оборудованию, косвенно участвующему в оказании платных услуг - в состав накладных расходов в порядке, применяемом при расчете расходов на приобретение услуг.
"Увеличение стоимости материальных запасов". Учитываются расходы по оплате договоров и приобретения материалов, предназначенных для однократного использования в процессе деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, а также предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) в целях обеспечения собственных нужд. в том числе: медикаменты и перевязочные средства, продукты питания, горюче-смазочные материалы, все виды котельно-печного топлива, хозяйственные материалы, канцелярские принадлежности, книжной и иной печатной продукции на бумажных и иных носителях (кроме библиотечных фондов), запасных частей и прочих материальных запасов.
"Медикаменты и перевязочные средства". Расходы на приобретение медикаментов определяются:
-по сложившимся фактическим затратам путем деления фактической суммы расходов на медикаменты из всех источников финансирования по каждому подразделению (виду услуг, нозологии) за отчетный период на суммарный выполненный объем работ (кол-во койко-дней, посещений, УЕТ и др.) с использованием индексов-дефляторов, применяемых при бюджетном планировании;
-по нормам расхода медикаментов в натуре в соответствии с клинико-экономическими стандартами лечения в случае применения медико-экономических стандартов для отдельных заболеваний (нозологий) или групп, схожих по технологии лечения (КСГ). Для расчета стоимости медикаментов по каждой услуге проводится прямая выборка расходов, указываются необходимое лекарственное средство и его доза. Эти данные сопоставляются со стоимостью приобретения медикаментов, их дозой в упаковке.
При расчете медикаментов, перевязочных средств применяются:
- приказ МЗ СССР от 30.08.91 г. N 245 "О нормативах потребления этилового спирта для учреждений здравоохранения, образования и социального обеспечения" (вместе с ориентировочными нормами расхода спирта в подразделениях лечебно-профилактических учреждений и на медицинские процедуры (в граммах));
- приказ МЗ СССР от 28.08.85 г. N 1145 "Об утверждении временных нормативов потребления перевязочных средств для лечебно-профилактических и аптечных учреждений".
В стоимость платных услуг включаются только те медикаменты, которые реально предоставляются пациентам, получающим данную услугу. При применении специфических лекарственных средств и изделий медицинского назначения, особенно дорогостоящих, возможен расчет нескольких цен на одну и ту же услугу в зависимости от применяемых медикаментов, при этом в прейскуранте цен это должно быть отражено.
При приобретении медикаментов, изделий медицинского назначения, расходных материалов пациентов за свой счет их стоимость не включается в цену платной услуги.
При расчете расходов на медикаменты и перевязочные средства могут также использоваться денежные нормы, применяемые при расчете тарифов ОМС (плановых) или бюджетных нормативов по соответствующему профилю.
Расходы на медикаменты включаются в состав прямых затрат.
"Продукты питания". Расходы на питание больных определяются:
- по сложившимся фактическим затратам путем деления фактической суммы расходов на питание из всех источников финансирования по каждому подразделению за отчетный период на суммарный выполненный объем работ (кол-во койко-дней, посещений, УЕТ) с использованием индексов-дефляторов, применяемых при бюджетном планировании;
- исходя из действующих норм среднесуточного набора продуктов для одного больного, с учетом принятых в учреждении норм улучшения питания для платных больных, либо организации индивидуального питания;
- по тарифам, действующим в системе обязательного медицинского страхования - для учреждений (подразделений), работающих в системе ОМС, или по бюджетным нормативам согласно утвержденной смете расходов, - для учреждений (подразделений), за счет средств областного бюджета.
Расходы на питание больных включаются в состав прямых затрат.
Расходы по спецпитанию медицинского персонала в соответствии с Положением, утвержденным министерством труда и социального развития РФ от 31.03.03 г. N 13 "Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда", могут относиться на стоимость медицинских услуг, оказываемых в отделениях с вредными условиями труда, путем увеличения на соответствующую сумму накладных расходов для данного отделения.
"Горюче-смазочные материалы". Расходы на приобретение ГСМ и специального топлива определяются по фактическим затратам с применением индексов-дефляторов или на основании расчетной потребности.
Расчет потребности в горюче-смазочных материалах производится исходя из планируемого объема работы (годового пробега) для каждого автомобиля, действующих норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, фактической средней стоимости горюче-смазочных материалов. При этом планируемый годовой пробег в среднем на 1 автомобиль не может быть больше фактического показателя за предыдущие 3-5 лет.
Расходы на приобретение ГСМ включаются в себестоимость платных услуг, оказываемых конкретным подразделениям, только в том случае, если они имеют прямое или косвенное отношение к осуществлению данным подразделением предпринимательской деятельности.
Расходы на ГСМ включаются в состав накладных расходов (за исключением услуг по транспортировке больных, по которым данные расходы учитываются в прямых затратах) пропорционально доходам, полученным от платных услуг, в общем объеме финансовых средств подразделения.
"Хозяйственные материалы, канцелярские принадлежности, запасные части, котельно-печное топливо, прочие материальные ценности". Сумма затрат на приобретение хозяйственных материалов, канцелярских принадлежностей, запасных частей, котельно-печного топлива, прочих материальных ценностей определяется исходя из фактических затрат или согласно расчету потребности и включается в состав накладных расходов.
III. Расчет цен на платные
медицинские услуги
Расчет цены (Z) на платные медицинские услуги производится по формуле:
Z = (Vнач + M + П + М.и. + R + H) + Р,
где
Vнач - оплата труда с начислением основного медицинского персонала, рассчитанная на норму времени;
М - затраты на приобретение медикаментов, необходимых для проведения услуги;
П - затраты на питания больных;
М.и. - затраты на мягкий инвентарь;
R - затраты на возмещение износа медицинского оборудования, используемого при оказании услуги;
Н - накладные расходы, которые рассчитываются по формуле:
Н = V x kнр,
где
V - оплата труда (без начислений) основного медицинского персонала, оказывающего услугу, рассчитанная на норму времени;
kнр - коэффициент накладных расходов, который определяется как отношение суммы затрат, входящих в косвенные (накладные) расходы, к фонду оплаты труда основного медицинского персонала непосредственно, оказывающего услуги, в целом по учреждению, независимо от источника финансирования (ОМС, бюджет, платные услуги).
Коэффициент накладных расходов может рассчитываться:
-единый для всех подразделений ЛПУ (если отличия между суммами накладных расходов, относимых на различные подразделения, незначительные);
-дифференцированно по стационару, поликлинике, параклинике;
-дифференцированно по отдельным подразделениям (если они имеют специфические условия формирования накладных расходов).
После определения доли накладных расходов, приходящихся на каждое подразделение учреждения, расчет ведется по подразделениям, персонал которых оказывает платные медицинские услуги.
Р - сумма плановой прибыли (рентабельности).
Цены на платные медицинские услуги устанавливаются с учетом плановой прибыли, которая является источником развития учреждения, приобретения нового оборудования, внедрения новых методик диагностики и лечения, материального стимулирования работников.
При исчислении и утверждении цен на платные медицинские услуги, оказываемые муниципальными учреждениями здравоохранения города, прибыль планируется до 30% от себестоимости услуги.
Размер прибыли может быть увеличен при оказании медицинской помощи с предоставлением дополнительных условий:
Повышенной сервисности:
-оказание плановой медицинской помощи вне общей очереди - до 100% (при наличии специально выделенных кабинетов (рабочих мест) и штатов для оказания данной услуги).
Повышенной комфортности:
-при получении стационарной помощи (без учета стоимости лечения) размещение:
-в двухместной палате - до 50%;
-в одноместной палате - до 75%;
-в трехместной палате, состоящей из двух комнат - до 50%;
-в двухместной палате, состоящей из двух комнат - до 100%;
-в одноместной палате, состоящей из двух комнат - до 150%.
При наличии в указанных палатах отдельного туалета (туалета и душа) рентабельность дополнительно увеличивается на 25 (50)%.
-услуги, оказываемые на дому (при отсутствии медицинских показаний) - до 200%;
-индивидуальный медицинский пост среднего или младшего медицинского персонала (при отсутствии медицинских показаний)
-в стационаре - до 100%,
-на дому - до 200%.
-косметологические услуги (за исключением оказываемых детям по медицинским показаниям) - до 200%;
-анонимное обследование и лечение (кроме обследования на СПИД) - до 100%;
-другие сервисные услуги - по согласованию с управлением здравоохранения города.
С целью социальной защищенности некоторых категорий граждан (инвалидов, ветеранов, многодетных семей и др.) платные медицинские услуги, не включенные в программу государственных гарантий, могут предоставляться по сниженным ("льготным") ценам. Перечень категорий определяется городским управлением здравоохранения, приказом учреждения, а так же фиксируется в прейскуранте цен. Размер льготных цен на платные медицинские услуги принимаются на 15% ниже стоимости цен по прейскуранту.
IV. Особенности расчета стоимости медицинских услуг
Ценообразование на услуги амбулаторно-поликлинических и лечебно-диагностических (параклинических) подразделений.
Методики расчета цен разнообразны в зависимости от видов оказываемых услуг, являющихся объектами ценообразования: посещение, законченный случай лечения, отдельные манипуляции, процедуры, исследования, комплекс услуг (например, профосмотр) и др.
Расчет расходов производится непосредственно на единицу услуги или через стоимость условной единицы трудоемкости (УЕТ).
При расчете стоимости медицинских услуг амбулаторно-поликлинического приема применяются "Рекомендации по нормированию труда и экономическому анализу деятельности медицинского персонала амбулаторно-поликлинических учреждений", разработанные московским НИИ гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Семашко, 1994 г.
При расчете цен на стоматологические услуги следует применять приказ МЗ СССР от 25.01.88 г. N 50 "О переходе на новую систему учета труда врачей стоматологического профиля и совершенствовании формы организации стоматологического приема" и последующие методические рекомендации и нормативные документы.
Расчет цен на медицинские осмотры производится с учетом следующих требований:
-при проведении медицинского освидетельствования водителей автотранспортных средств в расчет цен следует включать следующих врачей специалистов: терапевта, хирурга, невролога, офтальмолога, отоларинголога, психиатра, нарколога, гинеколога (для женщин), согласно приказу минздрава области от 22.12.97 г. N 201 "О введении бланка справки медицинского освидетельствования на допуск к управлению автотранспортом". Стоимость специального бланка-справки включается в прямые затраты по врачу специалисту, выдающему итоговое заключение комиссии;
-при проведении экспертизы на право владения оружием в расчет цен включаются следующие врачи-специалисты: психиатр, психиатр-нарколог, офтальмолог и терапевт участковый (приказ МЗ РФ от 11.09.2000 г. N 344 "О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия");
-при расчете цен по предварительным и периодическим медицинским осмотрам следует руководствоваться приказом МЗ Медпром РФ от 14.03.96 г. N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии".
В расчет стоимости медицинских осмотров следует включать прием врачей-специалистов, участвующих в их проведении. Необходимые исследования (лабораторные анализы, ЭКГ, ФЛО) учитываются дополнительно при оплате услуги из соответствующих разделов прейскуранта цен.
Расчет цен на услуги лечебно-диагностических (параклинических) служб производится с использованием следующих нормативных документов:
Приказ МЗ РФ от 30.11.93 г.N 283 "О совершенствовании службы функциональной диагностики в учреждениях здравоохранения Российской Федерации";
Приказ МЗ РФ от 20.08.01 г. N 337 "О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры";
Приказ МЗ СССР от 18.06.87 г. N 817 "О нормах нагрузки медсестер по массажу";
Приказ МЗ СССР от 21.12.84 г. N 1440 "Об утверждении условных единиц на выполнение физиотерапевтических процедур, норм времени по массажу, положений о физиотерапевтических подразделениях и их персонале";
Приказ МЗ СССР от 05.08.86 г. N 1029 "Об утверждении расчетных норм времени на радиоизотопные исследования и о внесении изменений в действующие штатные нормативы лабораторий радиоизотопной диагностики";
Приказ МЗ РФ от 02.08.91 г. N 132 "О совершенствовании службы лучевой диагностики" (Приложение 23 - Методика расчета цен на диагностические исследования для отделов лучевой диагностики);
Приказ МЗ РФ от 14.09.01 г. N 360 "Об утверждении перечня лучевых методов лечения";
Приказ МЗ РФ от 31.05.96 г. N 222 "О совершенствовании службы эндоскопии в учреждениях здравоохранения РФ" (приложение 7-Расчетные нормы времени на эндоскопические исследования, лечебно-диагностические процедуры, операции; приложение 12 - Методика расчета цен на эндоскопические исследования);
Приказ МЗ России от 25.12.97 г. N 380 "О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения РФ" (Приложение 12 - Расчетные нормы времени на проведение клинических лабораторных исследований; приложение 13 - Методика расчета себестоимости лабораторного анализа).
Ценообразование на услуги стационара
Одним из важнейших является вопрос о том, что выбрано за основу цены: койко-день, стоимость профиля лечения, стоимость лечения по клинико-статиститческим группам или нозологии. Наиболее точно трудоемкость и материальные затраты учитываются при расчете цен на основании клинико-экономических стандартов по КСГ и по нозологическим группам. Стандарты могут рассчитываться как общие, так и отдельно по взрослым и детям, с применением коэффициентов сложности (при проведении операций и др.).
Целесообразно выделить три основных способа разработки цен на платные стационарные услуги:
1) расчет цен по средней стоимости курса лечения больного в отделениях. В этом случае по каждому отделению (профилю коек) рассчитывается стоимость 1 койко-дня и путем умножения на плановую длительность пребывания больного в отделении находится стоимость всего лечения.
2) расчет цен с использованием клинико-экономических стандартов.
3) расчет цен с использованием стоимости 1 койко-дня и стоимости операций с применением коэффициентов сложности.
Примеры расчет стоимости услуг стационара приведены в "Методических рекомендациях по нормированию труда и экономическому анализу деятельности медицинского персонала больничных учреждений (отделений)", разработанных московским НИИ гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Семашко, 1993 г.
Кроме этого, при расчете цен следует руководствоваться инструкциями, рекомендациями:
1. Маркетинг медицинских услуг (Малахов Н.Г. Методическое пособие. М.: МЦФЭР, 1998 г.)
2. Экономическая служба лечебно-профилактических учреждений. (Кадыров Ф.Н., М.: Грантъ, 2000 г.)
3. Постановление Правительства РФ от 02.10.2003 г. N 609 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы".
4. Постановление от 25.10.1974 г. N 298/П-22 "Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" (в ред. Постановлений Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 22.10.1990 N 418 в/П - 12)
5. Приказ МЗ СССР от 31.10.1977 г. N 972 "О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения"
6. Справочник по кадровой работе и оплате труда в учреждении здравоохранения: В2 т. Т-2: Издательство Грантъ, 1998 г.
7. Основы нормирования труда в здравоохранении. (Шипова В.М., учебное пособие под редакцией академика РАМН О.П. Щекина, М.: Грантъ, 1998 г).
8. Федеральный закон от 12.02.2001 г. N 17-ФЗ.
9. Постановление Мэра города Ростова-на-Дону от 16.08.2005 г. N 1199 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений бюджетной сферы города Ростова-на-Дону".
10. Номенклатура работ и услуг в здравоохранении МЗ РФ от 12.07.2004 г.
V. Согласование и утверждение цен
на платные медицинские услуги
Для утверждения цен на платные медицинские услуги лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) представляют Службе по тарифам Администрации г. Ростова-на-Дону следующие обосновывающие материалы:
-копию лицензии, выданной Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Ростовской области;
-ходатайство на оказание платных медицинских услуг населению;
-краткую характеристику технико-экономических показателей ЛПУ и объемов платных услуг;
-квалификационную характеристику врачебного, среднего и младшего медицинского персонала, оказывающего платные медицинские услуги;
-смету затрат и калькуляцию по платным медицинским услугам с расшифровкой статей затрат;
-основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ЛПУ за предшествующий период;
-прейскурант платных медицинских услуг;
-дополнительные материалы по требованию Службы по тарифам Администрации города Ростова-на-Дону.
Руководитель ЛПУ, оказывающего платные услуги, несет полную ответственность за достоверность представленных документов.
Стоимость платных медицинских услуг утверждается распоряжением Службы по тарифам Администрации города Ростова-на-Дону, после согласования с начальником МУ "Управление здравоохранения г. Ростова-на-Дону" (Девликамов Р.Х.).
Управляющий делами |
С.Д.Синякова |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Мэра г. Ростова-на-Дону от 9 марта 2006 г. N 202 "Об утверждении Порядка расчета цен на платные медицинские... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.