Постановление Правительства РФ от 18 июля 2008 г. N 543 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)" (утратило силу)

Постановление Правительства РФ от 18 июля 2008 г. N 543
"Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)"

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2014 г. N 245 настоящее постановление признано утратившим силу

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении).

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2001 г. N 160 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1034);

пункт 36 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, регулирующие земельные отношения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2002 г. N 919 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст. 5225);

пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2003 г. N 175 "О внесении дополнений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам профессионального образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1276).


Председатель Правительства
Российской Федерации

В. Путин


Типовое положение
об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)
(утв. постановлением Правительства РФ от 18 июля 2008 г. N 543)


I. Общие положения


1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведений) (далее - средние специальные учебные заведения).

Особенности деятельности средних специальных учебных заведений, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение военной и приравненной к ней службы, определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Для негосударственных средних специальных учебных заведений настоящее Типовое положение является примерным.

2. Основными задачами среднего специального учебного заведения являются:

а) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения среднего профессионального образования;

б) удовлетворение потребностей общества в специалистах со средним профессиональным образованием;

в) формирование у обучающихся гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности;

г) сохранение и приумножение нравственных и культурных ценностей общества.

3. Среднее специальное учебное заведение создается, реорганизуется и ликвидируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решение о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных средних специальных учебных заведений принимается Правительством Российской Федерации.

Полномочия учредителя федерального государственного среднего специального учебного заведения осуществляет федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится такое специальное учебное заведение.

Порядок создания, реорганизации и ликвидации государственных средних специальных учебных заведений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципальных средних специальных учебных заведений устанавливается органом местного самоуправления.

Создание, реорганизация и ликвидация международных (межгосударственных) средних специальных учебных заведений осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Сведения о создании, реорганизации, переименовании и ликвидации средних специальных учебных заведений представляются учредителем в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.

Отношения между учредителем и средним специальным учебным заведением определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Среднее специальное учебное заведение приобретает права юридического лица с даты его регистрации.

5. Лицензирование образовательной деятельности среднего специального учебного заведения и его государственная аккредитация осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6. Среднее специальное учебное заведение получает право на ведение образовательной деятельности с даты выдачи ему лицензии.

7. Устанавливаются следующие виды средних специальных учебных заведений:

а) техникум - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;

б) колледж - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.

8. Наименование среднего специального учебного заведения устанавливается при его создании и может изменяться в установленном порядке органом государственной власти, в ведении которого находится среднее специальное учебное заведение. Наименование среднего специального учебного заведения изменяется в обязательном порядке при изменении его государственного статуса.

Наименование среднего специального учебного заведения должно содержать указание на организационно-правовую форму, тип и вид среднего специального учебного заведения. Если в наименовании среднего специального учебного заведения употребляется специальное наименование (например, училище, школа), наряду с таким наименованием указывается вид среднего специального учебного заведения.

В наименовании среднего специального учебного заведения при осуществлении им производственной деятельности может указываться характер такой деятельности (например, лесной колледж).

9. Среднее специальное учебное заведение может иметь в своей структуре филиалы, представительства, отделения, учебные кабинеты и лаборатории, учебные и учебно-производственные мастерские и хозяйства, учебные полигоны, структурные подразделения, реализующие основные общеобразовательные программы, основные профессиональные образовательные программы начального профессионального и дополнительного профессионального образования, общежития и иные структурные подразделения, связанные с образовательным процессом.

Среднее специальное учебное заведение самостоятельно в формировании своей структуры, за исключением создания, переименования и ликвидации филиалов.

Филиал среднего специального учебного заведения создается, переименовывается и ликвидируется федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится среднее специальное учебное заведение. Типовое положение о филиале среднего специального учебного заведения утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.

10. Представительство среднего специального учебного заведения создается и ликвидируется средним специальным учебным заведением по согласованию с учредителем, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления по месту нахождения представительства.

Сведения о наличии филиала и (или) представительства, их месте нахождения, а также реквизиты документа об их создании, переименовании и ликвидации в установленном порядке отражаются в уставе среднего специального учебного заведения.

Представительство представляет интересы среднего специального учебного заведения, осуществляет их защиту, но не осуществляет самостоятельно образовательную, хозяйственную, социальную или иную деятельность.

Представительство вправе осуществлять деятельность, способствующую организации образовательного процесса по очно-заочной (вечерней) и заочной формам получения образования, в том числе обеспечение учебниками, учебными пособиями, предоставление доступа к электронным ресурсам среднего специального учебного заведения и другую деятельность.

11. В среднем специальном учебном заведении могут реализовываться основные общеобразовательные программы, основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования и дополнительного профессионального образования при наличии соответствующих лицензий. Среднее специальное учебное заведение в части реализации указанных образовательных программ руководствуется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

В среднем специальном учебном заведении может быть получена профессиональная подготовка, которая имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ, и не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.


II. Прием в среднее специальное учебное заведение

ГАРАНТ:

См. Рекомендации по организации деятельности приемных, предметных экзаменационных и апелляционных комиссий образовательных учреждений среднего профессионального образования, доведенные письмом Минобразования РФ от 18 декабря 2000 г. N 16-51-331ин/16-13


12. Объем и структура приема студентов в среднее специальное учебное заведение на обучение за счет средств федерального бюджета определяются в соответствии с заданиями (контрольными цифрами), устанавливаемыми ежегодно федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится среднее специальное учебное заведение.

Объем и структура приема студентов в среднее специальное учебное заведение, обучающихся за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, определяются в порядке, устанавливаемом органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Среднее специальное учебное заведение вправе осуществлять целевой прием граждан в пределах финансируемых за счет средств учредителя государственных заданий (контрольных цифр) по их приему в соответствии с договорами с органами государственной власти, органами местного самоуправления в целях содействия этим органам в подготовке специалистов со средним профессиональным образованием.

13. Порядок приема в государственные и муниципальные средние специальные учебные заведения устанавливается Министерством образования и науки Российской Федерации. Правила приема определяются учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе среднего специального учебного заведения.

Среднее специальное учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает ежегодные правила приема, определяющие их особенности на соответствующий год, не противоречащие законодательству Российской Федерации, порядку приема, устанавливаемому Министерством образования и науки Российской Федерации, и правилам приема, определяемым учредителем и закрепленным в уставе среднего специального учебного заведения.

Ежегодные правила приема граждан для обучения по образовательным программам общего образования, начального профессионального и дополнительного профессионального образования разрабатываются в соответствии с типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

Сроки приема документов от поступающих на обучение по очной форме в средние специальные учебные заведения устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации.

14. Прием граждан в среднее специальное учебное заведение для получения среднего профессионального образования осуществляется на конкурсной основе по заявлениям граждан, имеющих основное общее, среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование. Условиями конкурса должны быть гарантированы соблюдение прав граждан на образование и зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы среднего профессионального образования. Конкурс на прием граждан, имеющих среднее (полное) общее образование, в среднее специальное учебное заведение проводится на основании результатов единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности, на которую осуществляется прием.

Прием граждан осуществляется в целях их обучения по программам среднего профессионального образования базовой подготовки или программам среднего профессионального образования углубленной подготовки. Срок обучения по программе среднего профессионального образования углубленной подготовки превышает на один год срок обучения по программе среднего профессионального образования базовой подготовки.

15. Среднее специальное учебное заведение при приеме по специальностям, требующим наличия у граждан определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, вправе проводить по предметам, по которым не проводится единый государственный экзамен, дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, результаты которых учитываются наряду с результатами единого государственного экзамена при проведении конкурса. Перечень специальностей, по которым при приеме могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.

Перечень дополнительных испытаний и условия зачисления в среднее специальное учебное заведение, обучение в котором связано с поступлением на государственную службу и наличием у граждан допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится среднее специальное учебное заведение.

Перечень дополнительных вступительных испытаний в среднее специальное учебное заведение и правила их проведения объявляются таким заведением не позднее 1 февраля текущего года.

16. Для граждан, имеющих начальное профессиональное образование и поступающих в среднее специальное учебное заведение на специальность, соответствующую профилю его начального профессионального образования для обучения по сокращенной программе, конкурс проводится в соответствии с результатами вступительных испытаний, проводимых образовательным учреждением самостоятельно.

17. Зачисление в состав студентов среднего специального учебного заведения производится после представления документа об образовании. При зачислении на каждого студента среднего специального учебного заведения формируется личное дело.


III. Образовательная деятельность среднего специального учебного заведения

ГАРАНТ:

См. Рекомендации по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, доведенные письмом Минобразования РФ от 19 марта 2002 г. N 18-52-857ин/18-28

См. Рекомендации по организации учебного процесса по заочной форме обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, направленные письмом Минобразования РФ от 30 декабря 1999 г. N 16-52-290ин/16-13


18. Основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (далее - образовательные программы среднего профессионального образования) могут осваиваться в различных формах получения образования, различающихся объемом обязательных занятий педагогического работника с обучающимися и организацией образовательного процесса в очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах или в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.

19. Образовательные программы среднего профессионального образования включают в себя учебный план, рабочие программы учебных дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки студентов, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий.

Среднее специальное учебное заведение ежегодно обновляет образовательные программы (в части состава дисциплин (модулей), установленных средним специальным учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практики, а также методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующих образовательных технологий) с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

20. В среднем специальном учебном заведении сроки обучения по образовательным программам среднего профессионального образования устанавливаются в соответствии с нормативными сроками их освоения, определяемыми федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.

Лица, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным программам. Для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, допускается обучение по сокращенным образовательным программам среднего профессионального образования.

Порядок реализации указанных образовательных программ устанавливается Министерством образования и науки Российской Федерации.

21. Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с расписаниями занятий и образовательными программами для каждой специальности и формы получения образования, которые разрабатываются и утверждаются средним специальным учебным заведением самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и примерных основных образовательных программ.

22. В средних специальных учебных заведениях учебный год начинается 1 сентября и заканчивается согласно учебному плану по конкретной специальности и форме получения образования. Начало учебного года может переноситься средним специальным учебным заведением по очно-заочной (вечерней) форме получения образования не более чем на 1 месяц, по заочной форме получения образования - не более чем на 3 месяца. В иных случаях перенос срока начала учебного года осуществляется по решению федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится среднее специальное учебное заведение.

Не менее 2 раз в течение учебного года для студентов устанавливаются каникулы общей продолжительностью 8 - 11 недель в год, в том числе в зимний период - не менее 2 недель.

23. Максимальный объем учебной нагрузки студента составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении основной образовательной программы в очно-заочной (вечерней) форме составляет 16 академических часов.

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при освоении основной профессиональной образовательной программы в заочной форме составляет 160 академических часов.

24. В средних специальных учебных заведениях устанавливаются основные виды учебных занятий, такие, как урок, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, контрольная работа, консультация, самостоятельная работа, учебная и производственная практики, выполнение курсовой работы (курсовое проектирование), а также могут проводиться другие виды учебных занятий.

Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

Недельная нагрузка студентов обязательными учебными занятиями педагогического работника с обучающимися не должна превышать 36 академических часов.

25. Численность студентов в учебной группе в средних специальных учебных заведениях при финансировании подготовки за счет бюджетных ассигнований по очной форме получения образования устанавливается 25 - 30 человек. Исходя из специфики среднего специального учебного заведения, образовательное учреждение может проводить учебные занятия с группами студентов меньшей численности и отдельными студентами, а также делить группы на подгруппы. Образовательное учреждение вправе объединять группы студентов при проведении учебных занятий в виде лекций.

26. Производственная практика студентов средних специальных учебных заведений проводится, как правило, в организациях на основе договоров, заключаемых между средним специальным учебным заведением и этими организациями.

Положение об учебной и производственной практике студентов (курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.

27. Среднее специальное учебное заведение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации студентов. Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации студентов утверждается средним специальным учебным заведением.

Количество экзаменов в процессе промежуточной аттестации студентов по очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формам получения образования не должно превышать 8 экзаменов в учебном году, а количество зачетов - 10. В указанное количество не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам. Количество экзаменов и зачетов в процессе промежуточной аттестации студентов при обучении по сокращенным образовательным программам среднего профессионального образования по очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формам получения образования устанавливается средним специальным учебным заведением самостоятельно.

Государственная (итоговая) аттестация выпускника среднего специального учебного заведения является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме.

Государственная (итоговая) аттестация выпускника среднего специального учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию, осуществляется государственной аттестационной комиссией. Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.

28. Среднее специальное учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам, освоившим соответствующую образовательную программу в полном объеме и прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, диплом государственного образца о среднем профессиональном образовании, заверенный печатью среднего специального учебного заведения.

Знания и умения выпускников определяются оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно" и "зачтено" ("зачет"), которые указываются в приложении к диплому о среднем профессиональном образовании.

29. Лицу, не завершившему образования, не прошедшему государственной (итоговой) аттестации или получившему на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка установленного образца об обучении в образовательном учреждении.

30. Формы документов государственного образца о среднем профессиональном образовании и порядок их выдачи, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации.

31. Документ об образовании, представленный при поступлении в среднее специальное учебное заведение, выдается из личного дела лицу, окончившему среднее специальное учебное заведение, выбывшему до окончания среднего специального учебного заведения, а также обучающемуся и желающему поступить в другое образовательное учреждение, по его заявлению. При этом в личном деле остается заверенная копия документа об образовании.


IV. Управление средним специальным учебным заведением


32. Управление средним специальным учебным заведением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и его уставом и строится на принципах единоначалия и самоуправления.

33. Устав федерального государственного среднего специального учебного заведения и изменения, которые вносятся в него, принимаются общим собранием (конференцией) работников и представителей обучающихся и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится среднее специальное учебное заведение.

Порядок утверждения устава среднего специального учебного заведения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального среднего специального учебного заведения - органом местного самоуправления.

34. В среднем специальном учебном заведении может создаваться выборный представительный орган - совет среднего специального учебного заведения (далее - совет).

В состав совета входят директор (начальник) среднего специального учебного заведения, представители всех категорий работников, обучающихся и заинтересованных организаций. В среднем специальном учебном заведении могут создаваться и иные органы самоуправления, в частности педагогические и методические советы, попечительский совет и другие предусмотренные законодательством Российской Федерации органы самоуправления.

Порядок выборов и компетенция органов самоуправления определяются уставом среднего специального учебного заведения.

35. Непосредственное управление средним специальным учебным заведением осуществляет директор (начальник), прошедший соответствующую аттестацию. Порядок назначения на должность директора (начальника) определяется уставом среднего специального учебного заведения в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования.

Директор (начальник) среднего специального учебного заведения в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом действует от имени среднего специального учебного заведения, представляет его в других организациях, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает в установленном порядке лицевые счета, в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников и обучающихся.

Директору (начальнику) совмещение его должности с другой оплачиваемой руководящей должностью (кроме научного и научно-методического руководства) внутри и вне среднего специального учебного заведения не разрешается.

Директор (начальник) в соответствии с законодательством Российской Федерации назначает на должность и освобождает от нее работников, а также определяет их должностные обязанности.

Разграничение полномочий между советом и директором (начальником) определяется уставом среднего специального учебного заведения.


V. Обучающиеся среднего специального учебного заведения


36. К обучающимся среднего специального учебного заведения относятся студенты (курсанты) и слушатели.

Студентом (курсантом) среднего специального учебного заведения (далее - студент) является лицо, зачисленное приказом директора (начальника) в среднее специальное учебное заведение для обучения по образовательной программе среднего профессионального образования.

Слушателем среднего специального учебного заведения (далее - слушатель) является лицо, зачисленное приказом директора (начальника) в среднее специальное учебное заведение для освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.

Статус слушателя в части получения образовательных услуг соответствует статусу студента соответствующей формы получения образования.

37. Права и обязанности обучающихся в среднем специальном учебном заведении определяются законодательством Российской Федерации и уставом среднего специального учебного заведения.

38. Студентам выдаются студенческий билет и зачетная книжка. Формы студенческого билета и зачетной книжки устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации.

39. Студенты могут совмещать учебу с работой и пользоваться при этом гарантиями и компенсациями, установленными законодательством Российской Федерации.

Форма справки-вызова, дающей студенту по очно-заочной (вечерней) и заочной формам получения образования право на предоставление по месту работы дополнительного оплачиваемого отпуска и других гарантий и компенсаций, связанных с обучением в среднем специальном учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.

40. Студенты имеют право:

а) участвовать в обсуждении и решении вопросов деятельности среднего специального учебного заведения, в том числе через органы самоуправления и общественные организации;

б) обжаловать приказы и распоряжения администрации среднего специального учебного заведения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

в) бесплатно пользоваться библиотеками, информационными ресурсами, услугами учебных, социально-бытовых, лечебных и других подразделений среднего специального учебного заведения в порядке, установленном уставом;

г) использовать свои права согласно федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования при реализации основной профессиональной образовательной программы, а также права, содержащиеся в других нормативных актах.

41. Студенты, обучающиеся по очной форме и получающие среднее профессиональное образование за счет бюджетных ассигнований, обеспечиваются стипендиями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

42. Среднее специальное учебное заведение в пределах имеющихся бюджетных ассигнований и внебюджетных средств самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации разрабатывает и реализует меры социальной поддержки студентов, в том числе устанавливает стипендии в зависимости от их материального положения и академических успехов.

За успехи в освоении образовательных программ, экспериментально-конструкторской и другой работе для студентов устанавливаются различные формы морального поощрения.

43. Студенты, нуждающиеся в жилой площади, обеспечиваются местами в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда среднего специального учебного заведения.

44. Студент имеет право на перевод в среднем специальном учебном заведении, где он обучается, с одной образовательной программы и (или) формы получения образования на другую в порядке, определяемом средним специальным учебным заведением.

45. Студент имеет право на перевод в другое среднее специальное учебное заведение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого среднего специального учебного заведения и успешном прохождении им аттестации.

Перевод студента из одного среднего специального учебного заведения в другое среднее специальное учебное заведение или из высшего учебного заведения в среднее специальное учебное заведение осуществляется в соответствии с порядком, установленным Министерством образования и науки Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

46. Студент имеет право на восстановление в среднем специальном учебном заведении с сохранением основы обучения (бесплатной или платной), в соответствии с которой он обучался до отчисления, при наличии в среднем специальном учебном заведении вакантных мест.

Порядок и условия восстановления на обучение лица, отчисленного из данного среднего специального учебного заведения, а также приема для продолжения обучения лица, ранее обучавшегося в другом среднем специальном учебном заведении и отчисленного из него до окончания обучения, определяются уставом среднего специального учебного заведения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

47. За восстановление или прием для продолжения обучения (после отчисления из другого среднего специального учебного заведения), перевод с одной образовательной программы и (или) формы получения образования на другую и из одного среднего специального учебного заведения в другое плата не взимается, если лицо получает среднее профессиональное образование впервые за счет бюджетных ассигнований.

48. За невыполнение учебного плана по специальности в установленные сроки по неуважительной причине, невыполнение обязанностей, предусмотренных уставом среднего специального учебного заведения, и нарушение правил внутреннего распорядка к студентам применяются дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из среднего специального учебного заведения. Не допускается отчисление студентов по инициативе администрации во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам. Порядок отчисления студентов определяется уставом среднего специального учебного заведения.


VI. Работники среднего специального учебного заведения


49. К работникам среднего специального учебного заведения относятся руководящие и педагогические работники и учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал.

К педагогической деятельности в среднем специальном учебном заведении допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование, которое подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

50. Работники среднего специального учебного заведения имеют право:

на защиту чести, достоинства и деловой репутации;

на участие в управлении средним специальным учебным заведением в порядке, определяемом уставом;

на избрание в выборные органы, участие в обсуждении и решении вопросов деятельности среднего специального учебного заведения, в том числе через органы самоуправления и общественные организации;

на обжалование приказов и распоряжений администрации среднего специального учебного заведения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

на получение необходимого организационного, учебно-методического и материально-технического обеспечения своей профессиональной деятельности, бесплатное пользование библиотеками, информационными ресурсами, услугами учебных, учебно-методических, социально-бытовых, лечебных и других подразделений среднего специального учебного заведения в соответствии с его уставом и (или) коллективным договором.

Педагогические работники имеют право выбирать методы и средства обучения, обеспечивающие высокое качество образовательного процесса.

Не допускается использование антипедагогических методов воспитания, связанных с физическим и психическим насилием над личностью обучающегося, а также антигуманных и опасных для жизни или здоровья обучающихся методов обучения.

51. Работники среднего специального учебного заведения обязаны соблюдать устав среднего специального учебного заведения, правила внутреннего распорядка, строго следовать профессиональной этике, качественно выполнять возложенные на них функциональные обязанности.

Педагогические работники обязаны обеспечивать высокую эффективность образовательного процесса, систематически заниматься повышением своей квалификации.

52. Руководство среднего специального учебного заведения создает необходимые условия для повышения квалификации работников. Повышение квалификации педагогических работников проводится не реже одного раза в 5 лет путем обучения и (или) стажировки в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, в высших учебных заведениях и иных организациях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

53. Руководящие и педагогические работники средних специальных учебных заведений проходят аттестацию в порядке, устанавливаемом Министерством образования и науки Российской Федерации.

54. Педагогические работники среднего специального учебного заведения пользуются правилами# и выполняют обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников см. приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. N 2075

См. Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам, установленную постановлением Правительства РФ от 1 октября 2002 г. N 724

См. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденное приказом Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. N 69


Учебная нагрузка на учебный год для педагогических работников средних специальных учебных заведений, оговариваемая в трудовом договоре, не должна превышать 1440 академических часов.

ГАРАНТ:

См. Рекомендации по установлению учебной нагрузки учителей и преподавателей образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, образовательные программы начального и среднего профессионального образования, приведенные в письме Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 11 мая 2012 г. N 113

55. За успехи в учебной, методической, научной и воспитательной работе и другой деятельности среднего специального учебного заведения для работников устанавливаются различные формы морального и материального поощрения.

56. Увольнение педагогических работников средних специальных учебных заведений по инициативе администрации, связанное с сокращением штатов работников, допускается только после окончания учебного года.


VII. Экономика среднего специального учебного заведения


57. Учредитель закрепляет за средним специальным учебным заведением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом на праве оперативного управления здания, сооружения, имущество, оборудование, а также иное необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения.

Среднее специальное учебное заведение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества. Контроль за деятельностью среднего специального учебного заведения в этой части осуществляется собственником имущества (органом, уполномоченным собственником).

58. За государственным или муниципальным средним специальным учебным заведением закрепляются в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки, выделенные ему в установленном порядке.

59. Среднее специальное учебное заведение в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества.

60. Финансирование деятельности среднего специального учебного заведения осуществляется за счет:

средств бюджетов различного уровня;

материальных и денежных взносов учредителя (учредителей);

средств, получаемых от осуществления платных образовательных услуг, предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом;

средств других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Среднее специальное учебное заведение отвечает по своим обязательствам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

61. Финансовое обеспечение образовательной деятельности среднего специального учебного заведения, связанной с реализацией основных общеобразовательных программ, профессиональных образовательных программ начального профессионального образования и дополнительных профессиональных образовательных программ, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов с учетом установленных заданий (контрольных цифр) на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося и предусмотренных для соответствующих типов и видов образовательных учреждений.

62. Привлечение средним специальным учебным заведением дополнительных средств не влечет за собой снижения размеров его финансового обеспечения из соответствующего бюджета.

63. Среднее специальное учебное заведение вправе в пределах численности контингента обучающихся, установленной лицензией, осуществлять сверх заданий (контрольных цифр) по приему студентов подготовку специалистов на основе договоров с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения.

Среднее специальное учебное заведение может оказывать платные дополнительные образовательные услуги сверх соответствующих образовательных программ и федерального государственного образовательного стандарта.

64. Среднее специальное учебное заведение вправе вести предпринимательскую и иную деятельность, предусмотренную уставом, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

65. Среднее специальное учебное заведение принимает бюджетные обязательства в пределах выделенных в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств.

Директор среднего специального учебного заведения несет персональную ответственность за соблюдение бюджетного законодательства Российской Федерации.

66. Средства, полученные средним специальным учебным заведением от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, используются таким учреждением в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом.

Операции с указанными средствами осуществляются в установленном порядке в соответствии со сметой доходов и расходов на осуществление приносящей доход деятельности.

67. Среднее специальное учебное заведение самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливает заработную плату работникам, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размеры их премирования.


VIII. Международная и внешнеэкономическая деятельность среднего специального учебного заведения


68. Среднее специальное учебное заведение имеет право осуществлять международное сотрудничество в области образовательной, научной и иной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Международное сотрудничество средних специальных учебных заведений также осуществляется на основе договоров, заключенных с иностранными физическими и (или) юридическими лицами.

69. Среднее специальное учебное заведение имеет право осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


В новой редакции изложено Типовое положение, регулирующее деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведений). Для негосударственных средних специальных учебных заведений Типовое положение является примерным.

Новым Типовым положением, в частности, уточняется, что федеральные государственные средние специальные учебные заведения создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению Правительства РФ. Полномочия в отношении них осуществляет федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находятся такие специальные учебные заведения. В отношении государственных средних специальных учебных заведений, находящихся в ведении субъекта РФ, и муниципальных средних специальных учебных заведений порядок создания, реорганизации и ликвидации, как и прежде, устанавливается соответственно органом исполнительной власти субъекта РФ и органом местного самоуправления.

Деятельность среднего специального учебного заведения осуществляется только после получения лицензии и прохождения государственной аккредитации (ранее оно должно было пройти и аттестацию).

Изменились правила приема в среднее специальное учебное заведение. В соответствии с новым Типовым положением порядок приема устанавливается Минобрнауки России, а правила приема - учредителем. Ранее правила приема могли устанавливаться учреждением самостоятельно. Однако за учреждениями сохранилось полномочие по разработке специальных правил приема, определяющих их особенности на соответствующий год. Прием граждан, как и ранее, осуществляется на конкурсной основе. При этом уточняется, что данный конкурс проводится на основании результатов ЕГЭ по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности, на которую осуществляется прием.

Установлены права и обязанности обучающихся и работников учреждений. Кроме того, приведены правила экономической деятельности учреждений, в том числе определен порядок осуществления платной образовательной деятельности.

Постановления Правительства РФ, которыми было утверждено Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), а также изменения в него, признаются утратившими силу.


Постановление Правительства РФ от 18 июля 2008 г. N 543 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)"


Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 30 (часть II) ст. 3631


Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2014 г. N 245 настоящее постановление признано утратившим силу


Актуальный текст документа