• ДОКУМЕНТ

Глава 22. Особенности деятельности временной администрации, назначенной Банком России после отзыва у кредитной организации лицензии

Глава 22. Особенности деятельности временной администрации, назначенной Банком России после отзыва у кредитной организации лицензии

 

22.1. Временная администрация, назначенная Банком России после отзыва у кредитной организации лицензии, осуществляет функции, предусмотренные статьей 22.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", обладает полномочиями исполнительных органов кредитной организации, иными правами и исполняет обязанности, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" и нормативными актами Банка России.

На период деятельности временной администрации, назначенной после отзыва у кредитной организации лицензии, полномочия исполнительных органов кредитной организации приостанавливаются в соответствии со статьями 22, 22.1, 23 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 16 ноября 2012 г. N 2912-У в пункт 22.2 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

22.2. По прибытии в кредитную организацию руководитель временной администрации вручает в порядке, установленном главой 8 настоящего Положения, руководителю кредитной организации (лицу, его замещающему) копию приказа Банка России о назначении временной администрации одновременно с копией приказа Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии.

Руководитель временной администрации организует доведение до сведения всех структурных подразделений кредитной организации приказов об отзыве у кредитной организации лицензии и назначении временной администрации и контролирует соблюдение последствий отзыва лицензии, предусмотренных Федеральным законом "О банках и банковской деятельности".

В целях исполнения возложенных на временную администрацию функций руководитель временной администрации обязан:

направить в банки-корреспонденты (резиденты и нерезиденты) распоряжение о прекращении приема и осуществления по корреспондентским счетам кредитной организации платежей на счета клиентов кредитной организации (физических и юридических лиц) в связи с отзывом у кредитной организации лицензии, а также распоряжение о переводе остатков средств в рублях на корреспондентский счет кредитной организации в подразделении расчетной сети Банка России и иностранной валюте на корреспондентский счет, открытый кредитной организацией в одном из уполномоченных банков;

направить в органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрацию земельных участков, автотранспортных средств, запросы с целью розыска имущества кредитной организации;

осуществить мероприятия по подготовке к судебным разбирательствам, связанным с принудительной ликвидацией кредитной организации либо признанием кредитной организации несостоятельной (банкротом);

провести иные мероприятия по осуществлению функций временной администрации, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и нормативными актами Банка России.

В случае отсутствия по месту регистрации и (или) последнему известному месту нахождения кредитной организации имущества, бухгалтерской и иной документации кредитной организации согласно перечню документации кредитной организации, подлежащей приему-передаче при назначении временной администрации и прекращении ее деятельности в соответствии с приложением 2 к настоящему Положению, баз данных кредитной организации на электронных носителях (резервные копии баз данных), программного обеспечения, а также кодов доступа, паролей руководитель временной администрации обязан:

составить в произвольной форме акты об отсутствии имущества, бухгалтерской и иной документации кредитной организации согласно перечню документации кредитной организации, подлежащей приему-передаче при назначении временной администрации и прекращении ее деятельности в соответствии с приложением 2 к настоящему Положению, баз данных кредитной организации на электронных носителях (резервные копии баз данных), программного обеспечения, а также кодов доступа, паролей, о непередаче печатей (штампов) кредитной организации, отсутствии трудовых книжек работников кредитной организации;

направить в правоохранительные органы информацию о невозможности осуществления деятельности временной администрации в связи с отсутствием кредитной организации по месту ее регистрации и (или) последнему известному месту нахождения для принятия мер в отношении руководителей кредитной организации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В срок не позднее 15 календарных дней со дня издания приказа Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии временная администрация обязана возвратить в территориальное учреждение Банка России подлинный экземпляр лицензии. В случае невозможности возврата подлинного экземпляра лицензии в территориальное учреждение Банка России должен быть представлен подписанный руководителем временной администрации акт о невозврате лицензии, составленный в произвольной форме, с указанием причин, по которым лицензия не была возвращена.

22.3. Руководитель временной администрации обязан в порядке, установленном пунктом 5.8 настоящего Положения, отменить действие ранее выданных от имени кредитной организации доверенностей.

22.4. Руководитель временной администрации не позднее рабочего дня, следующего за днем назначения временной администрации, обязан направить в органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, уведомление об отзыве у кредитной организации лицензии, назначении временной администрации, отмене действия ранее выданных от имени кредитной организации доверенностей, запрете на совершение сделок с имуществом кредитной организации, установленном Федеральным законом "О банках и банковской деятельности".

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 16 ноября 2012 г. N 2912-У в пункт 22.5 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

22.5. Прием-передача документации кредитной организации, ревизия банкнот, монеты и иных ценностей кредитной организации, инвентаризация имущества кредитной организации, а также инвентаризация находящихся (учитываемых) на счетах в кредитной организации ценных бумаг и иного имущества, принятых и (или) приобретенных кредитной организацией, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, за счет клиентов по договорам хранения, договорам доверительного управления, депозитарным договорам и договорам о брокерском обслуживании, осуществляются в порядке, определенном главами 12 и 13 настоящего Положения. При этом акт об итогах проведения инвентаризации находящихся (учитываемых) на счетах в кредитной организации ценных бумаг, принятых и (или) приобретенных кредитной организацией, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, за счет своих клиентов по договорам хранения, договорам доверительного управления, депозитарным договорам и договорам о брокерском обслуживании, составляется не позднее 14 календарных дней со дня назначения временной администрации.

Денежная наличность в валюте Российской Федерации, имеющаяся в головном офисе, филиалах и иных структурных подразделениях кредитной организации в местах хранения ценностей (кассах, банкоматах, хранилище ценностей, отдельно расположенных местах хранения ценностей у материально ответственных лиц (сейфах и других местах хранения ценностей), не позднее 2 рабочих дней после дня назначения временной администрации должна быть инкассирована в полной сумме и зачислена на корреспондентский счет кредитной организации в подразделении расчетной сети Банка России.

Денежная наличность в иностранной валюте должна быть инкассирована в тот же срок и зачислена на корреспондентский счет в иностранной валюте (далее - валютный счет) в уполномоченном банке.

В случае отсутствия у кредитной организации необходимых валютных счетов временная администрация для перечисления остатков со счетов в банках-корреспондентах (нерезидентах) и инкассирования денежной наличности в иностранной валюте вправе открыть счета в соответствующих валютах в уполномоченных банках, включенных Агентством в перечень банков, состоящих на учете в системе страхования вкладов, в отношении которых Банком России в соответствии со статьей 48 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" не введен запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц. К документам, предусмотренным нормативными актами Банка России для представления в кредитные организации при открытии корреспондентского счета, временная администрация прилагает заверенную территориальным учреждением Банка России копию приказа о назначении временной администрации.

Руководитель временной администрации (представитель временной администрации в филиале кредитной организации) в срок не позднее 5 рабочих дней со дня назначения временной администрации (представителя временной администрации в филиале кредитной организации) обязан обеспечить копирование и хранение копий баз данных кредитной организации (филиала кредитной организации) на электронных носителях (резервных копий баз данных) и принять меры по предупреждению несанкционированного доступа к серверу (закрытие сетевого доступа пользователям, право доступа которым не предоставлено руководителем временной администрации (представителем временной администрации в филиале кредитной организации), закрытие и опечатывание помещений, в которых располагается сервер кредитной организации (филиала кредитной организации). В случае необходимости отдельным работникам кредитной организации (филиала кредитной организации) доступ к информации, находящейся на сервере, может быть открыт. При этом данный факт, а также права доступа отдельных работников кредитной организации (филиала кредитной организации) и виды информации, доступ к которой им предоставляется, должны быть оформлены соответствующим распоряжением руководителя временной администрации (представителя временной администрации в филиале кредитной организации). В случае если копирование временной администрацией (представителем временной администрации в филиале кредитной организации) баз данных кредитной организации (филиала кредитной организации) на электронных носителях (резервных копий баз данных) не может быть осуществлено, территориальное учреждение Банка России (территориальное учреждение Банка России по месту нахождения филиала кредитной организации) в соответствии с письменным обращением временной администрации (представителя временной администрации в филиале кредитной организации) оказывает содействие в создании и хранении резервных копий указанных баз данных.

В случаях когда копирование и (или) использование баз данных кредитной организации (филиала кредитной организации) на электронных носителях (резервных копий баз данных) не может быть осуществлено, руководитель временной администрации (представитель временной администрации в филиале кредитной организации) составляет в произвольной форме соответствующий акт.

Временная администрация в срок не позднее 2 рабочих дней со дня ее назначения обеспечивает размещение в доступных для клиентов помещениях кредитной организации и на web-сайте кредитной организации в сети Интернет (на web-сайте филиала кредитной организации в сети Интернет) (далее - web-сайт) (в случае его наличия) информации в соответствии с приложениями 12 и 13 к настоящему Положению.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 16 ноября 2012 г. N 2912-У глава 22 дополнена пунктом 22.5.1

22.5.1. Временная администрация, назначенная Банком России после отзыва лицензии у кредитной организации, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, в порядке, установленном статьей 22.2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", осуществляет возврат клиентам кредитной организации их ценных бумаг и иного имущества, принятых и (или) приобретенных кредитной организацией за их счет по договорам хранения, договорам доверительного управления, депозитарным договорам и договорам о брокерском обслуживании, с отражением этого на соответствующих счетах или счетах депо.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 16 ноября 2012 г. N 2912-У глава 22 дополнена пунктом 22.5.2

22.5.2. В случае если невозможно распределить между клиентами кредитной организации ценные бумаги в количестве, которое составляет целое число, нераспределенные ценные бумаги продаются в порядке, установленном статьей 185.7 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Денежные средства, полученные от продажи нераспределенных ценных бумаг, распределяются между клиентами пропорционально размеру требований каждого из них.

Если имущество нескольких клиентов кредитной организации, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, объединено на одном счете и указанного имущества недостаточно для осуществления возврата данным клиентам в полном объеме их имущества, указанное имущество передается данным клиентам в количестве, пропорциональном размеру требований каждого из них.

Не удовлетворенные по причине недостаточности имущества на счетах клиентов кредитной организации, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, требования клиентов о возврате их ценных бумаг и иного имущества, принятых и (или) приобретенных такой кредитной организацией за их счет по договорам хранения, договорам доверительного управления, депозитарным договорам и договорам о брокерском обслуживании, подлежат включению в реестр требований кредиторов кредитной организации и удовлетворяются в порядке очередности, установленной статьей 50.36 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 16 ноября 2012 г. N 2912-У в пункт 22.6 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

22.6. В период после дня отзыва у кредитной организации лицензии и до дня открытия конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или до дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора временная администрация вправе совершать следующие операции:

по взысканию и получению в наличной и безналичной денежной форме дебиторской задолженности, включая операции по возврату заемщиками кредитов и займов, депозитов, в том числе размещенных в Банке России, и других размещенных средств, а также неустоек, пеней и штрафов, возврату авансовых платежей кредитной организации, получению средств от погашения ценных бумаг и доходов по ценным бумагам, принадлежащим кредитной организации на праве собственности, истребованию и возврату имущества кредитной организации, находящегося у третьих лиц;

по получению в наличной и безналичной денежной форме доходов от ранее совершенных банковских операций и сделок, включая получение процентов по кредитам, депозитам, займам и другим размещенным средствам, а также от операций, связанных с профессиональной деятельностью данной кредитной организации на рынке ценных бумаг;

по осуществлению платежей кредитной организации по исполнительным документам, выданным на основании решений судебных органов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментам, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до дня отзыва у кредитной организации лицензии;

по возврату неоплаченных платежных документов из картотек к корреспондентскому счету кредитной организации, а также к счетам клиентов, осуществляемому по заявлениям плательщиков либо получателей средств (взыскателей) об отзыве этих документов, в порядке, установленном Положением Банка России от 3 октября 2002 года N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 23 декабря 2002 года N 4068, 21 марта 2003 года N 4300, 30 июня 2004 года N 5880 ("Вестник Банка России" от 28 декабря 2002 года N 74, от 2 апреля 2003 года N 17, от 7 июля 2004 года N 39). При этом средства клиентов, учитываемые на счетах по незавершенным расчетным операциям, относятся на соответствующие счета клиентов;

по возврату средств клиентов из индивидуальных сейфов и сейфовых ячеек;

иные операции, связанные с выполнением функций временной администрации, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" и принятыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

22.7. Переоценка средств кредитной организации в иностранной валюте (остатки на валютных счетах в банках-корреспондентах, дебиторская задолженность, подлежащие переоценке ценные бумаги, находящиеся в собственности кредитной организации, остатки средств по другим активным счетам баланса, подлежащие в соответствии с нормативными актами Банка России переоценке) и драгоценных металлов осуществляется при их списании (реализации), которое осуществляется в ходе ликвидации кредитной организации.

Обязательства кредитной организации и требования кредиторов, выраженные в иностранной валюте, учитываются в рублях по курсу, установленному Банком России на день отзыва у кредитной организации лицензии.

Платежные поручения плательщиков на перевод денежных средств, платежные требования, инкассовые поручения, выставленные к счетам клиентов, а также денежные чеки на выдачу наличных денежных средств возвращаются временной администрацией плательщику либо получателю средств (взыскателю) без исполнения с письменным уведомлением об отзыве у кредитной организации лицензии и указанием даты отзыва лицензии, а также даты и номера соответствующего приказа Банка России.

22.8. Получение в наличной денежной форме дебиторской задолженности, включая операции по возврату заемщиками кредитов и займов, а также неустоек, пеней и штрафов, возврату авансовых платежей кредитной организации осуществляется в порядке, установленном нормативными актами Банка России для осуществления и учета операций с наличными денежными средствами. Возврат задолженности в иностранной валюте физическими лицами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производится путем внесения наличных денежных средств в иностранной валюте в кассу кредитной организации в порядке, установленном нормативными актами Банка России.

Денежные средства в рублях и иностранной валюте, принятые временной администрацией, должны быть инкассированы и зачислены на корреспондентский счет кредитной организации в подразделении расчетной сети Банка России или на валютный счет в банке-корреспонденте в срок не позднее 5 рабочих дней со дня их внесения в кассу кредитной организации, если иные сроки не будут установлены по согласованию с территориальным учреждением Банка России.

22.9. Перевод предусматривающих экспорт или импорт товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности контрактов, по которым подписан паспорт сделки, на расчетное обслуживание в другой уполномоченный банк осуществляется в порядке, установленном Инструкцией Банка России от 15 июня 2004 года N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок", зарегистрированной Министерством юстиции Российской Федерации 17 июня 2004 года N 5859 ("Вестник Банка России" от 18 июня 2004 года N 36).

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 16 ноября 2012 г. N 2912-У в пункт 22.10 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

22.10. В течение срока действия временной администрации, назначенной после отзыва у кредитной организации лицензии, запрещается заключение и совершение сделок с имуществом кредитной организации, в том числе исполнение кредитной организацией обязательств, включая погашение кредиторской задолженности в любой форме, осуществление зачета встречных однородных требований, исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, возникшей до дня отзыва у кредитной организации лицензии, отчуждение имущества кредитной организации или прекращение обязательств перед кредитной организацией в иных формах, за исключением совершения сделок, связанных с исполнением текущих обязательств кредитной организации.

Временная администрация на основании утвержденной территориальным учреждением Банка России сметы расходов вправе осуществлять с корреспондентского счета кредитной организации (корреспондентского субсчета филиала кредитной организации) в подразделении расчетной сети Банка России расходы по исполнению следующих текущих обязательств:

обязательств по оплате расходов, связанных с продолжением осуществления деятельности кредитной организации (в том числе коммунальных, арендных и эксплуатационных платежей, расходов на услуги связи, обеспечение сохранности имущества), расходов на выполнение функций назначенной Банком России временной администрации, оплату труда лиц, работающих по трудовому договору, выплату выходных пособий этим лицам в случае их увольнения с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", а также иных расходов, связанных с ликвидацией кредитной организации после дня отзыва лицензии;

обязанности по уплате обязательных платежей, возникшие со дня отзыва лицензии;

обязательств по перечислению денежных сумм, удержанных из заработной платы (алиментов, налога на доходы физических лиц, профсоюзных и страховых взносов и иных возложенных на работодателя в соответствии с федеральными законами платежей), выплачиваемой работникам кредитной организации в соответствии с федеральными законами.

В случае отсутствия денежных средств на корреспондентском счете кредитной организации в подразделении расчетной сети Банка России по распоряжению руководителя временной администрации осуществляется продажа иностранной валюты, находящейся на валютных счетах кредитной организации, с последующим перечислением вырученных от продажи средств на корреспондентский счет кредитной организации в подразделении расчетной сети Банка России.

Временная администрация в случае недостаточности денежных средств для исполнения текущих обязательств кредитной организации, связанных с обеспечением сохранности ее имущества и защитой интересов кредиторов кредитной организации, имеет право обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о снятии ранее наложенных арестов на находящиеся на банковских счетах денежные средства в размере, необходимом для обеспечения функционирования кредитной организации согласно смете расходов, утверждаемой территориальным учреждением Банка России.

В целях сокращения текущих обязательств кредитной организации руководитель временной администрации, с учетом расходов, необходимых для обеспечения исполнения возложенных на временную администрацию функций, предусмотренных статьей 22.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", проводит мероприятия:

по оптимизации штатной численности кредитной организации и должностных окладов ее работников путем утверждения в порядке, предусмотренном трудовым законодательством, нового штатного расписания кредитной организации;

по оптимизации расходов, связанных с оплатой труда работников кредитной организации;

по оптимизации расходов, связанных с оплатой коммунальных, арендных и эксплуатационных платежей, услуг связи и иных расходов;

по расторжению договоров, связанных с арендой, охраной и обеспечением функционирования площадей, использование которых после отзыва у кредитной организации лицензии является экономически не целесообразным и не обеспечивает исполнение временной администрацией возложенных на нее функций;

по оптимизации иных расходов, связанных с продолжением осуществления деятельности кредитной организации, учитывая прекращение осуществления кредитной организацией банковских операций.

Не подлежат сокращению расходы, уменьшение которых приведет к невозможности обеспечить сохранность имущества и документации кредитной организации.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 16 ноября 2012 г. N 2912-У в пункт 22.11 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

22.11. Смета расходов на функционирование кредитной организации (далее - смета расходов), включая расходы временной администрации, составляется временной администрацией ежемесячно в соответствии с приложением 5 к настоящему Положению исходя из расчета затрат, необходимых для обеспечения сохранности имущества кредитной организации и продолжения ее функционирования после отзыва лицензии.

Первая смета расходов подписывается руководителем временной администрации и представляется на утверждение в территориальное учреждение Банка России в следующие сроки:

не позднее 6 рабочих дней со дня отзыва у кредитной организации лицензии и назначения временной администрации - в случае отсутствия у кредитной организации филиалов;

не позднее 11 рабочих дней со дня отзыва у кредитной организации лицензии и назначения временной администрации с учетом расходов филиалов кредитной организации, согласованных с территориальными учреждениями Банка России по месту нахождения филиалов кредитной организации, - в случае наличия у кредитной организации филиалов.

Первая смета расходов филиала кредитной организации представляется на согласование в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения филиала кредитной организации в срок не позднее четвертого рабочего дня со дня отзыва у кредитной организации лицензии и назначения временной администрации.

Срок принятия территориальным учреждением Банка России (территориальным учреждением Банка России по месту нахождения филиала кредитной организации) решения об утверждении (согласовании) первой сметы расходов не должен превышать 5 рабочих дней со дня получения указанной сметы.

Последующие сметы расходов должны представляться руководителем временной администрации на утверждение в территориальное учреждение Банка России (независимо от наличия или отсутствия у кредитной организации филиалов) в срок не позднее второго рабочего дня месяца, в котором предусматриваются расходы.

При возникновении у временной администрации необходимости в осуществлении дополнительных расходов, не предусмотренных утвержденной сметой расходов на текущий месяц, указанные расходы могут быть утверждены территориальным учреждением Банка России по ходатайству руководителя временной администрации в дополнение к ранее утвержденной смете расходов на текущий месяц.

Срок принятия территориальным учреждением Банка России решения об утверждении дополнительных расходов не должен превышать 10 рабочих дней со дня получения дополнительной сметы расходов к ранее утвержденной смете расходов на текущий месяц.

Для подготовки сметы расходов каждый филиал кредитной организации по согласованию с руководителем временной администрации не позднее двадцатого числа месяца, предшествовавшего месяцу, в котором предусматриваются расходы, представляет в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения филиала кредитной организации смету расходов филиала кредитной организации в трех экземплярах.

Территориальное учреждение Банка России по месту нахождения филиала кредитной организации рассматривает смету расходов филиала кредитной организации в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня ее получения.

При отсутствии замечаний руководитель территориального учреждения Банка России по месту нахождения филиала кредитной организации проставляет гриф согласования и заверяет смету расходов своей подписью с расшифровкой (инициалы и фамилия). Первый и второй экземпляры сметы расходов филиала кредитной организации с отметкой о согласовании территориальное учреждение Банка России по месту нахождения филиала кредитной организации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем согласования сметы расходов филиала, направляет по факсимильной связи (с одновременным направлением по почте (курьером) руководителю временной администрации и в территориальное учреждение Банка России. Третий экземпляр сметы расходов филиала кредитной организации направляется по факсимильной связи (с одновременным направлением по почте (курьером) в филиал кредитной организации. Копия сметы расходов филиала кредитной организации с грифом согласования хранится в территориальном учреждении Банка России по месту нахождения филиала кредитной организации.

При наличии замечаний (в случае отсутствия копий документов, подтверждающих обоснованность включения в смету расходов тех или иных затрат, несоответствия требованиям Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и настоящего Положения и других замечаний) руководитель территориального учреждения Банка России по месту нахождения филиала кредитной организации на смете расходов филиала кредитной организации ставит отметку о том, что смета расходов филиала кредитной организации согласована с замечаниями, и заверяет ее своей подписью с расшифровкой (инициалы и фамилия). Одновременно готовится сопроводительное письмо с указанием согласованных сумм расходов в разрезе статей сметы расходов и несогласованных сумм расходов с объяснением причин их несогласования. Первый и второй экземпляры сметы расходов филиала кредитной организации (с соответствующей отметкой о согласовании с замечаниями) с вышеуказанным сопроводительным письмом территориальное учреждение Банка России по месту нахождения филиала кредитной организации направляет в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем согласования, по факсимильной связи (с одновременным направлением по почте (курьером) руководителю временной администрации и в территориальное учреждение Банка России. Третий экземпляр сметы расходов филиала кредитной организации (с соответствующей отметкой о согласовании с замечаниями) с вышеуказанным сопроводительным письмом направляется по факсимильной связи (с одновременным направлением по почте (курьером) в филиал кредитной организации. Копии сметы расходов филиала кредитной организации (с соответствующей отметкой о согласовании с замечаниями) и сопроводительного письма, содержащего информацию о согласованных суммах расходов в разрезе статей сметы расходов и несогласованных суммах расходов с объяснением причин их несогласования, хранятся в территориальном учреждении Банка России по месту нахождения филиала кредитной организации.

Руководитель временной администрации после получения из территориальных учреждений Банка России по месту нахождения филиалов кредитной организации экземпляров смет расходов филиалов кредитной организации с отметкой о согласовании либо экземпляров смет расходов филиалов кредитной организации с отметкой о согласовании с замечаниями и вышеуказанных сопроводительных писем включает согласованные расходы в смету расходов и представляет ее на утверждение в территориальное учреждение Банка России в двух экземплярах.

Срок принятия территориальным учреждением Банка России решения об утверждении последующих смет расходов (независимо от наличия или отсутствия у кредитной организации филиалов) не должен превышать 10 рабочих дней со дня получения указанных смет.

Территориальное учреждение Банка России в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем утверждения сметы расходов:

направляет первый экземпляр утвержденной сметы расходов в адрес временной администрации - при отсутствии у кредитной организации филиалов. Второй экземпляр утвержденной сметы расходов хранится в территориальном учреждении Банка России. Копии утвержденной сметы расходов направляются в подразделение расчетной сети Банка России, в котором открыт корреспондентский счет кредитной организации, по факсимильной связи (с одновременным направлением по почте (курьером), а также в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России с указанием даты поступления сметы расходов на утверждение в территориальное учреждение Банка России;

направляет первый экземпляр утвержденной сметы расходов (с учетом расходов по филиалам кредитной организации) в адрес временной администрации - при наличии у кредитной организации филиалов. Второй экземпляр утвержденной сметы расходов хранится в территориальном учреждении Банка России. Копии утвержденной сметы расходов направляются в подразделение расчетной сети Банка России, в котором открыт корреспондентский счет кредитной организации, по факсимильной связи (с одновременным направлением по почте (курьером), а также в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России с указанием даты поступления сметы расходов на утверждение в территориальное учреждение Банка России. В территориальные учреждения Банка России по месту нахождения филиалов кредитной организации направляются по факсимильной связи (с одновременным направлением по почте (курьером) уведомления об утверждении смет расходов соответствующих филиалов кредитной организации либо об утверждении смет расходов соответствующих филиалов, содержащих уточненные показатели. Территориальные учреждения Банка России по месту нахождения филиалов кредитной организации доводят указанную информацию до сведения подразделений расчетной сети Банка России, в которых открыты корреспондентские субсчета филиалов кредитной организации.

Смета расходов представляется в территориальное учреждение Банка России на утверждение (согласование) с приложением копий документов, подтверждающих обоснованность включения затрат в смету расходов.

Территориальное учреждение Банка России осуществляет контроль за соблюдением сметы расходов на основании информации об исполнении сметы расходов на функционирование кредитной организации, представляемой ежемесячно в соответствии с приложением 6 к настоящему Положению:

руководителем временной администрации - в составе Отчета о работе временной администрации в соответствии с приложением 4 к настоящему Положению;

подразделением расчетной сети Банка России, в котором открыт корреспондентский счет кредитной организации, - в срок не позднее четвертого рабочего дня месяца, следующего за отчетным.

Территориальное учреждение Банка России по месту нахождения филиала кредитной организации осуществляет контроль за соблюдением сметы расходов филиала кредитной организации на основании информации, представляемой ежемесячно в срок не позднее четвертого рабочего дня месяца, следующего за отчетным, в соответствии с приложением 6 к настоящему Положению подразделением расчетной сети Банка России, в котором открыт корреспондентский субсчет филиала кредитной организации. Копия таблицы, содержащей информацию об исполнении сметы расходов филиала кредитной организации, в срок не позднее 3 рабочих дней со дня ее получения от подразделения расчетной сети Банка России, в котором открыт корреспондентский субсчет филиала кредитной организации, направляется для сведения в территориальное учреждение Банка России.

В случае необходимости территориальное учреждение Банка России вправе затребовать от руководителя временной администрации и руководителя подразделения расчетной сети Банка России, в котором открыт корреспондентский счет кредитной организации, представления информации об исполнении сметы расходов на внутримесячные даты.

Для осуществления расходов филиалов кредитной организации в случае отсутствия денежных средств на корреспондентских субсчетах филиалов кредитной организации по распоряжению руководителя временной администрации осуществляется перераспределение средств между головным офисом кредитной организации и ее филиалами в пределах сметы расходов.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 16 ноября 2010 г. N 2522-У в пункт 22.12 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

22.12. Контроль за функционированием филиалов кредитной организации и обеспечением сохранности их имущества и документов осуществляется временной администрацией. Решения о закрытии филиалов кредитной организации и корреспондентских субсчетов филиалов кредитной организации в период деятельности временной администрации не принимается. Руководитель временной администрации вправе принять решение о закрытии внутренних структурных подразделений кредитной организации, в случае если учредительными документами кредитной организации принятие указанного решения отнесено к компетенции ее исполнительных органов.

По распоряжению руководителя временной администрации в сроки, им установленные, на корреспондентский счет кредитной организации в подразделении расчетной сети Банка России по месту нахождения кредитной организации перечисляются остатки средств, находящиеся на корреспондентских счетах кредитной организации (филиалов кредитной организации) в других кредитных организациях, а также на корреспондентских субсчетах филиалов кредитной организации в подразделениях расчетной сети Банка России.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 16 ноября 2010 г. N 2522-У в пункт 22.13 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

22.13. Временная администрация представляет кроме Отчета о работе временной администрации, который предусмотрен пунктом 18.3 настоящего Положения, месячную отчетность по форме 0409101 "Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации" (далее - форма 0409101) в соответствии с приложением 1 к Указанию Банка России N 2332-У в порядке, предусмотренном для действующих кредитных организаций.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 16 ноября 2012 г. N 2912-У в пункт 22.14 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

22.14. Руководитель временной администрации в целях обеспечения исполнения требований Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и Федерального закона "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3232) обязан принять своевременные меры по обеспечению сохранности документов и сведений об обязательствах банка перед вкладчиками, договоров банковского счета, договоров банковского вклада, баз данных банка на электронных носителях (резервные копии баз данных) в разрезе лицевых счетов и при необходимости осуществляет их копирование. В случае отсутствия у временной администрации технической возможности по ее ходатайству копирование осуществляется территориальным учреждением Банка России.

Временная администрация осуществляет учет требований кредиторов кредитной организации в реестре требований кредиторов в порядке, установленном главой 23 настоящего Положения.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 16 ноября 2010 г. N 2522-У пункт 22.15 изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

22.15. Временная администрация обязана провести обследование кредитной организации с целью выявления наличия у нее признаков несостоятельности (банкротства), предусмотренных пунктом 2 статьи 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", с учетом требований, определенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 855 "Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5519).

При обнаружении признаков несостоятельности (банкротства) временная администрация:

направляет в территориальное учреждение Банка России ходатайство о направлении Банком России в арбитражный суд заявления о признании кредитной организации банкротом, если такое заявление не было направлено Банком России в арбитражный суд ранее;

определяет наличие признаков преднамеренного и (или) фиктивного банкротства путем анализа операций и сделок кредитной организации, повлекших существенные изменения в структуре и стоимости имущества (активов) кредитной организации.

В случае обнаружения признаков преднамеренного и (или) фиктивного банкротства временная администрация направляет в территориальное учреждение Банка России ходатайство о направлении Банком России в правоохранительные органы заявления о выявленных признаках. Временная администрация вправе самостоятельно направить в правоохранительные органы указанное заявление. В этом случае временная администрация в срок не позднее 3 рабочих дней со дня направления указанного заявления информирует об этом Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России и территориальное учреждение Банка России.

Обследование кредитной организации проводится временной администрацией на дату отзыва у кредитной организации лицензии.

В ходе обследования временной администрацией проводится анализ качества активов кредитной организации с учетом сформированных под них резервов в соответствии с Положением Банка России N 254-П и Положением Банка России N 283-П. При этом одним из источников получения информации о степени рисков являются сведения о фактическом наличии заемщиков по адресам, указанным в кредитных досье, и (или) последним известным местам их нахождения.

В случае если в ходе обследования временной администрацией выявлено, что при оценке стоимости активов резервы, формируемые в соответствии с Положением Банка России N 254-П и Положением Банка России N 283-П, были недосозданы, временная администрация обязана доформировать данные резервы в порядке, установленном указанными нормативными актами Банка России.

В случае если временной администрацией в результате ревизии и инвентаризации выявлено отсутствие имущества (активов) кредитной организации (документов, подтверждающих либо определяющих права кредитной организации на имущество (активы), на основании которых оно учтено на балансе), отраженного в отчетности по форме 0409101 приложения 1 к Указанию Банка России N 2332-У на дату отзыва лицензии, его стоимость отражается как недостача на счетах расчетов с прочими дебиторами в порядке, установленном Положением Банка России от 26 марта 2007 года N 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2007 года N 9176, 23 октября 2007 года N 10390, 6 ноября 2008 года N 12584, 2 декабря 2008 года N 12783, 19 декабря 2008 года N 12904, 10 декабря 2009 года N 15476, 22 декабря 2009 года N 15778, 30 июля 2010 года N 18003, 6 октября 2010 года N 18642 ("Вестник Банка России" от 16 апреля 2007 года N 20-21, от 31 октября 2007 года N 60, от 19 ноября 2008 года N 67, от 10 декабря 2008 года N 72, от 31 декабря 2008 года N 75, от 16 декабря 2009 года N 72, от 28 декабря 2009 года N 77, от 11 августа 2010 года N 45, от 13 октября 2010 года N 56) (далее - Положение Банка России N 302-П), с формированием резервов на возможные потери в соответствии с Положением Банка России N 283-П.

В ходе обследования временной администрацией также уточняется величина обязательств кредитной организации на дату отзыва лицензии, включая неисполненные денежные обязательства перед Банком России (в том числе по предоставленным кредитам и размещенным депозитам Банка России, по штрафам, пени, неустойкам).

В случае установления по результатам проведенного обследования недостоверности отчетности кредитной организации на дату отзыва лицензии, полученной от руководителя кредитной организации, временная администрация обязана уведомить об этом территориальное учреждение Банка России. В этом случае определение стоимости имущества (активов) и обязательств кредитной организации осуществляется временной администрацией на основании отчетности по форме 0409101 приложения 1 к Указанию Банка России N 2332-У, сформированной временной администрацией на дату отзыва лицензии.

Результаты обследования оформляются заключением о финансовом состоянии кредитной организации, копии которого, с приложением сформированного временной администрацией баланса кредитной организации на дату отзыва у кредитной организации лицензии, направляются в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России и территориальное учреждение Банка России в срок не менее чем за 7 рабочих дней до даты рассмотрения арбитражным судом заявления о принудительной ликвидации кредитной организации либо о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом).

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 16 ноября 2012 г. N 2912-У в пункт 22.16 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

22.16. Временная администрация, в соответствии с пунктом 3 статьи 22.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", уведомляет кредиторов о принятии арбитражным судом заявления о признании кредитной организации банкротом путем опубликования в течение 10 календарных дней сведений в соответствии с приложением 7 к настоящему Положению в "Вестнике Банка России" и, за счет средств кредитной организации, в периодическом печатном издании по месту нахождения кредитной организации. В течение трех рабочих дней со дня опубликования указанных сведений временная администрация направляет их в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России для включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

Временная администрация осуществляет раскрытие информации о финансовом состоянии должника путем опубликования в течение 10 календарных дней после принятия арбитражным судом заявления о признании кредитной организации банкротом в "Вестнике Банка России" отчетности по форме 0409806 в соответствии с приложением 1 к Указанию Банка России N 2332-У на дату отзыва у кредитной организации лицензии, а также информации о наличии у кредитной организации признаков несостоятельности (банкротства). В течение трех рабочих дней со дня опубликования указанных сведений временная администрация направляет их в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России для их включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

В случае отсутствия у временной администрации доступа к информации, позволяющей составить бухгалтерский баланс на дату отзыва у кредитной организации лицензии, временная администрация осуществляет публикацию последней сданной кредитной организацией в Банк России отчетности по форме 0409806 в соответствии с приложением 1 к Указанию Банка России N 2332-У.

В целях предъявления кредиторами кредитной организации своих требований к кредитной организации временная администрация в соответствии с пунктом 7 статьи 22.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" в течение 10 рабочих дней со дня назначения направляет объявление в соответствии с приложением 8 к настоящему Положению в газету "Коммерсантъ", в "Вестник Банка России" для опубликования и в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России для включения сведений, содержащихся в указанном объявлении, в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Опубликование указанного объявления временной администрации в газете "Коммерсантъ" осуществляется за счет имущества кредитной организации.

Временная администрация при рассмотрении арбитражным судом заявления Банка России о признании кредитной организации банкротом представляет заключение о финансовом состоянии должника на дату отзыва лицензии, составе кредиторов, включая информацию о составе и размере требований кредиторов, установленных временной администрацией, наличии признаков преднамеренного банкротства.

К заключению временной администрации о финансовом состоянии должника прилагаются:

отчетность по форме 0409101 в соответствии с приложением 1 к Указанию Банка России N 2332-У на дату отзыва лицензии. В случае отсутствия у временной администрации доступа к информации, позволяющей составить баланс кредитной организации на дату отзыва лицензии, прилагается последняя сданная кредитной организацией в Банк России отчетность по форме 0409101 в соответствии с приложением 1 к Указанию Банка России N 2332-У;

сведения о составе и стоимости имущества (активов) должника на дату отзыва лицензии с учетом проведенного временной администрацией обследования. При этом стоимость имущества (активов) и обязательств приводится в агрегированном виде с использованием структуры отражения имущества (активов) и обязательств, предусмотренной отчетностью по форме 0409806 приложения 1 к Указанию Банка России N 2332-У, в том числе с учетом результатов ревизии и инвентаризации;

сведения о филиалах и иных подразделениях кредитной организации;

сведения о дочерних организациях кредитной организации;

информация о произведенных временной администрацией расходах, а также о поступлениях денежных средств от возврата дебиторской задолженности;

расшифровка ссудной и приравненной к ней задолженности;

сведения об открытых корреспондентских счетах (субсчетах) кредитной организации (филиала);

сведения о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, земельные участки, транспортные средства;

сведения о размере задолженности по обязательным платежам, текущим расходам и заработной плате;

сведения о принятых в отношении должника судебных решениях, предъявленных исполнительных документах об имущественных взысканиях и иных документах, взыскания по которым производятся в бесспорном порядке;

иные документы и сведения, необходимые для оценки финансового состояния должника и рассмотрения дела о банкротстве, в том числе указанные в определении арбитражного суда о принятии заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом).

Для опубликования в "Вестнике Банка России" информации, предусмотренной пунктами 3 и 7 статьи 22.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", временная администрация направляет ходатайство в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России.

В целях направления клиентами кредитной организации, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, заявлений о возврате их ценных бумаг и иного имущества, принятых и (или) приобретенных такой кредитной организацией за их счет по договорам хранения, договорам доверительного управления, депозитарным договорам и договорам о брокерском обслуживании, временная администрация в соответствии с пунктом 4 статьи 22.2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" в течение 5 рабочих дней со дня составления акта об итогах проведения инвентаризации, предусмотренной пунктом 2 статьи 22.2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", направляет объявление по форме приложения 8.1 к настоящему Положению в газету "Коммерсантъ", в "Вестник Банка России" для опубликования и в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России для включения сведений, содержащихся в указанном объявлении, в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

22.17. Приказ Банка России о прекращении деятельности временной администрации после отзыва у кредитной организации лицензии подписывается Председателем Банка России или его заместителем, возглавляющим Комитет, не позднее дня, следующего за днем поступления в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России судебного акта арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или о принудительной ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора.

Агентство обязано направить в арбитражный суд, Банк России и временную администрацию сообщение о назначении представителя Агентства конкурсным управляющим (ликвидатором) в течение 5 календарных дней со дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом или принудительной ликвидации в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 16 ноября 2012 г. N 2912-У в пункт 22.18 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

22.18. В случае признания кредитной организации банкротом или принятия решения о принудительной ликвидации временная администрация не позднее чем через 3 календарных дня после дня открытия конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора обязана передать конкурсному управляющему (ликвидатору, представителю Агентства) печати и штампы кредитной организации (ее филиалов), за исключением печатей (штампов) кредитной организации, переданных на хранение в территориальное учреждение Банка России в порядке, установленном пунктом 11.1 настоящего Положения, а в срок, не превышающий 10 рабочих дней:

бухгалтерскую и иную документацию кредитной организации, ее филиалов, материальные и иные ценности кредитной организации в составе, принятом от руководителя кредитной организации в соответствии с пунктом 5.7 настоящего Положения;

документы кредитной организации, не переданные руководителем кредитной организации и выявленные временной администрацией в ходе ее деятельности;

документы временной администрации, в том числе документы по формированию реестра обязательств перед вкладчиками, документы по выплате Агентством возмещений по вкладам и переписку с Агентством, другими ведомствами и вкладчиками;

реестр требований кредиторов кредитной организации в соответствии с приложением 9 к настоящему Положению;

заявления кредиторов о предъявлении требований к кредитной организации в период деятельности в ней временной администрации с приложением документов, предъявленных кредиторами кредитной организации в обоснование своих требований, согласно описи;

почтовые квитанции об уведомлении кредиторов о включении их требований в реестр требований кредиторов;

акты об отсутствии имущества, бухгалтерской и иной документации, архива, баз данных кредитной организации на электронных носителях (резервных копий баз данных), обнаружении документов кредитной организации, не переданных временной администрации, в случае их составления.

Прием-передача указанных печатей (штампов) и документации оформляется соответствующими актами.

ГАРАНТ:

См. Порядок организации и проведения работы по приему от временной администрации имущества и документации ликвидируемых финансовых организаций (приложение к решению Правления Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" от 8 июня 2017 г. (протокол N 68)