Проект Федерального закона
"Об основах законодательства о социальном развитии села"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законов и иных нормативных актов для изменения
Глава I. Общие положения
Глава II. Полномочия органов гос. власти и местного
самоуправления в области социального развития села
Глава III. Организация расселения в сельской местности, планировка,
застройка и инженерное обустройство сельских поселений
Глава IV. Развитие социальной сферы села
Глава V. Финансово-экономическая основа социального развития села
Глава VI. Передача объектов социальной и инженерной инфраструктуры,
принадлежащих сельскохозяйственным организациям,
в муниципальную собственность
Глава VII. Статистическое наблюдение за социальным развитием села
Глава VIII. Заключительные положения
Глава I. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правоотношения, возникающие в связи с функционированием и развитием социальной сферы села в процессе утверждения социального государства, реализацией конституционных социальных прав человека и гражданина в сельской местности. Настоящий Закон определяет правовые, организационные и экономические основы социального развития села Российской Федерации в целях улучшения условий жизни, труда и производства, а также сохранения и улучшения сельской местности как исторического и культурного ландшафта.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о социальном развитии села
Законодательство Российской Федерации о социальном развитии села состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных и правовых актов Российской Федерации, а также законов и нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере труда и доходов, занятости, социальной защиты, жилищных условий сельских жителей, а также развитие на селе отраслей социальной и инженерной инфраструктуры, планировку и застройку сельских поселений.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:
населенный пункт - общее название мест с постоянными жителями, представляющее собой первичную единицу расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка;
сельское поселение - населенный пункт в сельской местности (село, поселок, деревня и т.д.), жители которого заняты главным образом сельским или лесным хозяйством, разведением скота и птицы, переработкой сельскохозяйственной продукции, рыболовством, всеми другими видами общественно-полезной коллективной и индивидуальной деятельности, характерной для сельской местности. Отнесение населенного пункта к категории сельского поселения осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и сопровождается установлением границы (черты) сельского поселения;
село - исторически сложившееся крупное сельское поселение, выполняющее присущие ему общественно-необходимые функции в духовной, социальной и экономической сферах. Село является хранителем исторических корней, традиций и облика государства;
деревня - небольшое сельское поселение с характерными для села условиями, особенностями и укладом жизни;
крестьянское (фермерское) хозяйство - основанное на частной собственности хозяйство сельского жителя, включающее в свой состав земельные угодья, недвижимость, скот, технику и другие ресурсы, используемые для товарного производства сельскохозяйственной продукции;
сельское подворье - хозяйственно-жилой комплекс сельской семьи;
поселок - низовая административно-территориальная единица, расположенная вне городской черты;
сельская местность - территория, находящаяся за чертой городского поселения. Границы сельской местности определяются органами государственной власти Российской Федерации при решении вопросов административно-территориального устройства Российской Федерации;
сельское население - совокупность людей, проживающих в сельской местности;
социальная сфера села - среда жизнедеятельности, включающая в себя совокупность общественных отношений по организации и функционированию в селе образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта, торговли а также бытового, транспортного, жилищно-коммунального, строительного и других видов обслуживания сельского населения;
социальная инфраструктура села - жилищный фонд, детские дошкольные и образовательные учреждения, учреждения здравоохранения и социального обслуживания, объекты жилищного и строительного комплекса, культуры, отдыха и спорта, предприятия торговли и питания, объекты бытового обслуживания, связи;
развитие социальной сферы села - улучшение и совершенствование социальной сферы села в соответствии с условиями рыночной экономики, многообразием форм собственности в целях наиболее полного удовлетворения материальных и духовных потребностей сельского населения и уменьшения социальных различий между городом и деревней;
расселение в сельской местности - пространственная организация взаимосвязанных поселений;
инженерная инфраструктура села - сети энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения, канализации, связи, автомобильные дороги, водозаборные сооружения, сооружения по очистке питьевой воды, объекты благоустройства и озеленения, другие объекты коммунального хозяйства, расположенные в сельской местности;
депрессивный регион - регион, характеризующийся стойким снижением уровня жизни, либо депопуляцией, либо высоким уровнем безработицы населения, вызванными неблагоприятными природно-климатическими условиями, невыгодностью географического положения, исторически сложившимся отставанием в социально-экономическом развитии, природными или техногенными катастрофами и другими причинами. Отнесение региона к депрессивному и его границы определяются Правительством Российской Федерации по согласованию с субъектами Российской Федерации.
Статья 4. Основные функции села
К основным функциям села относятся:
производственная - удовлетворение потребностей общества в продовольствии и сырье, продукции лесного и охотничье-промыслового хозяйства, рыболовства, другой сельскохозяйственной продукции;
социальная - сохранение и развитие села (деревни) как важной части российского общества со специфическим образом жизни, с особой социальной организацией, с исторически сложившимися обычаями и традициями;
нравственная - сохранение нравственного потенциала, духовное оздоровление общества, воспитание патриотизма, уважительного отношения к истории и к старшему поколению;
социально-демографическая - воспроизводство населения, увеличение рождаемости, воспитание физически и духовно здоровых детей, обеспечение сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства трудовыми ресурсами;
культурная - создание и охрана духовных ценностей, сохранение национально-культурных традиций, нравственного потенциала народа, охрана памятников природы, истории, археологии и культуры, расположенных в сельской местности;
природоохранная - поддержание экологического равновесия в агробиоценозах, рациональное использование земли, содействие сохранению природных и культурных ландшафтов, заповедников, заказников, национальных парков;
общинная - сохранение и утверждение традиций коллективистских начал, общинности во взаимоотношениях людей, в решении экономических и социальных проблем;
рекреационная - создание условий для отдыха, восстановления духовных и физических сил городского и сельского населения;
общественного контроля над территорией - содействие органам государственной власти и местного самоуправления в обеспечении общественного порядка и безопасности в населенных пунктах и сельских регионах, в охране приграничных территорий, недр, земельных, водных и лесных ресурсов, флоры и фауны.
Статья 5. Цель и направления социального развития села
Главная цель социального развития села заключается в развитии и постоянном улучшении социальных условий и уровня жизни сельского населения в условиях рыночной экономики и многообразия форм собственности.
Данная цель реализуется по следующим основным направлениям:
создание в селе благоприятных условий для расширенного социального воспроизводства, обеспечения устойчивого развития поселений и межселенных территорий, эффективного использования их экономического и природного потенциала;
улучшение социально-бытовых и жилищных условий с учетом особенностей уклада жизни и национальных традиций, сохранение и развитие духовности и культуры населения;
обеспечение полной занятости экономически активного населения, получение профессионального образования, расширение сферы приложения труда и выбора профессии;
повышение доходов, уровня жизни, материального благополучия сельского населения;
установление социальных гарантий незащищенным слоям населения;
улучшение и совершенствование расселения в сельской местности, планировки и застройки сельских поселений;
развитие на селе общего и профессионального образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального, торгового и бытового обслуживания, систем энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения, очистки сточных вод, дорожных коммуникаций, транспорта, теле- радиовещания и связи;
развитие социальной и гражданской инициативы сельского населения в решении вопросов местного значения;
совершенствование досуговой деятельности и семейно-бытовых отношений;
борьба против социально негативных явлений в сельской местности - преступности, прежде всего организованной, алкоголизма и наркомании, других форм антиобщественных явлений.
Статья 6. Принципы социального развития села
Социальное развитие села основывается на следующих принципах:
преодоление и искоренение психологии социального иждивенчества, развитие экономической и гражданской активности сельского населения;
государственный протекционизм (поддержка), направленный на создание режима наибольшего благоприятствования социальному развитию села;
последовательное повышение уровня жизни сельского населения, обеспечивающее его выравнивание и опережение по сравнению с уровнем жизни городского населения;
развитие в сельской местности различных отраслей материального производства и сферы услуг, расширение на этой основе областей приложения труда сельского населения и возможностей выбора профессии;
обеспечение равного доступа жителей сельских поселений независимо от численности их населения к материальным и духовным благам;
усиление интеграционных процессов между сельскими и городскими поселениями;
приоритетное социальное развитие депрессивных регионов.
Статья 7. Механизмы государственной поддержки социального развития села, развития экономической и гражданской активности сельского населения
Государство гарантирует приоритетность социального развития села путем проведения целенаправленной финансово-кредитной, ценовой, налоговой, инвестиционной, правовой и социальной политики, разработки и осуществления федеральных, межрегиональных и региональных программ социального развития села.
Государственная поддержка социального развития села, развитие экономической и гражданской активности сельского населения реализуются посредством:
создания правовой и экономической основы для развития товарного производства в субъектах всех форм собственности и хозяйствования в селе;
формирования правовой основы и механизма межбюджетных отношений органов государственной власти Российской Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления для обеспечения полного использования местных возможностей и ресурсов и государственных гарантий финансирования социальной сферы и социального развития села;
выделения отдельной строкой в федеральном бюджете и в бюджетах субъектов Российской Федерации расходов на содержание социальной сферы и социальное развитие села, а также средств на формирование фондов долгосрочного льготного кредитования индивидуального жилищного строительства;
разработки и финансирования федеральных, межрегиональных и региональных программ по развитию социальной сферы села;
осуществления государственного регулирования и финансирования на селе образования, здравоохранения, культуры, охраны общественного порядка, спорта, торгового, социального и других видов обслуживания сельского населения на уровне не ниже городских норм и стандартов;
использования традиций общинности, коллективизма, взаимопомощи в решении вопросов местного значения;
создания в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации специальных фондов развития социальной сферы села как единой финансово-кредитной системы целевого назначения;
стимулирования занятости на селе и организации помощи безработным, постоянно проживающим в сельской местности;
выработки и осуществления, основанных на градостроительных нормативах, правил застройки сельских населенных пунктов и их инженерного обустройства;
поддержки переселенцев в сельских местностях, где имеется дефицит рабочей силы;
социальной защиты сельского населения, занятого в крестьянских (фермерских) хозяйствах и сельских подворьях;
определения и обеспечения реализации государственных минимальных социальных стандартов;
создания системы льгот и компенсаций для работников социальной сферы села.
Глава II. Полномочия органов государственной власти и
местного самоуправления в области социального
развития села
Статья 8. Компетенция Российской Федерации в области социального развития села
1. В ведении органов государственной власти Российской Федерации находятся:
определение основных направлений государственной политики в области социального развития села;
регулирование правовых отношений в сфере социального развития села путем принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных и правовых актов;
формирование правовой основы и механизма межбюджетных отношений с субъектами Российской Федерации по обеспечению гарантированного финансирования социальной сферы и социального развития села;
создание равных для всех форм собственности и хозяйствования правовых и организационно-экономических условий с целью обеспечения развития эффективного товарного производства на селе - экономической основы социального развития села;
формирование нормативной базы, включая установление системы государственных минимальных социальных стандартов, социальных гарантий незащищенным слоям населения, градостроительных расчетных нормативов и показателей, характеризующих социальное развитие села, для разработки федеральных и межрегиональных программ социального развития села;
определение приоритетных направлений развития сельского общего и профессионального образования, обеспечение доступности получения образования и трудоустройства сельской молодежи;
разработка и финансирование целевых федеральных и межрегиональных программ социального развития села;
координация деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального развития села;
организация строительства и финансирование федеральных и межрегиональных автомобильных дорог, магистральных газовых сетей, линий электропередач, других сооружений федерального значения как базовых для решения местных задач социального развития села;
финансирование затрат на восстановление систем энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения, канализации, средств связи, автомобильных дорог в регионах, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;
классификация сетей энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения, канализации, связи, автомобильных дорог;
установление порядка лицензирования деятельности в области социального развития села и инженерного обустройства сельских поселений;
определение и создание общенациональных курортных зон;
организация и финансирование научно-исследовательских работ в области социального развития села;
международное научно-техническое и экономическое сотрудничество в области социального развития села.
2. Осуществление полномочий Российской Федерации в области социального развития села возлагается на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономики Российской Федерации, Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике, иные федеральные органы государственной власти.
3. Органы государственной власти Российской Федерации могут осуществлять иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе по предметам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального развития села.
Статья 9. Компетенция субъектов Российской Федерации в области социального развития села
В ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации находятся:
разработка и проведение региональной политики в области социального развития села;
принятие законов и иных нормативных и правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в области социального развития села;
создание правовой основы и условий для стабильного и гарантированного финансирования социальной сферы и социального развития села через механизм межбюджетных отношений специальных фондов развития села и другие финансовые источники;
создание равных для всех форм собственности и хозяйствования организационно-экономических условий в регионе с целью обеспечения развития эффективного товарного производства на селе - экономической основы социального развития села;
формирование нормативной базы, включая установление системы региональных социальных стандартов, градостроительных расчетных нормативов и показателей, характеризующих социальное развитие региона, обеспечение соблюдения требований градостроительных и экологических норм при застройке и обустройстве сельских населенных пунктов;
разработка и финансирование региональных программ социального развития села;
организация строительства и финансирование объектов социальной и инженерной инфраструктуры села, содержание учреждений социальной сферы села;
координация деятельности органов местного самоуправления в области социального развития села.
Статья 10. Компетенция органов местного самоуправления в области социального развития села
1. В ведении органов местного самоуправления находятся:
определение приоритетов в области социального развития муниципальных образований;
регулирование правовых отношений в области социального развития села путем принятия уставов муниципальных образований и иных нормативных правовых актов;
разработка и реализация местных программ социального развития села;
создание устойчивой экономической основы содержания социальной сферы и социального развития села, формирование в селе эффективной производственной, торгово-закупочной деятельности, обеспечение на этой основе прочной налогооблагаемой базы;
формирование бюджета села (муниципального образования), консолидация в нем всех необходимых для содержания социальной сферы и социального развития села местных, трансфертных и иных финансовых источников;
регулирование деятельности физических и (или) юридических лиц в области социального развития села, создание благоприятных условий для привлечения их средств на социальное развитие села;
рассмотрение вопросов социального развития села в рамках полномочий, предоставленных органам местного самоуправления в соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
2. Органы местного самоуправления могут осуществлять полномочия в области социального развития села, делегированные им органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, при условии передачи органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых средств.
Глава III. Организация расселения в сельской местности, планировка,
застройка и инженерное обустройство сельских поселений
Статья 11. Принципы организации расселения в сельской местности
Организация расселения в сельской местности осуществляется в соответствии со следующими принципами:
развитие всех сельских поселений независимо от численности населения, создание в них благоприятной среды обитания и мест приложения труда;
выделение в системе расселения опорных поселений (сел), выполняющих функции центров социального обслуживания населения близлежащих сельских поселений;
обеспечение взаимосвязи сельских поселений между собой и с городами, преодоление изолированности сельских поселений.
Статья 12. Планировка и застройка сельских поселений
Планировка и застройка сельских поселений осуществляются на основе следующих принципов:
ориентация при осуществлении жилой застройки преимущественно на усадебные дома с приусадебными участками и надворными постройками для ведения личного подсобного хозяйства;
применение при застройке сельских поселений новых технологий, обеспечивающих экономию затрат на обслуживание и повышающих комфортность проживания;
размещение объектов общественного назначения с учетом их функциональных особенностей, компактности застройки, объединение учреждений обслуживания в блокированные комплексы;
использование возможностей индустриального домостроения;
развитие планировочной структуры поселений в увязке с общей трассировкой сетей дорог и размещением объектов инженерной инфраструктуры с учетом градоформирующей роли общественных центров, исторически сложившегося архитектурного облика поселений с учетом национальных традиций;
организация системы обслуживания в сельской местности путем формирования центров обслуживания разного уровня, кооперирование учреждений обслуживания, приближение услуг к месту жительства путем сочетания стационарных объектов, передвижных устройств и средств связи;
сохранение и восстановление памятников архитектуры, истории, материальной и духовной культуры и природных ландшафтов с перспективой использования их в культурно-просветительских и туристических целях.
Статья 13. Регулирование расселения в сельской местности, планировки и застройки сельских поселений
1. Регулирование расселения в сельской местности, планировки и застройки сельских поселений осуществляется в соответствии с принципами, определенными статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, строительными нормами и правилами, схемами районной планировки и генеральными планами застройки территорий муниципальных образований.
2. Схемы районной планировки и генеральные планы застройки территорий муниципальных образований утверждаются органами местного самоуправления.
3. Генеральные планы застройки сельских поселений до их утверждения органами местного самоуправления обсуждаются на общих собраниях (сходах) граждан этих поселений.
4. В случае противоречия государственным и общественным интересам условий и целей застройки сельских поселений, отмеченных в части 1 настоящей статьи, строительная деятельность прекращается. Строительная деятельность может быть ограничена, если она препятствует реализации прав и законных интересов собственников, землепользователей и арендаторов сопредельных земельных участков.
Статья 14. Основные задачи инженерного обустройства сельских территорий
Основными задачами инженерного обустройства сельских территорий являются:
гарантированное электроснабжение сельских потребителей и расширение сферы потребления электроэнергии в быту;
обеспечение сельского населения питьевой водой и водой для производственно-хозяйственных нужд в соответствии со стандартами качества;
газификация сельских поселений преимущественно природным газом;
оборудование вновь вводимого и реконструируемого сельского жилищного и культурно-бытового фонда системами электро-, тепло- и водоснабжения, канализации, приема теле- и радиовещания;
бесперебойное гарантированное обеспечение сельских поселений услугами почтовой и телефонной связи;
применение принципиально новых технических решений и технологий, обеспечивающих комфортность среды обитания сельского населения, экономию затрат, снижение нагрузки на окружающую природную среду;
вовлечение в топливно-энергетический баланс сельских поселений возобновляемых источников энергии: энергии солнца, ветра, тепла земли, естественного движения водных потоков, энергии существующих в природе градиентов температур, энергии газопроводов, органических отходов животноводческих ферм и других источников энергии;
соединение всех сельских поселений с центрами муниципальных образований и районными центрами дорогами с твердым покрытием.
Глава IV. Развитие социальной сферы села
Статья 15. Основные задачи развития и принципы организации образования сельского населения
1. Основными задачами развития образования на селе являются:
обеспечение общедоступности бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования;
повышение уровня и качества образования, конкурентоспособности выпускников общеобразовательных учреждений на рынке труда и при поступлении в учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования;
приближение общеобразовательных учреждений к месту жительства учащихся, сохранение и развитие сети малокомплектных сельских школ;
полное удовлетворение потребности сельского населения в дошкольных учреждениях с льготной оплатой затрат на содержание и воспитание детей.
2. При поступлении в учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования выпускникам сельских образовательных учреждений устанавливаются льготные условия приема и предоставления мест в общежитиях.
3. Организация образования на селе осуществляется с учетом следующих принципов:
приоритетное развитие сети малокомплектных, многопрофильных учреждений начального профессионального образования, их филиалов для удовлетворения потребности села в квалифицированных работниках;
применение более низких по сравнению с городом норм педагогической нагрузки, наполняемости классов и групп продленного дня в малокомплектных сельских школах и учреждениях начального профессионального образования;
раздельное обучение учащихся разных классов;
учет в общеобразовательных программах, при организации образовательного процесса особенностей сельскохозяйственного труда и сельского образа жизни, обеспечение начальной профессиональной подготовки учащихся по сельскохозяйственным профессиям;
создание образовательных объединений (ассоциаций, союзов), включающих в себя несколько образовательных учреждений, обслуживаемых единым педагогическим коллективом;
укомплектование образовательных учреждений в сельской местности педагогическими кадрами, имеющими подготовку по нескольким направлениям (специальностям);
приоритетное обеспечение сельских образовательных учреждений бесплатными комплектами школьных учебников, учебно-наглядными пособиями, техническими средствами обучения и оборудованием через централизованные федеральные и региональные фонды;
развитие дистанционных форм общения;
бесплатный подвоз к общеобразовательным и дошкольным образовательным учреждениям на специализированном транспорте учащихся и детей, проживающих в отдаленных сельских поселениях (за пределами нормативной пешеходной доступности), а при невозможности организации подвоза развивать сеть пришкольных интернатов;
применение более низких по сравнению с городом норм наполняемости групп в сельских дошкольных учреждениях;
создание в малолюдных сельских поселениях для получения дошкольного и начального общего образования образовательных учреждений типа "школа-детский сад".
4. Вопрос об открытии (закрытии) в сельских поселениях дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, включая малокомплектные, решается органами местного самоуправления после обсуждения на общих собраниях (сходах) граждан этих поселений.
Статья 16. Основные задачи и принципы развития культуры на селе
1. Основными задачами развития культуры на селе являются:
создание необходимых условий для приобщения сельских жителей к отечественным и мировым культурным ценностям, удовлетворения и развития их духовных потребностей и творческих способностей;
развитие самодеятельного художественного и научно-технического творчества сельского населения, народных промыслов и ремесел;
сохранение и обогащение исторического и культурного наследия, национальных, местных обычаев, традиций, обрядов, фольклора;
обеспечение сохранности архитектурных, исторических памятников природы и археологии, книжных фондов, находящихся в сельской местности;
развитие и укрепление материально-технической базы, приоритетное обеспечение сельских учреждений культуры и библиотек книгами и периодическими изданиями, техническими средствами для дистанционных форм культурно-просветительской работы, другим оборудованием.
2. Деятельность учреждений культуры на селе осуществляется в соответствии со следующими принципами:
создание централизованных (федеральных и региональных) культурно-досуговых и библиотечных систем, включающих базовые учреждения (полуфункциональные культурные центры) и учреждения-спутники (библиотеки, клубы, дома творчества, ремесла, школы искусств, музыкальные школы);
широкое использование мобильных форм работы учреждений культуры;
применение современных технических средств для организации дистанционных форм культурно-просветительной работы и обеспечения широкого доступа сельских жителей к отечественным и мировым культурным ценностям.
Статья 17. Основные задачи развития и принципы организации медицинского обслуживания сельского населения
1. Основной задачей развития медицинского обслуживания сельского населения является снижение заболеваемости и смертности, повышение жизнеспособности сельских жителей.
Эта задача решается путем:
обеспечения сельского населения бесплатной медицинской помощью в радиусе нормативной пешеходной и транспортной доступности на основе сохранения и расширения сети муниципальных фельдшерско-акушерских пунктов, амбулаторно-поликлинических учреждений и участковых больниц;
организации профилактики заболеваний путем диспансеризации сельского населения, развития сети лечебно-профилактических учреждений, санитарно-эпидемиологических служб;
гарантированного обеспечения сельского населения скорой и неотложной медицинской помощью;
бесплатного гарантированного обеспечения сельских жителей специализированной помощью в медицинских учреждениях городов, рабочих поселков, в районных, областных, краевых, республиканских и федеральных медицинских центрах за счет средств консолидированного бюджета и средств обязательного медицинского страхования;
приоритетного развития на селе медико-социальной службы.
2. Медицинская помощь сельскому населению организуется на основе следующих принципов:
поэтапное использование системы медицинского обслуживания - от фельдшерско-акушерских пунктов до специализированных медицинских учреждений федерального значения - в порядке, утверждаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации;
укомплектование сельских медицинских учреждений кадрами, имеющими комплексную подготовку по разным врачебным специальностям (врачами общей практики) и способными выполнять функции участкового, семейного, санитарного врача и сельского профпатолога;
использование, особенно в отдаленных поселениях, мобильных форм медицинского обслуживания (передвижных амбулаторий, лабораторий, стоматологических, флюорографических, диагностических кабинетов и других);
применение в сельских медицинских учреждениях более низких по сравнению с городом норм нагрузки персонала;
приоритетное развитие дистанционных методов диагностики и лечения.
3. Работникам сельского хозяйства, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, нуждающимся в санаторно-курортном лечении, путевки предоставляются на льготных условиях и обеспечивается бесплатный проезд за счет федерального и регионального бюджетов.
Статья 18. Основные задачи развития физической культуры и спорта на селе
Основными задачами развития физической культуры и спорта на селе являются:
реализация права сельских граждан на занятие физической культурой и спортом на основе развития в жилой и производственной зонах сельских поселений сети многофункциональных спортивных залов, в том числе при общеобразовательных учреждениях, спортивных площадок, комплексов, стадионов, плавательных бассейнов, оснащение спортивно-оздоровительных сооружений современным спортивным инвентарем;
активизация деятельности спортивных обществ и организаций в сельских поселениях;
развитие массовых и индивидуально-групповых форм физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, формирование физической культуры как составного элемента сельского образа жизни.
Статья 19. Основные задачи развития и принципы организации социального обслуживания сельского населения
1. Основными задачами развития социального обслуживания сельского населения являются:
обеспечение социально незащищенных групп сельского населения комплексом услуг социально-экономического, правового и иного характера на основе расширения сети стационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания, развития социальных служб;
создание благоприятных условий для жизнедеятельности сельским гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию.
2. Социальное обслуживание на селе основывается на следующих принципах:
предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания сельских жителей;
обеспечение адресности, доступности предоставляемых социальных услуг;
приоритетности предоставляемых социальных услуг престарелым, инвалидам, несовершеннолетним, другим категориям сельских жителей, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Статья 20. Основные задачи и принципы организации торгового и бытового обслуживания сельского населения
1. Основными задачами в сфере торгового и бытового обслуживания сельского населения являются:
удовлетворение платежеспособного спроса сельских жителей на товары потребительского и производственного назначения, общественного питания, на бытовые услуги, включая услуги по содержанию жилья, надворных построек, ведению личного подсобного хозяйства, через сеть предприятий, расположенных в пределах нормативной пешеходной и транспортной доступности;
обеспечение жителей села товарами повседневного спроса, используя стационарные формы торгового обслуживания в пределах нормативной пешеходной доступности и мобильной торговли;
создание условий для реализации сельским жителям изготовленной ими сельскохозяйственной продукции, изделий народных художественных промыслов и ремесел.
2. Торговое обслуживание сельского населения, включая граждан, не являющихся пайщиками потребительских обществ, осуществляется организациями потребительской кооперации, другими юридическими и физическими лицами. Платежеспособный спрос сельского населения на товары потребительского и производственного назначения удовлетворяется с использованием стационарных и мобильных форм обслуживания, посылочной торговли, торговли по заказам и образцам.
3. Бытовое обслуживание сельского населения организуется как составная часть единой системы бытового обслуживания городского и сельского населения, включающей в себя крупные специализированные предприятия, объединения, фирмы, расположенные в городах и районных центрах, и широкую сеть предприятий бытового обслуживания, комплексных приемных пунктов, мелких мастерских и других объектов обслуживания в сельской местности.
Статья 21. Основные задачи в сфере производственного и транспортного обслуживания сельского населения
Основными задачами в сфере транспортного обслуживания сельского населения являются:
расширение и повышение качества предоставляемых сельскому населению транспортных и других механизированных услуг, связанных с перевозкой сельскохозяйственной продукции, кормов, скота, топлива, обработкой приусадебных участков, посадкой и уборкой выращиваемых в личных подсобных хозяйствах сельскохозяйственных культур;
полное удовлетворение спроса сельских жителей на услуги общественного пассажирского транспорта путем расширения сети автомобильных дорог с твердым покрытием, развития системы специализированных транспортно-экспедиционных предприятий и организаций, сельских автобусных маршрутов;
повышение качества предоставляемых сельскому населению услуг общественного пассажирского транспорта - обеспечение регулярности и ритмичности транспортного сообщения, удобных графиков автобусного движения;
организация пассажирских, грузовых и грузопассажирских перевозок на легковом, грузовом и специализированном грузопассажирском транспорте по предварительным заказам сельских жителей.
Глава V. Финансово-экономическая основа социального развития села
Статья 22. Экономическая основа социального развития села
Экономическую основу социального развития села составляют объекты социального назначения, которые могут находиться в государственной, муниципальной или иных формах собственности, часть средств бюджетов различных уровней, внебюджетные фонды, движимое и недвижимое имущество социального назначения.
Статья 23. Источники финансового обеспечения социального развития села
1. Финансирование социального развития села осуществляется на основе долевого участия из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетных и внебюджетных фондов (включая фонды для долгосрочного льготного кредитования), средств юридических и физических лиц, иностранных инвесторов.
Сберегательный банк России предоставляет жителям сельской местности долгосрочный льготный кредит сроком до 25 лет на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт индивидуального жилья с последующим погашением от 50 до 100 процентов суммы кредита и процентов по нему за счет федеральных и местных бюджетов, из которых формируется фонд долгосрочного льготного кредитования.
2. Для стимулирования привлечения на социальное развитие села средств местных бюджетов, внебюджетных фондов, а также средств юридических и физических лиц, создания этим благоприятной и твердой финансовой основы социальной сферы и социального развития села и осуществления в сельской местности интенсивного строительства жилья, объектов социальной сферы, наиболее полного инженерного и социального обустройства и благоустройства сельских населенных пунктов, строительства и ремонта дорог, водопроводов, объектов газификации, электрификации, телефонизации, радиофикации и т.д., установить, что на каждый рубль фактически произведенных на местах (в сельских районах и селах) на эти цели затрат в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации предусматривается дополнительное выделение по одному рублю федеральных и региональных целевых бюджетных средств. Механизм и порядок выделения этих средств устанавливается Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 24. Финансирование социального развития села из федерального бюджета
1. Средства на финансирование социального развития села из федерального бюджета выделяются путем финансирования затрат на решение социальных задач, предусматриваемых федеральными и межрегиональными программами социального развития села: через трансферты из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации; субвенции и дотации из Федерального дорожного фонда Российской Федерации; субвенции и инвестиционные кредиты на жилищное строительство и решение отдельных социальных задач; а также путем выделения дополнительных средств на возмещение фактических затрат на местах на социальное развитие села в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Закона.
2. Федеральные программы социального развития села включают в себя:
программы, направленные на решение общих социальных проблем развития сельской территории субъекта Российской Федерации или отдельной сельской местности;
программы, направленные на решение отраслевых задач, (жилищного и культурно-бытового строительства, развития жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, торгового и бытового обслуживания, газификации, электрификации и водоснабжения сельских населенных пунктов, строительства автомобильных дорог, развития почтовой и электрической связи и других программ);
программы поддержки отдельных групп населения (малочисленных народов Севера, военнослужащих, увольняемых в запас, молодых и малообеспеченных семей, оставшихся работать в сельской местности, российских немцев, беженцев, переселенцев и других), программы развития депрессивных сельских регионов.
3. Средства, направляемые на реализацию федеральных программ социального развития села, и дополнительные средства на возмещение фактических местных затрат на социальное развитие села выделяются в федеральном бюджете отдельной строкой и финансируются в приоритетном порядке.
Статья 25. Финансирование социального развития села из бюджетов субъектов Российской Федерации
1. Из бюджетов субъектов Российской Федерации средства на социальное развитие села выделяются путем финансирования региональных программ социального развития села через трансферты из Фонда финансовой поддержки местного самоуправления, субвенции и инвестиционные кредиты, а также путем выделения дополнительных средств на возмещение фактических местных затрат на социальное развитие села в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Федерального закона.
2. Средства, направляемые в сельскую местность на реализацию региональных программ социального развития села, и дополнительные средства на возмещение фактических местных затрат на социальное развитие села выделяются в бюджетах субъектов Российской Федерации отдельной строкой и финансируется в приоритетном порядке.
Статья 26. Фонды социально-экономического развития села
1. Для аккумуляции средств для поддержки развития экономики села, повышения эффективности сельскохозяйственного производства, а также на содержание и устойчивое развитие социальной сферы, социальное и инженерное обустройство сельских поселений, строительство в них жилья, сетей газификации, водоснабжения, электрификации, телефонизации создаются федеральный и региональные фонды социально-экономического развития села как единая финансово-кредитная система целевого назначения.
2. Средства фондов социально-экономического развития села формируются за счет выпуска целевых займов, привлечения средств юридических и физических лиц, части бюджетных средств, добровольных взносов граждан, заемных и иных финансовых источников.
3. Расходование средств фондов социально-экономического развития села осуществляется на льготной для сельского товаропроизводителя возвратной договорной основе на цели, определенные пунктом 1 настоящей статьи.
4. Порядок образования и использования средств фондов социально-экономического развития села определяется федеральным законом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Статья 27. Финансирование социального развития села за счет средств юридических и физических лиц
1. Юридические и физические лица, использующие природные ресурсы, а также юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственную или предпринимательскую деятельность на селе, участвует в финансировании социального развития села путем прямого финансирования объектов социальной сферы, уплаты налогов, взносов во внебюджетные фонды, отчислений в бюджеты субъектов Российской Федерации и в местные бюджеты в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также путем возмещения расходов на содержание и эксплуатацию находящихся в их собственности объектов социальной и инженерной инфраструктуры, платы за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, налога с лесного дохода, а также акцизов, в том числе акцизов по отдельным видам минерального сырья (нефть и газ).
2. Юридические лица и граждане, независимо от места проживания, участвуют в финансировании социального развития села путем:
добровольного целевого внесения средств в местные бюджеты;
прямого кредитования сооружения объектов социальной сферы;
приобретения облигаций целевого назначения, участия в создании целевых фондов с привлечением в них средств на безвозмездной и возвратной договорной основе.
Статья 28. Финансирование социального развития села из местных бюджетов
1. Общая потребность средств на содержание социальной сферы и социального развития села закладывается в местные бюджеты. В бюджете района или села предусматривается развитие эффективной производственной, торгово-закупочной и иной рыночно ориентированной деятельности и мобилизация на этой основе всех местных налоговых и других финансовых источников. Недостающие для полного покрытия потребностей социальной сферы и социального развития села ресурсы покрываются из регионального фонда финансовой поддержки местного самоуправления по каналам, способствующим эффективному развитию экономики села. Порядок и механизм финансирования социально-экономического развития по данной схеме устанавливает Правительство Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Из местных бюджетов средства на финансирование социального развития села выделяются путем финансирования затрат на реализацию местных программ социального развития села, схем районной планировки, генеральных планов застройки сельских поселений, а также через распределение трансфертов, получаемых из фондов финансовой поддержки местного самоуправления, финансовую поддержку и дотации бюджетам сельских муниципальных образований, субвенции и инвестиционные кредиты.
3. Органы местного самоуправления координируют и консолидируют финансирование социального развития села из местных ресурсов и источников. Консолидированные фактические затраты на местах (за исключением средств фонда финансовой поддержки местного самоуправления) на содержание социальной сферы, строительство жилья, объектов социальной сферы, инженерное и социальное обустройство и благоустройство сел, реализацию местных программ социального развития села являются базовыми для расчета выделения дополнительных средств из бюджетов Российской Федерации и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Статья 29. Льготы и компенсации для юридических и физических лиц, участвующих в социальном развитии села
Юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на селе, освобождаются от налогообложения части прибыли, направляемой на социальное развитие села, создание социальной и инженерной инфраструктуры, оказание услуг сельскому населению, на сохранение и восстановление памятников истории, культуры и природы в сельской местности, и получают инвестиционные кредиты на эти цели на льготных условиях.
Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 30. Льготы и компенсации молодым специалистам сельского хозяйства и социальной сферы, направленным на работу в село
1. Специалистам сельского хозяйства и социальной сферы всех профилей, прибывшим после окончания среднего или высшего профессионального образовательного учреждения в сельскую местность, в порядке и на условиях, предусматриваемых трудовым договором (контрактом), за счет средств работодателя предоставляются следующие льготы:
25-процентное повышение окладов и тарифных ставок по сравнению со ставками специалистов аналогичных категорий, работающих в городских условиях;
30-процентная скидка в оплате занимаемой жилой площади в домах государственного и муниципального жилищных фондов, а также коммунальных услуг, включая приобретение топлива;
получение кредитов на льготных условиях и компенсации на строительство и приобретение жилья, транспортных средств при разъездном характере работы.
Порядок предоставления указанных льгот и компенсаций определяется Правительством Российской Федерации.
Глава VI. Передача объектов социальной и инженерной
инфраструктуры, принадлежащих сельскохозяйственным организациям,
в муниципальную собственность
Статья 31. Условия передачи объектов социальной и инженерной инфраструктуры, принадлежащих сельскохозяйственным организациям, в муниципальную собственность
1. В целях улучшения функционирования объектов социальной и инженерной инфраструктуры и освобождения сельскохозяйственных организаций от функций по их содержанию и технической эксплуатации указанные объекты могут передаваться сельскохозяйственными организациями в муниципальную собственность.
2. Передача объектов социальной и инженерной инфраструктуры, принадлежащих сельскохозяйственным организациям, в муниципальную собственность осуществляется по решению органов управления сельскохозяйственных организаций.
3. Вопрос о возмещении остаточной стоимости и ремонте передаваемых объектов решается по согласованию между органами управления сельскохозяйственных организаций и органами местного самоуправления.
Статья 32. Финансирование расходов на содержание передаваемых в муниципальную собственность объектов социальной и инженерной инфраструктуры
Расходы местных бюджетов на содержание передаваемых в муниципальную собственность объектов социальной и инженерной инфраструктуры производятся за счет средств, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Российской Федерации и выделяемых в них отдельной строкой.
Статья 33. Финансирование расходов на содержание объектов социальной и инженерной инфраструктуры, остающихся на балансе сельскохозяйственных организаций
Расходы на содержание объектов социальной и инженерной инфраструктуры, остающихся на балансе сельскохозяйственных организаций, производятся за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в объеме нормативных затрат.
Глава VII. Статистическое наблюдение за социальным развитием села
Статья 34. Организация статистического наблюдения за социальным развитием села и паспортизация сельских поселений
1. Государственный комитет Российской Федерации по статистике в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, осуществляет статистическое наблюдение за социальным развитием села путем проведения сплошных и выборочных обследований социального развития села, а также путем проведения паспортизации сельских поселений.
2. Паспортизация сельских поселений проводится один раз в пять лет по перечню показателей, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Глава VIII. Заключительные положения
Статья 35. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Признать утратившим силу Закон РСФСР "О социальном развитии села" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1990, N 30, ст.411, 1993, N 21, ст.748) со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Президент Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.