Письмо Сбербанка РФ и Госналогслужбы РФ от 24, 29 апреля 1998 г. NN 01-04-1688, КУ-6-09/265 О некоторых вопросах при проведении расчетных операций банками

Письмо Сбербанка РФ и Госналогслужбы РФ от 24, 29 апреля 1998 г.
NN 01-04-1688, КУ-6-09/265
"О новом бланке платежного документа ф.N ПД-4"

С изменениями и дополнениями от:

10 сентября 2001 г.

ГАРАНТ:

Письмом МНС РФ и Сбербанка РФ от 10 сентября 2001 г. NN ФС-8-10/1199, 04-5198 введены новые бланки платежных документов форма N ПД (налог) и форма N ПД-4сб (налог) для уплаты платежей по налогам и сборам в структурном подразделении Сбербанка РФ взамен бланка формы N ПД-4, утвержденного настоящим письмом

 

В связи с переходом с 01.01.98 г. банковской системы Российской Федерации на 20-значную нумерацию счетов Сбербанком России разработан и согласован с Госналогслужбой России новый бланк платежного документа ф.N ПД-4 (приложение N 1).

Учитывая то, что в филиалах Сбербанка России для приема платежей населения используются различные модели контрольно-кассовых машин, имеющие разные технические возможности обработки платежного документа, размеры бланка платежного документа ф.N ПД-4 остались без изменения.

Вместе с тем реквизиты, необходимые при уплате платежа, размещены как на лицевой, так и на оборотной стороне бланка.

На лицевой стороне нового бланка отражаются: сведения о получателе платежа и его банковских реквизитах, а также наименовании платежа, сумме и дате его уплаты.

На оборотной стороне бланка размещены сведения о плательщике.

Одновременно обращаем Ваше внимание, что в настоящее время Госналогслужбой России разработан Стандарт бланка ф.N ПД-4 (налог), который будет применяться в практической деятельности налоговых инспекций на местах. Указанная форма также будет предъявляться налогоплательщиками - физическими лицами при уплате налоговых платежей, пени и штрафов в бюджет (приложение N 2) и обязательна к приему всеми филиалами Сбербанка России.

По вопросам изготовления новых бланков ф.N ПД-4 (приложение N 1) территориальным банкам Сбербанка России следует обращаться в Административно-хозяйственное управление Сбербанка России.

Дайте необходимые указания подчиненным филиалам Сбербанка России и налоговым инспекциям на местах.

Приложение: на 4 листах.

 

Заместитель Председателя
Правления Сбербанка России

Г.Г. Меликьян

 

Заместитель Руководителя
Госналогслужбы России -
государственный советник налоговой службы

К.Л. Угольников

 

 

Разъяснения ЦБР от 7 мая 1998 г.

 

- Должен ли банк и имеет ли он право контролировать платежи клиентов в области назначения платежа, указываемого в платежных поручениях (требовать ссылок на договор, акт, счет-фактуру, выделения НДС и пр.)? Имеет ли право банк в случае неуказания или неполного указания клиентом в платежном поручении всего вышеперечисленного отказаться проводить платеж клиента? *

 

- Согласно п.3 статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.

В связи с вышеизложенным в поле "Назначение платежа" клиент указывает информацию, соответствующую расчетной операции, в произвольной форме. Вместе с тем законодательством (в том числе налоговым) и нормативными актами Банка России предусмотрен ряд сведений, которые должны отражаться в этом поле, их отсутствие является нарушением требований по оформлению расчетного документа и в соответствии с пунктами 1.7.4 и 1.7.6 Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, - основанием в отказе приема платежного поручения. В частности, согласно Закону Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" от 6.12.91 г. N 1992-1 в расчетных документах на реализуемые товары (работы, услуги) сумма налога на добавленную стоимость указывается отдельной строкой. При бесспорном взыскании средств на основании исполнительных документов инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату и номер исполнительного документа, а также наименование органа, вынесшего решение, подлежащее принудительному исполнению.

 

- В соответствии с Положением ЦБ РФ "О порядке расчета и взимания платы за расчетные услуги Банка России" N 7-П от 8.12.97 г. с 1.01.98 г. Банк России ввел плату за оказываемые им расчетные услуги, в том числе и за перечисление налогов и иных обязательных платежей в бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды. Просим вас разъяснить, как согласуются данный нормативный акт и ст.15 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", согласно которой плата за обслуживание физических и юридических лиц по вышеуказанным операциям не взимается вне зависимости от места нахождения счета.

 

- Решение о введении Банком России платы за расчетные услуги и об освобождении от взимания платы за расчетные операции со средствами бюджетов и государственных внебюджетных фондов, находящимися в Банке России, принято Советом директоров Банка России (выписка из протокола N 2 от 27.12.96 г.), о чем Банк России сообщил в своем пресс-релизе, опубликованном в "Вестнике Банка России" от 28 января 1997 г. N 6 (169).

Взимание платы за расчетные услуги регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (ст.851), Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Федеральным законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Положением "О порядке расчета и взимания платы за расчетные услуги Банка России" от 8.12.97 г. N 7-П.

В соответствии со ст.15 Федерального закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" обслуживание клиентов по операциям по перечислению налогов в бюджет или во внебюджетные фонды осуществляется без взимания платы. Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" установлено, что средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России, если иное не установлено федеральными законами, и Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции с бюджетами и государственными внебюджетными фондами. Банк России, руководствуясь ст.15 Федерального закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст.23 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", предусмотрел в Положении N 7-П соответствующее исключение.

Поскольку указанные в запросе операции производятся на основании поручения кредитной организации - клиента Банка России на перечисление средств с корреспондентского счета на корреспондентский счет другой кредитной организации и не предполагают зачисления средств на счета бюджетов (государственных внебюджетных фондов), открытые в Банке России, освобождения от взимания платы за расчетные услуги Банка России при проведении таких операций не предусмотрено.

 

----------------------------------------------------

* Ответы на вопросы подготовлены Департаментом методологии и организации расчетов ЦБР.

 

 


Письмо Сбербанка РФ и Госналогслужбы РФ от 24, 29 апреля 1998 г. NN 01-04-1688, КУ-6-09/265 "О новом бланке платежного документа ф.N ПД-4"


Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету", 1998 г., N 7