Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Информационное сообщение Минфина России от 22 ноября 2024 г. N ИС-аудит-72 "Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии"

 

Уточнена сфера деятельности индивидуальных аудиторов

 

В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать прочие услуги в соответствии со статьей 1 этого Федерального закона. При этом данным Федеральным законом определены ограничения на оказание таких услуг индивидуальным аудитором: он не вправе проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности (часть 3 статьи 5), оказывать иные аудиторские услуги общественно значимым организациям, в том числе общественно значимым организациям на финансовом рынке (части 2 и 3 статьи 5.1).

С целью упорядочения законодательства Российской Федерации, регулирующего аудиторскую деятельность, Федеральным законом от 25 октября 2024 г. N 349-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 349-ФЗ) уточнено, что ограничения на оказание аудиторских и прочих связанных с ними услуг индивидуальным аудитором могут быть установлены не только Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", но и другими федеральными законами (ранее - только Федеральным законом "Об аудиторской деятельности"). В частности, индивидуальный аудитор не вправе:

проводить аудит и иные проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности (статья 5 Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности");

проводить обязательную проверку годового отчета о формировании и пополнении целевого капитала и об использовании, о распределении дохода от целевого капитала (статья 12 Федерального закона "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" (далее - Федеральный закон N 275-ФЗ) в редакции Федерального закона N 349-ФЗ);

оказывать услугу по сопоставлению данных, содержащихся в отчетности иностранного юридического лица, являющегося участником общества с ограниченной ответственностью, представленной в налоговый орган страны, где учреждено это иностранное юридическое лицо (часть 6.2 статьи 4.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации").

Данная норма Федерального закона N 349-ФЗ вступает в силу с 1 марта 2025 г.

 

Изменены подходы к независимым проверкам отчетности, связанной с целевым капиталом

 

Федеральным законом N 275-ФЗ определены подходы к проверкам отчетности, связанной с целевым капиталом некоммерческих организаций (далее - НКО), проводимых аудиторскими организациями. В частности, установлены случаи, в которых такие проверки обязательны, предмет и виды проверок, требования к документам, оформляемым по результатам проверок. На основе анализа правоприменительной практики по данному вопросу Федеральным законом N 349-ФЗ в Федеральный закон N 275-ФЗ внесен ряд изменений, направленных на упорядочение указанных независимых проверок.

Предусмотренные Федеральным законом N 349-ФЗ новации в вопросе независимых проверок отчетности, связанной с целевым капиталом НКО, вступают в силу с 1 марта 2025 г.

 

Независимая проверка отчетности получателя дохода от целевого капитала, не являющегося собственником такого капитала

 

Исходя из Федерального закона N 275-ФЗ в редакции Федерального закона N 349-ФЗ:

обязательные аудиторские услуги оказываются получателю дохода от целевого капитала, не являющегося собственником такого капитала, если размер финансирования этого получателя за счет дохода от целевого капитала в течение отчетного года составляет более 5 млн руб. (далее - получатель дохода-несобственник);

обязательные аудиторские услуги включают: обязательный аудит и выполнение задания, обеспечивающего разумную уверенность (ранее - только обязательный аудит);

предмет обязательного аудита - годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность получателя дохода-несобственника (ранее - бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность в части использования дохода от целевого капитала);

предмет задания, обеспечивающего разумную уверенность, - соблюдение получателем дохода-несобственником порядка использования дохода от целевого капитала, установленного Федеральным законом N 275-ФЗ;

применимыми стандартами аудиторской деятельности являются: МСА, регулирующие проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (в отношении проведения обязательного аудита), МСЗОУ 3000 (пересмотренный) "Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов" (в отношении задания, обеспечивающего разумную уверенность);

документом, оформляемым по результатам оказания услуг, является аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Данное аудиторское заключение должно содержать: мнение о достоверности этой отчетности, мнение о соблюдении порядка использования дохода от целевого капитала (ранее - мнение о достоверности отчетности в части использования дохода от целевого капитала). Мнение о соблюдении порядка использования дохода от целевого капитала должно быть включено в аудиторское заключение в виде отдельного раздела. Такой раздел может быть озаглавлен "Заключение о результатах проверки, проведенной в соответствии с Федеральным законом "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций"; он должен содержать отсылку к МСЗОУ 3000 (пересмотренный) и все минимально необходимые элементы заключения, предусмотренные этим стандартом, за исключением тех элементов, которые включены в иные разделы аудиторского заключения (например, указание лиц, которым адресовано заключение, подписи).

 

Независимая проверка отчетности НКО-собственника целевого капитала 1

 

Исходя из Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и Федерального закона N 275-ФЗ в редакции Федерального закона N 349-ФЗ, НКО-собственнику целевого капитала оказываются следующие обязательные аудиторские услуги (ранее согласно Федеральному закону N 275-ФЗ - обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, связанной с формированием и пополнением целевого капитала, использованием, распределением дохода от целевого капитала, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 млн. руб.):

 

Вид НКО-собственника целевого капитала

Оказываемые аудиторские услуги

вид

предмет

- отвечает хотя бы одному условию обязательного аудита 2

- балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 млн. руб.

обязательный аудит

годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность

выполнение задания, обеспечивающего разумную уверенность

годовой отчет о формировании и пополнении целевого капитала и об использовании, о распределении дохода от целевого капитала

- отвечает хотя бы одному условию обязательного аудита

- балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, не превышает на конец отчетного года 20 млн. руб.

обязательный аудит

годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность

- не отвечает ни одному условию обязательного аудита

- балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 млн. руб.

выполнение задания, обеспечивающего разумную уверенность

годовой отчет о формировании и пополнении целевого капитала и об использовании, о распределении дохода от целевого капитала

- не отвечает ни одному условию обязательного аудита

- балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, не превышает на конец отчетного года 20 млн. руб.

х

х

 

Состав информации, включаемой в годовой отчет о формировании и пополнении целевого капитала и об использовании, о распределении дохода от целевого капитала, установлен частью 2 статьи 12 Федерального закона N 275-ФЗ.

Применимыми стандартами аудиторской деятельности являются: МСА, регулирующие проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (в отношении проведения обязательного аудита), МСЗОУ 3000 (пересмотренный) (в отношении задания, обеспечивающего разумную уверенность).

В случае, когда НКО-собственнику целевого капитала должна быть оказана как услуга по проведению обязательного аудита, так и услуга по выполнению задания, обеспечивающего разумную уверенность, последняя услуга может оказываться либо в ходе обязательного аудита, либо независимо от проведения обязательного аудита. Решение по данному вопросу принимает НКО-собственник целевого капитала самостоятельно.

По результатам обязательного аудита аудиторская организация составляет аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащее мнение о достоверности этой отчетности.

По результатам выполнения задания, обеспечивающего разумную уверенность, аудиторская организация составляет заключение, содержащее мнение о достоверности годового отчета о формировании и пополнении целевого капитала и об использовании, о распределении дохода от целевого капитала. Исходя из МСЗОУ 3000 (пересмотренный), такое мнение содержательно означает, что данный годовой отчет подготовлен во всех существенных отношениях в соответствии с Федеральным законом N 275-ФЗ и не содержит существенных искажений. Если аудиторская организация выполняет задание, обеспечивающее разумную уверенность, в ходе обязательного аудита, то мнение о достоверности названного годового отчета может быть включено в аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в виде отдельного раздела. Такой раздел может быть озаглавлен "Заключение о результатах проверки, проведенной в соответствии с Федеральным законом "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций"; он должен содержать отсылку к МСЗОУ 3000 (пересмотренный) и все минимально необходимые элементы заключения, предусмотренные этим стандартом, за исключением тех элементов, которые включены в иные разделы аудиторского заключения (например, указание лиц, которым адресовано заключение, подписи).

 

Независимая проверка отчетности специализированной организации управления целевым капиталом

 

Исходя из Федерального закона "Об аудиторской деятельности":

обязательные аудиторские услуги оказываются специализированной организации управления целевым капиталом в случае, когда она удовлетворяет финансовым критериям, предусмотренным этим Федеральным законом;

обязательная аудиторская услуга - обязательный аудит;

предмет проверки - годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность;

применимые стандарты аудиторской деятельности - МСА, регулирующие проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;

документ, оформляемый по результатам оказания обязательной аудиторской услуги, - аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

 

Независимая проверка отчетности управляющей компании по доверительному управлению целевым капиталом

 

Исходя из Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и Федерального закона N 275-ФЗ в редакции Федерального закона N 349-ФЗ, управляющей компании по доверительному управлению целевым капиталом оказываются следующие обязательные аудиторские услуги (ранее согласно Федеральному закону N 275-ФЗ - обязательный аудит бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности управляющей компании, которые связаны с доверительным управлением имуществом, составляющим целевой капитал, а также с выплатой дохода от целевого капитала, если балансовая стоимость находящегося в доверительном управлении имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 45 млн. руб.):

 

Вид управляющей компании

Оказываемые аудиторские услуги

вид

предмет

- отвечает хотя бы одному условию обязательного аудита 3

- балансовая стоимость находящегося в доверительном управлении имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 45 млн. руб.

обязательный аудит

годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность

аудит или

обзорная проверка

(исходя из потребностей НКО-собственника целевого капитала)

отчет о деятельности управляющей компании по доверительному управлению имуществом, составляющим целевой капитал

- отвечает хотя бы одному условию обязательного аудита

- балансовая стоимость находящегося в доверительном управлении имущества, составляющего целевой капитал, не превышает на конец отчетного года 45 млн. руб.

обязательный аудит

годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность

- не отвечает ни одному условию обязательного аудита

- балансовая стоимость находящегося в доверительном управлении имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 45 млн. руб.

аудит или

обзорная проверка

(исходя из потребностей НКО-собственника целевого капитала)

отчет о деятельности управляющей компании по доверительному управлению имуществом, составляющим целевой капитал

- не отвечает ни одному условию обязательного аудита

- балансовая стоимость находящегося в доверительном управлении имущества, составляющего целевой капитал, не превышает на конец отчетного года 45 млн. руб.

х

х

 

Отчет о деятельности управляющей компании по доверительному управлению имуществом, составляющим целевой капитал, подлежит составлению за отчетные периоды, определенные договором доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, но не реже одного раза в год. В контексте стандартов аудиторской деятельности данный отчет целесообразно рассматривать как отчет, содержащий финансовую информацию, систематизированную по специальным правилам 4.

Применимыми стандартами аудиторской деятельности являются: МСА, регулирующие проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (в отношении проведения обязательного аудита), МСА 800 (пересмотренный) "Особенности аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения" (в отношении проведения аудита отчета о деятельности управляющей компании), МСОП 2400 (пересмотренный) "Задания по обзорной проверке финансовой отчетности прошедших периодов" (в отношении проведения обзорной проверки отчета о деятельности управляющей компании).

По результатам обязательного аудита аудиторская организация составляет аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащее мнение о достоверности этой отчетности.

По результатам проверки отчета о деятельности управляющей компании по доверительному управлению имуществом, составляющим целевой капитал, аудиторская организация составляет:

аудиторское заключение, содержащее мнение о соответствии данного отчета правилам его подготовки, описанным в нем (в случае проведения аудита);

заключение, содержащее вывод о том, что по результатам проведенной обзорной проверки не обнаружены факты, которые дали бы аудиторской организации основания полагать, что отчет не подготовлен во всех существенных отношениях в соответствии с правилами его подготовки, описанным в нем (в случае проведения обзорной проверки).

Управляющая компания обязана предоставить копию заключения, составленного по результатам проверки отчета о деятельности управляющей компании по доверительному управлению имуществом, составляющим целевой капитал, НКО-собственнику целевого капитала.

 

Корреспондирующие изменения

 

В связи с корректировкой предмета и вида проверок отчетности, связанной с целевым капиталом, в Федеральном законе N 275-ФЗ в редакции Федерального закона N 349-ФЗ предусмотрено, что высший орган управления НКО-собственника целевого капитала утверждает годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность и годовой отчет о формировании и пополнении целевого капитала и об использовании, о распределении дохода от целевого капитала (ранее - годовой отчет и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность о формировании и пополнении целевого капитала и об использовании, о распределении дохода от целевого капитала).

Аналогичное уточнение внесено в корреспондирующие нормы Федеральном законе N 275-ФЗ, устанавливающие состав административно-управленческих расходов специализированной организации управления целевым капиталом, связанных с формированием и пополнением целевого капитала, с осуществлением деятельности, финансируемой за счет дохода от целевого капитала, а также состав расходов, связанных с доверительным управлением имуществом, составляющим целевой капитал. Данные уточнения не затрагивают порядок финансирования расходов на аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в случаях, когда проведение его является обязательным в силу законодательства Российской Федерации.

 

------------------------------

1 За исключением специализированной организации управления целевым капиталом.

2 НКО имеет организационно-правовую форму фонда, в котором поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 млн. руб.; НКО удовлетворяет финансовым критериям, предусмотренным Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".

3 Управляющая компания удовлетворяет финансовым критериям, предусмотренным Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".

4 См., например, Указания по отражению в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, утвержденные приказом Минфина России от 28 ноября 2001 г. N 97н.

------------------------------

 

Департамент регулирования бухгалтерского учета,
финансовой отчетности и аудиторской деятельности
Минфина России

 

 

Минфин прокомментировал очередные изменения в аудиторском законодательстве. Речь идет, в частности, об изменении подходов к независимым проверкам отчетности, связанной с целевым капиталом, об ограничениях по деятельности индивидуальных аудиторов.

 

Информационное сообщение Минфина России от 22 ноября 2024 г. N ИС-аудит-72 "Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии"

 

Опубликование:

сайт Минфина России (minfin.gov.ru) по состоянию на 21 ноября 2024 г.