Екатеринбург |
|
02 ноября 2011 г. |
N Ф09-6994/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Кангина А.В., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике (ИНН 1831099255; ОГРН 1041800269928) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.06.2011 по делу N А71-3412/2011А6 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Буровые системы" (ИНН 1834034714, ОГРН 1051801794714; далее - общество "Буровые системы") - Широбокова Г.А. (доверенность от 11.01.2011 N 5).
Общество "Буровые системы" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением (далее - управление, административный орган) от 30.03.2011 N 7-О/Пс-02 о назначении административного наказания, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде наложения штрафа в сумме 110 000 руб.
Оспариваемое постановление принято управлением на основании протокола об административном правонарушении от 16.03.2011 N 7-О/Пр-04, составленного по результатам плановой проверки соблюдения обществом "Буровые системы" законодательства в области природопользования, которой установлены факты нарушения требований ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ) и п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
Решением суда от 14.06.2011 (судья Глухов Л.Ю.) заявленные требования удовлетворены. Постановление управления от 30.03.2011 N 7-О/Пс-02 о привлечении общества "Буровые системы" к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса, признано незаконным. Суд пришел к выводу об отсутствии в действиях общества "Буровые системы" состава вменяемого административного правонарушения.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2011 (судьи Осипова С.П., Варакса Н.В., Ясикова Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе административный орган просит обжалуемые судебные акты отменить, полагая, что выводы судов первой и апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. По мнению административного органа, в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утверждёнными приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 49, общество "Буровые системы", как пользователь шламовых амбаров, было обязано представить в управление сведения для включения конкретного объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов. Кроме того, в результате проверки установлено, что на Центральном месторождении утилизация, обезвреживание бурового шлама не производилось. Считает, что для проведения работ по размещению отходов в шламовом амбаре или для вывоза буровых отходов с буровой площадки общество "Буровые системы" было обязано заключить договоры с организациями, имеющими лицензию на деятельность по сбору, использованию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности. По мнению управления, состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 8.2 Кодекса, в действиях общества имеется, что административным органом доказано.
По мнению общества "Буровые системы", изложенному в отзыве на кассационную жалобу, обстоятельства дела установлены судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии со ст. 8.2 Кодекса несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ, Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ требования в области охраны окружающей среды - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Частью 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ установлен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с ч. 1, 2, 3, 5, 6, 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
По смыслу приведенных норм неисполнение требований Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ и Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 8.2 Кодекса.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами первой и апелляционной инстанции установлено, что общество "Буровые системы" (генподрядчик) и открытое акционерное общество "Удмуртская нефтяная компания" (заказчик, в том числе, заказчик проекта строительства скважин и лицо, ответственное за выбор площадки и контроля за строгим соблюдением проекта) заключили договор от 26.06.09 N Д.0040.15.09.0000 на строительство буровых нефтяных скважин на территории Удмуртской Республики, в частности, на 5 кусте Центрального нефтяного месторождения с последующей передачей действующих нефтяных скважин заказчику.
В процессе производственной и хозяйственной деятельности общества "Буровые системы" образуются опасные отходы производства и потребления 1, 3, 4, 5 класса опасности, что не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Оспариваемым постановлением управления от 30.03.2011 N 7-О/Пс-02 общество "Буровые системы" признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 8.2 Кодекса, выразившегося в том, что обществом "Буровые системы" было произведено размещение отходов бурения на буровой площадке 5 куста скважин Центрального месторождения, не являющейся объектом размещения отходов, внесенным в государственный реестр объектов размещения отходов; не были приняты меры по осуществлению утилизации буровых отходов с площадки бурения на Центральном месторождении по истечении 6 месяцев, а также не заключены договоры с организациями, имеющими лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности для вывоза буровых отходов с буровой площадки.
Административным органом зафиксирован факт представления обществом "Буровые системы" группового рабочего проекта строительства эксплуатационных скважин на 5 кусте Центрального нефтяного месторождения N 65.09 в Шарканском районе (скважины N 289, N 290, N 300, N 301, N 305, N 306, N 307, N 311, N 312, N 319, N 400, N 403), согласно которому для накопления малотоксичных отходов (бурового раствора и шлама) сооружен амбар. По окончании работ отходы бурения подлежат вывозу обществом на специализированные полигоны. При этом административным органом отмечено, что общество не имеет документов о способах утилизации образовавшихся в ходе бурения буровых отходов, в нарушение условий проектов обществом осуществляется захоронение и размещение отходов бурения на площадках строительства скважин, что свидетельствует о нарушении требований ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество "Буровые системы" выполняло работы на указанном выше объекте по Групповому рабочему проекту N 29.06 строительства эксплуатационных скважин на Коробовском нефтяном месторождении.
В связи с идентичностью горно-геологических условий Центрального и Коробковского месторождений, на основании п. 2.2.2 Правил безопасности нефтяной и газовой промышленности (ПБ 08-624-03) утвержденных проектной организацией (обществом с ограниченной ответственностью "Геотех-КС"), заказчиком (открытым акционерным обществом "Белкамнефть") и управлением по технологическому и экологическому надзору по УР 26.06.2009 согласована привязка строительства скважин на Центральном месторождении к групповому рабочему проекту N 39.06.
Групповой рабочий проект N 39.06 содержит раздел N 3 по охране окружающей природной среды при строительстве эксплуатационных наклонно-направленных скважин, где в таблице 3.10 приведены расчетные объемы отходов производства при строительстве скважин на кусте. Так, отработанный буровой раствор (ОБР) используется повторно в процессе работы, а при невозможности, регенерируется или обезвреживается гумино-минеральным мелиорантом; буровые сточные воды (БСВ) вывозятся на поглощающую скважину; буровой шлам (БШ) складируется на площадке с последующим захоронением в амбаре; нефтяной буровой шлам (НБШ) вывозится на нефтешламонакопитель; твердые и жидкие отходы потребления подлежат утилизации.
Судами отмечено, что постановление административного органа не содержит ссылки на тот вид отходов, которые, по его мнению, размещены обществом с нарушением требований действующего законодательства.
Согласно рабочему проекту на 5 кусте месторождения в Удмуртской Республике запроектировано строительство на промплощадке двухсекционного амбара на размещение отходов бурения - бурового шлама, а затем захоронение этих отходов как указано в п. 4.39.4 Инструкции прямо в шламовом амбаре.
В соответствии с п. 4.3.9 договора от 26.06.09 N Д.0040.15.09.0000 заказчик, как недропользователь, оформляет и получает разрешения на утилизацию бурового шлама, промывочных жидкостей, загрязненных вод и эмульсий, образующихся в процессе строительства скважин, а также твёрдых бытовых отходов в соответствии с действующим природоохранным законодательством. В соответствии с п. 4.3.10 названного договора заказчик указывает подрядчику места утилизации шлама, промывочных жидкостей, загрязненных вод и эмульсий, образующихся в процессе строительства скважин согласно проекту.
С учётом изложенного суды установили, что общество "Буровые системы" действовало согласно заключенному с заказчиком договору и согласно рабочему проекту строительства скважин, который предусматривает возможность строительства на площадке 5 куста Центрального месторождения нефти двухсекционного амбара, для утилизации и захоронения отходов - бурового шлама и т.п. в амбаре.
При этом суды отметили, что вменение в вину общества "Буровые системы" нарушений, выразившихся в непринятии мер по осуществлению утилизации буровых отходов с площадки бурения по истечении 6 месяцев, а также не заключении соответствующих договоров с организациями, имеющими лицензию на обращение с отходами является неправомерным, поскольку из материалов административного дела не усматривается как указанные нарушения установлены и какими документами подтверждены.
Судами установлено, что постановление по делу об административном правонарушении не содержит изложения фактических обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, ссылок на доказательства, а также мотивов, по которым административный орган пришел к выводу о виновности общества.
Суды, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. 1.5, 2.1 Кодекса, пришли к выводам о недоказанности в действиях общества "Буровые системы" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса.
При таких обстоятельствах следует признать, что заявленные требования общества "Буровые системы" удовлетворены правомерно.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Доводы административного органа, содержащиеся в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для её непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.06.2011 по делу N А71-3412/2011А6 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А.Татаринова |
Судьи |
А.В.Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Административным органом зафиксирован факт представления обществом "Буровые системы" группового рабочего проекта строительства эксплуатационных скважин на 5 кусте Центрального нефтяного месторождения N 65.09 в Шарканском районе (скважины N 289, N 290, N 300, N 301, N 305, N 306, N 307, N 311, N 312, N 319, N 400, N 403), согласно которому для накопления малотоксичных отходов (бурового раствора и шлама) сооружен амбар. По окончании работ отходы бурения подлежат вывозу обществом на специализированные полигоны. При этом административным органом отмечено, что общество не имеет документов о способах утилизации образовавшихся в ходе бурения буровых отходов, в нарушение условий проектов обществом осуществляется захоронение и размещение отходов бурения на площадках строительства скважин, что свидетельствует о нарушении требований ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ.
...
Суды, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. 1.5, 2.1 Кодекса, пришли к выводам о недоказанности в действиях общества "Буровые системы" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 ноября 2011 г. N Ф09-6994/11 по делу N А71-3412/2011