Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Матыциной Е.И, Карякина Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 5 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 13 августа 2019 года по административному делу N 2а-4978/2019 по административному исковому заявлению прокурора Автозаводского района города Тольятти в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, мнение прокурора Слива Г.Ю, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы административного дела, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Автозаводского района г. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц (далее - административный истец) обратился в суд с административным иском к Территориальному управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - административный ответчик, ТУ Росимущества по Самарской области) о признании незаконным бездействия.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что прокуратурой Автозаводского района г. Тольятти проведена проверка соблюдения требований законодательства при реализации полномочий собственника в отношении защитных сооружений гражданской обороны, по результатам которой установлено, что на территории Автозаводского района г. Тольятти Самарской области расположены защитные сооружения гражданской обороны - убежища с инвентарными номерами N, N, N, N, что подтверждается паспортами защитных сооружений.
Защитное сооружение с инвентарным номером N расположено по адресу: "адрес", отдельно стоящее, общей площадью 76, 99 кв.м, (территория 11 ПСЧ ФГКУ "31 отряд ФСП по "адрес""), введено в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ.
Защитное сооружение с инвентарным номером N расположено по адресу: "адрес", общей площадью 80 кв.м. (Самарский филиал ПАО "Ростелеком"), введено в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ.
Защитное сооружение с инвентарным номером N расположено по адресу: "адрес", отдельно стоящее, общей площадью 133 кв.м. (АОЗТ фирма "Тольяттинский завод железобетонных изделий"), введено в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ.
Защитное сооружение с инвентарным номером N расположено по адресу: "адрес", встроенное в 4-х этажное здание, общей площадью 870 кв.м. (АОЗТ фирма "Фрок" введено в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ.
На момент проверки вышеуказанные защитные сооружения гражданской обороны в реестре федерального имущества не числятся.
По мнению прокурора ТУ Росимущества в Самарской области обязано обеспечить учет убежищ с инвентарными номерами N, N, N, N, как объектов федеральной собственности, поскольку данные объекты относятся к защитным сооружениям гражданской обороны и в силу закона являются федеральным имуществом.
В связи с изложенным, прокуратурой района в ТУ Росимущества по Самарской области внесено представление об устранении выявленных нарушений, однако, по результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования нарушения не устранены.
На основании изложенного, прокурор Автозаводского района г. Тольятти просил суд признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области по необеспечению учета защитных сооружений гражданской обороны - убежищ с инвентарными номерами N, N, N, N, как объектов, находящихся в федеральной собственности.
Обязать ТУ Росимущество по Самарской области обеспечить учет защитных сооружений гражданской обороны путем внесения их в Реестр федерального имущества.
Решением Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 5 июня 2019 года административные исковые требования прокурора Автозаводского района города Тольятти в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области о признании незаконным бездействия удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 13 августа 2019 года решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 5 июня 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ТУ Росимущества по Самарской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения, как постановленных при неправильном применении норм материального и процессуального права, а также по причине несоответствия выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела. Жалоба мотивирована тем, что согласно части 2.2 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 (ред. от 26 июня 2018 года) "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" документальным основанием для ведения учета защитных сооружений гражданской обороны является паспорт защитного сооружения гражданской обороны, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту защитного сооружения гражданской обороны являются копии поэтажных планов и экспликации помещений объекта государственной обороны, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем защитного сооружения гражданской обороны и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
При отсутствии паспорта защитного сооружения гражданской обороны основаниями для учета защитного сооружения гражданской обороны являются проектная и техническая документация, объемно-планировочные, конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, позволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к защитным сооружениям гражданской обороны.
Вышеуказанные документы - основания учета объекта недвижимости как защитного сооружения гражданской обороны предоставляются в адрес Территориального управления органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Территориальное управление не имеет возможности вести учет спорных защитных сооружений гражданской обороны ввиду отсутствия паспортов и иной документации, в связи с чем исполнение решения суда первой инстанции не представляется возможным.
Территориальным управлением было направлено письмо исх. N от ДД.ММ.ГГГГ в Главное управление МЧС России по Самарской области с запросом о предоставлении паспортов защитных сооружений гражданской обороны.
В ответ на данное письмо ГУ МЧС России по Самарской области (исх. N от ДД.ММ.ГГГГ) направило в адрес Территориального управления паспорта защитных сооружений гражданской обороны, в том числе в отношении защитных сооружений гражданской обороны инв. N.
На момент рассмотрения представления прокуратуры Территориальное управление не располагало документацией, необходимой для учета защитных сооружений.
Заявитель кассационной жалобы считает, что Территориальное управление в пределах предоставленных полномочий предприняло все меры, направленные на учет защитных сооружений гражданской обороны.
В заседании суда кассационной инстанции прокурор Слива Г.Ю. возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения административного дела судебной коллегии кассационного суда общей юрисдикции извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, этого требует защита охраняемых законом интересов общества и государства.
Как следует из содержания статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
В силу положений пункта 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 (далее - Порядок создания убежищ и иных объектов ГО) к объектам гражданской обороны относятся, в той числе, убежища и противорадиационные укрытия.
Из пункта 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, зарегистрированных в Минюсте Российской Федерации 25 марта 2003 года N 4317 следует, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Согласно пункту 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, защитные сооружения гражданской обороны, относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
В соответствии с пунктом 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений от Верховных Советов, Совета народных депутатов.
До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, которые не указаны в Приложениях 1-3 к указанному Постановлению, следовательно, со дня вступления в силу этого Постановления они стали относится к федеральной собственности.
Пунктом 15 указанного Постановления предусмотрено, что управление и распоряжение указанным имуществом осуществляет Правительство Российской Федерации.
В силу содержания пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, его территориальные управления.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 сентября 2009 года N 278 "О реорганизации территориальных управлений федерального Агентства по управлению государственным имуществом" утверждено положение о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 4 Положения ТУ Росимущества в Самарской области осуществляет полномочия собственника, в том числе в отношении федерального имущества, расположенного на территории Самарской области.
Согласно пункту 1.4.22 Положения ТУ Росимущества в Самарской области осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества и выдачу выписок из указанного реестра, обеспечивает передачу данной информации в Агентство.
Основания и порядок осуществления учета федерального имущества установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества".
Как следует из административного дела, в ходе проверки установлено, что на территории Автозаводского района г. Тольятти Самарской области расположены защитные сооружения гражданской обороны - убежища с инвентарными номерами N, N, N, N, что подтверждается паспортами защитных сооружений.
Защитное сооружение с инвентарным номером N расположено по адресу: "адрес", отдельно стоящее, общей площадью 76, 99 кв.м, (территория 11 ПСЧ ФГКУ "31 отряд ФСП по "адрес""), введено в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13-14, 22-23).
Защитное сооружение с инвентарным номером N расположено по адресу: "адрес", встроенное в техническое здание, общей площадью 80 кв.м. (Самарский филиал ПАО "Ростелеком"), введено в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-12, 20-21).
Защитное сооружение с инвентарным номером N расположено по адресу: "адрес", отдельно стоящее, общей площадью 133 кв.м. (АОЗТ фирма "Тольяттинский завод железобетонных изделий"), введено в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17-19, 24-25).
Защитное сооружение с инвентарным номером N расположено по адресу: "адрес" встроенное в 4-х этажное здание, общей площадью 870 кв.м. (АОЗТ фирма "Фрок" введено в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-16, 26-27).
На момент проверки вышеуказанные защитные сооружения гражданской обороны в реестре федерального имущества не числятся (л.д.9-10).
На основании пункта 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу в установленные сроки на режим защитных сооружений к необходимому для гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Аналогичные требования содержатся в пункте 2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утверждённого приказом МЧС РФ от 21 июля 2005 года N 575, зарегистрированного в Минюсте Российской Федерации от 21 сентября 2005 года N 7032.
Таким образом, с учетом приведенных норм действующего законодательства ТУ Росимущества в Самарской области обязано обеспечить учет убежищ с инвентарными номерами N, N, N, N, как объектов федеральной собственности, поскольку данные объекты относятся к защитным сооружениям гражданской обороны и в силу закона являются федеральным имуществом.
В связи с изложенным, прокуратурой района в ТУ Росимущества по Самарской области внесено представление об устранении выявленных нарушений. Однако, по результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования нарушения не устранены (л.д.31-34).
Доводы кассационной жалобы о несогласии с вынесенным представлением, поскольку на момент рассмотрения представления прокуратуры Территориальное управление не располагало документацией, необходимой для учета защитных сооружений, противоречат содержанию административного искового заявления и материалам административного дела. Кроме того, перечень указанных объектов представлен в прокуратуру Самарской области непосредственно ТУ Росимущества в Самарской области.
Административный ответчик в обоснование своих доводов указывает о невозможности идентифицировать объекты ЗС ГО. Однако, в ходе проверки, установлено, что убежища с инвентарными номерами N, N, N, N имеются в наличии, но в реестр федерального имущества не включены. Кроме того, в административном исковом заявлении указаны индивидуализирующие характеристики объектов. Указанные выше технические характеристики позволяют установить факт наличия или отсутствия в реестре федерального имущества поименованных сооружений гражданской обороны.
Разрешая административный спор и принимая решение, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, правомерно признал незаконными действия ТУ Росимущества в Самарской области по необеспечению учета защитных сооружений гражданской обороны - убежищ с инвентарными номерами N, N, N, N, как объектов, находящихся в федеральной собственности и в качестве способа устранения недостатков возложил на административного ответчика обязанность обеспечить учет защитных сооружений гражданской обороны, путем внесения в Реестр Федерального имущества.
Судебная коллегия находит выводы суда первой и апелляционной инстанций правильными, основанными на применимых нормах материального и процессуального права, исходя из оценки представленных сторонами доказательств.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства. Установленные судами обстоятельства подтверждены материалами административного дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка. Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, направлены на их переоценку, вследствие ошибочного и произвольного толкования норм права, а также выражают несогласие с выводами суда апелляционной инстанции по фактическим обстоятельствам дела. Между тем следует учитывать, что суд кассационной инстанции при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела, а также переоценивать выводы судов первой либо второй инстанций.
Таким образом, постановленные по административному делу судебные акты следует признать законными и обоснованными, кассационная жалоба не содержит оснований для их отмены или изменения.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 5 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 13 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.