Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Соловьев Владимир Александрович, с участием защитника лица, привлекаемого к административной ответственности Л.Н.А. "данные изъяты" Г.А.И. рассмотрев в открытом судебном заседании в "адрес" 27 марта 2017 года дело по жалобе П.В.Н. на решение судьи Устиновского районного суда "адрес" Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст. 7.3, ст. 8.1, ч.1 ст. 8.21, ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ в отношении П.В.Н.
установил:
Постановлением "данные изъяты" Г.А.И. от ДД.ММ.ГГГГ П.В.Н. привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты"
Постановлением "данные изъяты" Б.В.В. от ДД.ММ.ГГГГ П.В.Н. привлечен к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты"
Постановлением "данные изъяты" Б.В.В. от ДД.ММ.ГГГГ П.В.Н. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты"
Постановлением "данные изъяты" Б.В.В. от ДД.ММ.ГГГГ П.В.Н. привлечен к административной ответственности по ч.3 ст.8.21 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты"
Решением судьи Устиновского районного суда г. Ижевска УР от 26 декабря 2016 года "данные изъяты" Г.А.И. от ДД.ММ.ГГГГ постановление "данные изъяты" Б.В.В. от ДД.ММ.ГГГГ., постановление "данные изъяты" Б.В.В. от ДД.ММ.ГГГГ., изменены, П.В.Н. за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 статьи 7.3, ст.8.1. ч. 3 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено административное наказание в виде штрафа в размере "данные изъяты" Постановление "данные изъяты" Б.В.В. от ДД.ММ.ГГГГ по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении П.В.Н. прекращено по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении - "данные изъяты" Б.В.В. просит отменить решение судьи, в части отмены постановления и прекращения производства по делу по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, считая его незаконным. Указывает на то, что судьей районного суда дело проверено не в полном объеме, в действиях должностного лица имеется состав вмененного административного правонарушения и доказательств по делу представлено достаточно.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики защитник П.В.Н. просит решение судьи районного суда в части назначения административного наказания отменить, производство по делам об административных правонарушениях прекратить. Свои требования мотивирует тем, что отсутствует объективная сторона по вмененным П.В.Н. составам административных правонарушений, а также не доказана его вина как должностного лица выразившееся в неисполнении либо ненадлежащем исполнении его должностных обязанностей.
В судебном заседании защитник лица, привлекаемого к административной ответственности, доводы жалобы поддержала в полном объеме, дополнив что должностные обязанности по соблюдению природоохранного законодательства были переданы другому должностному лицу.
Должностное лицо административного органа не согласилась с доводами жалобы защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, просила отказать в удовлетворении жалобы. Полагала, что П.В.Н. привлечен к административной ответственности законно и обосновано.
Проверив доводы жалоб, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства
Частью 1 ст. 8.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения
Частью 3 ст. 8.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры.
Из материалов дела усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" была проведена плановая комплексная выездная проверка в отношении МУП "данные изъяты"
В ходе данной проверки были выявлены следующие нарушения законодательства.
МУП "данные изъяты" имеет лицензию на право пользования недрами "данные изъяты" выданную МУП "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ., с целевым назначением и видами работ - "данные изъяты" сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Участок недр расположен в "адрес" и представляет собой групповой водозабор, состоящий из "данные изъяты" N Режим эксплуатации скважин N непрерывный в течение года, скважина N- "данные изъяты" не эксплуатируется. Скважины расположены в "адрес". МУП "данные изъяты" осуществляет свою деятельность с нарушением Условий, установленных в лицензии, а именно: в нарушение п.п. "данные изъяты" Условий не выполнено утверждение запасов по скважинам N добыча подземных вод осуществляется с ДД.ММ.ГГГГ. на неутвержденных запасах, а с ДД.ММ.ГГГГ. добыча подземных вод осуществляется без разработанного и согласованного проекта водозабора.
Указанные обстоятельства образуют объективную сторону правонарушениянарушении, предусмотренном ст. 7.3 ч.2 КоАП РФ.
Также в вину П.В.Н. как должностному лицу, вменяется совершение следующих бездействий.
МУП "данные изъяты" на праве собственности имеет объекты недвижимости - "данные изъяты" в количестве "данные изъяты" что подтверждается свидетельствами о праве собственности на недвижимое имущество, имеющимися в материалах административного дела и представленных МУП "данные изъяты" государственному инспектору в рамках проводимой им проверки.
Указанные объекты расположены по следующим адресам;
- КНС N - "адрес"
- КНС N - "адрес"
- КНС N - "адрес"
- КНС N - "адрес"
- КНС N - "адрес"
- КНС N - "адрес"
- КНС N "адрес"
- КНС N - "адрес"
- КНС N - "адрес"
- КНС N - "адрес"
- КНС N - "адрес"
- КНС N - "адрес"
- КНС N - "адрес";
- КНС N - "адрес"
- КНС N - "адрес"
- КНС N "адрес"
- КНС N - "адрес"
- КНС N - "адрес"
- КНС N- "адрес"
- КНС N - "адрес"
- КНС N - "адрес"
- КНС N - "адрес"
- КНС N - "адрес"
- КНС N - "адрес"
- КНС N - "адрес"
- КНС N "адрес"
- КНС N - "адрес"
- КНС N - "адрес"
- КНС N- "адрес"
- КНС N - "адрес"
- КНС N - "адрес"
- КНС N - "адрес"
- КНС N - "адрес";
- КНС N - "адрес"
- КНС N "адрес"
- КНС N - "адрес"
- КНС N- "адрес"
- КНС N- "адрес"
- КНС N - "адрес"
- КНС N - "адрес"
"данные изъяты" МУП "данные изъяты" П.В.Н. не обеспечил проведение инвентаризации и разработки проекта предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения КНС N
По мнению должностного лица и судьи районного суда указанные обстоятельства образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
Производственная деятельность МУП "данные изъяты" осуществляется на "данные изъяты" производственных площадках. В ходе производственной деятельности МУП "данные изъяты" осуществляет выбросы от стационарных и передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха. В ходе проверки установлено нарушение п.3.6 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных Минхиммашем СССР ДД.ММ.ГГГГ и ч.1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", а именно невыполнение требования о проверке эффективности работы пылегазоочистного оборудования:
- ЗИЛ- "данные изъяты" и Циклон "данные изъяты" (Площадка N "Очистные сооружения канализации" (г.Ижевск, Сарапульский тракт);
- ЗИЛ- "данные изъяты" N ЗИЛ "данные изъяты" N, пылеулавливающий агрегат "данные изъяты" "адрес"
- АПР- "данные изъяты" (Площадка N " "данные изъяты"
- ЗИЛ- "данные изъяты" (Площадка N "адрес"
- ЗИЛ- "данные изъяты" (Площадка N - "адрес"
Данные обстоятельства образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 8.21 КоАП РФ.
Кроме того, в вину П.В.Н. протоколом об административном правонарушением и постановлением должностного лица вменялось бездействие по выбросу вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, что выразилось в следующем.
МУП "данные изъяты" осуществляет выбросы от стационарных и передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха. В результате натурного обследования стационарными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются в том числе:
- КНС N "адрес"
- КИС N "адрес"
- КНС N "адрес"
- КНС N "адрес"
- КНС N "адрес"
- КНС N "адрес"
- КНС N "адрес"
- КНС N "адрес"
- КНС N "адрес"
- КНС N "адрес"
- КНС N "адрес"
- КНС N "адрес"
- КНС N "адрес"
- КНС N "адрес"
- КНС N "адрес"
- КНС N "адрес"
- КНС N "адрес"
- КНС N "адрес"
- КНС N "адрес"
- КНС N "адрес"
- КНС N "адрес"
- КНС N "адрес";
- КНС N "адрес";
- КНС N "адрес"
- КНС N "адрес"
- КНС N "адрес"
- КНС N "адрес"
- КНС N "адрес"
- КНС N "адрес"
- КНС N "адрес"
- КНС N "адрес"
- КНС N "адрес"
- КНС N "адрес"
- КНС N "адрес"
- КНС N "адрес"
- КНС N "адрес"
- КНС N "адрес"
- КНС N "адрес";
- КНС N "адрес";
- КНС N "адрес".
В атмосферу выделяются загрязняющие вещества: диЖелезо триоксид, марганец и его соединения, азота диоксид, аммиак, азота оксид, углерод, сера диоксид, дигидросульфид, углерод оксид, фтористые газообразные соединения, метан, пентилены, бензол, диметилбензол, метилбензол, этилбензол, бензпирен, бутан, этанол, 2-этоксиэтанол, утилацетат, этилацетат, метантиол, смесь природных меркаптанов, бензин, керосин, сольвент нафта, уайт-спирит, углеводороды предельные, пыль неорганическая, пыль абразивная, пыль древесная, диНагрий карбонат, сода, олово оксид, алюминий, растворимые соли, свинец и его неорганические соединения, серная кислота, фтористые газообразные соединения, хлор, пропан-2-он.
Наличие источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленных в ходе проверки подтверждено расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду МУП г "данные изъяты" за ДД.ММ.ГГГГ сведениями о статистической отчетности по форме 2-тп (воздух) за ДД.ММ.ГГГГ протоколами результатов собственных измерений проб промышленных выбросов в атмосферный воздух и свидетельствами о праве собственности объектов "данные изъяты". "данные изъяты" функционируют приточно-вытяжные вентиляции. Из грабельного отделения открытого приемного резервуара, осуществляется принудительная вытяжка образующихся выбросов, через оголовок вентиляции, расположенной на крыше "данные изъяты" Согласно методике расчета выбросов "Методическими рекомендациями по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от неорганизованных источников станции аэрации сточных вод. Спб.2012" приемные резервуары "данные изъяты" являются источниками загрязнения атмосферного воздуха. В соответствии с Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" от ДД.ММ.ГГГГ N все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В ходе проверки установлено, что МУП "данные изъяты" эксплуатирует "данные изъяты", осуществляет выбросы от них без разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух в нарушение требований ст. 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха".
Данные факты выявлены в ходе проверки органа государственного надзора, результаты которой отражены в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со ст. 9 ч.3 Водного кодекса РФ юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Согласно положениям статьи 11 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее Закон) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, определяющий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Требования к содержанию лицензии на пользование недрами установлены в статье 12 Закона, согласно которой лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.
В силу ст. 22 ч.2 Закона "О недрах" недропользователь обязан выполнять условия, установленные лицензией на право пользования недрами.
Согласно п.4.5 Условий пользования недрами владелец лицензии в течение года с даты государственной регистрации лицензии осуществляет оценку и утверждение эксплуатационных запасов подземных вод.
Пункт 4.7 Условий определяет, что добыча подземных вод в течение лицензионного периода производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке эксплуатационными запасами подземных вод и проектом водозабора.
Заключением экспертной комиссии "данные изъяты" утвержденного протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ рекомендовано "данные изъяты" воздержаться от утверждения запасов технических подземных вод "адрес" а также рекомендовано МУП "данные изъяты" по результатам годичного цикла мониторинга и опытно-фильтрационных исследований выполнить оценку запасов подземных вод.Таким образом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ МУП "данные изъяты" надлежало выполнить оценку запасов подземных вод, однако до настоящего времени указанные действия недропользователем не выполнены, а добыча подземных вод осуществляется в отсутствие утвержденных запасов подземных вод.
В данном случае, вина П.В.Н ... как должностного лица заключается в бездействии, выразившемся в отсутствии организации и обеспечения выполнения Условий, установленных в лицензии на право пользования недрами.
Таким образом, факт совершения "данные изъяты" МУП "данные изъяты" П.В.Н. правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ. подтверждается собранными по делу доказательствами.
Согласиться с выводами судьи районного суда о законности постановления "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 8.1 КоАП РФ в отношении П.В.Н. нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране атмосферного воздуха) вредное (загрязняющее):
вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
источник выброса - сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества;
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны, в том числе:
обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;
планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;
осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;
осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха.
Однако по делу не доказано что находящиеся в собственности МУП "данные изъяты" "данные изъяты" являются источниками выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Из представленных паспортов на "данные изъяты" не следует, что перекачивающиеся отходы сообщаются с атмосферным воздухом. Не имеется доказательств, что при работе данных "данные изъяты" выделяются загрязняющие вещества и что они выбрасываются в атмосферный воздух.
Соответственно выводы должностного лица и судьи районного суда о том, что П.В.Н. своим бездействием, совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.1 КоАП РФ не обоснованы и не основаны на законе. Постановление должностного лица по ст. 8.1 КоАП РФ подлежит отмене в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
В силу ч.1 ст. 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух оборудования.
Стационарными источниками выделения МУП "данные изъяты" загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в числе прочих, являются:
Площадка "данные изъяты"
Площадка N "данные изъяты"
Площадка "данные изъяты"
Площадка "данные изъяты"
Площадка "данные изъяты"
Согласно проекту ПДВ, на предприятии установлено и функционирует пылегазоочистное оборудование:
Площадка "данные изъяты"
Площадка "данные изъяты"
Площадка "данные изъяты"
Площадка "данные изъяты"
Площадка "данные изъяты"
Площадка "данные изъяты"
Площадка "данные изъяты"
Площадка "данные изъяты"
Площадка "данные изъяты"
Правила эксплуатации установок очистки газа утверждены Министерством химического и нефтяного машиностроения СССР 28 ноября 1983 г. (далее - Правила, ПЭУ).
Правила являются обязательными для предприятий, учреждений, организаций, эксплуатирующих установки очистки газа (Приказ Росприроднадзора от 18.10.2016 N670 "О перечне правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора).
В соответствии с пунктом 2.2 ПЭУ установка очистки газа - комплекс сооружений, оборудования и аппаратуры, предназначенный для отделения от поступающего из промышленного источника газа или превращения в безвредное состояние веществ, загрязняющих атмосферу. В зависимости от агрегатного состояния улавливаемого или обезвреживаемого вещества установки подразделяются на газоочистные и пылеулавливающие.
На пылегазоочистные установки в установленном порядке составлены паспорта, которые зарегистрированы в уполномоченном органе власти.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 2.3 ПУЭ, пылеуловитель является одной из разновидности группы аппаратов по методам очистки газа.
В соответствии с п.3.1 ПУЭ установки очистки газа должны работать надежно, бесперебойно и с показателями, соответствующими проектным или полученным в результате наладочных работ и согласованными с организацией - разработчиком проекта.
Согласно п.3.6 ПУЭ установки очистки газа должны подвергаться проверке на соответствие фактических параметров работы установки проектным не реже одного раза в год.
Согласно проекту нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для МУП "данные изъяты" (таблица 3.1) определены проектные показатели работы установок очистки газа:
Площадка "данные изъяты"
Площадка "данные изъяты"
Площадка "данные изъяты"
Площадка "данные изъяты"
Площадка "данные изъяты"
Площадка "данные изъяты"
Площадка "данные изъяты"
Площадка "данные изъяты"
Площадка N "данные изъяты"
Данный проектный КПД использован при расчетах выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при разработке ПДВ и, соответственно, расчета платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ. Несоответствие фактических параметров работы установок проектным (учтенным при составлении ПДВ) не обеспечит очистку газа от вредных веществ до концентраций, установленных проектом, что может повлечь его загрязнение.
Таким образом, проверке подлежит не только производительность установки очистки воздуха, но и ее эффективность, в соответствии с проектными показателями.
Соответственно МУП "данные изъяты" оказывает негативное воздействие на окружающую среду: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников, при этом не проводятся проверки на соответствие фактических параметров работы установок проектным не реже одного раза в год.
Бездействие П.В.Н. как "данные изъяты" МУП "данные изъяты" в данном случае образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 8.21 КоАП РФ.
Следует согласиться с выводами судьи районного суда о необходимости отмены постановления и прекращения производства по делу по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч.1 статьи 8.21 КоАП РФ которой предусмотрена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон N 96-ФЗ) под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Пунктом 6 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 марта 2000 года N 183, предусмотрено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.
Из анализа приведенных норм следует, что наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием если при осуществлении хозяйственной и иной деятельности осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что безусловно должно быть доказано при производстве по делу об административном правонарушении в силу положений ст. 26.1 КоАП РФ.
При установлении события административного правонарушения по признакам части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган должен доказать:
- наличие у хозяйствующего субъекта стационарного источника (источников) выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, и что хозяйствующий субъект относится к числу лиц, обязанных получать специальное разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.
- факт выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником.
- источник выбросов отнесен к источнику вредных выбросов, требующих получения специального разрешения.
- отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником;
Однако, административным органом данные обстоятельства не исследовались, соответствующие доказательства в материалах дела отсутствуют.
Из документов административного органа не следует, что установлен факт выброса загрязняющих веществ от данных источников (КНС) и данные вещества являются загрязняющими.
В данном случае вывод о том, что совершено правонарушение основан исключительно на том, что в результате хозяйственной деятельности юридического лица используются канализационные насосные станции, деятельность которых должна сопровождаться выделением загрязняющих веществ, что носит характер предположения.
Административным органом не доказано наличие выбросов вредных веществ в атмосферный воздух непосредственно от канализационных насосных станций, не определен конкретный химический состав вредных веществ в составе выбросов, если таковые имеются.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.
Должностным лицом и судьей районного суда по делу установлено, что П.В.Н. являясь "данные изъяты" "данные изъяты" (распоряжение главы администрации "данные изъяты"N N от ДД.ММ.ГГГГ) допустил противоправное бездействие, выразившееся в нарушении природоохранного законодательства, содержащие субъективную сторону правонарушений, предусмотренных ч.2 ст. 7.3, ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, по делу не установлено, добытые по делу доказательства получены с соблюдением требований ст. 26.2 КоАП РФ, являются достаточными и допустимыми.
Обоснованных доводов, которые могли бы послужить основанием к отмене состоявшегося по настоящему делу решения, в жалобе не содержится.
Процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену состоявшегося решения судьи, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.
Наказание должностному лицу, привлекаемому к административной ответственности, назначено в пределах установленной законом санкции с соблюдением требований ст. 4.1 КоАП РФ.
При рассмотрении жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, судья обоснованно применила положения ст. 4.4 КоАП РФ.
С учетом признания не законным постановления государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 8.1 КоАП РФ в отношении П.В.Н. решение судьи районного суда по жалобе на постановления по делам об административных правонарушениях подлежит изменению в части отмены постановления должностного лица по ст. 8.1 КоАП РФ и прекращения производства по делу в этой части.
Наказание, назначенное по правилам ч.2 и 3 ст. 4.4 КоАП РФ не подлежит изменению, поскольку санкция ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ предусматривает наказание для должностных лиц в виде штрафа в размере от "данные изъяты" до "данные изъяты"
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Устиновского районного суда гор. Ижевска Удмуртской Республики от 26 декабря 2016 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст. 7.3, ст. 8.1, ч.1 ст. 8.21, ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ в отношении П.В.Н. изменить.
Постановление "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ., по ст. 8.1 КоАП РФ в отношении П.В.Н. отменить, производство по делу в этой части прекратить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Признать П.В.Н. виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст. 7.3 и ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты"
В остальной части решение судьи Устиновского районного суда гор. Ижевска Удмуртской Республики от 26 декабря 2016 года, оставить без изменения, жалобу защитника П.В.Н. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Соловьев В.А.
копия верна судья Соловьев В.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.