Приложение. Государственная программа г. Москвы "Умный город"

Информация об изменениях:

Приложение изменено с 4 июня 2019 г. - Постановление Правительства Москвы от 4 июня 2019 г. N 634-ПП

См. предыдущую редакцию

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 9 августа 2011 г. N 349-ПП

 

Государственная программа
города Москвы "Умный город"

С изменениями и дополнениями от:

22 февраля, 4 сентября 2012 г., 2 апреля, 4 июля 2013 г., 14 мая 2014 г., 30 июля, 1 декабря 2015 г., 10 октября 2016 г., 28 марта 2017 г., 27 марта 2018 г., 26 марта, 4 июня 2019 г.

 

Паспорт
Государственной программы города Москвы "Умный город"

 

Наименование Государственной программы города Москвы

Государственная программа города Москвы "Умный город"

Цели Государственной программы города Москвы

1. Обеспечение устойчивого роста качества жизни москвичей и благоприятных условий ведения предпринимательской и иной деятельности за счет использования цифровых технологий.

2. Централизованное, сквозное и прозрачное управление городом Москвой на основе больших данных и с использованием технологий искусственного интеллекта.

3. Повышение эффективности государственных расходов, в том числе за счет внедрения государственно-частного партнерства в сфере цифровых технологий

Конечные результаты Государственной программы города Москвы с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы

N
п/п

Наименование конечного результата

Единица измерения

Значение

2017 год, факт

2018 год, факт

2019 год, прогноз

2020 год, прогноз

2021 год, прогноз

1

Количество личных кабинетов заявителей - физических лиц, обращающихся за получением государственных услуг и сервисов в электронной форме

тыс. единиц

6500

7978

8100

8300

8350

2

Доля обучающихся государственных общеобразовательных организаций города Москвы, для которых ведутся электронные дневники и журналы

процентов

100

100

100

100

100

3

Доля жителей города Москвы, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, для которых обеспечена возможность записываться на прием к врачу с использованием информационно-коммуникационных технологий

процентов

100

100

100

100

100

4

Доля информационно-коммуникационных технологий в валовом региональном продукте (ВРП) города Москвы

процентов

5,8

5,9

5,9

6,0

6,0

5

Проникновение проводного широкополосного доступа к сети Интернет

процентов

85,0

87,3

89,3

91,0

92,6

6

Доля территорий административно-территориального деления города Москвы, на которых обеспечено функционирование городской системы видеонаблюдения

процентов

X

100

100

100

100

Задачи Государственной программы города Москвы

1. Определение долгосрочных направлений развития цифровых технологий, формирование единых принципов и стандартов их внедрения во все сферы жизнедеятельности города Москвы.

2. Создание и внедрение эффективных механизмов и городских решений с использованием цифровых технологий во все городские сферы.

3. Создание благоприятных условий для развития цифровых технологий в городе Москве, снижение административных барьеров, содействие повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности города Москвы.

4. Обеспечение равноправного доступа физических и юридических лиц, а также органов исполнительной власти города Москвы к современной цифровой инфраструктуре и среде.

5. Предоставление персонифицированных государственных услуг в электронной форме, повышение их качества и усиление роли цифровых технологий в обеспечении жизнедеятельности города Москвы на уровне мировых стандартов

Координатор Государственной программы города Москвы

Департамент информационных технологий города Москвы

Ответственные исполнители подпрограмм

Департамент информационных технологий города Москвы,

Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы

Соисполнители подпрограмм

Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы,

Департамент здравоохранения города Москвы,

Департамент культуры города Москвы,

Департамент городского имущества города Москвы,

Департамент образования и науки города Москвы,

Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы,

Главное архивное управление города Москвы,

Департамент инвестиционной и промышленной политики города Москвы,

Департамент развития новых территорий города Москвы,

Департамент финансов города Москвы,

Управление записи актов гражданского состояния города Москвы,

Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы,

Комитет общественных связей и молодежной политики города Москвы,

Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы,

Государственная инспекция города Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия,

Главное контрольное управление города Москвы,

Департамент спорта города Москвы,

Объединение административно-технических инспекций города Москвы,

Государственная жилищная инспекция города Москвы,

Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы,

Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы,

Управление по обеспечению деятельности мировых судей города Москвы,

Департамент строительства города Москвы,

Департамент торговли и услуг города Москвы,

Департамент информационных технологий города Москвы,

Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы,

Департамент капитального ремонта города Москвы,

Комитет государственных услуг города Москвы,

Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы,

Департамент градостроительной политики города Москвы,

Комитет города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов,

Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства,

Департамент города Москвы по конкурентной политике,

Департамент территориальных органов исполнительной власти города Москвы,

Департамент культурного наследия города Москвы,

Комитет ветеринарии города Москвы,

Комитет государственного строительного надзора города Москвы,

Департамент по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы,

Департамент экономической политики и развития города Москвы,

Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы,

Управление делами Мэра и Правительства Москвы,

префектура Восточного административного округа города Москвы,

префектура Западного административного округа города Москвы,

префектура Зеленоградского административного округа города Москвы,

префектура Северного административного округа города Москвы,

префектура Северо-Восточного административного округа города Москвы,

префектура Северо-Западного административного округа города Москвы,

префектура Центрального административного округа города Москвы,

префектура Юго-Восточного административного округа города Москвы,

префектура Юго-Западного административного округа города Москвы,

префектура Южного административного округа города Москвы,

префектура Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы

Объем финансовых ресурсов по всем источникам с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы

Наименование Государственной программы города Москвы

Источники финансирования

Расходы (тыс. рублей)

2017 год, факт

2018 год, факт

2019 год, прогноз

2020 год, прогноз

2021 год, прогноз

Итого

Умный город

Всего

79641907,7

88997171,2

100421472,3

107622787,3

109991718,2

486675056,6

бюджет города Москвы

53541907,7

62897171,2

74321472,3

81522787,3

83891718,2

356175056,6

средства юридических и физических лиц

26100000,0

26100000,0

26100000,0

26100000,0

26100000,0

130500000,0

Этапы и сроки реализации Государственной программы города Москвы

Этап: 01.01.2019-31.12.2021

 

1. Текущее состояние и основные проблемы сферы создания и использования цифровых технологий, развития средств массовой информации и рекламы в рамках формирования "умного" города Москвы

 

1.1. Состояние и проблемы сферы создания и использования цифровых технологий

 

В условиях быстрого развития технологий цифровая трансформация является ключевым фактором, способным обеспечить повышение качества жизни людей, устойчивый экономический рост и улучшение государственного управления.

С целью полномасштабного внедрения информационно-коммуникационных технологий с 2012 года Правительством Москвы планомерно реализовывались мероприятия Государственной программы "Информационный город", в результате реализации которых были разработаны базовые информационные системы и ресурсы, сформированы технические и организационные основы для дальнейшей цифровой трансформации города.

В рамках реализации Государственной программы "Информационный город" достигнуты значительные результаты - город Москва является одним из мировых лидеров в сфере цифровизации и занимает первое место среди ведущих мегаполисов мира в международном рейтинге ООН "Индекс развития электронного правительства 2018 года".

Дальнейшим этапом развития цифровизации в городе Москве является реализация мероприятий, предусмотренных Государственной программой "Умный город" (далее - Государственная программа).

Государственной программой предусматривается комплексный подход к цифровой трансформации всех направлений городского управления, который позволит систематизировать использование цифровых технологий и обеспечить участие города Москвы в достижении национальных целей и задач, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", национальными программами и федеральными проектами Российской Федерации.

Привлечение внебюджетных источников финансирования для развития цифровой среды в городе Москве, в том числе инвестиций операторов связи, позволило обеспечить к концу 2018 года покрытие территории города Москвы сетями связи 4G на уровне 99% (в границах города Москвы до 1 июля 2012 г.). В 2017-2018 годы в городе Москве в рамках ряда мероприятий проведены тестовые запуски технологии связи пятого поколения 5G.

Покрытие проводным широкополосным доступом к сети Интернет в домохозяйствах города Москвы к концу 2018 года составило 87,3%. При этом средняя скорость проводного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее также - сеть Интернет) в городе Москве достигает 50 Мбит/с.

Среднее потребление мобильного интернет-трафика в городе Москве в 2018 году составило более 15 ГБ в месяц на одно домохозяйство, что на 67% выше показателей 2017 года. Средняя скорость мобильного интернета составляет 23 Мбит/с. Росту трафика способствует низкая стоимость мобильного интернета в городе Москве. Сопоставление тарифных планов в городе Москве и в крупных зарубежных городах на мобильную передачу данных показывает, что стоимость московских тарифов является одной из самых низких в мире. В 2018 году также были расширены зоны доступа к информационно-коммуникационной сети Интернет через беспроводные сети WiFi в парках, на транспорте, в культурно-досуговых центрах, музеях, библиотеках.

Основными элементами цифрового пространства в сфере здравоохранения являются общегородские сервисы автоматизированной информационной системы города Москвы "Единая медицинская информационно-аналитическая система города Москвы" (далее - ЕМИАС). К основным цифровым сервисам относятся: дистанционная запись на прием к врачу с использованием информационно-коммуникационной сети Интернет, интегрированная электронная медицинская карта, персонифицированный учет медицинских услуг, оказанных в системе обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), электронный листок нетрудоспособности, сервис льготного лекарственного обеспечения, сервис электронного анкетирования пациентов, мониторинг и анализ работы поликлиник в аналитической подсистеме, оснащение объектов здравоохранения системой общегородского видеонаблюдения.

В ЕМИАС зарегистрированы более 10,5 млн. пациентов, для 7,9 млн. из них ведется электронная медицинская карта. С использованием электронной регистратуры произведено более 500 млн. записей на прием к врачам. Доля льготных рецептов на лекарственные препараты, выписка которых осуществлялась в электронном виде медицинскими организациями государственной системы здравоохранения, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, превышает 97%. ЕМИАС используют все государственные поликлиники города Москвы.

В городе Москве реализуется проект "Московская электронная школа" (далее - МЭШ), направленный на максимально эффективное использование цифровых технологий для повышения качества образовательного процесса.

С 1 сентября 2017 г. МЭШ внедрена во всех государственных образовательных организациях города Москвы, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - государственные общеобразовательные организации) МЭШ является облачной интернет-платформой, которая содержит образовательные материалы, инструменты для их создания и редактирования. МЭШ обеспечивает автоматизацию большинства организационных, методических и педагогических задач, решаемых в государственных общеобразовательных организациях. МЭШ является не только электронной библиотекой, но и площадкой взаимодействия между педагогическими работниками государственных общеобразовательных организаций. Активными пользователями сервисов и услуг МЭШ являются более 2 млн. москвичей.

Электронный сервис "Проход и питание" обеспечивает контроль доступа учеников в здания государственных общеобразовательных организаций и школьное питание. К концу 2018 года сервис "Проход и питание" внедрен в 4333 зданиях государственных общеобразовательных организаций.

В городе Москве развернута городская система видеонаблюдения, в рамках которой информация с камер видеонаблюдения поступает в государственную информационную систему "Единый центр хранения и обработки данных" (далее - ЕЦХД). Сервисы ЕЦХД позволяют получать доступ к видеоизображениям в режиме реального времени или к архиву, используются для обеспечения безопасности граждан. По состоянию на 2018 год в городе Москве установлено 142 616 камер видеонаблюдения, что на 5,4% больше по сравнению с 2017 годом. Кроме того, организованы мероприятия по подключению в ЕЦХД существующих и вновь создаваемых систем видеонаблюдения органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им организаций. На конец 2018 года к ЕЦХД подключены 25 202 камеры видеонаблюдения внешних систем, что почти на 47% больше, чем в 2017 году.

Пользователями ЕЦХД являются более 10,5 тыс. сотрудников органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им организаций, которые используют систему для повышения эффективности контроля в сфере ЖКХ и благоустройства (вывоз мусора, уборка улиц, контроль состояния дорожного покрытия, газонов, детских и спортивных площадок, жилых домов и прочих объектов), контроля уличного освещения, рекламных конструкций, торговых объектов, образовательных организаций, строительных объектов, спортивных объектов, транспортной ситуации.

В целях обеспечения безопасности доступ к ЕЦХД также предоставлен более 8 тыс. сотрудникам правоохранительных органов. В части обеспечения безопасности с помощью городской системы видеонаблюдения за 2018 год было раскрыто 3,5 тыс. преступлений, в том числе особо тяжких, это на 13% больше по сравнению с 2017 годом.

В городе Москве реализовано широкомасштабное электронное взаимодействие граждан и организаций с органами исполнительной власти города Москвы при предоставлении последними государственных услуг.

С каждым годом растет число граждан, использующих механизм получения государственных услуг в электронной форме. По состоянию на 2018 год пользователями государственных услуг в электронной форме и электронных сервисов являются более 7,9 млн. граждан и более 31 тыс. юридических лиц. В настоящее время в электронном виде можно получить более 260 услуг и сервисов. Доля государственных услуг в электронной форме в общем количестве предоставленных государственных услуг составляет 56% на конец 2018 года.

Функционирует Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (далее также - портал mos.ru), в который объединены все порталы органов исполнительной власти города Москвы и Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы. В электронном виде за 2018 год через портал mos.ru поступило более 298 млн. обращений за государственными услугами и сервисами города Москвы. За тот же период через портал mos.ru проведено более 6,6 млн. платежей на сумму более 19 млрд. рублей. Ежедневно в будние дни за государственными услугами в электронной форме на портал mos.ru обращаются до 1 млн. человек.

Москвичи активно принимают участие в управлении развитием города Москвы с помощью портала "Наш город" и проекта "Активный гражданин". Количество зарегистрированных пользователей портала "Наш город" составляет более 1,3 млн. человек. За время работы портала mos.ru решено более 3,2 млн. городских проблем. На площадке для проведения открытых референдумов в электронной форме "Активный гражданин" зарегистрировано более 2,2 млн. человек. Проведено 3,9 тыс. голосований по актуальным вопросам управления городом, принято 114 млн. мнений москвичей.

В 2018 году общегородской контакт-центр обработал 29,5 млн. входящих телефонных вызовов - обращений граждан, 4,5 млн. из которых было обработано с помощью системы распознавания и синтеза речи. В рамках информационной поддержки болельщиков чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года была организована круглосуточная горячая линия на пяти иностранных языках.

Созданная комплексная система информационной безопасности и защиты информационных ресурсов и инфраструктуры города Москвы обеспечивает устойчивость работы в условиях пикового роста количества хакерских атак на информационные системы и ресурсы города.

В 2018 году продолжена реализация проекта "Социальная карта москвича", которая выпускается на базе платежной системы "Мир" и выдается льготным категориям населения города Москвы. Среднее количество активных социальных карт, находящихся в обращении в 2018 году, увеличилось по сравнению с 2017 годом на 0,2 млн. и составило 4,8 млн. штук, при этом активность использования держателями социальных карт в 2018 году увеличилась на 10%. Чаще всего социальные карты использовались для получения скидок при приобретении товаров и услуг - 96% держателей и для проезда на транспорте - 94% держателей. Всего за 2018 год по заявлениям на первичный выпуск и перевыпуск карт москвича было выпущено около 1,8 млн. карт.

В сфере строительства 95% государственных услуг предоставляется в электронной форме. Ведется активная разработка стандартов, систем классификаторов и требований к информационным моделям.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства введена в промышленную эксплуатацию автоматизированная система учета потребления ресурсов (АСУПР), создано единое хранилище данных - Автоматизированная система управления "Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ" (АСУ ЕИРЦ).

В 2018 году на горячей линии "Единый диспетчерский центр города Москвы" (далее - ЕДЦ), которая является централизованной точкой принятия всех обращений граждан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства домовладений, обработано 9,6 млн. обращений граждан. Все обращения жителей фиксируются в специально разработанной системе управления заявками и передаются непосредственно исполнителям в эксплуатационные подразделения.

В рамках внедрения и использования информационных технологий в сфере культуры в 2018 году внедрена система централизованного учета экспонатов музейных фондов во всех музеях, подведомственных Департаменту культуры города Москвы, что позволило обеспечить доступ в режиме реального времени для всех пользователей сети Интернет к экспонатам, выбранным главными хранителями музеев. На портале "Музейная Москва онлайн" размещено более 27 тыс. экспонатов и 38 выставок.

Реализация Государственной программы предусматривает скоординированную работу всех органов исполнительной власти города Москвы за счет использования цифровых технологий в городском управлении.

 

1.2. Состояние и проблемы сферы развития средств массовой информации и рекламы

 

Основная сложность выполнения поставленных задач в области электронных средств массовой информации заключается в необходимости обеспечения максимально широкой аудитории для просмотра телевизионных программ (далее - программы), подготовленных при поддержке Правительства Москвы. С учетом того, что телевизионная отрасль ориентирована на достижение экономического эффекта, в эфире в основном представлены программы развлекательного жанра с высоким рейтингом. В этой связи необходимо поддерживать деятельность телевизионных каналов города Москвы (далее - телеканалы) в создании общественно значимых программ, возможно уступающих развлекательным программам по зрительской аудитории, но осуществляющих социально-просветительскую функцию. Аналогичная задача стоит в отрасли сетевых изданий. Высокая конкуренция в этом направлении развития средств массовой информации и широкая доступность сетевых изданий должны позволить получать достоверную и высококачественную, соответствующую технологическому уровню развития, информацию.

В 2012-2018 годах в городе Москве была оказана поддержка средствам массовой информации города Москвы при производстве и распространении общественно значимых программ, а также сетевых изданий. В настоящее время большое внимание также уделяется созданию и распространению качественных аудиовизуальных произведений различной тематики и жанров, а также высокотехнологичных качественных продуктов сетевых изданий, направленных на патриотическое, нравственное и художественное воспитание населения и формирование гражданского общества.

В рамках реализации Государственной программы одним из важных вопросов является развитие печатных средств массовой информации и популяризация книгоиздания. Сегодня для города Москвы характерно сокращение доли "активно читающего" населения. Между тем книга традиционно выполняет важнейшие культурные, социальные, образовательные и просветительские функции, для реализации которых, как показывает мировой опыт, необходима государственная поддержка. В этой связи особую актуальность приобретают меры по поддержке издательских проектов и развитию книготорговой сети на базе научно обоснованных нормативов обеспеченности населения площадями для реализации книжной и печатной продукции. В области развития печатных средств массовой информации налажено производство и распространение социально ориентированной периодической печатной продукции, проводятся фестивали, конкурсы, форумы и другие международные и региональные мероприятия.

К началу реализации Государственной программы в городе Москве существовала проблема обеспечения надлежащего правового регулирования рекламной деятельности. С учетом этого рекламные и информационные конструкции были распределены по территории города неравномерно. Самая высокая плотность установки рекламных и информационных конструкций наблюдалась в границах Садового кольца. Это вызывало обоснованные нарекания со стороны населения.

Для реализации системного подхода к регулированию деятельности по распространению рекламы в городе Москве, обеспечения проведения мероприятий по размещению и эксплуатации рекламных и информационных конструкций было создано Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Городская реклама и информация". В ходе осуществления системного подхода к регулированию деятельности по распространению рекламы в городе Москве, в том числе размещению и эксплуатации рекламных и информационных конструкций, реализуются мероприятия по демонтажу незаконных рекламных и информационных конструкций за пределами третьего транспортного кольца и до административных границ города Москвы. Так только за 2018 год демонтирована 64 581 рекламная и информационная конструкция. Системная деятельность Правительства Москвы по борьбе с визуально засоряющими облик города незаконными рекламными и информационными конструкциями остается актуальнейшей задачей в сфере рекламы.

Вместе с тем несмотря на указанные положительные изменения, проведение комплексных мероприятий, а также реализация системных мер по развитию средств массовой информации и рекламы сегодня сохраняют свою актуальность.

 

2. Прогноз развития сферы создания и использования цифровых технологий, развития средств массовой информации и рекламы. Планируемые результаты и показатели

 

Цифровые технологии оказывают сильное влияние на коммуникации и обеспечивают эффективное взаимодействие бизнеса, научно-образовательного сообщества, граждан и государства. Масштабы влияния цифровых средств массовой коммуникации и рекламы на общество и государство возрастают с каждым днем.

Основными тенденциями развития цифровых технологий являются оптимизация бизнес-процессов за счет точного прогнозирования и планирования с использованием технологий больших данных, искусственного интеллекта, широкого применения Интернета вещей, полная автоматизация производственных процессов, повсеместное применение роботизированной техники и дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов, решение части управленческих задач искусственным интеллектом, равноценность виртуального присутствия физическому.

Меняются потребительские тренды, модели поведения и предпочтения потребителей - и граждане, и компании предпочитают взаимодействовать и получать услуги и сервисы независимо от местоположения и времени любыми удобными для них способами, исключать посредников из "цепочек" предоставления товаров и услуг.

Изменились цепочки создания потребительских ценностей и экономические модели - экономика совместного пользования строится на прямых контактах производителей и потребителей, исключая посредников из цепочки взаимодействия.

Государственная программа учитывает глобальные мировые тенденции и обеспечивает запуск и реализацию комплексных цифровых преобразований для формирования и развития "умного" города Москвы в целях поддержки и развития цифровой экономики. "Умный город" - это инновационный город, использующий цифровые технологии для повышения уровня жизни, эффективности деятельности и оказания услуг в городе, а также конкурентоспособности при обеспечении удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений в экономических, социальных, культурных и природоохранных аспектах.

Одним из базовых результатов Государственной программы является практическая реализация во всех сферах городского хозяйства следующих принципов:

1. Ориентация на человека при внедрении цифровых технологий во все сферы городского хозяйства.

2. Активное участие граждан в жизни общества и в принятии решений по городским вопросам, становление открытого цифрового правительства.

3. Применение искусственного интеллекта для решения городских задач.

4. Обеспечение равных возможностей, создание полноценной безбарьерной среды во всех сферах городской жизни за счет использования цифровых технологий.

5. Развитие города Москвы совместно с бизнесом и научным сообществом на партнерских взаимовыгодных условиях.

6. Формирование условий для широкомасштабного использования документов в электронном виде с целью повышения эффективности использования ресурсов и прозрачности городского управления.

7. Использование сквозных технологий во всех сферах городского управления: большие данные и предиктивная аналитика, технологии виртуальной, дополненной и смешанной реальности, новые технологии связи и Интернет вещей, распределенный реестр (блокчейн), новые интерфейсы взаимодействия "человек-машина", новые технологии безопасности, включая кибербезопасность, компьютерное моделирование, технологии трехмерной печати и сканирования.

8. Адресная поддержка развития отечественных цифровых решений во всех городских сферах.

9. Использование "зеленых" цифровых технологий в городском хозяйстве, позволяющих сократить объемы отходов и выбросов и добиться максимального повторного использования ресурсов.

Реализация Государственной программы обеспечивает достижение социальных, экономических и технологических эффектов.

Социальные эффекты заключаются в развитии человеческого капитала в городе Москве и обеспечении устойчивого роста качества жизни всех категорий граждан. Широкое применение цифровых технологий предоставит жителям города Москвы новые возможности в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты населения, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры, спорта, туризма и отдыха, обеспечения охраны окружающей среды и других сферах, что приведет к созданию комфортной городской среды и росту качества жизни, труда и отдыха горожан, снижению временных и экономических издержек, сокращению разрывов в социальном и экономическом развитии. Реализация Государственной программы обеспечит устранение "цифрового неравенства", позволит повысить качество, открытость и эффективность государственных услуг и сервисов города Москвы.

Экономические эффекты заключаются в предоставлении жителям города Москвы новых возможностей для экономической активности, одновременно снижая издержки, в том числе временные, на получение городских услуг и сервисов. Реализация Государственной программы позволит обеспечить условия для формирования в городе Москве новых рабочих мест в секторах цифровой экономики и способствовать развитию предпринимательства и частной инициативы. Цифровые технологии будут вносить все более существенный вклад в общий объем экономики города. За счет широкого использования цифровых технологий во всех сферах городской жизни будут сформированы новые секторы экономики, повысится производительность и эффективность уже существующих секторов.

Важным аспектом внедрения сквозных технологий и цифровых городских платформ является экономия бюджета города Москвы за счет повышения доступности городских данных и открытых интерфейсов прикладного программирования (API) к городским платформам и компонентам, которые могут использовать коммерческие организации для решения городских задач и предоставления сервисов и услуг москвичам.

Использование предиктивной аналитики на основе технологий больших данных и искусственного интеллекта обеспечит повышение эффективности исполнения государственных функций органами исполнительной власти города Москвы, в том числе с точки зрения эффективности расходования бюджета города Москвы.

Реализация Государственной программы обеспечит снижение административных барьеров и повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности за счет использования сквозных цифровых технологий.

Технологические эффекты заключаются в создании и содействии развитию цифровой экономики города Москвы за счет внедрения сквозных цифровых технологий во все сферы городской жизни и дальнейшего развития современной информационно-коммуникационной инфраструктуры. Городская экосистема непрерывных инноваций позволит создавать технологические заделы для дальнейшего развития города Москвы и оперативно реагировать на смены технологических циклов.

Для достижения перечисленных социальных, экономических и технологических эффектов в рамках Государственной программы предусмотрена реализация системы мероприятий, направленных на получение значимых для города Москвы результатов. Эффекты от исполнения мероприятий имеют неоднородный характер и вносят различный вклад в достижения целей Государственной программы. Для мероприятий, в рамках которых решаются важные социальные задачи в интересах существенной части населения города Москвы, характерны высокие финансовые затраты. Мероприятия, предусматривающие внедрение передовых технологических решений, первоначально ориентированы на небольшую группу пользователей и позволяют более эффективно использовать необходимые для их реализации ресурсы, в том числе финансовые.

Для оценки перечисленных социальных, экономических и технологических эффектов применяются конечные результаты Государственной программы. Конечные результаты Государственной программы и их планируемые значения по годам реализации определены в Паспорте Государственной программы.

 

3. Цели и задачи Государственной программы

 

Государственная программа предназначена для определения принципов развития сферы цифровых технологий в целях обеспечения растущих потребностей населения в целом, лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную хозяйственную деятельность, в прозрачной цифровой среде и создания эффективных механизмов государственного управления с использованием цифровых технологий.

Целями Государственной программы являются:

- обеспечение устойчивого роста качества жизни москвичей и благоприятных условий ведения предпринимательской и иной деятельности за счет использования цифровых технологий;

- централизованное, сквозное и прозрачное управление городом Москвой на основе больших данных и с использованием технологий искусственного интеллекта;

- повышение эффективности государственных расходов, в том числе за счет внедрения государственно-частного партнерства в сфере цифровых технологий.

Задачами Государственной программы, решение которых обеспечивает достижение целей Государственной программы, являются:

- определение долгосрочных направлений развития цифровых технологий, формирование единых принципов и стандартов их внедрения во все сферы жизнедеятельности города Москвы;

- создание и внедрение эффективных механизмов и городских решений с использованием цифровых технологий во все городские сферы;

- создание благоприятных условий для развития цифровых технологий в городе Москве, снижение административных барьеров, содействие повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности города Москвы;

- обеспечение равноправного доступа физических и юридических лиц, а также органов исполнительной власти города Москвы к современной цифровой инфраструктуре и среде;

- предоставление персонифицированных государственных услуг в электронной форме, повышение их качества и усиление роли цифровых технологий в обеспечении жизнедеятельности города Москвы на уровне мировых стандартов.

Для оценки достижения целей и выполнения задач Государственной программы используются конечные результаты Государственной программы.

Реализация мероприятий Государственной программы направлена на достижение целей и задач национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" на территории города Москвы и регионального проекта города Москвы "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)" федерального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)" национального проекта "Здравоохранение".

Итоги оценки результативности и эффективности реализации Государственной программы за соответствующий период включаются в состав годового отчета об исполнении Государственной программы и доклада координатора Государственной программы о ходе ее реализации.

 

4. Сроки и этапы реализации Государственной программы и плановые значения конечных результатов

 

Сроки реализации Государственной программы - 2019-2021 годы. Государственная программа реализуется в 1 этап: 01.01.2019-31.12.2021.

Сведения о натуральных показателях Государственной программы и мероприятий Государственной программы, а также их значениях приведены в приложении 2 к Государственной программе.

 

5. Обоснование состава и значений конечных результатов Государственной программы, подпрограмм и результатов основных мероприятий

 

Государственная программа включает комплекс мер по созданию технических, организационных и финансовых условий для развития цифровых технологий в городе Москве.

Основными ожидаемыми конечными результатами Государственной программы являются обеспечение устойчивого роста качества жизни москвичей и благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности за счет использования цифровых технологий, централизованное, сквозное и прозрачное управление городом, повышение эффективности государственных расходов, в том числе за счет внедрения государственно-частного партнерства в сфере цифровых технологий.

Развитие экосистемы цифровой экономики обеспечивается за счет формирования соответствующей инфраструктуры, цифровых информационных ресурсов, общегородских платформ данных, в том числе коммерческих, внедрения сквозных технологий и оказания инновационных услуг.

Выполнение Государственной программы создает условия для повышения качества образования, здравоохранения, социальной защиты населения, развития транспортной системы и услуг, развитие городской среды, градостроительства и жилищно-коммунальной инфраструктуры и услуг, культуры, науки и инноваций, спорта и туризма, устранения "цифрового неравенства", обеспечения безопасности, охраны окружающей среды и стимулирования финансово-экономической деятельности на основе развития и использования сквозных цифровых технологий.

Значимыми результатами Государственной программы становятся улучшение взаимодействия общества, включая граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную хозяйственную деятельность, с органами исполнительной власти города Москвы, а также снижение расходов на обеспечение государственного управления. В сфере государственных услуг обеспечивается прогнозирование потребностей пользователей, персонализированный подход к каждому москвичу и повышается качество и оперативность предоставления государственных услуг. Повышение уровня доступности государственных услуг позволяет значительно упростить процедуру и сократить время предоставления государственных услуг.

Приоритетными направлениями развития здравоохранения города Москвы являются улучшение доступности и качества оказываемой медицинской помощи, в том числе за счет использования цифровых технологий, обеспечение высокой степени информационной безопасности хранения и передачи медицинских данных, создание единого цифрового пространства системы здравоохранения и интеграция в единый цифровой контур Российской Федерации для обеспечения комплексного подхода при оказании персонализированных медицинских услуг, доступных каждому человеку.

Единое информационное пространство в сфере здравоохранения города Москвы объединит информационные потоки, включая сведения о пациенте, данные амбулаторных и стационарных служб, что существенным образом повысит качество оказания медицинской помощи в городе за счет преемственности лечебно-диагностического процесса между медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую помощь на территории города Москвы, а также контроля за работой медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы.

Совершенствование и развитие ЕМИАС предусматривает проведение комплексной автоматизации сквозных процессов оказания медицинской помощи на дому, автоматизации деятельности городских поликлиник в части проведения медицинской профилактики и вакцинаций, оказания стоматологической помощи, а также подключение к ЕМИАС медицинских кабинетов государственных образовательных организаций города Москвы, автоматизацию процессов назначения лабораторных исследований, логистику транспортировки биоматериалов, отражения результатов исследований в медицинской карте.

В медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, предусмотрен ряд мероприятий, включающий задачи формирования комплексной управленческой аналитики, оптимизации клинических процессов, направленных на снижение себестоимости оказания медицинской помощи, а также необходимое оснащение цифровой инфраструктурой.

Использование цифровых технологий будет способствовать повышению доступности высокотехнологичной медицинской помощи и развитию дистанционной медицины.

Государственная программа предусматривает формирование городской среды, способствующей здоровому образу жизни москвичей. Использование цифровых технологий для вовлечения всех категорий граждан в проекты по поддержанию здорового образа жизни и интеграции в городскую систему здравоохранения.

Реализация Государственной программы позволит повысить качество образования, что является необходимым условием инновационного развития города Москвы. Продолжится развитие проекта "Московская электронная школа". Общедоступная образовательная среда откроет возможности для непрерывного процесса обучения и профессиональной реализации для каждого жителя города Москвы. Она будет включать в себя, в том числе, дистанционные программы и индивидуальные траектории обучения. Обработка и анализ единого массива данных результатов процесса обучения с помощью технологий искусственного интеллекта обеспечит раскрытие способностей каждого учащегося. Применение инновационных технологий - игровых методик мотивации учащихся и учителей, технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальностей, трехмерных моделирования и печати - сделает процесс обучения более информативным, увлекательным и творческим.

В результате реализации Государственной программы будет достигнуто обеспечение глобальной конкурентоспособности московского образования, создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, модернизация общего и профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких (модульных) образовательных программ.

В сфере социальной защиты с использованием цифровых технологий формируются дополнительные возможности для эффективной поддержки социально незащищенных категорий граждан. Объективный, точный и оперативный учет и контроль деятельности в сфере социальной защиты населения города Москвы, осуществляемый с использованием цифровых технологий, приведет к повышению уровня доверия граждан к органам исполнительной власти города Москвы. Развитие цифровых технологий во всех городских сферах, цифровые сервисы, такие как дистанционное медицинское консультирование, дистанционное образование, доступ к архивным и библиотечным фондам, а также развитие индивидуальных медицинских приборов и робототехники обеспечат рост качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья. Применение современных цифровых технологий и прогнозирование потребностей пользователей помогут создать персонализированные сервисы и персональных цифровых помощников для навигации по городу, получения медицинской помощи, обучения, получения льгот, трудоустройства с учетом возможностей и ограничений каждого москвича.

Использование современных цифровых решений в градостроительной сфере города Москвы позволит повысить эффективность планирования городских территорий на основе анализа больших данных с использованием технологий искусственного интеллекта. Цифровая трансформация на основе использования информационного моделирования охватит все процессы жизненного цикла строительных объектов, начиная от этапов градостроительного планирования и заканчивая выводом объектов из эксплуатации. Планируется внедрение единой цифровой площадки для электронного взаимодействия застройщиков и органов исполнительной власти города Москвы, которая повысит прозрачность управления в строительстве, позволит предупреждать и выявлять правонарушения в этой сфере, обеспечивать контроль качества строительных работ, а также будет способствовать внедрению эффективных механизмов проверки исполнения застройщиком своих обязательств.

В сфере коммунального хозяйства города Москвы применение цифровых технологий будет способствовать уменьшению удельных затрат на оплату потребленных ресурсов (центральное отопление, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение) за счет организации мониторинга и управления состоянием общедомовых приборов учета, автоматизации сбора и анализа информации, поступающей от специальных технологических средств (датчиков), установленных в многоквартирных домах, зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, занимаемых органами исполнительной власти города Москвы и подведомственными им организациями.

Планируется создание городской цифровой платформы в сфере учета потребления коммунальных ресурсов в режиме реального времени. Москвичи смогут получать оперативные данные по текущему уровню потребления услуг, осуществлять оплату ресурсов в автоматическом режиме, передавать в электронной форме документы о поверке, установке и замене счетчиков. Кроме того, дальнейшее развитие Единой городской автоматизированной системы обеспечения поддержки деятельности Открытого правительства города Москвы будет способствовать развитию активного диалога между гражданами и органами исполнительной власти города Москвы, что позволит повысить эффективность городского управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.

Развитие городской системы видеонаблюдения и внедрение технологий видеоаналитики будет способствовать повышению раскрываемости преступлений и их профилактики, а также усилению контроля за качеством оказания услуг и выполнения работ в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, на транспорте, в образовательных организациях, на строительных, торговых, медицинских, спортивных и иных объектах городской инфраструктуры.

Применение цифровых технологий будет способствовать повышению уровня безопасности населения города Москвы, профилактике правонарушений, оперативному оповещению и информированию населения о чрезвычайных ситуациях, своевременному реагированию экстренных оперативных служб. Помимо обеспечения безопасности в городе Москве за счет средств видеонаблюдения, предусмотрено внедрение передовых цифровых технологий в деятельность правоохранительных органов Российской Федерации в соответствии с соглашениями, заключенными Правительством Москвы, а также в деятельность Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы.

В результате создания единой городской информационной среды должностные лица органов исполнительной власти города Москвы смогут оперативно, в режиме реального времени, получать всю необходимую информацию о ключевых аспектах управления всеми сферами городского хозяйства Москвы, планировать и контролировать исполнение бюджета города Москвы, контролировать исполнение поручений.

Использование сквозных цифровых технологий для управления городской экономикой и финансами, мониторинга комплексного развития будет способствовать повышению эффективности использования бюджета и формированию единой городской платформы для всех сфер контрольно-надзорной деятельности города Москвы.

Реализация мероприятий Государственной программы направлена на формирование и развитие города, в котором принятие решений происходит на основе автоматической обработки и анализа городских больших данных, построения прогнозов, что позволяет повысить эффективность и качество работы органов исполнительной власти города Москвы. В результате внедрения и использования платформы профилирования и скоринговой оценки потребностей жителей города и пользователей городской инфраструктуры путем консолидации общегородских и коммерческих данных будут улучшены процессы предоставления, персонализации и продвижения услуг и сервисов.

Развитие цифровых каналов коммуникаций с жителями города Москвы направлено на расширение возможностей участия горожан в управлении городом. Общегородской контакт-центр, использующий технологии анализа больших данных, оптимизации процессов с использованием искусственного интеллекта, распознавания эмоций по голосу, цифрового робота-помощника, является одной из важнейших точек взаимодействия с горожанами, которая обеспечивает удобные и привычные для каждого человека каналы взаимодействия.

Определение требований к созданию цифровой инфраструктуры, готовой к развертыванию новых технологий связи 5G, координация взаимодействия всех участников экосистемы обеспечивают возможность эффективного использования сквозных цифровых технологий во всех городских сферах.

Применение цифровых технологий в сфере экологии города Москвы будет способствовать защите окружающей среды и обеспечению безопасности граждан. С помощью цифровых технологий обеспечивается круглосуточный мониторинг параметров окружающей среды, оптимизируются процессы оперативного реагирования на отклонения от нормативных значений, формируется система оперативного контроля в режиме реального времени для прогнозирования и мониторинга воздействия на окружающую среду стихийных и антропогенных факторов.

Цифровые технологии сокращают потребность в использовании транспорта, обеспечивая возможности удаленной работы с использованием современных средств цифровой коммуникации, таких как видеоконференц-связь, виртуальная частная сеть, доступ к корпоративным информационным ресурсам с личных устройств. Популяризация электрического транспорта, цифровых сервисов совместного использования транспорта и формирование городской инфраструктуры для автомобилей с "нулевым выбросом" будут создавать условия для обеспечения комфортной экологической обстановки в городе Москве.

Применение цифровых технологий в сфере туризма направлено на повышение качества и доступности туристических услуг в городе Москве. Основными векторами развития данного направления являются предоставление персонифицированных туристических услуг, поддержка мультиязычности, развитие оказания услуг виртуального туризма, доступные и открытые данные по туристическим и культурным объектам, городским туристическим маршрутам, информационной поддержке гостей города Москвы. Планируется широкое применение цифровых технологий распознавания и биометрии, в том числе для удобства пользователей и безопасности совершения платежей.

Вместе с тем внедрение цифровых технологий во все отрасли экономики и социальной сферы города требует совершенствования комплексной системы защиты информационной инфраструктуры на уровнях программного обеспечения и сервисов, предоставляемых с использованием сети Интернет, информационных систем и центров обработки данных. Планируется дальнейшее совершенствование системы нормативно-методического обеспечения в области информационной безопасности.

Для обнаружения, предупреждения, предотвращения и отражения угроз информационной безопасности и ликвидации последствий их проявления планируется создание общегородского центра по кибербезопасности, основными задачами которого будут являться мониторинг и реагирование на инциденты информационной безопасности, в том числе за счет интеграции с государственной системой обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационных ресурсы и системы критической инфраструктуры Российской Федерации.

Отрасль информационных технологий и связи в настоящее время является базисом цифровой экономики и одной из самых перспективных отраслей. Постоянное поступательное развитие отрасли позволит обеспечить достижение целей Государственной программы как в части повышения качества жизни населения города Москвы, так и в части эффективности и прозрачности городского управления, а также позволит увеличить ее долю в валовом региональном продукте. Такое развитие невозможно без активного привлечения частного капитала, в том числе в рамках государственно-частного партнерства. Совместное финансирование и реализация проектов в отрасли позволит повысить ее инвестиционную привлекательность. Для повышения эффективности и ускорения реализации Государственной программы Департамент информационных технологий города Москвы может передавать полномочия по созданию, разработке, развитию (модернизации) и эксплуатации информационных систем и ресурсов, а также обеспечению их информационной безопасности. В целях реализации переданных полномочий подведомственные организации осуществляют в том числе функции, предусмотренные частью 6 статьи 9 и частью 1 статьи 10 Закона города Москвы от 24 октября 2001 г. N 52 "Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы".

Разработка и внедрение современных отраслевых стандартов, а также содействие совершенствованию нормативной правовой базы и принципов государственной политики города Москвы в сфере цифровых технологий будут способствовать конкурентному развитию отрасли информационных технологий и связи, что позволит стимулировать участников рынка к созданию, внедрению и использованию наиболее передовых решений.

Внедрение современных подходов к обучению цифровым технологиям, а также популяризация отрасли среди обучающихся общеобразовательных организаций и студентов города Москвы позволит в дальнейшем устранить наблюдаемый дефицит высококвалифицированных работников. Все перечисленные меры будут способствовать увеличению числа работников, занятых в отрасли.

Расширение применения цифровых технологий приведет к повышению мобильности, откроет новые возможности для индивидуального развития человека, хозяйствующих субъектов и, как следствие, будет способствовать повышению производительности труда, эффективности и конкурентоспособности экономики города Москвы.

Одним из направлений перспективных внебюджетных инвестиций является внедрение государственно-частного партнерства в сфере цифровых технологий и расширение использования бизнес-сообществом открытых интерфейсов прикладного программирования (API) к городским цифровым решениям для совместного решения городских задач развития.

Одним из возможных рисков недостижения плановых значений показателей за счет частных инвестиций является сокращение инвестиционной привлекательности отрасли информационных технологий и связи из-за серьезного влияния международных геополитических и административных факторов. Вместе с тем упомянутые факторы будут способствовать росту спроса на продукцию отрасли информационных технологий и связи отечественного производства.

Ежегодные значения показателей мероприятия по развитию цифровой инфраструктуры города Москвы могут достигать плановых значений при объемах частных инвестиций меньших, чем их прогнозные значения на соответствующий период, что связано с возможным появлением и коммерциализацией новых технологий, а также снижением стоимости строительства инфраструктуры.

Одним из значимых результатов реализации Государственной программы станет формирование Департаментом информационных технологий города Москвы центров компетенций по всем сквозным цифровым технологиям, представленным в Государственной программе, что обеспечит широкие возможности экономии городского бюджета, быстрого развертывания и тиражирования цифровых решений на уровне городских данных и инфраструктуры во всех сферах городского управления.

Мероприятия Государственной программы, направленные на использование цифровых технологий, являются комплексными и характеризуются разными предметными областями применения и особенностями реализации. Архитектура "умного" города включает четыре взаимосвязанных уровня - цифровая инфраструктура, данные, услуги, интерфейсы и потребители. Результатом выполнения мероприятий, имеющих сквозной цифровой характер и объединяющих все слои архитектуры "умного" города, будет создание новых цифровых сервисов, изменение отраслевых бизнес-процессов, уход от влияния человеческого фактора. В ходе реализации организационных мероприятий, направленных на совершенствование регионального нормативного правового поля и оптимизацию регуляторной деятельности, будут снижены административные барьеры и оптимизированы бизнес-процессы. Результатом реализации технологических мероприятий будет создание базовых условий, необходимых для эффективного применения и развития сквозных цифровых технологий в различных сферах городского управления.

Реализация Государственной программы будет способствовать улучшению условий для развития в городе Москве средств массовой информации, повышению доступности печатных средств массовой информации для граждан, увеличению популярности телевизионных каналов города Москвы, повышению качества создаваемых в городе Москве информационных продуктов, в том числе при освещении основных направлений деятельности органов государственной власти города Москвы. При этом реализация ряда мероприятий обеспечит сохранение исторического облика города Москвы, избавит от незаконно установленных рекламных и информационных конструкций, обеспечит соблюдение требований к оформлению указанных конструкций.

Сведения о натуральных показателях Государственной программы и мероприятий Государственной программы, а также их значениях приведены в приложении 2 к Государственной программе.

 

6. Перечень подпрограмм Государственной программы

 

Задачи Государственной программы решаются в рамках 5 подпрограмм:

1. Подпрограмма "Обеспечение предоставления государственных услуг в электронной форме гражданам и юридическим лицам и развитие открытой городской среды за счет внедрения цифровых технологий".

2. Подпрограмма "Повышение эффективности реализации функций органами исполнительной власти города Москвы за счет внедрения цифровых технологий".

3. Подпрограмма "Развитие и поддержка инфраструктуры информационных технологий и связи для формирования экосистемы цифровой экономики города Москвы".

4. Подпрограмма "Развитие средств массовой информации и рекламы".

5. Подпрограмма "Обеспечение разработки, внедрения и использования общегородских платформ данных города Москвы".

Деление на перечисленные подпрограммы Государственной программы соответствует уровням архитектуры "умного" города и современному подходу к управлению развитием цифровых технологий, отраженному в международных стандартах Международного союза электросвязи (МСЭ), Международной организации по стандартизации (ИСО), Международной электротехнической комиссии (МЭК), Форума по управлению в телекоммуникационных сетях ТелеМенеджмент Форум (TM Forum).

 

7. Краткое описание подпрограмм Государственной программы

 

7.1. Подпрограмма "Обеспечение предоставления государственных услуг в электронной форме гражданам и юридическим лицам и развитие открытой городской среды за счет внедрения цифровых технологий"

 

Цели подпрограммы:

- повышение качества жизни населения города Москвы и создание благоприятных условий для ведения предпринимательской и иной хозяйственной деятельности за счет широкомасштабного использования цифровых технологий;

- повышение осведомленности граждан о городских сервисах и государственных услугах и уровня их использования, рост цифровой грамотности населения;

- обеспечение открытого диалога между органами исполнительной власти города Москвы, гражданами, деловым сообществом.

Задачи подпрограммы:

- повышение качества и доступности государственных услуг, оказываемых в электронной форме, и электронных сервисов, в том числе перевод государственных услуг в электронный вид и создание новых электронных сервисов, обеспечение доступа к ним через Официальный портал Мэра и Правительства Москвы;

- развитие порталов города Москвы, в том числе Официального портала Мэра и Правительства Москвы, развитие прочих систем приема и обработки обращений граждан с использованием различных коммуникационных каналов, в том числе общегородского контакт-центра, выполнение функций оператора Единой городской автоматизированной системы обеспечения поддержки деятельности Открытого правительства города Москвы;

- повышение информированности граждан и делового сообщества о доступных государственных услугах, оказываемых в электронном виде, и электронных сервисах, обеспечение обратной связи между гражданами и государством, деловым сообществом и государством;

- обеспечение вовлеченности граждан и делового сообщества в городское управление, адресности, персонификации и удобства предоставляемых услуг и сервисов;

- использование технологий искусственного интеллекта и больших данных для повышения качества, персонификации и проактивного предоставления государственных услуг в электронной форме;

- обеспечение тестирования и внедрения цифровых технологий в городском управлении и информирования делового сообщества о соответствующих достижениях города Москвы на международном уровне.

Паспорт подпрограммы "Обеспечение предоставления государственных услуг в электронной форме гражданам и юридическим лицам и развитие открытой городской среды за счет внедрения цифровых технологий" приведен в таблице 1 приложения 1 к Государственной программе.

 

7.2. Подпрограмма "Повышение эффективности реализации функций органами исполнительной власти города Москвы за счет внедрения цифровых технологий"

 

Цели подпрограммы:

- развитие и поддержка экосистемы цифровой экономики города Москвы;

- повышение качества жизни населения города Москвы за счет широкомасштабного использования цифровых технологий в сфере управления городом Москвой;

- повышение эффективности и прозрачности управления городом Москвой;

- реализация на практике процесса принятия городских решений на основе автоматической обработки и анализа больших данных.

Задачи подпрограммы:

- повышение эффективности управления городским хозяйством за счет разработки, внедрения и использования цифровых технологий;

- повышение эффективности системы управления финансовой и экономической деятельностью города Москвы за счет разработки, внедрения и использования цифровых технологий;

- повышение уровня обеспечения безопасности жителей за счет разработки, внедрения и использования цифровых технологий;

- повышение эффективности реализации функций органами исполнительной власти города Москвы за счет разработки, внедрения и использования цифровых технологий;

- организация разработки, внедрения и использования цифровых технологий в сфере образования города Москвы;

- организация разработки, внедрения и использования цифровых технологий в сфере здравоохранения города Москвы;

- организация разработки, внедрения и использования цифровых технологий в градостроительной сфере города Москвы;

- автоматизация процессов городского управления с использованием технологий искусственного интеллекта и анализа больших данных.

Паспорт подпрограммы "Повышение эффективности реализации функций органами исполнительной власти города Москвы за счет внедрения цифровых технологий" приведен в таблице 2 приложения 1 к Государственной программе.

 

7.3. Подпрограмма "Развитие и поддержка инфраструктуры информационных технологий и связи для формирования экосистемы цифровой экономики города Москвы"

 

Цели подпрограммы:

- создание и поддержка передовой инфраструктуры информационных технологий и связи для формирования экосистемы цифровой экономики города Москвы;

- развитие и поддержка экосистемы цифровой экономики города Москвы.

Задачи подпрограммы:

- обеспечение равноправного и недискриминационного доступа к современной цифровой инфраструктуре города Москвы;

- стимулирование развития отрасли информационных технологий и связи в городе Москве за счет снижения административных барьеров и создания благоприятных условий для развития отраслевого бизнеса;

- обеспечение услугами связи органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им организаций;

- обеспечение непрерывной эксплуатации информационных систем и ресурсов города Москвы;

- обеспечение развития и функционирования городской системы видеонаблюдения;

- обеспечение органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им организаций средствами вычислительной техники и программным обеспечением;

- обеспечение информационной безопасности информационных систем и ресурсов города Москвы.

Паспорт подпрограммы "Развитие и поддержка инфраструктуры информационных технологий и связи для формирования экосистемы цифровой экономики города Москвы" приведен в таблице 3 приложения 1 к Государственной программе.

 

7.4. Подпрограмма "Развитие средств массовой информации и рекламы"

 

Цели подпрограммы:

- повышение качества жизни населения города Москвы за счет его обеспечения востребованными информационными материалами и телепродукцией;

- повышение прозрачности городского управления.

Задачи подпрограммы:

- повышение уровня доступности информации для населения города Москвы путем развития электронных технологий, системы распространения печатной продукции;

- способствование сохранению исторического облика города Москвы путем проведения мероприятий по выявлению и ликвидации незаконно установленных рекламных и информационных конструкций;

- обеспечение информированием населения города Москвы и Российской Федерации о политической, экономической, социальной жизни города Москвы.

Подпрограмма "Развитие средств массовой информации и рекламы" предусматривает реализацию комплекса мероприятий в сфере развития средств массовой информации и рекламы города Москвы.

Паспорт подпрограммы "Развитие средств массовой информации и рекламы" приведен в таблице 4 приложения 1 к Государственной программе.

 

7.5. Подпрограмма "Обеспечение разработки, внедрения и использования общегородских платформ данных города Москвы"

 

Цели подпрограммы:

- создание, внедрение и использование общегородских платформ данных для обеспечения потребностей органов исполнительной власти города Москвы, делового сообщества и граждан;

- повышение качества и персонализации оказываемых услуг, обеспечения конвергенции государственных и коммерческих услуг и сервисов за счет применения общегородских платформ данных;

- повышение эффективности городского управления за счет применения общегородских платформ данных.

Задачи подпрограммы:

- разработка общегородских платформ данных города Москвы, включая механизмы обработки больших массивов данных в режиме реального времени в целях повышения качества и скорости принятия решений;

- обеспечение сбора, очистки, верификации, структурирования, анализа, консолидации, обогащения данных, получаемых из информационных систем и ресурсов города Москвы и из независимых источников, для взаимодействия с пользователями;

- обеспечение разработки, внедрения и использования различных механизмов (как онлайн, так и использующих физические носители информации) авторизации, аутентификации и учетной политики при предоставлении услуг и сервисов различным группам населения, включая обеспечение технологической возможности интеграции с коммерческими сервисами.

- реализация механизмов государственно-частного партнерства в сфере цифровой экономики.

Паспорт подпрограммы "Обеспечение разработки, внедрения и использования общегородских платформ данных города Москвы" приведен в таблице 5 приложения 1 к Государственной программе.

 

8. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы и подпрограмм

 

Финансовые ресурсы, необходимые для реализации Государственной программы, определяются исходя из состава мероприятий подпрограмм Государственной программы.

Мероприятия, направленные на повышение качества жизни населения города Москвы, объединены в подпрограмму "Обеспечение предоставления государственных услуг в электронной форме гражданам и юридическим лицам и развитие открытой городской среды за счет внедрения цифровых технологий". В период с 2019 по 2021 годы Государственной программой предусмотрено финансирование подпрограммы в объеме 13 550 510,1 тыс. рублей из бюджета города Москвы.

Мероприятия, направленные на внедрение цифровых технологий в деятельность органов исполнительной власти города Москвы, объединены в подпрограмме "Повышение эффективности реализации функций органами исполнительной власти города Москвы за счет внедрения цифровых технологий". В период с 2019 по 2021 годы Государственной программой предусмотрено финансирование в объеме 38 012 691,6 тыс. рублей из бюджета города Москвы.

Мероприятия, направленные на поддержку и развитие отрасли информационных технологий и связи, а также на формирование общедоступной цифровой инфраструктуры в городе Москве, объединены в подпрограмму "Развитие и поддержка инфраструктуры информационных технологий и связи для формирования экосистемы цифровой экономики города Москвы". В период с 2019 по 2021 годы Государственной программой предусмотрено финансирование в объеме 220 200 398,4 тыс. рублей, в том числе 141 900 398,4 тыс. рублей из бюджета города Москвы, 78 300 000,0 тыс. рублей за счет средств юридических и физических лиц. Прогнозные оценки привлечения средств частных инвесторов в развитие цифровой инфраструктуры основаны, в том числе, на данных, представленных участниками рынка информационных технологий и связи за предыдущие годы.

Мероприятия по управлению реализацией Государственной программы объединены в подпрограмму "Управление реализацией программы". В период с 2017 по 2018 годы Государственной программой было предусмотрено финансирование в объеме 1 185 348,3 тыс. рублей из бюджета города Москвы.

Мероприятия по развитию средств массовой информации и рекламы объединены в подпрограмму "Развитие средств массовой информации и рекламы". Государственной программой предусмотрено финансирование этой подпрограммы в период с 2019 по 2021 годы в объеме 40 739 721,4 тыс. рублей из бюджета города Москвы.

Мероприятия по созданию, развитию и поддержке цифровых платформ данных для обеспечения потребностей власти, бизнеса и граждан объединены в подпрограмму "Обеспечение разработки, внедрения и использования общегородских платформ данных города Москвы". Государственной программой предусмотрено финансирование этой подпрограммы в период с 2019 по 2021 годы в объеме 5 532 656,3 тыс. рублей из бюджета города Москвы. Прогнозные оценки привлечения средств частных инвесторов в развитие цифровой инфраструктуры основаны, в том числе, на данных, представленных участниками рынка информационных технологий и связи за предыдущие годы.

Финансовое обеспечение реализации Государственной программы осуществляется за счет средств бюджета города Москвы, средств юридических и физических лиц.

Расходы на информатизацию органов исполнительной власти города Москвы осуществляются в рамках настоящей Государственной программы, за исключением отдельных решений Правительства Москвы, принимаемых по представлению координатора Государственной программы.

Планирование расходов на информатизацию органов исполнительной власти города Москвы и их подведомственных организаций в рамках реализации Государственной программы осуществляется путем утверждения координатором Государственной программы в срок со дня официального опубликования закона города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период и до наступления очередного финансового года годовых организационно-финансовых планов реализации Государственной программы (планов работ по информатизации города Москвы).

Порядок координации расходования средств на информатизацию государственных учреждений города Москвы, государственных унитарных предприятий города Москвы и акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит городу Москве, может устанавливаться отдельными правовыми актами Правительства Москвы.

С целью оптимизации расходов и повышения качества результатов работ по ключевым проектам по информатизации, выполняемым в рамках мероприятий Государственной программы (функционирование городской системы видеонаблюдения, предоставление услуг связи для органов исполнительной власти города Москвы и другое), указанные проекты реализуются по "сервисной модели", подразумевающей приобретение в установленном порядке необходимых услуг, предоставляемых организациями одновременно с сопутствующими (неразрывно связанными) с такими услугами оборудованием и сервисом. Ключевые проекты осуществляются в рамках многолетних контрактов с целью повышения инвестиционной привлекательности их реализации, а также для обеспечения дополнительной экономии бюджетных средств.

Финансовые ресурсы, необходимые для реализации Государственной программы, определены в разрезе по источникам финансирования, участникам Государственной программы и по годам реализации Государственной программы.

Финансовое обеспечение Государственной программы приведено в приложениях 3, 3(1) и 4 к Государственной программе.

 

9. Характеристика мер правового регулирования в сфере создания и использования информационно-коммуникационных технологий, направленных на достижение целей и результатов Государственной программы

 

Настоящая Государственная программа учитывает и комплексно дополняет цели и задачи, реализуемые в рамках следующих федеральных документов стратегического планирования:

1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р.

2. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации".

3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации".

4. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы".

5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

6. Паспорт национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам протоколом от 24 декабря 2018 г. N 16.

В настоящее время в рамках реализации Государственной программы формируется правовая база и правовые механизмы, необходимые для обеспечения достижения целей Государственной программы. В ряде случаев Департамент информационных технологий города Москвы инициирует принятие нормативных правовых актов, в том числе федерального уровня.

 

10. Методы оценки эффективности и результативности Государственной программы

 

10.1. Методика оценки эффективности и результативности Государственной программы (далее - Методика) определяет алгоритм оценки результативности и эффективности Государственной программы в процессе и по итогам ее реализации.

Эффективность реализации Государственной программы определяется посредством:

- оценки результативности мероприятий Государственной программы;

- оценки степени освоения средств;

- сопоставления оценок результативности и степени освоения.

10.2. Под результативностью понимается степень достижения запланированного уровня нефинансовых результатов реализации Государственной программы, подпрограмм и мероприятий в их составе.

Результативность определяется отношением фактического результата к запланированному результату на основе проведения анализа реализации мероприятий, подпрограмм и Государственной программы в целом.

Для оценки результативности мероприятий Государственной программы должны быть использованы плановые и фактические значения показателей мероприятий, для оценки результативности подпрограмм и Государственной программы в целом должны быть использованы плановые и фактические значения соответствующих целевых индикаторов. Оценка результативности производится путем расчета индекса результативности.

Индекс результативности мероприятия определяется по формуле:

 

,

 

где:

- индекс результативности мероприятия;

Сумма - суммирование по всем показателям, характеризующим выполнение мероприятия;

- весовое значение показателя, характеризующего мероприятие;

- достигнутый результат значения показателя;

- плановый результат значения показателя.

Вес показателя мероприятия рассчитывается по формуле:

 

,

 

где:

- общее число показателей, характеризующих выполнение оцениваемого мероприятия.

В случае, если плановые значения показателей мероприятия в анализируемом году равны нулю, а также в случае, если реализация мер, направленных на достижение определенного показателя, в полном объеме перенесена на следующие периоды реализации Государственной программы или уже завершена в прошлых периодах, значения таких показателей не учитываются при расчете индекса результативности мероприятия, весовые значения остальных показателей мероприятия соответственно корректируются. Если ни один из показателей, характеризующих выполнение мероприятия, не может быть учтен при оценке результативности по указанным причинам, результативность реализации такого мероприятия в анализируемом периоде не оценивается.

Индекс результативности подпрограммы и Государственной программы в целом определяется по формуле:

 

,

 

где:

- индекс результативности подпрограммы или Государственной программы в целом;

Сумма - суммирование по всем показателям, характеризующим выполнение подпрограммы или Государственной программы в целом;

- весовое значение индикатора, характеризующего подпрограмму или Государственную программу в целом;

- достигнутый результат значения индикатора;

- плановый результат значения индикатора.

Вес индикатора рассчитывается по формуле:

 

,

 

где:

- общее число индикаторов, характеризующих выполнение подпрограммы или Государственной программы в целом.

В случае, если плановые значения индикаторов, характеризующих подпрограмму или Государственную программу в целом, в анализируемом году равны нулю, значения таких индикаторов не учитываются при расчете индекса результативности подпрограммы или Государственной программы в целом, весовые значения остальных индикаторов, характеризующих подпрограмму или Государственную программу в целом, соответственно корректируются. Если ни один из индикаторов, характеризующих подпрограмму, не может быть учтен при оценке результативности по указанной причине, результативность реализации такой подпрограммы в анализируемом периоде не оценивается.

В зависимости от полученного значения индекса результативности каждому мероприятию, подпрограмме и Государственной программе в целом присваивается ранг результативности в соответствии с таблицей 1 настоящего раздела.

 

Значение индекса результативности

Ранг результативности

130% и более

Сверхрезультативно

От 105% (включительно) до 130%

Высокорезультативно

От 95% (включительно) до 105%

Плановое исполнение

От 70% (включительно) до 95%

Удовлетворительно

От 30% (включительно) до 70%

Низкорезультативно

От 0% (включительно) до 30%

Нерезультативно

"-" (для мероприятий и подпрограмм, результативность которых не оценивается)

Нет оценки

 

10.3. Под степенью освоения средств понимается степень достижения запланированного уровня финансирования реализации Государственной программы, подпрограмм и мероприятий в их составе.

Степень освоения определяется отношением фактического объема финансирования к запланированному объему финансирования на основе проведения анализа реализации мероприятий, подпрограмм и Государственной программы в целом.

Для оценки степени освоения финансирования мероприятий Государственной программы должны быть использованы значения запланированных и фактических объемов финансирования мероприятия по всем проектам и работам в их составе, для оценки степени освоения финансирования подпрограмм и Государственной программы в целом должны быть использованы значения запланированных и фактических совокупных объемов финансирования подпрограммы или Государственной программы в целом по всем мероприятиям. Оценка степени освоения производится путем расчета индекса освоения.

Индекс освоения мероприятия определяется по формуле:

 

,

 

где:

- объем фактического финансирования мероприятия по всем проектам и работам в их составе;

- объем запланированного финансирования мероприятия по всем проектам и работам в их составе на конец периода.

Индекс освоения подпрограммы или Государственной программы в целом определяется по формуле:

 

,

 

где:

- объем фактического совокупного финансирования подпрограммы или Государственной программы в целом по всем мероприятиям;

- объем запланированного совокупного финансирования подпрограммы или Государственной программы в целом по всем мероприятиям на конец периода.

В зависимости от полученного значения индекса освоения каждому мероприятию, подпрограмме и Государственной программе в целом присваивается ранг освоения в соответствии с таблицей 2 настоящего раздела.

 

Значение индекса освоения

Ранг освоения

От 95% (включительно) до 100%

Плановое освоение

От 70% (включительно) до 95%

Удовлетворительно

От 30% (включительно) до 70%

Низкое освоение

От 0% до 30%

Не освоено

"-" (для мероприятий и подпрограмм, которые реализуются в рамках других Государственных программ города Москвы и в Государственной программе отражаются справочно, а также не финансируемых за счет средств бюджета города Москвы мероприятий)

Нет оценки

 

Оценку степени освоения мероприятий и подпрограмм, результативность реализации которых при анализе в прошлые периоды не оценивалась, необходимо производить с учетом показателей их финансирования за прошлые периоды.

10.4. Оценка эффективности реализации Государственной программы, подпрограмм и мероприятий в их составе осуществляется посредством сопоставления оценок результативности и степени освоения средств мероприятий, подпрограмм и Государственной программы в целом.

В зависимости от сочетания рангов результативности и освоения по мероприятиям, подпрограммам и Государственной программе в целом присваивается качественная оценка эффективности и предлагаются общие рекомендации по коррекции параметров и мероприятий Государственной программы в соответствии с таблицей 3 настоящего раздела.

Мероприятию (подпрограмме) не присваивается качественная оценка, если данному мероприятию (подпрограмме) присвоен ранг результативности или ранг освоения "Нет оценки". В качестве численной оценки эффективности реализации Государственной программы рассчитывается значение индекса эффективности реализации Государственной программы, расчет осуществляется по формуле:

 

,

 

где:

- индекс результативности Государственной программы в целом;

- индекс освоения Государственной программы в целом;

значение указывается с точностью до второго знака после запятой.

При этом характеристика эффективности реализации Государственной программы осуществляется путем присвоения качественной оценки эффективности в порядке, предусмотренном данным разделом Государственной программы, расчет индекса эффективности осуществляется в справочных целях, например, для использования в годовом отчете об исполнении Государственной программы, при необходимости оценочного сопоставления эффективности реализации Государственной программы и других Государственных программ города Москвы.

 

Таблица 3

 

N
п/п

Ранг результативности

Ранг освоения

Качественная оценка эффективности

Рекомендации по коррекции параметров и мероприятий Государственной программы на будущие периоды

Плановые значения показателей

Плановые объемы финансирования

Направления дальнейшего анализа и корректировки состава показателей

Направления дальнейшего анализа и корректировки мероприятий

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Сверхрезультативно

Плановое освоение

Высокоэффективно

Значительное увеличение

Сокращение бюджета (в случае невозможности увеличения плановых значений показателей)

-

Сокращение времени реализации мероприятия (при возможности)

2

Сверхрезультативно

Удовлетворительно

Высокоэффективно

Значительное увеличение

Сокращение бюджета

-

Сокращение времени реализации мероприятия (при возможности)

3

Сверхрезультативно

Низкое исполнение

Эффективно

Значительное увеличение

Значительное сокращение бюджета

-

Сокращение времени реализации мероприятия (при возможности)

4

Сверхрезультативно

Не освоено

Низкое качество планирования

Достижение не зависит от реализации мероприятия

Значительное сокращение бюджета

Анализ необходимости пересмотра показателей мероприятия

Анализ целесообразности дальнейшей реализации мероприятия

5

Высокорезультативно

Плановое освоение

Высокоэффективно

Увеличение

-

-

-

6

Высокорезультативно

Удовлетворительно

Высокоэффективно

Увеличение

Сокращение бюджета

-

-

7

Высокорезультативно

Низкое исполнение

Эффективно

Увеличение

Значительное сокращение бюджета

-

-

8

Высокорезультативно

Не освоено

Низкое качество планирования

Достижение не зависит от реализации мероприятия

Значительное сокращение бюджета

Анализ необходимости пересмотра показателей мероприятия

Анализ целесообразности дальнейшей реализации мероприятия

9

Плановое исполнение

Плановое освоение

Эффективно

-

-

-

-

10

Плановое исполнение

Удовлетворительно

Эффективно

-

Сокращение бюджета

-

-

11

Плановое исполнение

Низкое исполнение

Эффективно

-

Значительное сокращение бюджета

-

-

12

Плановое исполнение

Не освоено

Низкое качество планирования

Достижение не зависит от реализации мероприятия

Значительное сокращение бюджета

Анализ необходимости пересмотра показателей мероприятия

Анализ целесообразности дальнейшей реализации мероприятия

13

Удовлетворительно

Плановое освоение

Эффективно

-

Анализ необходимости увеличения финансирования (в случае подтверждения эффективности расходования)

-

Анализ причин неэффективности расходования

14

Удовлетворительно

Удовлетворительно

Эффективно

-

-

-

Анализ причин реализации мероприятия не в полном объеме

15

Удовлетворительно

Низкое исполнение

Низкоэффективно

-

Сокращение бюджета

-

Анализ причин реализации мероприятия не в полном объеме

16

Удовлетворительно

Не освоено

Низкое качество планирования

Достижение не зависит от реализации мероприятия

Значительное сокращение бюджета

Анализ необходимости пересмотра показателей мероприятия

Анализ целесообразности дальнейшей реализации мероприятия

17

Низкорезультативно

Плановое освоение

Низкоэффективно

-

Анализ необходимости увеличения финансирования (в случае подтверждения эффективности расходования)

Анализ необходимости пересмотра показателей мероприятия

Анализ причин неэффективности расходования

18

Низкорезультативно

Удовлетворительно

Низкоэффективно

-

Анализ необходимости увеличения финансирования (в случае подтверждения эффективности расходования)

Анализ необходимости пересмотра показателей мероприятия

Анализ причин неэффективности расходования

19

Низкорезультативно

Низкое исполнение

Низкоэффективно

-

-

-

Анализ причин реализации мероприятия не в полном объеме

20

Низкорезультативно

Не освоено

Низкоэффективно

-

Сокращение бюджета

-

Анализ причин реализации мероприятия не в полном объеме

21

Нерезультативно

Плановое освоение

Неэффективно

-

Значительное сокращение бюджета

Анализ необходимости пересмотра показателей мероприятия

Анализ причин неэффективности расходования и целесообразности дальнейшей реализации мероприятия

22

Нерезультативно

Удовлетворительно

Неэффективно

-

Значительное сокращение бюджета

Анализ необходимости пересмотра показателей мероприятия

Анализ причин неэффективности расходования и целесообразности дальнейшей реализации мероприятия

23

Нерезультативно

Низкое исполнение

Неэффективно

-

Сокращение бюджета

Анализ необходимости пересмотра показателей мероприятия

Анализ причин неэффективности расходования и целесообразности дальнейшей реализации мероприятия

24

Нерезультативно

Не освоено

Неэффективно

-

-

Анализ необходимости пересмотра показателей мероприятия

Анализ целесообразности дальнейшей реализации мероприятия