Письмо Минфина РФ от 10 апреля 1998 г. N 01-19/22-409
Министерство финансов Российской Федерации совместно с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации и Сберегательным банком Российской Федерации рассмотрело обращение пенсионеров г.Вичуги Ивановской области по вопросу восстановления обесценившихся сбережений граждан в Сберегательном банке Российской Федерации и сообщает.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 10 мая 1995 г. N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств на вклады в Сберегательный банк Российской Федерации в период до 20 июня 1991 года.
В целях реализации Федерального закона от 10 мая 1995 г. N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 8 апреля 1996 г. N 494 "О мерах по восстановлению сбережений граждан Российской Федерации" соответствующими федеральными органами исполнительной власти при участии Банка России и Сбербанка России подготовлен проект федеральной программы восстановления обесценившихся в 1991-1996 годах сбережений граждан Российской Федерации.
Разработанный проект программы предусматривает поэтапную компенсацию сбережений населения с учетом возрастных категорий граждан и реальных возможностей компенсационных выплат, причем на первом ее этапе предусматривается проведение предварительной компенсации вкладов.
Необходимо отметить, что до настоящего времени не приняты федеральные законы "О базовой стоимости необходимого социального набора" и "О порядке перевода вкладов в целевые долговые обязательства", без которых невозможно установить точную сумму государственного долга по гарантированным сбережениям граждан, сроки и механизм его погашения.
Федеральный закон "О базовой стоимости необходимого социального набора" принят 4 февраля 1999 г. N 21-ФЗ
В то же время, в случае принятия Закона "О базовой стоимости необходимого социального набора" восстановление сбережений населения потребует выделения государством денежных средств порядка 2,5 трлн.руб. Погашение такого внутреннего долга без ущерба для экономики нереально и практически неосуществимо, т.к. только предлагаемая к отнесению на государственный внутренний долг сумма в 5 раз превышает объем федерального бюджета.
Исходя из реальных возможностей государства по изысканию средств для финансирования компенсационных выплат, согласно Указам Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. N 733 "О мерах по предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации, обесценившихся в 1992-1995 годах" и от 2 декабря 1997 г. N 1269 "Об очередном этапе предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации, обесценившихся в 1992-1995 годах" в 1996 и 1997 годах проведена предварительная компенсация вкладов, внесенных в учреждения Сбербанка до 20 июня 1991 года и принадлежащих гражданам, родившимся в 1920 году и ранее.
Вышеназванными указами установлено, что предварительной компенсации подлежит одна тысяча рублей с каждого вклада, превышающего эту сумму, или полностью весь вклад, если его размер не превышает одну тысячу рублей. Сумма компенсации определяется путем увеличения суммы, подлежащей компенсации, в количество раз, которое зависит от срока хранения вклада (600-1000 раз).
В соответствии с Федеральным законом от 26 февраля 1998 г. N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" Правительству Российской Федерации определить порядок проведения предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года по гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", учитывая при этом выплату указанной компенсации в первоочередном порядке гражданам, родившимся до 1920 года включительно (в том числе наследникам первой очереди, родившимся до 1920 года включительно), и инвалидам 1 группы, а также в случае смерти владельца гарантированных сбережений (без ограничения возраста) его наследникам на оплату ритуальных услуг в сумме до 1,0 тыс.рублей
Выплата предварительной компенсации вкладов в 1998 году будет производиться после определения Правительством Российской Федерации соответствующего порядка ее проведения в пределах средств, предусматриваемых на эти цели федеральным бюджетом на 1998 год.
Одновременно сообщаем, что во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 4 августа 1997 г. N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" и постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 1997 г. N 1182 "О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" все вклады граждан, находившиеся в банках России на 1 января 1998 года, в том числе и вклады, помещенные в Сбербанк России до 20 июня 1991 года и не закрытые до начала текущего года, пересчитаны исходя из нового масштаба цен (их остатки уменьшены в 1000 раз), с соответствующими записями по счетам вкладчиков.
Какие-либо исключения в проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен данными актами не предусмотрены.
Предложение о нераспространении деноминации на вклады граждан в Сбербанке России, внесенные до 1992 года, рассматривалось федеральными органами исполнительной власти, Банком России и не было поддержано. Нераспространение деноминации на эти вклады означало бы проведение единовременной их компенсации в 1000 раз, что потребовало бы выделения из федерального бюджета более 300 млрд. деноминированных рублей. В настоящее время это нереально. Такие действия означали бы практическое удвоение денежной массы в стране, что привело бы к падению курса рубля по отношению к доллару США и новому витку инфляции.
О.В.Вьюгин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина РФ от 10 апреля 1998 г. N 01-19/22-409
Текст письма официально опубликован не был