Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1
Институты
Отдел 1
Европейский парламент
Статья 223
(бывшая статья 190)
1. Европейский парламент разрабатывает проект по установлению необходимых положений с целью обеспечить возможность избрания его членов всеобщим прямым голосованием согласно единообразной процедуре во всех государствах-членах либо в соответствии с принципами, общими для всех государств-членов.
Совет, постановляя единогласно в соответствии со специальной законодательной процедурой и после одобрения Европейского парламента, выносящего свое решение большинством членов, входящих в его состав, устанавливает необходимые положения. Эти положения вступают в силу после одобрения государствами-членами в соответствии с конституционными правилами каждого из них.
2. Европейский парламент, постановляя посредством регламентов по своей собственной инициативе в соответствии со специальной законодательной процедурой, после получения заключения Комиссии и с одобрения Совета, устанавливает статус и общие условия осуществления функций своих членов. Любые правила или условия, которые относятся к налоговому режиму действующих или бывших членов, требуют единогласия в рамках Совета.
Статья 224
(бывшая статья 191)
Европейский парламент и Совет, постановляя посредством регламентов в соответствии с обычной законодательной процедурой, устанавливают статус политических партий на европейском уровне, предусмотренных в параграфе 4 статьи 10 Договора о Европейском Союзе, и, в частности, правила в отношении их финансирования.
Статья 225
(бывшая статья 192)
Европейский парламент большинством членов, входящих в его состав, может запрашивать Комиссию о представлении любого соответствующего предложения по вопросам, которые, по мнению Европейского парламента, требуют подготовки акта Союза с целью претворения в жизнь Договоров. Если Комиссия не представляет предложение, то она сообщает Европейскому парламенту о причинах такого шага.
Статья 226
(бывшая статья 193)
При выполнении своих задач Европейский парламент по запросу одной четверти членов, входящих в его состав, может образовывать временную следственную комиссию для того, чтобы без ущерба полномочиям, предоставленным Договорами другим институтам или органам, проверить утверждения о предположительно имевшем место правонарушении или нарушении порядка управления в ходе применения права Союза кроме случаев, когда утверждаемые факты выступают предметом судебного разбирательства и до тех пор, пока не окончилась судебная процедура.
Временная следственная комиссия завершает свою деятельность представлением доклада.
Европейский парламент, постановляя посредством регламентов по своей собственной инициативе в соответствии со специальной законодательной процедурой, после одобрения Совета и Комиссии, устанавливает порядок осуществления права на расследование.
Статья 227
(бывшая статья 194)
Каждый гражданин Союза, а также каждое физическое или юридическое лицо, проживающее или имеющее свой юридический адрес в государстве-члене, вправе представлять в индивидуальном порядке или совместно с другими гражданами или лицами петицию Европейскому парламенту по вопросу, который относится к сферам деятельности Союза и непосредственно его затрагивает*(127).
Статья 228
(бывшая статья 195)
1. Европейский омбудсман, избираемый Европейским парламентом, уполномочен получать от каждого гражданина Союза либо от каждого физического или юридического лица, проживающего или имеющего свой юридический адрес в государстве-члене, жалобы в отношении случаев нарушения порядка управления в деятельности институтов, органов или учреждений Союза, кроме Суда Европейского Союза при осуществлении им своих юрисдикционных функций. Он расследует эти жалобы и составляет по ним доклады.
В соответствии со своей задачей Омбудсман по своей собственной инициативе либо на основании жалоб, представленных ему непосредственно или через члена Европейского парламента, проводит расследования, которые считает обоснованными, если только утверждаемые факты не являются или не являлись объектом судебной процедуры. Если Омбудсман констатировал случай нарушения порядка управления, то он обращается к соответствующим институтам, органам или учреждениям, которые располагают трехмесячным сроком на представление ему своего заключения. Омбудсман затем направляет доклад Европейскому парламенту и соответствующему институту, органу или учреждению.
Лицо, обратившееся с жалобой, информируется о результате этих расследований. Обмудсман ежегодно представляет Европейскому парламенту отчет о результатах своих расследований.
2. Омбудсман избирается после каждых выборов в Европейский парламент на срок легислатуры*(128). Его полномочия могут возобновляться.
Суд по ходатайству Европейского парламента может объявить об отставке Омбудсмана, если последний более не отвечает условиям, необходимым для осуществления своих функций, или совершил серьезный проступок.
3. Омбудсман осуществляет свои функции полностью независимо. При выполнении своих обязанностей он не запрашивает и не принимает инструкции ни от какого правительства, института, органа или учреждения. На протяжении срока осуществления своих функций Омбудсман не может заниматься никакой иной профессиональной деятельностью, оплачиваемой или нет.
4. Европейский парламент, постановляя посредством регламентов по своей собственной инициативе в соответствии со специальной законодательной процедурой, после получения заключения Комиссии и с одобрения Совета, устанавливает статус и общие условия осуществления функций Омбудсмана.
Статья 229
(бывшая статья 196)
Европейский парламент проводит одну ежегодную сессию. Он собирается без специального решения о созыве во второй вторник марта.
Европейский парламент может собираться на внеочередные периоды заседаний по требованию большинства членов, входящих в его состав, по требованию Совета или Комиссии*(129).
Статья 230
(бывшая статья 197)
Комиссия может присутствовать на всех заседаниях и заслушивается по ее просьбе.
Комиссия в устной или письменной форме отвечает на вопросы, которые задаются ей Европейским парламентом или его членами.
Европейский совет и Совет заслушивается Европейским парламентом согласно условиям, предусмотренным внутренними регламентами Европейского совета и Совета.
Статья 231
(бывшая статья 198)
Европейский парламент постановляет большинством поданных голосов, если иное не предусмотрено Договорами.
Внутренний регламент фиксирует кворум.
Статья 232
(бывшая статья 199)
Европейский парламент принимает свой внутренний регламент большинством членов, входящих в его состав.
Акты Европейского парламента публикуются согласно условиям, предусмотренным Договорами и этим регламентом.
Статья 233
(бывшая статья 200)
Европейский парламент на открытом заседании проводит обсуждение ежегодного общего доклада, представляемого ему Комиссией.
Статья 234
(бывшая статья 201)
Если на рассмотрение Европейского парламента вносится предложение о выражении недоверия по поводу ведения дел Комиссией, то Европейский парламент может принимать решение по этому предложению не ранее трех дней после его внесения и только открытым голосованием.
Если вотум недоверия принят большинством в две трети поданных голосов и большинством членов, входящих в состав Европейского парламента, то члены Комиссии обязаны коллективно уйти в отставку со своих должностей, а Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности обязан уйти в отставку с должности, которую он занимает в рамках Комиссии. Они остаются на своих постах и продолжают решать текущие дела вплоть до их замены в соответствии со статьей 17 Договора о Европейском Союзе. В таком случае полномочия членов Комиссии, назначенных для их замены, истекает в день, когда должны были бы истечь полномочия членов Комиссии, вынужденных коллективно уйти в отставку со своих должностей.
Отдел 2
Европейский Совет
Статья 235
(бывшая статья 201bis)
1. В случае голосования каждому члену Европейского совета может делегироваться право голоса со стороны не более одного из других членов.
Параграф 4 статьи 16 Договора о Европейском Союзе и параграф 2 статьи 238 настоящего Договора применяются к Европейскому совету, когда он постановляет квалифицированным большинством. Когда Европейский совет принимает свои акты путем голосования, в голосовании не принимают участия его Председатель и Председатель Комиссии.
Наличие воздержавшихся среди членов, присутствующих лично или действующих через представителя, не является препятствием для принятия актов Европейского совета, которые требуют единогласия.
2. Председатель Европейского парламента может приглашаться для заслушивания Европейским советом.
3. Европейский совет постановляет простым большинством по процедурным вопросам, а также при принятии своего внутреннего регламента.
4. Европейскому совету оказывает содействие Генеральный секретариат Совета.
Статья 236
(бывшая статья 201ter)
Европейский совет принимает квалифицированным большинством:
а) решение, устанавливающее перечень других формаций Совета помимо тех, которые предусмотрены в параграфе 6 статьи 16 Договора о Европейском Союзе;
b) решение о председательстве в формациях Совета, кроме формации по иностранным делам, в соответствии с параграфом 9 статьи 16 Договора о Европейском Союзе.
Отдел 3
Совет
Статья 237
(бывшая статья 204)
Совет созывается на заседания его Председателем по инициативе последнего, по инициативе одного из членов Совета или по инициативе Комиссии.
Статья 238
(бывшая статья 205)
1. При принятии актов*(130), которые требуют простого большинства, Совет постановляет большинством членов, входящих в его состав.
2. В отступление от параграфа 4 статьи 16 Договора о Европейском Союзе и при соблюдении положений, установленных Протоколом о переходных положениях, когда Совет не постановляет по предложению Комиссии или Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности, квалифицированное большинство с 1 ноября 2014 г. определяется как не менее 72% членов Совета, представляющих государства-члены, в которых сосредоточено не менее 65% населения Союза*(131).
3. При соблюдении положений, установленных Протоколом о переходных положениях, в случаях, когда согласно Договорам не все члены Совета принимают участие в голосовании*(132), квалифицированное большинство с 1 ноября 2014 г. определяется следующим образом:
а) Квалифицированное большинство определяется как не менее 55% членов Совета, представляющих участвующие государства-члены, в которых сосредоточено не менее 65% населения этих государств.
Блокирующее меньшинство должно, по крайней мере, включать минимальное число членов Совета, представляющих свыше 35 % населения участвующих государств-членов, плюс один член; в противном случае квалифицированное большинство считается достигнутым.
b) В отступление от пункта "а", когда Совет не постановляет по предложению Комиссии или Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности, квалифицированное большинство определяется как не менее 72% членов Совета, представляющих участвующие государства-члены, в которых сосредоточено не менее 65% населения этих государств.
4. Наличие воздержавшихся среди членов, присутствующих лично или действующих через представителя, не является препятствием для принятия актов Совета, которые требуют единогласия.
Статья 239
(бывшая статья 206)
В случае голосования каждому члену Совета может делегироваться право голоса со стороны не более одного из других членов.
Статья 240
(бывшая статья 207)
1. Комитет в составе постоянных представителей правительств государств-членов отвечает за подготовку работы Совета и за исполнение поручений, которые даются ему Советом. Комитет может принимать процедурные решения в случаях, предусмотренных внутренним регламентом Совета.
2. При Совете состоит Генеральный секретариат под руководством Генерального секретаря, назначаемого Советом.
Совет простым большинством принимает решение об организации Генерального секретариата.
3. Совет постановляет простым большинством по процедурным вопросам, а также при принятии своего внутреннего регламента.
Статья 241
(бывшая статья 208)
Совет, постановляя простым большинством, может запрашивать Комиссию о проведении любых исследований, которые он считает уместными для реализации общих целей*(133), и о представлении ему любых соответствующих предложений. Если Комиссия не представляет предложение, то она сообщает Совету о причинах такого шага.
Статья 242
(бывшая статья 209)
Совет, постановляя простым большинством, устанавливает после консультации с Комиссией статус комитетов, предусмотренных Договорами*(134).
Статья 243
(бывшая статья 210)
Совет устанавливает оклады, надбавки и пенсии Председателя Европейского совета, Председателя Комиссии, Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности, членов Комиссии, председателей, членов и секретарей Суда Европейского Союза, а также Генерального секретаря Совета. Кроме того, он устанавливает любые пособия, выплачиваемые этим лицам вместо заработной платы.
Отдел 4
Комиссия
Статья 244
(бывшая статья 211bis)
В соответствии с параграфом 5 статьи 17 Договора о Европейском Союзе члены Комиссии отбираются по системе ротации, которую единогласно устанавливает Европейский совет исходя из следующих принципов:
а) государства-члены подвергаются обращению на основе строгого равенства в целях определения порядка очередности и времени присутствия их граждан в Комиссии; соответственно, разность между общим числом сроков полномочий, отведенных гражданам любой заданной пары государств-членов, никогда не может превышать единицы*(135);
b) при соблюдении пункта "а" каждая из сменяющих друг друга Комиссий формируется таким образом, чтобы в удовлетворительной степени отражать демографический и географический диапазон всех государств-членов.
Статья 245
(бывшая статья 213)
Члены Комиссии воздерживаются от любых действий, не совместимых с характером их функций. Государства-члены соблюдают их независимость и не стремятся оказывать на них влияние при исполнении ими своих задач.
На протяжении срока осуществления своих функций члены Комиссии не могут заниматься никакой иной профессиональной деятельностью, оплачиваемой или нет. При вступлении в должность они берут на себя торжественное обязательство на протяжении срока осуществления своих функций и после прекращения таковых соблюдать обязанности, вытекающие из их поста, в частности, обязанность проявлять порядочность и осторожность в том, что касается принятия некоторых должностей или выгод после прекращения своих функций*(136). В случае нарушения этих обязанностей Суд по ходатайству Совета, постановляющего простым большинством, или по ходатайству Комиссии может, в зависимости от обстоятельств, вынести решение о принудительной отставке согласно условиям статьи 247 либо о лишении заинтересованного лица права на пенсию или других заменяющих ее льгот.
Статья 246
(бывшая статья 215)
Кроме периодического обновления и смерти, функции членов Комиссии прекращаются в индивидуальном порядке путем добровольной или принудительной отставки.
Ушедший в отставку или скончавшийся член заменяется на оставшийся срок полномочий новым членом с аналогичным национальным гражданством, которого назначает Совет по общему согласию с Председателем Комиссии, после консультации с Европейским парламентом и в соответствии с критериями, предусмотренными во втором абзаце параграфа 3 статьи 17 Договора о Европейском Союзе.
Совет, постановляя единогласно по предложению Председателя Комиссии, может принять решение о нецелесообразности производить замену, особенно, когда оставшийся срок полномочий члена Комиссии является коротким.
В случае добровольной отставки, принудительной отставки или смерти Председатель заменяется на оставшийся срок полномочий. К его замене подлежит применению процедура, предусмотренная в первом абзаце параграфа 7 статьи 17 Договора о Европейском Союзе.
В случае добровольной отставки, принудительной отставки или смерти Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности заменяется на оставшийся срок полномочий в соответствии с параграфом 1 статьи 18 Договора о Европейском Союзе.
В случае добровольной отставки всех членов Комиссии они остаются на своих постах и продолжают решать текущие дела вплоть до их замены на оставшийся срок полномочий в соответствии со статьей 17 Договора о Европейском Союзе.
Статья 247
(бывшая статья 216)
Любой член Комиссии, если он более не отвечает условиям, необходимым для осуществления своих функций, или совершил серьезный проступок, может быть отправлен в отставку Судом по ходатайству Совета, постановляющего простым большинством, или по ходатайству Комиссии.
Статья 248
(бывшая статья 217)
Без ущерба параграфу 4 статьи 18 Договора о Европейском Союзе обязанности, возлагаемые на Комиссию, структурируются и распределяются между ее членами Председателем в соответствии с параграфом 6 статьи 17 упомянутого Договора. Председатель в течение срока полномочий Комиссии может перераспределять эти обязанности. Члены Комиссии осуществляют функции, возложенные на них Председателем, под руководством последнего.
Статья 249
(бывшая статья 218)
1. Комиссия принимает свой внутренний регламент с целью обеспечить собственное функционирование и функционирование своих служб. Она обеспечивает опубликование этого регламента.
2. Комиссия ежегодно, не позднее чем за месяц до открытия сессии Европейского парламента, публикует общий доклад о деятельности Союза.
Статья 250
(бывшая статья 219)
Акты Комиссии принимаются большинством ее членов.
Ее внутренний регламент фиксирует кворум.
Отдел 5
Суд Европейского Союза
Статья 251
(бывшая статья 221)
Суд*(137) заседает в рамках палат или Большой палаты в соответствии с правилами, предусмотренными с этой целью Статутом Суда Европейского Союза*(138).
Когда это предусмотрено Статутом, Суд также может заседать на пленуме.
Статья 252
(бывшая статья 222)
Суду оказывают содействие восемь генеральных адвокатов. По запросу Суда Совет, постановляя единогласно, может увеличить число генеральных адвокатов*(139).
Роль генерального адвоката состоит в том, чтобы публично, с полной беспристрастностью и полной независимостью, представлять мотивированные заключения по делам, которые в соответствии со Статутом Суда Европейского Союза требуют его участия.
Статья 253
(бывшая статья 223)
Судьи и генеральные адвокаты Суда, отбираемые из числа лиц, обеспечивающих любые гарантии своей независимости, которые отвечают условиям, требуемым для занятия высших судебных должностей в своих соответствующих странах, или являются знатоками права*(140) с общепризнанной компетентностью, назначаются по общему согласию правительствами государств-членов на шесть лет после консультации с комитетом, предусмотренным в статье 255.
Частичное обновление состава судей и генеральных адвокатов происходит каждые три года на условиях, предусмотренных Статутом Суда Европейского Союза.
Судьи избирают из своего состава Председателя Суда сроком на три года. Его полномочия могут возобновляться.
Судьи и генеральные адвокаты, чьи полномочия истекли, могут быть назначены вновь.
Суд назначает своего Секретаря и устанавливает его статус.
Суд устанавливает свой процессуальный регламент. Данный регламент подлежит одобрению Совета.
Статья 254
(бывшая статья 224)
Число судей Трибунала устанавливается Статутом Суда Европейского Союза. Статутом может быть предусмотрено, что Трибуналу оказывают содействие генеральные адвокаты.
Члены Трибунала отбираются из числа лиц, обеспечивающих любые гарантии своей независимости и обладающих качествами, требуемыми для занятия высоких судебных должностей. Они назначаются по общему согласию правительствами государств-членов на шесть лет после консультации с комитетом, предусмотренным в статье 255. Частичное обновление происходит каждые три года.
Члены, чьи полномочия истекли, могут быть назначены вновь.
Судьи избирают из своего состава Председателя Трибунала сроком на три года. Его полномочия могут возобновляться.
Трибунал назначает своего Секретаря и устанавливает его статус.
Трибунал с согласия Суда устанавливает свой процессуальный регламент. Данный регламент подлежит одобрению Совета.
Если иное не предусмотрено Статутом Суда Европейского Союза, то положения Договоров, относящиеся к Суду, подлежат применению к Трибуналу.
Статья 255
(бывшая статья 224bis)
Учреждается комитет с целью давать заключение о пригодности кандидатов для занятия должности судьи и генерального адвоката Суда и Трибунала перед тем, как правительства государств-членов произведут назначения в соответствии со статьями 253 и 254.
В состав комитета входят семь лиц, отбираемых из числа бывших членов Суда и Трибунала, членов верховных национальных судов и юристов с общепризнанной компетентностью, одного из которых предлагает Европейский парламент. Совет принимает решение, устанавливающее правила функционирования данного комитета, а также решение о назначении его членов. Совет постановляет по инициативе Председателя Суда.
Статья 256
(бывшая статья 225)
1. Трибунал полномочен рассматривать по первой инстанции иски, предусмотренные в статьях 263, 265, 268, 270 и 272, за исключением тех, которые переданы в юрисдикцию специализированных трибуналов, создаваемых на основании статьи 257, и тех, которые Статут резервирует для Суда. Статутом может быть предусмотрено, что Трибунал обладает полномочиями в отношении других категорий исков.
Решения, выносимые Трибуналом согласно настоящему параграфу, могут служить предметом обжалования в Суде, которое ограничено вопросами права, на условиях и в пределах, предусмотренных Статутом.
2. Трибунал полномочен рассматривать жалобы, которые подаются на решения специализированных трибуналов.
Решения, выносимые Трибуналом согласно настоящему параграфу, в порядке исключения могут подвергаться пересмотру Судом на условиях и в пределах, предусмотренных Статутом, в случае наличия серьезной угрозы нанесения ущерба единству или внутренней согласованности права Союза.
3. В специальных областях, определяемых Статутом, Трибунал полномочен рассматривать преюдициальные вопросы, которые представляются согласно статье 267.
Когда, по мнению Трибунала, дело требует решения принципиального характера, которое способно затрагивать единство или внутреннюю согласованность права Союза, он может передать дело на разрешение Суда.
Решения, выносимые Трибуналом по преюдициальным вопросам, в порядке исключения могут подвергаться пересмотру Судом на условиях и в пределах, предусмотренных Статутом, в случае наличия серьезной угрозы нанесения ущерба единству или внутренней согласованности права Союза.
Статья 257
(бывшая статья 225 А)
Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой, могут создавать при Трибунале специализированные трибуналы, на которые возлагается рассмотрение по первой инстанции некоторых категорий исков, подаваемых в специальных областях. Европейский парламент и Совет постановляют посредством регламентов по предложению Комиссии и после консультации с Судом либо по запросу Суда и после консультации с Комиссией*(141).
Регламент о создании специализированного трибунала устанавливает правила в отношении состава этого трибунала и четко определяет объем предоставляемых ему полномочий.
Решения специализированных трибуналов могут служить предметом обжалования в Трибунале, которое ограничено вопросами права, либо если это предусмотрено регламентом о создании специализированного трибунала предметом апелляции в Трибунал, которая относится и к вопросам факта.
Члены специализированных трибуналов отбираются из числа лиц, обеспечивающих любые гарантии своей независимости и обладающих качествами, требуемыми для занятия судебных должностей. Они назначаются Советом единогласно.
Специализированные трибуналы с согласия Суда устанавливают свои процессуальные регламенты. Данные регламенты подлежат одобрению Совета.
Если иное не предусмотрено регламентом о создании специализированного трибунала, то положения Договоров, относящиеся к Суду Европейского Союза, и положения Статута Суда Европейского Союза применяются к специализированным трибуналам. Раздел I Статута и его статья 64 применяются к специализированным трибуналам при любых обстоятельствах.
Статья 258
(бывшая статья 226)
Если, по мнению Комиссии, государство-член не выполнило какую-либо из обязанностей, возложенных на него согласно Договорам, то Комиссия выносит мотивированное заключение по данному вопросу, предварительно дав возможность этому государству представить свои замечания.
Если заинтересованное государство не приведет себя в соответствие с упомянутым заключением в пределах срока, установленного Комиссией, то последняя может обратиться в Суд Европейского Союза.
Статья 259
(бывшая статья 227)
Каждое из государств-членов может обратиться в Суд Европейского Союза, если считает, что другое государство-член не выполнило какую-либо из обязанностей, возложенных на него согласно Договорам.
До того, как одно государство-член подаст против другого государства-члена иск на основании предполагаемого нарушения последним обязанностей, возложенных на него согласно Договорам, первое государство-член должно обратиться с этим вопросом в Комиссию.
Комиссия выносит мотивированное заключение, предварительно дав возможность заинтересованным государствам представить в порядке состязательного производства свои письменные и устные замечания.
Если Комиссия не вынесла заключение на протяжении трех месяцев с момента обращения к ней, то отсутствие заключения не препятствует обращению в Суд Европейского Союза.
Статья 260
(бывшая статья 228)
1. Если Суд Европейского Союза признает, что государство-член не выполнило какую-либо из обязанностей, возложенных на него согласно Договорам, то это государство должно принять меры, которые требуются для исполнения решения Суда Европейского Союза.
2. Если, по мнению Комиссии, заинтересованное государство-член не приняло мер, которые требуются для исполнения решения Суда Европейского Союза, то, предварительно дав возможность этому государству представить свои замечания, она может обратиться в Суд Европейского Союза. Комиссия указывает размер фиксированной суммы или пени, подлежащих уплате заинтересованным государством-членом, который, по ее мнению, соответствуют обстоятельствам.
Если Суд Европейского Союза признает, что заинтересованное государство-член не привело себя в соответствие с его решением, то он может возложить на это государство-член обязанность по уплате фиксированной суммы или пени.
Данная процедура применяется без ущерба статье 259.
3. В случае если Комиссия обращается в Суд Европейского Союза с иском на основании статьи 258, полагая, что заинтересованное государство-член не выполнило свою обязанность сообщить о мерах по трансформации директивы*(142), принятой в соответствии с законодательной процедурой, то Комиссия может, когда признает это уместным, указать размер подлежащих уплате данным государством фиксированной суммы или пени, который, по ее мнению, соответствует обстоятельствам.
Если Суд Европейского Союза констатирует нарушение, то он может возложить на заинтересованное государство-член обязанность по уплате фиксированной суммы или пени в пределах размера, указанного Комиссией. Обязанность по уплате вступает в силу в день, установленный Судом Европейского Союза в его решении.
Статья 261
(бывшая статья 229)
Регламенты, принимаемые совместно Европейским парламентом и Советом, и регламенты, принимаемые Советом на основании положений Договоров, могут наделять Суд Европейского Союза всеобъемлющей юрисдикцией в отношении предусмотренных в этих регламентах санкций*(143).
Статья 262
(бывшая статья 229 А)
Без ущерба другим положениям Договоров Совет, постановляя единогласно в соответствии со специальной законодательной процедурой и после консультации с Европейским парламентом, может принимать положения с целью наделить в установленной им мере Суд Европейского Союза полномочиями выносить решения по спорам в связи с применением актов, изданных на основании Договоров, которыми учреждаются европейские правоустанавливающие документы на интеллектуальную собственность*(144). Эти положения вступают в силу после одобрения государствами-членами в соответствии с конституционными правилами каждого из них.
Статья 263
(бывшая статья 230)
Суд Европейского Союза контролирует правомерность*(145) законодательных актов, актов Совета, Комиссии и Европейского центрального банка, кроме рекомендаций и заключений*(146), а также актов Европейского парламента и Европейского совета, направленных на создание правовых последствий в отношении третьих лиц. Кроме того, Суд Европейского Союза контролирует правомерность актов органов или учреждений Союза, направленных на создание правовых последствий в отношении третьих лиц.
С этой целью Суд Европейского Союза полномочен выносить решения по искам, которые подаются государством-членом, Европейским парламентом, Советом или Комиссией в связи с отсутствием компетенции, нарушением существенных процедурных требований, нарушением Договоров или любой нормы права, относящейся к их применению, либо злоупотреблением полномочиями.
На аналогичных условиях Суд Европейского Союза полномочен выносить решения по искам, которые подаются Счетной палатой, Европейским центральным банком и Комитетом регионов в целях защиты своих прерогатив.
На условиях, предусмотренных в первом и втором абзацах, любое физическое или юридическое лицо может подавать иски против актов, адресатом которых оно является либо которые непосредственно и индивидуально его затрагивают, а также против регламентарных актов, которые непосредственно его затрагивают и не требуют исполнительных мер.
Акты о создании органов и учреждений Союза могут предусматривать особые условия и порядок для исков, подаваемых физическими или юридическими лицами против актов этих органов или учреждений, которые направлены на создание в отношении них правовых последствий.
Предусмотренные в настоящей статье иски должны быть поданы в течение двухмесячного срока, который отсчитывается, в зависимости от случая, с момента опубликования акта, с момента уведомления о нем истца или при отсутствии такого опубликования или уведомления со дня, когда истец узнал о данном акте.
Статья 264
(бывшая статья 231)
Если иск обоснован, то Суд Европейского Союза объявляет оспариваемый акт ничтожным и не имевшим места*(147).
В то же время, Суд Европейского Союза указывает, если считает это необходимым, какие из последствий аннулированного акта должны считаться окончательными*(148).
Статья 265
(бывшая статья 232)
В случае, если в нарушение Договоров Европейский парламент, Европейский совет, Совет, Комиссия или Европейский центральный банк воздерживаются от принятия решения*(149), то государства-члены и другие институты Союза могут обращаться в Суд Европейского Союза с целью обеспечить констатацию этого нарушения. Настоящая статья применяется на аналогичных условиях к органам и учреждениям Союза, которые воздерживаются от принятия решения.
Подобный иск может быть принят к рассмотрению, только если соответствующему институту, органу или учреждению было сначала предложено совершить действие. Если по истечении двухмесячного срока с момента такого предложения институт, орган или учреждение не определили своей позиции, то иск может быть подан в пределах следующего двухмесячного срока.
Любое физическое или юридическое лицо на условиях, предусмотренных в предыдущих абзацах, может обжаловать в Суде Европейского Союза нарушение каким-либо из институтов, органов или учреждений Союза своих обязанностей тем, что ими не был принят в адрес этого лица акт, кроме рекомендации или заключения.
Статья 266
(бывшая статья 233)
Институт, орган или учреждение, от которых исходит аннулированный акт или бездействие которых было признано противоречащим Договорам, обязаны принять меры, требуемые для исполнения решения Суда Европейского Союза.
Данная обязанность не наносит ущерба обязанности, которая может вытекать из применения второго абзаца статьи 340.
Статья 267
(бывшая статья 234)
Суд Европейского Союза полномочен выносить решения в преюдициальном порядке о:
а) толковании Договоров;
b) действительности*(150) и толковании актов институтов, органов или учреждений Союза.
Когда подобный вопрос ставится перед юрисдикционным органом государства-члена*(151), данный орган, если считает, что решение по этому вопросу является необходимым для разрешения им дела по существу, может запросить Суд Европейского Союза вынести свое решение по этому вопросу.
Когда подобный вопрос ставится в деле, находящемся на рассмотрении в национальном юрисдикционном органе, решения которого согласно внутреннему праву не подлежат судебному обжалованию, данный орган обязан обратиться в Суд Европейского Союза.
Если подобный вопрос ставится в деле, находящемся на рассмотрении в национальном юрисдикционном органе, которое касается лица, заключенного под стражу, то Суд Европейского Союза выносит свое решение в максимально короткий срок.
Статья 268
(бывшая статья 235)
Суд Европейского Союза полномочен рассматривать споры о возмещении убытков, которые предусмотрены во втором и третьем абзацах статьи 340.
Статья 269
(бывшая статья 235bis)
Суд полномочен выносить решение о правомерности акта, принятого Европейским советом или Советом на основании статьи 7 Договора о Европейском Союзе, исключительно по обращению государства-члена, ставшего объектом констатации Европейского совета или Совета, и только в отношении соблюдения процедурных предписаний, установленных данной статьей.
Подобное обращение должно быть подано на протяжении одного месяца с момента упомянутой констатации. Суд выносит решение в течение одного месяца со дня подачи обращения.
Статья 270
(бывшая статья 236)
Суд Европейского Союза полномочен выносить решения по любым спорам между Союзом и его сотрудниками в пределах и на условиях, которые определяются Статутом служащих Союза и режимом, подлежащим применению к другим сотрудникам Союза*(152).
Статья 271
(бывшая статья 237)
В установленных ниже пределах Суд Европейского Союза полномочен рассматривать споры, касающиеся:
а) исполнения государствами-членами обязанностей, вытекающих из Устава Европейского инвестиционного банка*(153). В этой связи Административный совет Банка располагает полномочиями, которые признаны статьей 258 за Комиссией;
b) актов Совета управляющих Европейского инвестиционного банка. Каждое государство-член, Комиссия и Административный совет Банка могут подавать иски в этой сфере на условиях, предусмотренных в статье 263;
с) актов Административного совета Европейского инвестиционного банка. Иски против таких актов могут подаваться на условиях, предусмотренных в статье 263, исключительно государствами-членами и Комиссией, и только в связи с нарушением процедурных требований, предусмотренных в параграфах 2 и 5 - 7 статьи 19 Устава Банка;
d) исполнения национальными центральными банками обязанностей, вытекающих из Договоров и Устава ЕСЦБ и ЕЦБ. В этой связи Совет управляющих Европейского центрального банка располагает по отношению к национальным центральным банкам такими же полномочиями, какие признаны статьей 258 за Комиссией по отношению к государствам-членам. Если Суд Европейского Союза признает, что национальный центральный банк не выполнил какую-либо из обязанностей, возложенных на него согласно Договорам, то данный банк должен принять меры, которые требуются для исполнения решения Суда Европейского Союза.
Статья 272
(бывшая статья 238)
Суд Европейского Союза полномочен выносить решения на основании арбитражных оговорок, которые содержатся в публично-правовых или частноправовых договорах, заключенных Союзом или от его имени.
Статья 273
(бывшая статья 239)
Суд полномочен выносить решения по любому спору между государствами-членами, имеющему связь с предметом Договоров, если этот спор представлен ему на основании арбитражного соглашения сторон.
Статья 274
(бывшая статья 240)
С изъятием в отношении полномочий, предоставленных Договорами Суду Европейского Союза, споры, в которых стороной выступает Союз, не исключаются на этом основании из компетенции национальных юрисдикционных органов.
Статья 275
(бывшая статья 240bis)
Суд Европейского Союза не обладает полномочиями в отношении положений об общей внешней политике и политике безопасности*(154), а равно в отношении актов, принимаемых на их основе.
Однако Суд Европейского Союза полномочен контролировать соблюдение статьи 38 Договора о Европейском Союзе и выносить решения по искам, подаваемым на условиях, предусмотренных в четвертом абзаце статьи 263 настоящего Договора, в целях контроля правомерности решений, принимаемых Советом на основании главы 2 раздела V Договора о Европейском Союзе, которыми предусматриваются ограничительные меры против физических или юридических лиц.
Статья 276
(бывшая статья 240ter)
При осуществлении своих функций применительно к положениям глав 4 и 5 раздела V части третьей о пространстве свободы, безопасности и правосудия Суд Европейского Союза не обладает полномочиями проверять действительность*(155) или соразмерность операций, проводимых полицией или другими репрессивными службами*(156) в государствах-членах, равно как и выносить решения относительно выполнения обязанностей государств-членов по поддержанию общественного порядка и охране внутренней безопасности.
Статья 277
(бывшая статья 241)
Несмотря на истечение срока, предусмотренного в шестом абзаце статьи 263, любая сторона по случаю рассмотрения дела, в котором затрагивается принятый институтом, органом или учреждением Союза акт общего действия*(157), может опираться на основания, указанные во втором абзаце статьи 263, в целях постановки перед Судом Европейского Союза вопроса о неприменении этого акта.
Статья 278
(бывшая статья 242)
Иски, подаваемые в Суд Европейского Союза, не имеют приостанавливающего действия. Однако если Суд Европейского Союза считает, что этого требуют обстоятельства, то он может распорядиться об отсрочке исполнения оспариваемого акта.
Статья 279
(бывшая статья 243)
В делах, поступивших на его рассмотрение, Суд Европейского Союза может предписывать необходимые временные меры*(158).
Статья 280
(бывшая статья 244)
Решения Суда Европейского Союза обладают исполнительной силой на условиях, предусмотренных в статье 299.
Нумерация статей приводится в соответствии с источником
Статья 181
(бывшая статья 245)
Статут Суда Европейского Союза устанавливается отдельным протоколом*(159).
Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой, могут вносить изменения в положения Статута, за исключением его раздела I и его статьи 64. Европейский парламент и Совет постановляют по запросу Суда и после консультации с Комиссией либо по предложению Комиссии и после консультации с Судом.
Отдел 6
Европейский центральный банк
Статья 282
(бывшая статья 245bis)
1. Европейский центральный банк и национальные центральные банки образуют Европейскую систему центральных банков (ЕСЦБ). Европейский центральный банк и национальные центральные банки государств-членов, денежной единицей которых является евро, образуют Евросистему и проводят денежную политику Союза.
2. Управление ЕСЦБ осуществляют руководящие органы Европейского центрального банка. Главной целью ЕСЦБ является поддержание стабильности цен. Без ущерба этой цели она предоставляет свою поддержку общей экономической политике в Союзе, чтобы способствовать достижению целей последнего.
3. Европейский центральный обладает правосубъектностью. Только он уполномочен санкционировать эмиссию евро. Он независим при осуществлении своих полномочий и при управлении своими финансами. Институты, органы и учреждения Союза, а также правительства государств-членов соблюдают эту независимость.
4. Европейский центральный банк принимает меры, необходимые для выполнения своих задач, в соответствии со статьями 127 - 133, 138 и условиями, предусмотренными Уставом ЕСЦБ и ЕЦБ. В соответствии с упомянутыми статьями государства-члены, денежной единицей которых не является евро, и их центральные банки сохраняют свою компетенцию в денежной сфере.
5. В сферах, подведомственных Европейскому центральному банку, с ним проводятся консультации по любым проектам актов Союза, а также по любым проектам регулирования на национальном уровне, и он может представлять заключения.
Статья 283
(бывшая статья 245ter)
1. Совет управляющих Европейского центрального банка состоит из членов Дирекции Европейского центрального банка и из управляющих национальными центральными банками государств-членов, денежной единицей которых является евро.
2. Дирекция состоит из Председателя, Вице-председателя и четырех других членов.
Председателя, Вице-председателя и других членов Дирекции назначает Европейский совет, постановляя квалифицированным большинством по рекомендации Совета и после консультации с Европейским парламентом и Советом управляющих Европейского центрального банка, из числа лиц, которые обладают признанным авторитетом и профессиональным опытом в денежной или банковской сфере.
Срок их полномочий составляет восемь лет и не подлежит возобновлению.
Членами Дирекции могут быть только граждане государств-членов.
Статья 284
(бывшая статья 245quater)
1. Председатель Совета и член Комиссии*(160) могут участвовать без права голоса в заседаниях Совета управляющих Европейского центрального банка.
Председатель Совета может вносить предложения на рассмотрение Совета управляющих Европейского центрального банка.
2. Председатель Европейского центрального банка приглашается участвовать в заседаниях Совета, когда последний обсуждает вопросы, относящиеся к целям и задачам ЕСЦБ.
3. Европейский центральный банк направляет Европейскому парламенту, Совету и Комиссии, а также Европейскому совету ежегодный доклад о деятельности ЕСЦБ и о денежной политике в предшествующем и текущем годах. Председатель Европейского центрального банка представляет указанный доклад Совету и Европейскому парламенту, который может провести на этой основе общие дебаты.
Председатель Европейского центрального банка и другие члены Дирекции по запросу Европейского парламента или по своей собственной инициативе могут заслушиваться компетентными комиссиями Европейского парламента.
Отдел 7
Счетная палата
Статья 285
(бывшая статья 246)
Счетная палата обеспечивает проверку счетов Союза.
В ее состав входят по одному гражданину от каждого государства-члена. Ее члены осуществляют свои функции полностью независимо, в общих интересах Союза.
Статья 286
(бывшая статья 247)
1. Члены Счетной палаты отбираются из числа лиц, принадлежащих или принадлежавших в своем соответствующем государстве к институтам внешнего контроля*(161) либо обладающих особой квалификацией для этой должности. Они должны обеспечивать любые гарантии своей независимости.
2. Члены Счетной палаты назначаются на шесть лет. Совет после консультации с Европейским парламентом утверждает список членов, составляемый в соответствии с предложениями от каждого государства-члена. Полномочия членов Счетной палаты могут возобновляться.
Члены Счетной палаты избирают из своего состава Председателя Счетной палаты сроком на три года. Его полномочия могут возобновляться.
3. При выполнении своих обязанностей члены Счетной палаты не запрашивают и не принимают инструкции ни от какого правительства или учреждения. Они воздерживаются от любых действий, не совместимых с характером их функций.
4. На протяжении срока осуществления своих функций члены Счетной палаты не могут заниматься никакой иной профессиональной деятельностью, оплачиваемой или нет. При вступлении в должность они берут на себя торжественное обязательство на протяжении срока осуществления своих функций и после прекращения таковых соблюдать обязанности, вытекающие из их поста, в частности, обязанность проявлять порядочность и осторожность в том, что касается принятия некоторых должностей или выгод после прекращения своих функций*(162).
5. Кроме периодического обновления и смерти функции членов Счетной палаты прекращаются в индивидуальном порядке путем добровольной или принудительной отставки, о которой объявляет Суд в соответствии с положениями параграфа 6.
Соответствующий член заменяется на оставшийся срок полномочий.
Исключая случай принудительной отставки, члены Счетной палаты остаются на своей должности, пока не будет произведена их замена.
6. Члены Счетной палаты могут быть освобождены от своих функций, а также лишены своего права на пенсию или других заменяющих ее льгот лишь в том случае, если Суд по ходатайству Счетной палаты констатирует, что они перестали отвечать требуемым условиям или соответствовать обязанностям, вытекающим из их поста.
7. Совет устанавливает условия труда и, в частности, оклады, надбавки и пенсии Председателя и членов Счетной палаты. Он также устанавливает любые пособия, выплачиваемые этим лицам вместо заработной платы.
8. Положения Протокола о привилегиях и иммунитетах Европейского Союза, которые подлежат применению к судьям Суда Европейского Союза, также применяются к членам Счетной палаты.
Статья 287
(бывшая статья 248)
1. Счетная палата проверяет счета в отношении всей совокупности доходов и расходов Союза. Она также проверяет счета в отношении всей совокупности доходов и расходов любого органа или учреждения, созданного Союзом, если только акт о создании подобного органа или учреждения не исключает такой проверки.
Счетная палата предоставляет Европейскому парламенту и Совету заверительную декларацию относительно надежности счетов, а также относительно законности и правильности лежащих в их основе операций, которая публикуется в Официальном журнале Европейского Союза. Эта декларация может дополняться специальными оценками для каждой основной сферы деятельности Союза.
2. Счетная палата проверяет законность и правильность доходов и расходов и удостоверяется в существовании надлежащего финансового управления. В ходе этой деятельности она сообщает, в частности, о любом нарушении.
Контроль доходов производится исходя из констатаций причитающихся доходов и их фактического перечисления Союзу.
Контроль расходов производится исходя из существующих обязательств и осуществленных платежей.
Данные виды контроля могут производиться до закрытия счетов соответствующего финансового года.
3. Контроль осуществляется на основе документов и, при необходимости, по месту расположения других институтов Союза, в помещениях любого органа или учреждения, управляющего доходами или расходами от имени Союза, а также в государствах-членах, в том числе в помещениях любого физического или юридического лица, в пользу которого перечисляются средства из бюджета. Контроль в государствах-членах производится во взаимодействии с национальными контрольными институтами*(163) либо если последние не располагают необходимыми полномочиями во взаимодействии с компетентными национальными службами. Счетная палата и национальные контрольные институты государств-членов развивают сотрудничество в духе взаимного доверия, которое уважает их независимость. Данные институты или службы ставят в известность Счетную палату о том, намереваются ли они участвовать в контроле.
Любые документы или информация, необходимые для выполнения задачи Счетной палаты, направляются последней по ее запросу другими институтами Союза, органами или учреждениями, управляющими доходами или расходами от имени Союза, физическими или юридическими лицами, в пользу которых перечисляются средства из бюджета, и национальными контрольными институтами либо если последние не располагают необходимыми полномочиями компетентными национальными службами.
В отношении деятельности по управлению доходами и расходами Союза, которую осуществляет Европейский инвестиционный банк, право доступа Счетной палаты к имеющейся у него информации регулируется соглашением, заключаемым между Счетной палатой, Банком и Комиссией. При отсутствии соглашения Счетная палата, тем не менее, обладает доступом к информации, необходимой для осуществления контроля доходов и расходов Союза, которыми управляет Банк.
4. Счетная палата составляет ежегодный доклад после завершения каждого финансового года. Этот доклад направляется другим институтам Союза и публикуется в Официальном журнале Европейского Союза вместе с ответами данных институтов на замечания Счетной палаты.
Кроме того, Счетная палата может в любое время представлять свои замечания по отдельным вопросам, в частности, в форме специальных докладов, и выносить заключения по просьбе какого-либо из других институтов Союза.
Она утверждает свои ежегодные доклады, специальные доклады или заключения большинством членов, входящих в ее состав. В то же время, на условиях, предусмотренных своим внутренним регламентом, она может создавать в своей структуре внутренние палаты с целью утверждения некоторых категорий докладов или заключений*(164).
Она содействует Европейскому парламенту и Совету в осуществлении их функции по контролю за исполнением бюджета.
Счетная палата устанавливает свой внутренний регламент. Он подлежит одобрению Совета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.