Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 28 октября 2024 г. N 03-07-11/104895 Об освобождении от налогообложения НДС медицинских услуг, оказываемых с 1 января 2025 г. медицинскими организациями, применяющими УСН

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 28 октября 2024 г. N 03-07-11/104895

 

Вопрос: Основным видом экономической деятельности ООО является медицинская деятельность.

В 2024 году организация применяет упрощенную систему налогообложения.

Согласно Федеральному закону от 12.07.2024 N 176-ФЗ и пункта 2 статьи 346.11 НК РФ с января 2025 года организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, станут плательщиками НДС, если их доход превысит 60 млн рублей.

Однако согласно пункту 6 статьи 149 НК РФ, Письма Минфина от 29.12.2016 N 03-07/78984 и ФНС от 27.03.2013 N ЕД-18-3/-313@ операции по оказанию медицинских услуг освобождены от НДС, если организация их оказывает на основании лицензии.

Однако имеются другие условия для получения освобождения от НДС, помимо лицензии и медицинских услуг включенные в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 N 132. ООО данные условия соблюдены.

Просьба дать разъяснения, какие условия должна выполнить организация ООО, помимо лицензии и перечня медицинских услуг, на основании вышеуказанного постановления для получения освобождения от уплаты НДС в 2025 году. А также какая численность сотрудников основного состава должна быть и какое количество сотрудников медицинского персонала. Также поясните, сотрудники медицинского персонала должны иметь сертификаты или аккредитацию.

Просьба уточнить какими законами и постановлениями должно руководствоваться ООО для применения освобождения по НДС.

 

Ответ: В связи с обращением об освобождении от налогообложения налогом на добавленную стоимость медицинских услуг, оказываемых с 1 января 2025 года медицинскими организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, Департамент налоговой политики сообщает.

Согласно положениям Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость с 1 января 2025 года.

При этом подпунктом "а" пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 176-ФЗ предусмотрено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, если за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у организации сумма доходов, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), не превысила в совокупности 60 миллионов рублей.

В связи с этим, если организация, применяющая с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения, оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость не имеет, то операции по реализации товаров (работ, услуг), осуществляемые такой организацией с 1 января 2025 года, будут подлежать налогообложению налогом на добавленную стоимость по налоговым ставкам, установленным статьей 164 Кодекса, либо не облагаться данным налогом на основании пункта 2 статьи 146 и статьи 149 Кодекса.

Согласно абзацу 3 подпункта 2 пункта 2 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются оказываемые населению медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, медицинские услуги по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2001 г. N 132 (далее - Перечень).

Перечнем предусмотрены медицинские услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, стационарной медицинской помощи, в дневных стационарах и службами врачей общей (семейной) практики, включая проведение медицинской экспертизы, услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в санаторно-курортных учреждениях, услуги по санитарному просвещению, непосредственно оказываемые населению.

Пунктом 6 статьи 149 Кодекса установлено, что перечисленные в данной статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено, что медицинская деятельность (за исключением медицинской деятельности, осуществляемой медицинскими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") включена в перечень лицензируемых видов деятельности.

Согласно пункту 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением медицинской деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. N 852 (далее - Положение), медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению к Положению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Требования к организации и выполнению медицинских работ (услуг) в целях лицензирования установлены приказом Минздрава России от 19 августа 2021 г. N 866н (далее - Требования).

Таким образом, на основании вышеуказанного абзаца третьего подпункта 2 пункта 2 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются поименованные в Перечне медицинские услуги по диагностике, профилактике и лечению, оказываемые населению медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, при наличии соответствующей лицензии. При этом следует отметить, что конкретные виды услуг, относящиеся к услугам по диагностике, профилактике и лечению, предусмотрены Положением и Требованиями.

На основании изложенного, при реализации с 1 января 2025 года медицинских услуг, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 Кодекса, медицинскими организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения и не имеющая# оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, такая реализация освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость, в случае соблюдения вышеназванных условий.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора Департамента

В.А. Прокаев

 

При реализации с 1 января 2025 г. медуслуг медорганизациями на УСН, не имеющими общих оснований для освобождения от НДС, освобождение применяется при соблюдении специальных условий для медорганизаций.

 

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 28 октября 2024 г. N 03-07-11/104895

 

Опубликование:

-