Решение Арбитражного суда Красноярского края от 1 февраля 2010 г. N А33-14/2010 Поскольку деятельность в сфере осуществления доврачебной, амбулаторно-поликлинической помощи в стоматологии (в том числе детской, профилактической, ортопедической и хирургической) подлежит лицензированию как медицинская деятельность, а срок действия имеющейся у общества с ограниченной ответственностью лицензии истек, в действиях общества имеется состав административного правонарушения

Решение Арбитражного суда Красноярского края
от 1 февраля 2010 г. N А33-14/2010

 

Резолютивная часть решения объявлена 28 января 2010 года.

В полном объеме решение изготовлено 01 февраля 2010 года.

 

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М., рассмотрев в судебном заседании заявление Канского межрайонного прокурора

к обществу с ограниченной ответственностью "Д."

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии:

представителя заявителя: Ч. - прокурора отдела, действующего на основании служебного удостоверения ТО N 079110,

при ведении протокола судебного заседания судьей Чурилиной Е.М.

установил:

Канский межрайонный прокурор обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Д." к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявление принято к производству суда. Определением от 15.01.2010 возбуждено производство по делу.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью "Д." зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 8 по Красноярскому краю за основным государственным регистрационным номером 1032401196838, осуществляет предпринимательскую

деятельность, в том числе медицинскую; расположено по адресу: г.Канск, ул. С., 1/6, помещение 19.

23 декабря 2009 года обществу с ограниченной ответственностью "Д." Управлением здравоохранения адмнистрации Красноярского края выдана лицензия серии КР N 003982 со сроком действия с 23.12.2003 по 23.12.2008 на осуществление медицинской деятельности по наименованию работ и услуг в соответствии с приложением к лицензии.

Согласно приложению к лицензии от 23.12.2003 серии КР N 003982 общество с ограниченной ответственностью "Д." в период действия лицензии вправе осуществлять амбулаторно-поликлиническую помощь, а именно: работы и услуги по специальности стоматология ортопедическая в объеме: лечение полной и частичной адентии с помощью цельнолитых коронок, мостовидных протезов, полных и частичных съемных протезов, штифтовых протезов, бюгельных протезов с использованием стали, кобальто-хромоникелевого сплава, пластмассы, металлокерамики, металлопластмассы; работы и услуги по специальности стоматология в объеме: лечение кариеса, пульпита, периодонтита, не кариозных поражений зубов, пломбирование зубов и каналов с использованием паст, композитных пломбировочных материалов химического и светового отверждения, гуттаперчевых штифтов; реставрацию, ламинирование, удаление зубных отложений, удаление зубов и корней зубов; доврачебная помощь: работы и услуги по специальности сестринское дело.

Канским межрайонным прокурором проведена проверка исполнения обществом с ограниченной ответственностью "Д." законодательства о лицензировании медицинской деятельности в сфере стоматологии.

В ходе проведения проверки Канским межрайонным прокурором установлено, что по адресу: г.Канск, ул. С., 1/6, помещение 19, общество с ограниченной ответственностью "Д." осуществляет медицинскую деятельность, а именно амбулаторно-поликлиническую помощь в области стоматологии и стоматологии ортопедической без лицензии.

По результатам проверки Канским межрайонным прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 23.12.2009, в котором отражен факт совершения обществом с ограниченной ответственностью "Д." административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения Канского межрайонного прокурора в Арбитражный суд Красноярского края с рассматриваемым заявлением.

Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Пунктом 1 части 1 статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что прокурор в пределах своих полномочий вправе, в том числе, возбуждать производство по делу об административном правонарушении.

Полномочия заявителя по возбуждению производства по делам о привлечении к административной ответственности основаны на пункте 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", предоставляющем прокурору и его заместителю право возбуждать производство об административном правонарушении.

Согласно части 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 7.24, частью 2 статьи 7.31, статьями 12.35, 13.11, 13.14, частями 1 и 2 статьи 14.25, статьей 15.10, частью 3 статьи 19.4, статьями 19.9, 20.26, 20.28, 20.29 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

Из изложенного следует, что Канским межрайонным прокурором Степановым В.А. дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ответчика возбуждено в пределах компетенции органа прокуратуры. Следовательно, при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 23.12.2009 Канский межрайонный прокурор действовал в рамках полномочий, предоставленных ему вышеназванными нормативными актами.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128 "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

По пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности предусмотрено требование осуществлять такую деятельность как исключительную, общество в течение срока действия специального разрешения (лицензии) вправе осуществлять только виды деятельности, предусмотренные специальным разрешением (лицензией), и сопутствующие виды деятельности.

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В силу подпункта 96 пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Статья 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" устанавливает, что в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности.

Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определен Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30 (далее по тексту - Положение).

Согласно пункту 2 Положения лицензирование медицинской деятельности осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи), а также Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития - в части деятельности, осуществляемой организациями государственной системы здравоохранения, а также деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи.

Пунктом 3 Положения установлено, что лицензия на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия) предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.

Согласно пункту 4 Положения медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению.

В соответствии с приложением к Положению в перечень работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической помощи входят, в том числе стоматология, стоматология детская, стоматология профилактическая, стоматология ортопедическая и стоматология хирургическая.

Таким образом, деятельность в сфере осуществления доврачебной, амбулаторно-поликлинической помощи в стоматологии (в том числе детской, профилактической, ортопедической и хирургической) подлежит лицензированию как медицинская деятельность.

Согласно пункту 3.2. устава общества с ограниченной ответственностью "Д." основными видами деятельности общества является стоматологическая практика, деятельность среднего медицинского персонала; оказание платных медицинских услуг в соответствии с полученной лицензией.

При этом срок действии имеющейся у общества лицензии на осуществление медицинской деятельности истек 23.12.2008, данная лицензия обществом не продлена, новая лицензия на осуществление медицинской деятельности не получена.

Факт осуществления обществом предпринимательской деятельности в виде медицинской деятельности без соответствующей лицензии подтверждается материалами дела (постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 23.12.2009, объяснениями директора Б., объяснениями медицинской сестры Х., журналом кассира-операциониста, книгой регистрации пациентов общества), ответчиком не оспаривается.

Таким образом, судом установлено наличие в действиях общества с ограниченной ответственностью "Д." объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.

Общество с ограниченной ответственностью "Д." не представило пояснений и доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства.

Кроме того, из имеющихся в материалах дела объяснений законного представителя общества - директора Б. следует, что общество признает факт осуществления медицинской деятельности без лицензии, а также признает вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, вина общества с ограниченной ответственностью "Д." в совершении вменяемого правонарушения исследована и установлена судом.

На основании изложенного, суд признает доказанным факт наличия в действиях общества с ограниченной ответственностью "Д." состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судом установлено, что требования к порядку вынесения постановления об административном правонарушении, предусмотренные статьями 28.2, 28.4, 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Канским межрайонным прокурором соблюдены.

Срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В качестве доказательств, смягчающих административную ответственность, обществом с ограниченной ответственностью "Д." представлена, в том числе опись, подтверждающая направление обществом в лицензиующий орган - Министерство здравоохранения Красноярского края 15.01.2010 документов для предоставления лицензии на медицинскую деятельность. Указанные обстоятельства принимаются судом в качестве доказательств, смягчающих административную ответственность.

Иные обстоятельства, указанные обществом (наличие несовершеннолетнего ребенка, раскаяние лица, совершившего административное правонарушение), суд не признает в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, поскольку они подлежат оценке судом при назначении административного наказания должностному лицу.

Учитывая изложенное, арбитражный суд считает возможным назначить обществу с ограниченной ответственностью "Д." административный штраф в минимальном размере 40 000 рублей.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края решил:

Требование Канского межрайонного прокурора удовлетворить.

Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Д.", зарегистрированное в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 8 по Красноярскому краю за основным государственным регистрационным номером 1032401196838, расположенное по адресу: г.Канск, ул. С., 1/6, помещение 19, к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Административный штраф подлежит уплате в бюджет по следующим реквизитам:

Получатель: УФК по Красноярскому краю (Прокуратура Красноярского края)

ИНН 2466029055

КПП 246601001

Расчетный счет 40101810600000010001

Наименование банка: ГРКЦ банка России по Красноярскому краю г.Красноярск

БИК 040407001

ОКАТО 04401000000

КБК 41511690040040000140.

Копия документа, свидетельствующая о добровольной уплате лицом, привлеченным к административной ответственности, штрафа должна быть представлена суду.

 

Судья

Чурилина Е.М.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Арбитражного суда Красноярского края от 1 февраля 2010 г. N А33-14/2010


Текст решения предоставлен Арбитражным судом Красноярского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника