Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 23 декабря 2010 г. по делу N А33-8548/2010
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Горные машины" (ЗАО "Горные машины", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным предписания Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края (Служба, административный орган) от 12.04.2010 по делу N АОВ-98.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 13 сентября 2010 года заявленные требования удовлетворены частично: пункт 2 оспариваемого предписания Службы признан недействительным, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В суде апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе ЗАО "Горные машины" просит об отмене решения в части отказа в признании недействительным пункта 1 предписания по мотиву нарушения судом норм материального и процессуального права.
По мнению общества, принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований суд ошибочно не учел, что пункт 1 оспариваемого предписания Службы необоснованно возлагает на общество обязанность по паспортизации отходов 1-4 классов опасности, тогда как обязанность по совершению таких действий возложена не на лицо, в результате деятельности которого образуются отходы, а на Федеральную службу по технологическому, экологическому и атомному надзору и ее территориальные органы; вывод суда о необходимости составления обществом паспорта отходов не соответствует действительному содержанию пункта 1 оспариваемого предписания; в нарушение требований процессуального закона арбитражный суд не проверил соответствие указаний пункта 1 оспариваемого предписания требованиям Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Закон об отходах) и приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.08.2007 N 570 "Об организации работы по паспортизации опасных отходов".
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса.
Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, актом по результатам экологического обследования от 28.09.2009 N 25 установлено, что в результате деятельности ЗАО "Горные машины", осуществляемой в нежилых помещениях NN 303, 306 и складском помещении по адресам: г. Красноярск, ул. Телевизорная, д.1 и д.5, образуются ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки, отработанные и брак; мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), являющиеся отходами, относящимися к I и IV классам опасности в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 02.12.2002 N 786.
В период с 02.03.2010 по 30.03.2010 Службой проведена проверка соблюдения обществом законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды в принадлежащих обществу указанных нежилых помещениях, по результатам которой установлено отсутствие у общества паспортов на образующиеся в процессе его деятельности отходы I - IV классов опасности, также установлено непредставление обществом статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) в установленном законом порядке.
12.04.2010 должностным лицом Службы вынесено предписание N АОВ-98, которым обществу предписано в срок до 12.08.2010 провести паспортизацию отходов I - IV классов опасности (пункт 1) и в срок до 07.02.2011 представить согласованную в установленном порядке и сроки форму федерального государственного статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" за 2010 год (пункт 2).
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных обществом требований, Арбитражный суд Красноярского края мотивировал его наличием у общества обязанности по отнесению образующихся в результате его деятельности отходов к конкретному классу опасности путем составления паспорта отходов.
Проверив правильность обжалуемого судебного акта в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
На основании статьи 1 Закона об отходах отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (абзац 2); паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе (абзац 14).
В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 02.12.2002 N 786, ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки, отработанные и брак (код 35330100 13 01 1) и мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код 91200400 01 00 4) отнесены к I и IV классам опасности соответственно.
Положениями статьи 14 указанного Закона предусмотрено, что юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды (пункт 2); на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации (пункт 3).
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" определено, что Минприроды России и его территориальные органы проводят работу по паспортизации опасных отходов на основании предоставляемой в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации в указанной области, включающей сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания.
Во исполнение указанного постановления Правительства Российской Федерации приказом Минприроды России от 02.12.2002 N 785 утверждена инструкция по заполнению паспорта опасного отхода, согласно которой такой паспорт составляется и утверждается юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы (пункт 1).
Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 N 570 утвержден Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов.
Согласно Порядку он предназначен для юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы (пункт 1.3); паспортизация опасных отходов осуществляется Ростехнадзором на основании информации, представляемой юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы (пункт 2.3); деятельность по паспортизации опасных отходов включает, в том числе подготовку заявителями сведений об отходах, и завершается согласованием паспортов опасных отходов (пункта 2.4).
Оценивая положения приведенных нормативных правовых актов в их нормативном единстве, суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы арбитражного суда о законности пункта 1 оспариваемого предписания, наличия у общества правовой обязанности по его выполнению с учетом того, что материалами дела установлено и не оспаривалось сторонами, что в процессе деятельности общества образуются отходы I - IV класса опасности, вследствие чего оно соответствует критериям лиц, указанных в статье 14 Закона об отходах.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции отклоняет в полном объеме доводы кассационной жалобы общества как не соответствующие обстоятельствам дела и не основанные на нормах материального права.
В этой связи Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 сентября 2010 года по делу N А33-8548/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 декабря 2010 г. по делу N А33-8548/2010
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании