Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 25 января 2007 г. N КАС06-512 Суд признал законной инструкцию о порядке прекращения службы в органах прокуратуры работников, достигших предельного возраста, поскольку оспариваемые положения не устанавливают самостоятельных оснований увольнения прокурорских работников, соответствуют требованиям федерального законодательства и не нарушают права работников прокуратуры

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ
от 25 января 2007 г. N КАС06-512


Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании незаконной Инструкции о порядке прекращения (продления) службы в органах и учреждениях прокуратуры, достигших предельного возраста, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 12 августа 1999 года N 642-к (в целом, а также пунктов 2.1, 2.2)

по кассационной жалобе К. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ф., объяснения К., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Генеральной прокуратуры РФ Р., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, Кассационная коллегия установила:

К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании незаконными пунктов 2.1 и 2.2 Инструкции о порядке прекращения (продления) службы в органах и учреждениях прокуратуры, достигших предельного возраста, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 12 августа 1999 года N 642-к (далее Инструкция).

В дополнительном заявлении К. просил суд признать Инструкцию незаконной в целом, так как она не была опубликована официально для всеобщего сведения общедоступным способом в соответствии с требованиями Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе К. просит решение суда отменить и принять новое решение, считая, что судом неправильно применены нормы материального права и сделаны ошибочные выводы.

Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, с последующим их официальным опубликованием.

Генеральная прокуратура Российской Федерации не относится к федеральным органам исполнительной власти, поэтому вывод суда о том, что данный Указ не регулирует порядок опубликования и вступления в силу правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, является правильным.

Довод заявителя о том, что Инструкция в нарушение требований ч. 3 ст. 15 Конституции РФ не была опубликована официально для всеобщего сведения в судебном заседании суда первой инстанции проверялся и не нашел своего подтверждения.

Инструкция, носящая ограниченный ведомственный характер, была опубликована в Сборнике основных организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2004 году (т. 2).

Кроме того, Инструкция объявляется всем прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры, на которых распространяется ее действие (пункт 2 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 12 августа 1999 года N 642-к).

Правомерно суд не установил и оснований для признания Инструкции незаконной по содержанию оспоренных норм.

Инструкция о порядке прекращения (продления) службы в органах и учреждениях прокуратуры, достигших# предельного возраста, утверждена Генеральным прокурором Российской Федерации в порядке реализации полномочий, предоставленных пунктом 1 статьи 17, и в соответствии с п. 2 статьи 43 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".

Инструкция определяет порядок реализации положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", установивших предельный возраст пребывания прокурорских работников (за исключением научных и педагогических работников) на службе в органах и учреждениях прокуратуры - 60 лет (п. 2 ст. 43).

Пунктом 2.1 Инструкции предусмотрено, что для увольнения в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе в органах и учреждениях прокуратуры согласие работника не требуется.

Пункт 2.2 Инструкции устанавливает, что увольнению не препятствуют положительные сведения о профессиональной деятельности работника, данные о состоянии его здоровья, заключение непосредственного руководителя.

Положения пунктов 2.1 и 2.2 Инструкции не устанавливают самостоятельных оснований увольнения прокурорских работников, соответствуют требованиям ст. 43 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", устанавливающими# предельный возраст пребывания прокурорских работников на службе (60 лет) и право руководителя органа прокуратуры увольнять по своей инициативе работника, достигшего возраста 60 лет, и не могут рассматриваться как дискриминационные.

Возможность продления срока нахождения на службе работников, достигших предельного возраста и занимающих соответствующие должности, как это следует из содержания ч. 2 ст. 43 вышеуказанного закона, является правом, а не обязанностью руководителя. При этом каких-либо ограничений или условий по реализации этого права руководителя соответствующего органа прокуратуры в законе не содержится.

В решении суда приведен подробный и полный анализ оспариваемых норм на предмет их соответствия федеральному закону и сделан правильный вывод об отсутствии законных оснований для признания их нарушающими права работников прокуратуры, а, следовательно, недействующими.

В кассационной жалобе заявитель дает свое толкование норм материального права, с которыми согласиться нельзя, доводов, опровергающих выводы суда, не приводит.

Предусмотренных статьей 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года оставить без изменения, а кассационную жалобу К. - без удовлетворения.



Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 25 января 2007 г. N КАС06-512


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение