Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 сентября 2008 г. N 5263/07 Суд отказал в удовлетворении требования о признании недействительной сделки приватизации государственного предприятия, поскольку действующее на момент предъявления иска законодательство прямо установило такой способ приватизации, как внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 сентября 2008 г. N 5263/07


Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Новоселовой Л.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявления открытого акционерного общества "Тольяттиазот" и открытого акционерного общества "Трансаммиак" о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 19.07.2006, постановления суда апелляционной инстанции от 09.10.2006 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-3005/2004-47 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.01.2008 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя - ОАО "Тольяттиазот" (ответчика) - Еременко В.Г., Климов Я.Ю., Крюков О.А;

от заявителя - ОАО "Трансаммиак" - Еременко В.Г., Климов Я.Ю., Колотилов О.В., Сливко Е.В.;

от Федерального агентства по управлению государственным имуществом (истца) - Пристансков Д.В., Файнгерш С.И.;

от прокуратуры Самарской области - Веретина Е.П.

Заслушав и обсудив доклад судьи Новоселовой Л.А., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Министерство имущественных отношений Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к открытому акционерному обществу "Тольяттиазот" (далее - общество "Тольяттиазот") и Фонду имущества Самарской области о признании недействительной сделки приватизации государственного предприятия "Производственное объединение "Трансаммиак", преобразованного в акционерное общество открытого типа "Трансаммиак" (далее - общество "Трансаммиак), в части передачи 51 процента уставного капитала общества "Трансаммиак" в обмен на 6,1 процента уставного капитала общества "Тольяттиазот", заключенной между ответчиками, и применении последствий недействительности ничтожной сделки.

Исковые требования мотивированы нарушениями положений Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации), Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 (далее - Программа приватизации), допущенными при приватизации производственного объединения "Трансаммиак" и преобразовании его в АООТ "Трансаммиак".

К участию в деле в качестве ответчика привлечено специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества". В соответствии с частью 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Самарской области.

Решением суда первой инстанции от 19.07.2006 исковые требования удовлетворены. Суд обязал держателя реестра акционеров общества "Трансаммиак" внести в реестр запись об изменении собственника 51 процента акций на Российскую Федерацию. С фонда имущества Самарской области в пользу общества "Тольяттиазот" взыскано 3 023 993 рубля номинальной стоимости 3 023 993 акций общества "Тольяттиазот" на момент совершения оспариваемой сделки.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 09.10.2006 решение оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 24.01.2007 решение от 19.07.2006 и постановление от 09.10.2006 оставил без изменения.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановлением от 02.10.2007 названное постановление суда кассационной инстанции отменил по безусловным основаниям, дело направил на новое рассмотрение в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

При новом рассмотрении дела суд кассационной инстанции постановлением от 10.01.2008 решение суда первой инстанции от 19.07.2006 и постановление суда апелляционной инстанции от 09.10.2006 оставил без изменения.

В заявлениях, поданных в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 19.07.2006, постановления суда апелляционной инстанции от 09.10.2006 и постановления суда кассационной инстанции от 10.01.2008 общества "Тольяттиазот" и "Трансаммиак" просят их отменить как нарушающие нормы материального и процессуального права.

В отзывах на заявления Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и прокуратура Самарской области просят названные судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлениях, отзывах на них и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Правительством Российской Федерации принято распоряжение от 19.09.1995 N 1314-р о приватизации государственного предприятия "Производственное объединение "Трансаммиак" с преобразованием его в открытое акционерное общество. Госкомимуществу России поручено осуществить приватизацию объединения путем обмена пакета акций создаваемого открытого акционерного общества в размере 51 процента от его уставного капитала на дополнительный (специальный) выпуск акций общества "Тольяттиазот".

Распоряжением Госкомимущества России от 09.10.1995 N 1450-р Комитету по управлению государственным имуществом Самарской области поручено осуществить приватизацию объединения путем передачи пакета акций создаваемого акционерного общества в размере 51 процента от его уставного капитала в обмен на равноценный по стоимости дополнительный выпуск акций общества "Тольяттиазот".

Решением Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области от 13.12.1995 N 806 утвержден план приватизации государственного предприятия "Производственное объединение Трансаммиак", которым предусмотрено направление 51 процента акций вновь созданного общества "Трансаммиак" на выкуп акций общества "Тольяттиазот".

Согласно акту приема-передачи от 09.08.1996 Фонд имущества Самарской области передал обществу "Тольяттиазот" 3 023 993 акции общества "Трансаммиак" номинальной стоимостью 1 000 рублей за 1 штуку в обмен на 3 023 993 акции общества "Тольяттиазот" номинальной стоимостью 1 000 рублей за 1 штуку (6,1 процента от уставного капитала общества "Тольяттиазот"). Факт передачи прав на акции подтвержден сертификатом на право собственности от 04.03.1996.

Признавая сделку приватизации объединения недействительной, суды трех инстанций сослались на ее несоответствие требованиям законодательства, регулирующего приватизацию государственного и муниципального имущества в период заключения сделки: статье 15 Закона о приватизации, пункту 5.2 Программы приватизации, а также пункту 3.2 Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22.07.1994 N 1535.

Суды исходили из того, что названными нормами не предусмотрен такой способ приватизации предприятия как обмен акций акционерного общества, созданного в процессе приватизации, на акции другого акционерного общества.

Между тем, признавая сделку недействительной, суды не приняли во внимание, что правовые акты, касающиеся приватизации государственного предприятия "Производственное объединение "Трансаммиак", приняты уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции. Приобретение государством пакета акций общества "Тольяттиазот" было осуществлено в рамках единого комплекса мероприятий, направленных на обеспечение инвестиций на реконструкцию и развитие производственных мощностей общества "Трансаммиак". Итоговым действием цепи приватизационных мероприятий стало отчуждение принадлежащего государству пакета акций общества "Тольяттиазот" на коммерческом конкурсе с инвестиционными условиями, что не противоречило положениям Закона о приватизации.

Судебная практика применения положений данного Закона также исходила из отсутствия нарушений его при совершении аналогичных сделок в рамках приватизации.

Кроме того, суды не учли, что иск о признании сделки недействительной был заявлен в 2004 году государственными органами, осуществляющими приватизацию, и действующее на момент предъявления иска законодательство прямо установило такой способ приватизации как внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ (пункт 1 статьи 16, статья 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации").

Следовательно, исходя из принципа правовой определенности, в силу которого судебные органы обязаны обеспечить защиту прав участников оборота во взаимоотношениях с государством, оснований для удовлетворения заявленного государственными органами иска о признании недействительной сделки не имеется.

Руководствуясь статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды применили последствия недействительности сделки, определив их следующим образом.

Судами установлено, что акции общества "Тольяттиазот" в количестве 3 023 993 штук, переданные Фонду имущества Самарской области по акту приема-передачи от 09.08.1996 во исполнение оспариваемой сделки, впоследствии были переданы им советско-швейцарской фермерской корпорации "ТАФКО" по передаточному распоряжению от 23.09.96 N 4-1пр на основании договора купли-продажи от 12.09.1996 N 24-АИ. В связи с невозможностью возврата обществу "Тольяттиазот" названных акций в порядке реституции суд первой инстанции обязал Фонд имущества Самарской области уплатить обществу "Тольяттиазот" номинальную стоимость акций по состоянию на 1996 год.

Суд также обязал реестродержателя общества "Трансаммиак" внести в реестр акционеров общества запись об изменении собственника акций этого общества в количестве 3 023 993 штук, составляющих 51 процент его уставного капитала, на Российскую Федерацию и владельца - на Российский фонд федерального имущества.

Общество "Трансаммиак" и регистратор, осуществляющий ведение реестра акционеров названного общества, к участию в деле не привлекались.

Между тем примененные судом первой инстанции последствия недействительности сделки не соответствуют правилам о двусторонней реституции, содержащимся в статье 167 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 названной статьи Кодекса при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре - возместить его стоимость в деньгах.

Факт передачи акций общества "Трансаммиак" по акту от 09.08.1996 обществу "Тольяттиазот" не являлся предметом спора. Согласно исковому заявлению истец основывает свои требования о возврате акций на том, что передача акций состоялась.

В силу статьи 28 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" права владельцев на эмиссионные ценные бумаги бездокументарной формы выпуска удостоверяются в системе ведения реестра - записями на лицевых счетах у держателя реестра или в случаях учета прав на ценные бумаги в депозитарии - записями по счетам депо.

Судом первой инстанции выяснено, что общество "Тольяттиазот" акциями общества "Трансаммиак" на момент проведения реституции не владело. Данное обстоятельство подтверждено имеющейся в деле соответствующей выпиской из реестра акционеров общества "Трансаммиак".

Несмотря на невозможность осуществления реституции в виде возврата полученных по сделке приватизации обществом "Тольяттиазот" акций общества "Трансаммиак", суд указал на необходимость восстановления в реестре акционеров последнего в качестве собственника 51 процента акций Российскую Федерацию, возложив обязанность по осуществлению примененного судом последствия недействительности сделки не на сторону сделки, а на регистратора общества "Трансаммиак", что противоречит пункту 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При этом резолютивная часть решения не соответствует пункту 1 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которым предусмотрена возможность вынесения решения, обязывающего совершить определенные действия, только в отношении ответчика по делу.

Реестродержатель общества "Трансаммиак" не является ответчиком и к участию в настоящем арбитражном процессе не привлекался.

Реестродержатель не может выступать ответчиком по иску о применении последствий недействительности ничтожной сделки, не являясь стороной этой сделки. Действия, к совершению которых суд обязал реестродержателя, не могут быть выполнены последним, так как решение суда не содержит сведений о количестве акций, подлежащих списанию, номере их выпуска, лицевом счете (счетах), с которого акции должны быть списаны, и лицевом счете, на который их необходимо зачислить.

Таким образом, судами неправильно применены нормы материального и процессуального права, что в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации служит основанием для отмены оспариваемых судебных актов.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 19.07.2006 по делу N А55-3005/2004-47, постановление суда апелляционной инстанции от 09.10.2006 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.01.2008 по тому же делу отменить.

Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в удовлетворении иска отказать.


Председательствующий

А.А. Иванов


Суды признали недействительной сделку по приватизации госпредприятия. Приватизация была проведена путем обмена акций компании-покупателя на акции АО, образованного в результате преобразования госпредприятия. Суды сочли, что действовавшие на момент заключения сделки нормативно-правовые акты не предусматривали такого способа приватизации.

Президиум ВАС РФ указал на ошибочность указанных выводов и пояснил следующее.

Суды не приняли во внимание, что правовые акты, касающиеся приватизации этого госпредприятия, были приняты уполномоченными госорганами в пределах их компетенции. Государство приобрело пакет акций общества-покупателя в рамках единого комплекса мероприятий, что не противоречило законодательству. Кроме того, суды не учли, что действующее на момент предъявления иска законодательство прямо установило такой способ приватизации как внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ. Следовательно, оснований для признания сделки недействительной не имелось.


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 сентября 2008 г. N 5263/07


Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2009 г., N 1


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение