г.Калуга |
|
9 февраля 2021 г. |
Дело N А54-44/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 февраля 2021 г.
Полный текст постановления изготовлен 9 февраля 2021 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Леоновой Л.В., Смолко С.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смольяниновой Т.Н.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Рязанский региональный оператор" (ОГРН 1166234069870, ИНН 6234160748, ул. Семинарская, д. 3, литера В, комната 5, 6, г.Рязань, 390000 ) - Матрениной А.А. (дов. от 14.10.2020, диплом),
от Государственного учреждения - Рязанского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1026201254980, ИНН 6228005751, ул. Свободы, д. 53, г.Рязань, 390006 ) - Плетневой О.М. (дов. от 11.01.2021, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской области, кассационную жалобу Государственного учреждения - Рязанского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Рязанской области от 20.08.2020 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2020 по делу N А54-44/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Рязанский региональный оператор" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Рязанское РО ФСС, фонд, региональное отделение) от 25.11.2019 N 798 о привлечении страхователя к ответственности за совершения нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - решение N 798).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 20 августа 2020 года, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2020 года, решение Рязанского РО ФСС N 798 признано недействительным.
Не согласившись с судебными актами, региональное отделение обратилось с кассационной жалобой в суд округа, в которой просит отменить решение и постановление судов, принять новое решение об отказе в удовлетворении требования общества, указывая, что выводы судов противоречат нормам материального права, поскольку в связи с не представлением страхователем до 15.04.2019 подтверждения основного вида экономической деятельности, а именно не представлением в Фонд предусмотренных пунктом 3 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55), документов, Фонд установил обществу страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 3,4% по виду экономической деятельности "аренда и лизинг офисных машин и оборудования, включая вычислительную технику" (ОКВЭД 77.33), имеющему наиболее высокий класс профессионального риска из видов экономической деятельности заявителя, которые указаны в ЕГРЮЛ, о чем направил обществу уведомление от 22.04.2019, которое не было признано недействительным и не отменено.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Рязанский региональный оператор" считает доводы Фонда необоснованными, поскольку общество не осуществляет иных видов деятельности, кроме деятельности по обработке и утилизации отходов (ОКВЭД 38.22), а доказательств того, что Фонд располагал сведениями об осуществлении деятельности общества по коду ОКВЭД 77.33, не представлено. Общество просит оставить решение и постановление без изменения, жалобу- без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на нее, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность судебных актов по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции.
Из материалов дела следует, установлено судами, Рязанским РО ФСС в отношении общества проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации по установленному тарифу с учетом установленной скидки (надбавки), а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения.
Камеральной проверкой выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 245798,80, образовавшаяся за период с 01.01.2019 по 30.06.2019, в том числе в результате занижения базы для начисления страховых взносов на сумму 241067,25 руб., так как страхователем в нарушение пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N125-ФЗ) и статьи 1 Федерального закона от 22.12.2005 N179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" (далее - Закон N179-ФЗ) производилось исчисление страховых взносов не в соответствии с установленным страховым тарифом; уведомлением о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве страхователю установлен страховой тариф на 2019 год в размере 3,4%.
По результатам проверки Фондом составлен акт камеральной проверки от 15.10.2019 N 4776 и принято решение от 25.11.2019 N 798, которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 26.29 Закона N 125-ФЗ, за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в виде штрафа в размере 48213 руб. 55 коп., обществу начислены пени по состоянию на 30.06.2019 в размере 1886 руб. 44 коп. и предложено уплатить недоимку по страховым взносам в размере 241 067 руб. 75 коп.
Не согласившись с решением Рязанского РО ФСС N 798, общество обратилось в арбитражный суд.
Признавая недействительным решение N 798, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу об отсутствии у Фонда оснований для применения страхового тарифа в размере 3,4% по результатам проведенной камеральной проверки, поскольку общество представило доказательства направления в Фонд документов, подтверждающих основной вид его деятельности "Обработка и утилизация опасных отходов" (код ОКВЭД 38.22), который не изменялся по сравнению с предшествующими сведениями за предыдущие периоды (2017-2018 годы).
Доводы фонда о том, что уведомление от 22.04.2019, которым был установлен страхователю страховой тариф в повышенным размере (3,4%) по иному виду деятельности (ОКВЭД 77.33), отраженному в ЕГРЮЛ, не было отменено и не оспорено, отклонены судами.
Суд округа не усматривает оснований для несогласия с выводами нижестоящих судов.
Согласно абзацу 6 статьи 4 Закона N 125-ФЗ одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя. Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска.
В соответствии с пунктом 8 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила N 713), экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9 Правил N 713).
В соответствии с положением пункта 11 Правил N 713 основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц (пункт 13 Правил N 713).
Пунктом 3 Порядка N 55 определено, что предусмотренные данным пунктом документы для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь предоставляет ежегодно не позднее 15 апреля.
Действительно, общество до истечения названного выше срока представило в Фонд соответствующие документы не представило, однако, они были направлены в региональное отделение с письмом от 23.08.2019 (исх.N 41).
Таким образом, суды пришли к выводу, что соответствующее подтверждение основного вида экономической деятельности по коду ОКВЭД 38.22 необходимо было принять Фонду во внимание при проведении камеральной проверки, которая состоялась 15.10.2019, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, а страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по своему юридическому содержанию и социально-правовой природе также, как и налоги, взыскиваются на началах обязательности, безвозвратности и индивидуальной безвозмездности.
При этом, Фонд не учитывает, на что правильно обращено внимание судов, что предусмотренное пунктом 13 Правил N 713 и пунктом 5 Порядка N 55 право Фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности не является санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926.
Правильно применив вышеназванные правовые положения в совокупности, суды пришли к обоснованно выводу о том, что страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, и после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности, а Фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
Довод кассатора о том, что уведомление от 22.04.2019 не было отменено, а оно является законным основанием для применения при проверке правильности исчисления страховых взносов исходя из установленного в нем страхового тарифа, отклоняется судом округа, поскольку оценивая законность оспоренного решения уполномоченного органа, суды вправе в соответствии с положениями ст.200 АПК РФ установить, имелись ли у Фонда основания для привлечения страхователя к ответственности и доначисления ему соответствующей суммы страховых взносов исходя из установленных фактических обстоятельств возникших между Фондом и обществом правоотношений.
Учитывая изложенное, суд округа приходит к выводу, что при рассмотрении спора судами правильном применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено, выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Кассационная жалоба не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела и имели бы значение для вынесения судебных актов по существу, влияли на обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 20.08.2020 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2020 по делу N А54-44/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Л.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3 Порядка N 55 определено, что предусмотренные данным пунктом документы для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь предоставляет ежегодно не позднее 15 апреля.
Действительно, общество до истечения названного выше срока представило в Фонд соответствующие документы не представило, однако, они были направлены в региональное отделение с письмом от 23.08.2019 (исх.N 41).
Таким образом, суды пришли к выводу, что соответствующее подтверждение основного вида экономической деятельности по коду ОКВЭД 38.22 необходимо было принять Фонду во внимание при проведении камеральной проверки, которая состоялась 15.10.2019, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, а страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по своему юридическому содержанию и социально-правовой природе также, как и налоги, взыскиваются на началах обязательности, безвозвратности и индивидуальной безвозмездности.
При этом, Фонд не учитывает, на что правильно обращено внимание судов, что предусмотренное пунктом 13 Правил N 713 и пунктом 5 Порядка N 55 право Фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности не является санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926.
Правильно применив вышеназванные правовые положения в совокупности, суды пришли к обоснованно выводу о том, что страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, и после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности, а Фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 9 февраля 2021 г. N Ф10-5805/20 по делу N А54-44/2020