Решение Верховного Суда РФ от 28 мая 2008 г. N ГКПИ08-1025 Суд отказал в признании недействующими положений постановления о социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, поскольку оспариваемые пункты не противоречат действующему законодательству и не препятствуют исполнению вступивших в законную силу судебных постановлений о взыскании компенсаций с органов социальной защиты

Решение Верховного Суда РФ от 28 мая 2008 г. N ГКПИ08-1025


Верховный Суд Российской Федерации

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Рязанской областной общественной организации инвалидов Союз "Чернобыль" и Б. о признании недействующими абзаца второго пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пункта 5 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации на питание детей в детских дошкольных учреждениях (специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа), а также обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, пункта 4 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пункта 3 Правил выплаты гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения, единовременного пособия в связи с переездом на новое место жительства и компенсации стоимости проезда, а также расходов по перевозке имущества, пункта 6 Правил выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца, пункта 4 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации гражданам в зависимости от времени проживания (работы) на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пункта 5 Правил выплаты ежемесячной компенсации на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных указанным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 907, установил:

Абзацем вторым пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. от 22 января 2007 г.) установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству финансов Российской Федерации.

В утвержденных этим постановлением Правилах выплаты ежемесячной денежной компенсации на питание детей в детских дошкольных учреждениях (специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа), а также обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования (пункт 5); Правилах выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 4,); Правилах выплаты гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения, единовременного пособия в связи с переездом на новое место жительства и компенсации стоимости проезда, а также расходов по перевозке имущества (пункт 3); Правилах выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца (пункт 6); Правилах выплаты ежемесячной денежной компенсации гражданам в зависимости от времени проживания (работы) на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 4); Правилах выплаты ежемесячной компенсации на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 5) приведены перечни сведений, указываемых уполномоченным органом в списках получателей компенсаций, представляемых в территориальный орган Федерального казначейства, который на основании этих списков перечисляет средства федерального бюджета, предусмотренные на выплату соответствующих компенсаций и пособий.

Рязанская областная общественная организация инвалидов Союз "Чернобыль" и Б. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлениями, объединенными судом в одно производство, о признании недействующим абзаца второго пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 907, ссылаясь на то, что он ограничивает финансирование установленных законом компенсаций объемом средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год, тогда как федеральный законодатель не ставит исполнение расходных обязательств Российской Федерации в зависимость от наличия и достаточности средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете, а Правительство Российской Федерации наделено лишь полномочиями по установлению порядка финансирования таких обязательств.

Заявители также просят признать недействующими пункты вышеперечисленных Правил, содержащие перечни сведений, включаемых в составляемые органами социальной защиты списки получателей компенсаций, в части, не предполагающей внесение сведений о размерах компенсационных выплат и задолженности по ним, установленных на основании вступивших в законную силу решений судов, считая, что отсутствие таких сведений в представляемых списках не позволяет органам социальной защиты, являющимся плательщиками при исполнении судебных решений, включать в заявку информацию о потребности в бюджетных ассигнованиях для погашения задолженности по неисполненным судебным актам, вследствие чего такие акты не исполняются.

В судебном заседании Б. и представитель заявителей Г. поддержали эти требования, мотивируя их вышеприведенными доводами.

Представители Правительства Российской Федерации Д. и Н. заявленные требования не признали, пояснив, что исполнение расходных обязательств государства возможно только в рамках бюджетной системы, бюджетное законодательство позволяет в ходе исполнения федерального бюджета увеличивать при необходимости размер бюджетных ассигнований, предназначенных для выполнения расходных обязательств, путем внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год, содержащиеся в оспариваемых пунктах Правил перечни сведений, включаемых в списки получателей компенсаций, не препятствуют отражению в этих списках задолженности по неисполненным судебным актам в соответствии с указаниями, данными Министерством финансов Российской Федерации, являющимся главным распорядителем средств федерального бюджета для исполнения расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам упомянутых выше мер социальной поддержки.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации С., полагавшей в удовлетворении заявлений отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Оспариваемое заявителями постановление от 31 декабря 2004 г. N 907 издано во исполнение статьи 4 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которой меры социальной поддержки, предусмотренные данным Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу статьи 5 этого Закона меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ расходными обязательствами признается обусловленная законом или иным правовым актом, договором или соглашением обязанность публично-правового образования (в данном случае - Российской Федерации) предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета (статья 6); правовой формой федерального бюджета является федеральный закон о федеральном бюджете (статья 11); для исполнения расходных обязательств Российской Федерации предназначены федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; использование иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается (статья 13); увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете (статья 83).

Абзац второй пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 907, предусматривающий финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки в пределах предусмотренных на эти цели бюджетных средств, основан на приведенных нормах Бюджетного кодекса РФ и не противоречит им, в связи с чем доводы заявителей о незаконности данной правовой нормы являются ошибочными.

Не соответствуют действительности и их утверждения о том, что оспариваемые пункты Правил, утвержденных названным постановлением Правительства Российской Федерации, препятствуют исполнению вступивших в законную силу судебных постановлений о взыскании соответствующих компенсаций с органов социальной защиты.

Предметом регулирования постановления Правительства Российской Федерации и утвержденных им Правил являются отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Вопросы исполнения судебных постановлений эти нормативные правовые акты не затрагивают и не содержат норм, препятствующих исполнению вступивших в законную силу решений суда о взыскании денежных компенсаций.

В оспариваемых пунктах Правил содержатся аналогичные по своему содержанию перечни сведений, указываемых в списках, которые являются основанием для перечисления территориальным органом Федерального казначейства средств федерального бюджета, предусмотренных на выплату компенсаций. Размер компенсации назван в составе сведений, включаемых в списки. При этом ни в одном из пунктов Правил не содержится запрета указывать в составляемых органами социальной защиты списках сведения о суммах задолженности по выплате денежной компенсации, в том числе по неисполненным судебным актам.

Оспариваемые пункты Правил не затрудняют и действие других правовых актов, из которых вытекает обязанность органов социальной защиты сообщать в составляемых списках о потребности в бюджетных ассигнованиях на погашение задолженности по неисполненным судебным постановлениям.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Исходя из этого предписания закона, органы социальной защиты, с которых судебными решениями взысканы денежные компенсации за счет средств федерального бюджета, обязаны сообщать территориальному органу Федерального казначейства сведения о размере задолженности по неисполненным судебным актам и потребности в бюджетных ассигнованиях на погашение такой задолженности.

Не исключает внесение в списки подобных сведений и отсутствие в оспариваемых пунктах Правил прямого указания об их включении в составляемые списки получателей компенсаций. Уполномоченный орган, составляющий соответствующие списки, не лишен возможности руководствоваться Правилами финансового обеспечения в 2007 году расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 872 (в ред. от 12 декабря 2007 г.). В пункте 4 данных Правил, регулирующем сходные отношения, прямо предусмотрено отражение в составе сведений о каждом получателе денежной компенсации суммы задолженности по выплате денежной компенсации.

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (приложения 28 и 28.1) Министерство финансов Российской Федерации определено главным распорядителем средств федерального бюджета для исполнения расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам указанных выше мер социальной поддержки. В письме данного Министерства от 14.02.2008 г. заявителям сообщалось о том, что согласно разъяснению, направленному письмом от 10.07.2007 г. N 12-05-11/3457 в финансовые органы субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в списках получателей компенсации, представляемых в органы Федерального казначейства в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 907, наряду с суммами компенсаций в размере, установленном законодательством Российской Федерации, указывают суммы компенсаций, подлежащие взысканию на основании судебных решений (л.д. 46-48).

Такой же порядок отражения задолженности по неисполненным судебным актам указан и в письме Управления Федерального казначейства по Рязанской области от 24.01.2008 г. N 06-25/362, направленном в адрес начальника управления социальной защиты населения Рязанской области (л.д. 29).

Территориальный орган Федерального казначейства перечисляет средства федерального бюджета на основании представленных списков, в связи с чем доведенный им до сведения органов социальной защиты изложенный в приказе Минфина России от 14.01.2008 г. N 4н порядок отражения сумм компенсаций, подлежащих взысканию на основании судебных решений, позволяет указывать в списках получателей компенсаций потребность в бюджетных ассигнованиях, необходимых для погашения задолженности по неисполненным судебным актам.

Исходя из изложенного, следует признать, что оспариваемые заявителями положения Правил не противоречат закону и не могут служить основанием для отказа в исполнении судебных актов, вступивших в законную силу.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

в удовлетворении заявлений Рязанской областной общественной организации инвалидов Союз "Чернобыль" и Б. отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.


Решение Верховного Суда РФ от 28 мая 2008 г. N ГКПИ08-1025


Текст решения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.