Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2011 года.
В полном объеме постановление изготовлено 16 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чижова И.В.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.
при участии представителей от истца: Васильева А.Н. (доверенность от 01.09.2011), Попова С.И. (доверенность от 09.08.2011),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 06.05.2011, принятое судьей Камаевой А.В. по делу N А38-725/2011, по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Марий Эл к Войсковой части 34096 о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду и установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Марий Эл (далее - Управление Росприроднадзора) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с исковым заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Войсковой части 34096 (далее - Войсковая часть) о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3, 4 кварталы 2008 года, 2009 и 2010 годы в общей сумме 836 853 рубля 62 копейки.
Решением суда от 06.05.2011 исковые требования удовлетворены частично: с Войсковой части в доход бюджета взыскано 453 022 рубля 17 копеек, а также государственная пошлина в сумме 12 060 рублей 44 копеек. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
Управление Росприроднадзора не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Ссылаясь на статью 58 Конституции Российской Федерации, статью 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 1, 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), статьи 1, 4, 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, заявитель жалобы считает, что ответчик является субъектом обязательства по внесению платы за размещение отходов, которые образуются в результате его хозяйственной деятельности.
Подробно доводы заявителя приведены в жалобе и поддержаны его представителями в судебном заседании.
Войсковая часть, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направила представителя в судебное заседание, отзыв на кассационную жалобу не представила.
Законность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, в результате хозяйственной деятельности Войсковой части происходят выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных объектов, сброс загрязняющих веществ в водные объекты.
Войсковая часть представила в Управление Росприроднадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3, 4 кварталы 2008 года, 2009 и 2010 годы.
Указанные платежи Войсковая часть внесла в бюджет частично, что явилось основанием для обращения Управления Росприроднадзора в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 1, 12 Закона об отходах, правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.03.2009 N 14561/08, суд первой инстанции отказал Управлению Росприроднадзора в удовлетворении иска в обжалуемой части. Суд пришел к выводу, что Войсковая часть не является субъектом обязательства по внесению платы за размещение отходов.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 1 Закона об охране окружающей среды негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления.
При этом физические и юридические лица обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
В силу статьи 1 Закона об отходах под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Суд первой инстанции установил, что Войсковая часть деятельность по размещению отходов не осуществляет.
Доказательств обратного Управление Росприроднадзора в материалы дела не представило.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал Управлению Росприроднадзора в обжалуемой части.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Республики Марий Эл правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не установлено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 06.05.2011 по делу N А38-725/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Чижов |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 1 Закона об отходах под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
...
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 сентября 2011 г. N Ф01-3840/11 по делу N А38-725/2011
Хронология рассмотрения дела:
05.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15432/11
14.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15432/2011
16.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3840/11
23.06.2011 Определение Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3801/11
16.06.2011 Определение Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3801/11