Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 29 января 2004 г. N КАС03-657 Решение об отказе в признании недействующим и не подлежащим применению постановления Правительства РФ от 29 апреля 2002 г. N 285 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 года N 229" оставлено без изменения (извлечение)

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ
от 29 января 2004 г. N КАС03-657
(извлечение)


Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании от 29 января 2004 года

гражданское дело по заявлению о признании недействующим и не подлежащим применению постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002 года N 285 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 года N 229" по кассационной жалобе заявителей на решение Верховного Суда Российской Федерации от 7 октября 2003 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации, объяснения заявителей и представителя заявителей, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения против доводов кассационной жалобы представителей Правительства Российской Федерации, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия установила:

Вышеуказанным постановлением от 29 апреля 2002 г. N 285 в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 года N 229 "О ежемесячной доплате к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) граждан Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы Организации Объединенных Наций".

Пункты 2 и 4 изложены в следующей редакции:

"2. Ежемесячная доплата к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) устанавливается гражданам, указанным в пункте 1 настоящего постановления, в зависимости от суммы средств, переведенных Объединенным пенсионным фондом персонала Организации Объединенных Наций на счет бюджета государственного социального страхования СССР, предназначенный для пенсионного обеспечения, в следующем размере:

а) при сумме переведенных средств до 50 тыс. долларов США - в размере 210 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости;

б) при сумме переведенных средств от 50 тыс. долларов США до 100 тыс. долларов США - в размере 290 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости;

в) при сумме переведенных средств свыше 100 тыс. долларов США - в размере 415 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости";

"4. При определении размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию), подлежащей выплате гражданам, указанным в пунктах 1 и 3 настоящего Постановления, применяется размер базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 1 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с учетом проведенной индексации на день назначения ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию).

При индексации размера базовой части трудовой пенсии с учетом темпов роста инфляции, а также при увеличении размера базовой части трудовой пенсии по старости в соответствии с федеральными законами в целях поэтапного приближения этого размера к величине прожиточного минимума пенсионера одновременно соответственно повышается размер выплачиваемой ежемесячной доплаты к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию)".

А. и другие (всего 81 человек) - бывшие сотрудники международных организаций системы ООН и их правопреемники - обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002 г. N 285 недействующим и не подлежащим применению, указывая на то, что оно противоречит Федеральному закону от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", ст.1 Федерального закона "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", Соглашению от 1980 года между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Объединенным пенсионным фондом персонала Организации Объединенных Наций (далее - ОПФП ООН), поскольку определяет доплаты к государственной пенсии, не соответствующие по размеру суммам в долларах США, переведенным ОПФП ООН на эти цели за указанных граждан в государственный бюджет СССР, вследствие чего нарушены их (заявителей) пенсионные права.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 7 октября 2003 года в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе заявители просят решение суд отменить, считая его принятым с нарушением норм процессуального и материального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

На основании ст.13 Положения и правил Объединенного пенсионного фонда персонала Организации Объединенных Наций, учрежденного Генеральной Ассамблеей ООН с целью обеспечения персонала ООН и других организаций, принятых в члены Фонда, пособиями при выходе на пенсию и другими пособиями в соответствующих случаях, было заключено 10 октября 1980 года и одобрено Генеральной Ассамблеей в резолюции 35/215 от 17 декабря 1980 года Соглашение между Правительством СССР и Объединенным Пенсионным фондом персонала Организации Объединенных Наций о передаче пенсионных прав в целях обеспечения их преемственности.

Этим Соглашением были предусмотрены условия и порядок перевода Пенсионным фондом Фонду социального обеспечения СССР, под которым подразумевался счет бюджета государственного страхования СССР, средств, начисленных в Пенсионном фонде участнику, то есть сотруднику организации, командированному с государственной службы СССР, выразившему желание о применении к нему указанного Соглашения.

Согласно статье IV Соглашения при переводе Пенсионным фондом в соответствии со статьей III средств Фонду социального обеспечения СССР в отношении участника:

a) он утрачивает право на получение каких-либо пособий, предусмотренных в Положениях, и

b) засчитываемый для пенсии срок его службы включается в стаж, дающий право на пенсию по законодательству СССР, как если бы он в это время находился на государственной службе в СССР, а сумма, переведенная Фонду социального обеспечения СССР, учитывается при определении вида и размера его пенсии в соответствии с законодательством СССР.

Таким образом, граждане Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы ООН, выразивших желание о применении к ним названного Соглашения, являющегося обязательным для Российской Федерации как правопреемника СССР, имеют право на включение срока службы в указанных международных организациях в трудовой стаж, учитываемый при назначении пенсии по законодательству Российской Федерации, а также на учет переведенных сумм при определении вида и размера пенсии.

При этом Соглашение не определяет конкретные виды и размеры пенсий, а относит решение данных вопросов к национальному законодательству.

В настоящее время положения статьи IV Соглашения реализуются путем включения периода работы в международных организациях системы ООН в трудовой стаж, учитываемый при назначение трудовых пенсий, и установления ежемесячных доплат к государственной пенсии (ежемесячному содержанию) на основании постановления Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 года N 229 "О ежемесячной доплате к государственной пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) граждан Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы Организации Объединенных Наций".

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2002 года по делу N ГКПИ2001-1843 признано, что Правительство Российской Федерации действовало в пределах своей компетенции, изданное им постановление о введении доплат к государственной пенсии соответствует вышеназванному Соглашению и федеральному закону. Оно не устанавливает и не изменяет виды и размеры пенсий, назначенных указанной категории граждан, а предусматривает доплаты к ним.

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002 г. N 285, обжалуемое заявителями по настоящему делу, также не изменяет виды и размеры государственных пенсий, назначенных на основании федерального закона, а приводит в соответствие с новым пенсионным законодательством ранее установленные доплаты, предусматривая увеличение базовой части трудовой пенсии по старости в процентном отношении в зависимости от размера сумм переведенных Объединенным пенсионным фондом персонала ООН средств в долларах США.

Внесенные этим постановлением изменения, учитывающие переведенные на основании Соглашения от 10 октября 1980 г. денежные средства, соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, в том числе называемым заявителями Федеральным законам, которым, по их мнению, оно противоречит. Признание недействующим данного постановления, как того просят заявители, привело бы к утрате гражданами Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы ООН права на доплаты к назначенным им пенсиям.

При отсутствии в Соглашении от 10 октября 1980 г. критериев, исходя из которых национальным законодательством должны определяться виды и размеры пенсий указанным лицам, суд не имел оснований для вывода о несоответствии размера или вида установленных доплат международной норме либо федеральному законодательству.

Ссылки заявителей о нарушении их права собственности на денежные средства, переведенные на основании указанного Соглашения, несостоятельны. Эти денежные средства поступили в соответствии с условиями Соглашения не в собственность граждан из числа бывших сотрудников международных организаций системы ООН, а в бюджет государственного страхования СССР, средства которого являлись собственностью СССР, в целях обеспечения права этих граждан на получение пенсии. На реализацию данной цели и направлено постановление Правительства Российской Федерации.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд правильно в соответствии с положениями ст.253 ГПК РФ отказал в удовлетворении заявленного требования о признании этого акта недействующим.

Довод кассационной жалобы о том, что суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле ОПФП ООН, противоречит требованиям ч.2 ст.252 ГПК РФ, в соответствии с которой суд правомерно рассмотрел заявление с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением, и представителей органа государственной власти, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.

Доводы о других процессуальных нарушениях не влияют на законность и обоснованность принятого решения суда.

Решение принято в соответствии с нормами материального права и с соблюдением норм процессуального права, предусмотренных ст.362 ГПК РФ основания к его отмены в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь ст.ст.360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:

Решение Верховного Суда Российской Федерации от 7 октября 2003 года оставить без изменения, а кассационную жалобу заявителей - без удовлетворения.



Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 29 января 2004 г. N КАС03-657 (извлечение)


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение