Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 9 июня 2009 г. N Ф09-9950/09-С1
Дело N А50-13753/2008-А9
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 декабря 2008 г. N Ф09-9950/08-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Черкезова Е.О., судей Лимонова И.В., Лукьянова В.А.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания ВИТ" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Пермского края от 13.10.2008 по делу N А50-13753/2008-А9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
Министерство здравоохранения Пермского края (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 13.10.2008 (судья Байдина И.В.) заявление министерства удовлетворено. Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 40000 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2009 (судьи Щеклеина Л.Ю., Риб Л.Х., Осипова С.П.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, общество на основании лицензии от 08.05.2007 N 59-02-000032 осуществляет розничную торговлю лекарственными средствами без права работы с сильнодействующими и ядовитыми веществами согласно спискам Постоянного комитета по контролю наркотиков в аптеке, расположенной по адресу: г. Пермь, ул. генерала Панфилова, д. 14, литера А 1.
Министерством в отношении общества проведена внеплановая проверка соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности.
В ходе проверки министерством установлены следующие нарушения лицензионных требований и условий:
- при проведении погрузочно-разгрузочных работ не обеспечена защита поступающих лекарственных средств от атмосферных осадков (отсутствует "козырек" над входом);
- в торговом зале гигрометр размещен на оборудовании, а не на внутренней стороне помещения;
- в материальной комнате невозможно определить влажность, поскольку гигрометр находится в нерабочем состоянии;
санитарное состояние помещений аптеки и оборудования неудовлетворительное, отсутствует возможность проведения влажной уборки, а также имеется необходимость в ремонте;
- не соблюдаются условия хранения термолабильных лекарственных средств;
- журнал регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, ведется с нарушениями;
- форма журнала неправильно выписанных рецептов не соответствует утвержденной;
- отсутствует 17 наименований лекарственных средств минимального ассортимента лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.
По результатам проверки министерством составлены акт проверки от 25.08.2008 и протокол об административном правонарушении от 29.08.2008, на основании которых министерство обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Выводы судов являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
Частью 4 ст. 14.1 Кодекса предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Примечанием к указанной норме закона установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с п. 47 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ст. 34 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее - Закон N 86-ФЗ) фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Согласно ст. 4 Закона N 86-ФЗ фармацевтическая деятельность - это деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств; лекарственными средствами являются вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).
Условия и требования, предъявляемые к осуществлению фармацевтической деятельности, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств, определены Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 (далее - Положение).
Пунктом 5 Положения предусмотрено, что осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подп. "а" - "д" п. 4 Положения.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80 утвержден отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" (далее - Отраслевой стандарт), который является обязательным для всех организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих оптовую торговлю лекарственными средствами.
В силу п. 3.1, 3.2 Отраслевого стандарта при оптовой торговле лекарственными средствами должны соблюдаться обязательные требования, установленные в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах, должно быть обеспечено соблюдение правил охраны труда и техники безопасности. Предприятие оптовой торговли лекарственными средствами должно располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности лекарственных средств при их хранении и реализации, надлежащие условия оптовой торговли.
В силу п. 4.1 Отраслевого стандарта при проведении погрузочно-разгрузочных работ при приемке или отгрузке лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, должна быть обеспечена защита поступающих лекарственных препаратов от атмосферных осадков, воздействия низких и высоких температур.
Из материалов дела видно, что обществу вменяется необеспечение защиты поступающих лекарственных средств от атмосферных осадков при проведении погрузочно-разгрузочных работ, поскольку отсутствует "козырек" над входом в аптеку. Между тем, как правильно указали суды, п. 4.1 Отраслевого стандарта не предусматривает наличие данной конструкции, в связи с чем по данному эпизоду наличие состава административного нарушения не доказано.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что обществом при осуществлении фармацевтической деятельности допущены нарушения п. 3.9, 3.19, 5.4 Отраслевого стандарта, п. 2.4 Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденной приказом Минздрава России от 13.11.1996 N 377, п. 8 ст. 32 Закона N 86-ФЗ, п. 74 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, приказом Минздравсоцразвития России от 29.04.2005 N 312 "О минимальном ассортименте лекарственных средств". Названные нарушения, как правильно установлено судами, выразились в неправильном размещении и нерабочем состоянии гидрометра, неудовлетворительном санитарном состоянии помещений аптеки, несоблюдении условий хранения термолабильных лекарственных средств, нарушении ведения журнала регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, несоответствии формы журнала неправильно выписанных рецептов утвержденной, отсутствии 17 наименований лекарственных средств минимального ассортимента лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод об осуществлении обществом предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Из ч. 2 ст. 2.1 Кодекса следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку доказательств принятия обществом необходимых и достаточных мер для соблюдения указанных лицензионных требований и условий в материалы дела не представлено, суды пришли к обоснованному выводу о наличии вины общества в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 Кодекса.
Всем конкретным обстоятельствам дела судами дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки этих обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения спора по существу, у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Довод общества о необоснованном неприменении судами положений Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" отклоняется, поскольку положения указанного Закона не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных ст. 14.1 Кодекса.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 13.10.2008 по делу N А50-13753/2008-А9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания ВИТ" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из ч. 2 ст. 2.1 Кодекса следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку доказательств принятия обществом необходимых и достаточных мер для соблюдения указанных лицензионных требований и условий в материалы дела не представлено, суды пришли к обоснованному выводу о наличии вины общества в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 Кодекса.
...
Довод общества о необоснованном неприменении судами положений Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" отклоняется, поскольку положения указанного Закона не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных ст. 14.1 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 июня 2009 г. N Ф09-9950/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника