Проведение оперативно-розыскных и следственных действий в
отношении адвокатов возможно на основании судебного решения
Частью 3 статьи 8 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" установлено, что проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности), допускается только на основании судебного решения. Таким образом, законом предусматриваются определенные гарантии для осуществления адвокатами своей деятельности.
Между тем депутат Государственной Думы А.Н. Волков считает, что проведение оперативно-розыскных и следственных действий в отношении адвокатов должно происходить без решения суда. В этих целях он подготовил проект федерального закона, направленный на исключение из "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" части 3 статьи 8. Данный проект Федерального закона депутат внес в Государственную Думу для рассмотрения. По нему можно сделать следующие замечания.
Проект закона направлен на снижение уровня гарантий, предоставляемых государством адвокатам. Их принятие существенно ухудшит или сделает невозможной реализацию конституционного принципа о праве каждого на получение квалифицированной юридической помощи. Воплощение в жизнь положений предлагаемого проекта закона затруднит доступ граждан к суду, реализацию права на судебную защиту.
Согласно статье 3 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокатура как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. В этой же статье указано, что в целях получения населением юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры.
Статья 16 Основных положений о роли адвокатов, принятых восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в 1990 году, предусматривает, что Правительства должны обеспечить адвокатам возможность исполнять все их профессиональные обязанности без запугивания, препятствий, беспокойства и неуместного вмешательства. В статье 20 этих Положений предусмотрено, что адвокат должен обладать уголовным и гражданским иммунитетом от преследований за относящиеся к делу заявления, сделанные в письменной или устной форме при добросовестном исполнении своего долга и осуществлении профессиональных обязанностей в суде, трибунале или другом юридическом или административном органе.
Далее, в статье 22 этих же положений говорится, что правительства должны признавать и соблюдать конфиденциальность коммуникаций и консультаций между адвокатом и клиентом в рамках их отношений, связанных с выполнением адвокатом своих профессиональных обязанностей. Кроме того, в Рекомендациях Комитета министров Совета Европы о свободе осуществления профессии адвоката, принятых 25 октября 2000 года, указано, в частности, что следует принять все необходимые меры для того, чтобы уважалась, защищалась и поощрялась свобода осуществления профессии адвоката без дискриминации и неправомерного вмешательства органов власти или общественности в свете соответствующих положений Европейской конвенции по правам человека. Здесь же предусмотрено, что адвокаты не должны страдать от последствий или подвергаться опасности любых санкций или давлению, когда они действуют в соответствии со своими профессиональными стандартами.
Таким образом, на международном уровне признается необходимым создание государствами благоприятных условий для выполнения адвокатами возложенных на них функций по выполнению или профессиональных обязанностей.
Исходя из этого, в статье 8 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" содержатся нормы об адвокатской тайне, которая является важнейшей гарантией беспрепятственной реализации адвокатами их деятельности по оказанию квалифицированной юридической помощи. Разглашение адвокатской тайны недопустимо, и поэтому адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием.
В то же время Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" не содержит каких-либо запретов на проведение в отношении адвокатов оперативно-розыскных действий, которые в отношении них могут проводиться в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности". В статье 8 данного Закона указано, что гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении них оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не предусматривается федеральным законом. Таким образом, в перечень лиц, в отношении которых проводить оперативно-розыскные мероприятия запрещено, адвокаты не входят.
В статье 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" перечислены все оперативно-розыскные мероприятия.
В их число, в частности, входят опрос, наведение справок, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение и другие. Проведение таких мероприятий может серьезным образом нарушить адвокатскую тайну, ущемить права и свободы лиц, обратившихся к адвокату с целью получения юридической помощи. Тем более что оперативно-розыскные мероприятия носят негласный характер и проконтролировать их проведение весьма затруднительно. Поэтому вполне обоснованным является требование Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", что на проведение оперативно-розыскных действий в отношении адвокатов получение судебного решения является необходимым.
Необходимо иметь в виду, что статья 2 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности" указывает на одну из задач оперативно-розыскной деятельности, заключающуюся в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, а также выявлении и установлении лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления. Представляется, что нет оснований рассматривать адвокатские формирования как потенциальные преступные сообщества, в отношении членов которых необходимо бесконтрольно использовать негласные средства и методы оперативно-розыскной деятельности, склонять адвокатов к сотрудничеству с органами, осуществляющими эту деятельность. Хотя статья 17 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности" предусматривает запрет на использование конфиденциального содействия, органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, со стороны адвокатов только по контракту.
Между тем согласно пункту 5 статьи 6 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации " негласное сотрудничество адвоката с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, запрещается. Адвокат не должен ни безвозмездно, ни на контрактной основе каким-либо образом сотрудничать с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
От органов, проводящих оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия, требуется, чтобы они имели на то основания и в своей деятельности не преследовали иных целей, включая расправу с неугодными адвокатами, вскрывающими злоупотребления. Адвокаты, отстаивая права и интересы личности, действуют в интересах всего общества, способствуют установлению объективной истины, справедливости, формированию правосознания граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов. Адвокаты могут обнаружить нарушения в деятельности правоохранительных органов, поэтому они нуждаются в дополнительной правовой защите, нашедшей отражение в нормах Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (ст. 8).
В соответствии со статьей 447 УПК РФ адвокат относится к числу лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам (п. 8 ч. 1 ст. 447 УПК РФ).
Согласно пункту 10 части 1 статьи 448 УПК РФ решение о возбуждении уголовного дела в отношении адвоката принимается прокурором на основании заключения судьи районного суда или гарнизонного военного суда. Это еще раз свидетельствует о необходимости наделения адвокатов дополнительными гарантиями неприкосновенности, защиты их от возможно необоснованного вмешательства в деятельность по реализации конституционной обязанности осуществлять квалифицированную юридическую помощь.
Возложение на суд осуществления функции судебного контроля за органами, проводящими оперативно-розыскную деятельность и предварительное расследование в отношении адвокатов, вовсе не является исключением из статьи 19 Конституции РФ, о чем говорится в Пояснительной записке к проекту закона. В данном случае речь идет о наделении дополнительными процессуальными гарантиями адвокатов от незаконного и необоснованного проведения в отношении них оперативно-розыскных мер и следственных действий. Государство призвано защитить адвоката и лицо, обратившееся к нему за юридической помощью. Если же имеются основания для проведения в отношении адвокатов оперативно-розыскных мер и следственных действий, суд дает разрешение на их проведение.
Согласно части 3 статьи 15 УПК РФ суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или на стороне защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.
В связи с чем наделение суда функцией контроля за деятельностью органов, осуществляющих предварительное расследование и оперативно-розыскную деятельность в отношении адвокатов, является оправданным.
На основании изложенного, предложенный проект депутата А.Н. Волкова не может быть поддержан.
В.И. Руднев,
ведущий научный сотрудник Института законодательства
и сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации,
кандидат юридических наук, доцент
"Адвокат", N 9, сентябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Проведение оперативно-розыскных и следственных действий в отношении адвокатов возможно на основании судебного решения
Автор
В.И. Руднев - ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент
"Адвокат", 2004, N 9