• ДОКУМЕНТ

Вопросы, касающиеся принятия обращений к рассмотрению, подготовки и назначения дел к слушанию и подготовки дел к разрешению без проведения слушания (§§ 28 - 37)

Глава 4. Вопросы, касающиеся принятия обращений к рассмотрению, подготовки и назначения дел к слушанию и подготовки дел к разрешению без проведения слушания


§ 28. Принятие обращений к рассмотрению Конституционного Суда


1. Обращение, предварительное изучение которого завершено, вносится в повестку дня заседания Конституционного Суда по представлению судьи, проводившего его изучение.

Заседания Конституционного Суда по вопросу о принятии обращений к рассмотрению проводятся, как правило, не реже одного раза в месяц.

Рассылка судьям внесенных в повестку дня обращений, иных, связанных с обращением, документов и материалов (а если судья, указанный в абзаце первом настоящего пункта, предлагает отказать в принятии обращения к рассмотрению - также проекта определения об отказе в принятии обращения к рассмотрению) производится не позднее чем за пять дней до дня заседания.

2. Решение Конституционного Суда о принятии к рассмотрению формулируется по каждому обращению отдельно, как правило, в протокольной форме.

Информация об изменениях:

Решением Конституционного Суда РФ от 8 июля 2014 г. в пункт 3 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

3. В случае принятия к рассмотрению:

запроса Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органа законодательной или исполнительной власти субъекта Российской Федерации о проверке конституционности федерального конституционного закона, федерального закона, нормативного акта Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; закона или иного нормативного акта субъекта Российской Федерации, изданного по вопросу, относящемуся к ведению органов государственной власти Российской Федерации или совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; договора между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, договора между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; не вступившего в силу международного договора Российской Федерации;

жалобы на нарушение конституционных прав и свобод законом, примененным в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде;

запроса суда о проверке конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле, -

если вопрос о конституционности нормативного правового акта может быть разрешен на основании содержащихся в ранее принятых постановлениях Конституционного Суда правовых позиций и проведение слушания не является необходимым для обеспечения прав заявителя - гражданина или объединения граждан, Конституционный Суд вправе прийти к выводу о наличии оснований (условий) для рассмотрения дела без проведения слушания. В этом случае в решении Конституционного Суда о принятии обращения к рассмотрению указывается, что Конституционный Суд предполагает разрешить дело без проведения слушания.

4. Определение об отказе в принятии обращения к рассмотрению, принимаемое по предложению судьи, излагается в виде отдельного документа и должно быть мотивированным.

5. Если предложение судьи, изучавшего обращение в предварительном порядке, о принятии его к рассмотрению не получило поддержки, он на основе состоявшегося обсуждения готовит текст определения об отказе в принятии обращения к рассмотрению. При этом по его просьбе судьи, голосовавшие за отказ в принятии обращения к рассмотрению, излагают свои аргументы в письменной форме и передают их судье, готовящему текст определения об отказе в принятии обращения к рассмотрению.


§ 29. Уведомления Конституционного Суда о принятии обращения к рассмотрению


Информация об изменениях:

Решением Конституционного Суда РФ от 2 июля 2015 г. в пункт 1 внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2015 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

1. После принятия Конституционным Судом обращения к рассмотрению судья-докладчик направляет сторонам уведомление о принятом решении; стороне, не являющейся заявителем, наряду с уведомлением высылаются также копии обращения и приложенных к нему материалов, а при необходимости другие документы, полученные судьей-докладчиком. В случае если обращение было подано заявителем в порядке, предусмотренном параграфами 22.1 или 22.2 настоящего Регламента, судья-докладчик вправе потребовать от заявителя предоставления оригиналов или заверенных в установленном порядке бумажных копий приложенных к направленному в электронном виде обращению документов и материалов.

2. Если Конституционный Суд пришел к выводу о наличии оснований для рассмотрения дела без проведения слушания в соответствии с пунктом 3 параграфа 28 настоящего Регламента, об этом со ссылкой на статью 47.1 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" указывается в уведомлении. Направляя в орган, издавший (должностному лицу, подписавшему) оспариваемый акт, копии обращения и приложенных к нему документов, судья- докладчик предлагает ему представить в течение месяца или в другой указанный в уведомлении срок письменный отзыв.

3. О принятом к рассмотрению обращении могут быть уведомлены также государственные органы и иные лица, не являющиеся участниками процесса.

4. В случае если Конституционный Суд принял к рассмотрению жалобу на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан, судья-докладчик уведомляет об этом органы, указанные в статье 98 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".


§ 30. Предложение Конституционного Суда о приостановлении действия оспариваемого акта или процесса вступления в силу оспариваемого международного договора Российской Федерации


1. В случаях, не терпящих отлагательства, при принятии обращения к рассмотрению Конституционный Суд может принять решение, содержащее предложение соответствующему органу (должностному лицу) приостановить действие оспариваемого нормативного правового акта либо процесс вступления в силу оспариваемого международного договора Российской Федерации до завершения рассмотрения дела Конституционным Судом.

2. Предложение приостановить действие оспариваемого нормативного правового акта или процесс вступления в силу оспариваемого международного договора Российской Федерации оформляется мотивированным определением Конституционного Суда, излагаемым в виде отдельного документа.


§ 31. Назначение судьи-докладчика


В соответствии с установленной Конституционным Судом очередностью рассмотрения дел в заседаниях, а также с учетом загруженности судей делами, переданными им ранее, сложности и объема этих дел Конституционный Суд при принятии дела к рассмотрению назначает по каждому делу судью-докладчика (судей-докладчиков).


§ 32. Замена судьи-докладчика


1. В случае если в силу сложившихся обстоятельств судья в течение длительного времени не может исполнять свои обязанности, он передает обращение Председателю Конституционного Суда для назначения другого судьи-докладчика. Председатель Конституционного Суда в заседании Конституционного Суда ставит вопрос о замене судьи-докладчика.

2. В случаях отстранения судьи, являющегося докладчиком по делу, от участия в рассмотрении дела, приостановления или прекращения его полномочий вместо него также назначается другой судья-докладчик.


§ 33. Требования Конституционного Суда


1. В процессе подготовки дела к рассмотрению требования Конституционного Суда, предусмотренные статьями 49 и 50 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", направляются судьей-докладчиком или Конституционным Судом.

2. Требование Конституционного Суда подписывается соответственно судьей-докладчиком либо Председателем Конституционного Суда.


§ 34. Поручение о проведении экспертизы


1. В случае если в процессе подготовки дела к рассмотрению дается поручение о производстве экспертизы, оно формулируется в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 63 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Правила данной статьи Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" регулируют также права, обязанности и ответственность эксперта на стадии подготовки дела к рассмотрению.

2. Экспертное заключение должно содержать данные о лице, производившем экспертизу, с указанием его специальности, ученой степени и ученого звания; название дела, в связи с рассмотрением которого производилась экспертиза; ответы на вопросы, поставленные перед экспертом; воспроизведение текста присяги эксперта, содержащегося в пункте 2 параграфа 44 настоящего Регламента; подпись эксперта под текстом заключения, заверенную в установленном законодательством порядке.

3. В случае если производство экспертизы было поручено группе экспертов, согласованное заключение подписывается всеми экспертами. В случае разногласий между экспертами каждый из них составляет собственное заключение.

4. При разрешении дел без проведения слушаний экспертиза не производится.


§ 35. Консультации специалиста


1. Судья-докладчик или Конституционный Суд вправе привлекать для консультаций, проведения проверок, исследования отдельных документов специалиста (специалистов), не заинтересованного в исходе дела.

2. В случае необходимости задание, для выполнения которого приглашен специалист, формулируется судьей-докладчиком в письменном виде.


§ 36. Рассылка материалов по обращениям, принятым к рассмотрению


1. После завершения подготовки дела к слушанию или к разрешению без проведения слушания судья-докладчик рассылает судьям все документы, полученные в процессе подготовки дела.

2. После завершения подготовки дела к слушанию судья-докладчик в обязательном порядке направляет сторонам материалы дела, указанные в части первой статьи 51 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в том числе все документы, полученные в процессе подготовки дела к слушанию от другой стороны, а также заключения экспертов.

3. Правила рассылки материалов сторонам в ходе подготовки дела к разрешению без проведения слушания устанавливаются параграфом 53 настоящего Регламента.

4. Рассылка материалов к заседанию по делу, кроме материалов к проекту итогового решения в соответствии с параграфом 41 или параграфом 54 настоящего Регламента, осуществляется:

если дело назначено к слушанию - не позднее чем за 10 дней до начала слушания;

если дело назначено к разрешению без проведения слушания - не позднее чем за пять дней до дня заседания по делу.

При этом судья-докладчик вправе направить судьям материалы к проекту итогового решения одновременно с другими материалами к заседанию.


§ 37. Оформление материалов дела


До начала слушания дела либо разрешения дела без проведения слушания оригиналы обращения, всех приложенных к нему документов, отзывов на обращение, копии направленных требований и запросов Конституционного Суда, ответы на них, заключения экспертов, а также материалы, дополнительно полученные в процессе подготовки дела к рассмотрению, оформляются аппаратом судьи-докладчика в судебное дело. Судебное дело создается, пополняется и хранится в бумажной и электронной форме.


Актуальный текст документа