Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 июня 2008 г. N 4-Г08-21 Судом правильно сделан вывод о том, что указанные в оспариваемых положениях тарифы определены в соответствии с действующим федеральным законодательством, оспариваемыми нормами урегулированы вопросы ценообразования, которые нормами гражданского права не регулируются, оспариваемые нормы не носят дискриминационный характер, поскольку цены на природный газ устанавливаются дифференцированно для различных категорий потребителей

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 июня 2008 г. N 4-Г08-21


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению В. о признании недействующими пункта 5 (в части), пункта 7 Прейскуранта N 130-01-МО-2008 "Размер платы за пользование природным газом, реализуемым в Московской области населению, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам и управляющим организациям, при расчетах без счетчиков (с учетом налога на добавленную стоимость)" и пункта 2 Примечаний к нему, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 12 декабря 2007 года N 940/45 "Об утверждении цен на природный газ, реализуемый населению Московской области" по кассационной жалобе В. на решение Московского областного суда от 8 апреля 2008 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М., объяснения В. и ее представителя В., объяснения представителя Правительства Московской области Г. и представителей Министерства экономики Московской области Х. и С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Г., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

постановлением Правительства Московской области от 12 декабря 2007 года N 940/45 "Об утверждении цен на природный газ, реализуемый населению Московской области" утвержден Прейскурант N 130-01-МО-2008 "Размер платы за пользование природным газом, реализуемым в Московской области населению, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам иным специализированным потребительским кооперативам и управляющим организациям, при расчетах без счетчиков (с учетом налога на добавленную стоимость)" (далее - Прейскурант). Указанный Прейскурант был официально опубликован, введен в действие с 1 января 2008 года. Пунктом 5 Прейскуранта предусмотрено, что индивидуальное (поквартирное) отопление жилых помещений (жилых домов, квартир, комнат) в пределах стандарта нормативной площади согласно действующему законодательству производится из расчета 11,95 руб. в месяц за 1 кв. м. Согласно пункту 7 Прейскуранта индивидуальное (поквартирное) отопление жилых помещений (жилых домов, квартир, комнат) сверх стандарта нормативной площади жилого помещения производится из расчета 22,80 руб. в месяц за 1 кв. м. Пунктом 2 Примечаний к Прейскуранту предусмотрено, что при наличии установленных и подключенных бытовых газовых плит и/или проточных водонагревателей в жилых домах (помещениях) независимо от формы собственности в случае отсутствия в них постоянно проживающих граждан расчеты за пользование газом производятся согласно действующим тарифам исходя из среднестатистического количества членов семьи в Московской области (2,7 чел.).

В. обратилась в суд с заявлением о признании недействующими со дня принятия пункта 5 в части слов "в пределах стандарта нормативной площади жилого помещения согласно действующему законодательству", пункта 7 указанного Прейскуранта и пункта 2 Примечаний к нему, ссылаясь на то, что зарегистрирована и постоянно проживает в г. Зеленограде, одновременно является собственником газифицированного жилого дома в Московской области, в котором никто не зарегистрирован и постоянно не проживает и прибора учета фактического потребления газа (счетчика) в доме не имеется.

Оспариваемые положения Прейскуранта, нарушают конституционный принцип равенства прав граждан (ст.ст. 19, 27 Конституции РФ) и противоречат статьям 328, 426, 541, 544 Гражданского кодекса РФ, статьям 154, 157 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которыми подключение абонента к сети должно сопровождаться установлением приборов учета потребления газа; расчетный же порядок учета расхода газа предусмотрен в качестве временной меры, но и он должен обеспечивать учет фактического потребления газа; Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, в соответствии с которыми обязательства по оплате коммунальных услуг возникают из договора; цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора, устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, а оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии; статье 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", устанавливающей запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, выраженном в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар, без соответствующего указания в федеральном законе.

Оспариваемые нормы лишают ее права на оплату коммунальных услуг в соответствии с потребленным количеством таких услуг. Установление пунктами 5 и 7 Прейскуранта двух тарифов на оплату одной и той же услуги по отоплению жилых помещений граждан, исходя из площади в пределах стандарта нормативной площади жилого помещения и площади сверх такого стандарта, не предусмотрено законом и нарушают ее права, поскольку она, с учетом того, что стандарт нормативной площади жилого помещения рассчитывается только от числа лиц, постоянно проживающих, вынуждена платить исключительно по повышенному тарифу, установленному пунктом 7 Прейскуранта. Оспариваемый пункт 2 Примечаний к Прейскуранту, обязывающий платить за пользование газовыми плитами и проточными водонагревателями, исходя из среднестатистического количества членов семьи в Московской области (2,7 чел.), носит дискриминационный характер, поскольку устанавливает различный порядок оплаты за природный газ для граждан в зависимости от наличия или отсутствия постоянно проживающих лиц в жилом помещении. По делу постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе В. указывает о несогласии с решением суда, ставит вопрос о его отмене по мотиву нарушения норм материального права и вынесении нового решения - об удовлетворении заявления. Приводит доводы, аналогичные приводимым при обращении в суд, указывая на необоснованность их отклонения.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Согласно Указу Президента Российской Федерации N 221 от 28 февраля 1995 г. (с последующими изменениями) "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительство Российской Федерации определяет с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждает перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации установлены Постановлением Правительства Российской Федерации N 1021 от 29 декабря 2000 г. (в редакции постановления правительства РФ от 30.10.2007 г. N 722) "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации".

Постановлением Правительства Российской Федерации N 239 от 7 марта 1995 г. (с последующими изменениями) "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для которых в федеральном бюджете предусматривается финансовая поддержка, регулируют цены (тарифы) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также тарифы и надбавки на услуги транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. N 232 (в редакции Постановления Правительства РФ от 9 февраля 2008 г.) "О мерах по упорядочению государственного регулировании цен на газ и сырье для его производства" установлено, что розничные цены на природный и сжиженный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, рассчитываются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер вышеназванного постановления Правительства следует читать как "N 332" вместо "N 232"


В силу указанного, вывод суда о том, что оспариваемый акт принят Правительством Московской области в пределах его компетенции, является правильным.

Доводы заявительницы о противоречии оспариваемых норм федеральному законодательству являются ошибочными и не могут быть признаны основанием к отмене решения суда.

Пунктом 10 указанных выше Основных положений, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1021 от 29.12.2000 г. (в редакции от 30 октября 2007 г.), установлено, что регулирование розничных цен на газ, реализуемый населению, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размера платы за снабженческо-бытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. В соответствии с указанным Федеральной службой по тарифам, в соответствии с предоставленными полномочиями были утверждены Методические указания по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд (приказ от 15 июня 2007 г. N 129-э/12), определяющие основные принципы и порядок формирования и регулирования розничных цен. Одним из которых является то, что розничные цены на газ устанавливаются дифференцировано.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного приказа следует читать как "N 129-э/2"


Жилищный кодекс РФ в части 1 статьи 157 устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потреблении коммунальных услуг (данное положение соответствует и требованиям ст. 544 ГК РФ).

Правительство Российской Федерации 13 июня 2006 г. приняло постановление N 373 "О порядке установления нормативов потреблении газа населением при отсутствии приборов учета газа", в соответствии с которым нормативы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа (нормативы потребления коммунальных услуг в части газоснабжения) устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основании норм потребления при отсутствии приборов учета газа. При этом нормы для соответствующего субъекта Российской Федерации не могут быть ниже минимально допустимых норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа, установленных в приложении к указанному постановлению Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Московской области от 9 ноября 2006 г. N 1047/43 утверждены Нормативы потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа. Данные нормативы установлены в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ N 306 от 23 мая 2006 г., и согласно которым размер платы за газ зависит от направления использования природного газа, количества человек постоянно проживающих в жилом помещении и площади этого помещения.

Поскольку при отсутствии сведений о количестве проживающих определить среднемесячный платеж за газ исходя из нормы потребления на одного человека невозможно, в Примечании к названным Нормативам указано, что при наличии установленных и подключенных бытовых газовых плит и газовых водонагревателей в жилых помещениях (жилых домах, квартирах, комнатах) независимо от формы собственности в случае отсутствия в них постоянно проживающих граждан нормативы потребления природного газа определяются в целом на жилое помещение исходя из среднестатистического количества членов семьи Московской области (2,7 чел).

Согласно п. 7 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ (от 23.11.2004 г. N 194-э/12) при расчете розничных цен на природный газ, реализуемый населению исходя из площади жилого помещения, на период достижения экономически обоснованных уровней составляющих розничных цен рекомендуется задавать темп достижения экономически обоснованного уровня розничных цен на газ, используемый на отопление жилых помещений сверх социальной нормы площади жилья, а также на прочие цели, выше чем для других направлений потребления газа, без изменения средневзвешенного уровня розничных цен.

Учитывая,что методическими указаниями N 129-э/12, также предусмотрен дифференцируемый подход, то следует признать обоснованным вывод о том, что оспариваемые пункты 5 и 7 Прейскуранта не противоречат действующему законодательству.

Учитывая, что стандарт нормативной площади для предоставления компенсаций и оказания мер социальной поддержки гражданам на оплату жилого помещения в Московской области установлен Законом Московской области N 213/2004-03 от 30 декабря 2004 г. "О стандарте нормативной площади жилого помещения для предоставления компенсаций (субсидий) и оказания меры социальной поддержки гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Московской области", в соответствие с которым его действие распространяется на граждан, имеющих место жительство в Московской области, а В. постоянно проживает и зарегистрирована в г. Зеленограде (Москва), то оплата за отопление принадлежащего ей дома правильно производится в соответствии с п. 7 оспариваемого Прейскуранта (без учета стандарта нормативной площади жилого помещения).

Довод заявительницы о том, что оспариваемые нормы носят дискриминационный характер, поскольку устанавливают различный порядок оплаты за природный газ для граждан в зависимости от наличия или отсутствия постоянно проживающих в их жилом помещении, сделан без учета того, что оспариваемое положение не противоречат федеральному законодательству, не нарушают права В. и не ущемляет ее интересы, поскольку у заявительницы имеется право выбора: она вправе установить в квартире (доме) счетчик потребления газа и производить расчеты за фактическое пользование газом, а в случае выезда из квартиры на срок более месяца с помощью специалиста предприятия газового хозяйства произвести отключение газового оборудования с установкой пломбы. Не может быть принят во внимание и довод В. о том, что порядок расчетов с потребителями газа должен устанавливаться одинаковым для всех потребителей, так как и о чем отмечено выше, цены на природный газ устанавливаются дифференцированно для различных категорий потребителей.

В суде проверялись и дана оценка доводам заявительницы о противоречии оспариваемого ею акта нормам гражданского и жилищного законодательства, а также Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307. Данные доводы признаны несостоятельными. При этом суд правильно исходил из того, что оспариваемыми нормами Прейскуранта урегулированы вопросы ценообразования, которые нормами гражданского права не регулируются. Ссылка на ст. 426 ГК РФ (публичный договор) в данном случае правового значения не имеет, поскольку оспариваемым актом вопросы формы и условий публичного договора не регулируются.

Ссылка на противоречие оспариваемых норм ст. 157 ЖК РФ и указание в связи с этим на то, что в соответствии с этой нормой, а также нормами ГК РФ (ст. 328, 541, 544) подключение абонентов к сети должно сопровождаться установлением прибора учета, является несостоятельной, поскольку в указанных нормах такого положения не содержится.

Обоснованно судом признан неправомерным довод заявительницы о том, что оспариваемые ею положения противоречат ст. 10 ФЗ от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку указанные в оспариваемых положениях тарифы определены в соответствии с действующим федеральным законодательством. Ссылка на нарушение конституционных принципов в части ограничения прав заявительницы иметь в собственности недвижимое имущество и свободно выбирать место жительства являются несостоятельной, поскольку оспариваемые ею нормы таких ограничений не содержат. Судом правильно сделан вывод о том, что оспариваемый нормативный акт не находится в противоречии с соответствующими нормами федерального законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя. Довод жалобы о том, что суд не учел вновь принятых актов, касающихся вопроса реализации газа населению, не влечет признания решения незаконным, поскольку, как следует из указанного выше, внесенные изменения не меняют правовую судьбу по данному вопросу.

Судебная коллегия находит, что решение суда первой инстанции постановлено в соответствии с нормами процессуального права, вывод суда соответствуют обстоятельствам дела и основан на нормах материального права при их правильном толковании.

На основании изложенного, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360 и 361 ГПК РФ определила:

решение Московского областного суда от 8 апреля 2008 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу В. - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 июня 2008 г. N 4-Г08-21


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.