Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 7 февраля 2025 г. N 03-07-07/10866
Вопрос: Компания основана в 2012 г. и осуществляет медицинскую деятельность по изготовлению зубных протезов (съемные протезы с использованием искусственных зубов, несъемные протезы, имплантационные протезы, челюстно-лицевые протезы) для стоматологических клиник города.
Мы работаем на ОКВЭД 32.50 "Производство медицинских инструментов и оборудования", эти группировки включают производство стоматологических и ортодонтических протезов.
На основании выданной медицинской лицензии мы выполняем заказы на изготовление зубных протезов по индивидуальным оттискам для каждого конкретного пациента стоматологической клиники на основании заключенного договора с приложением заказ-наряда.
В своей деятельности наша организация руководствуется следующей информацией:
1. Согласно приложению N 1 к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.07.2002 N 238 "Об организации лицензирования медицинской деятельности", зарегистрированному в Министерстве юстиции Российской Федерации 11.10.2002 под N 3856, работы и услуги по специальности "Стоматология ортопедическая" включены в состав доврачебной помощи; амбулаторно-поликлинической помощи, в том числе в условиях дневного стационара и стационара на дому; стационарной помощи, в том числе в условиях дневного стационара. В связи с изложенным зуботехническая лаборатория, являющаяся самостоятельным юридическим лицом, имеющая лицензию на право осуществления работ и услуг "Стоматология ортопедическая" в рамках оказания доврачебной помощи, имеет право на освобождение медицинских услуг по вышеуказанной специальности от налога на добавленную стоимость согласно вышеуказанной норме Кодекса (письмо МНС России от 05.12.2003 N 03-2-06/04/3525/28-АУ230)
2. Росздравнадзор РФ не занимается выдачей Регистрационных Удостоверений медицинских изделий на нашу медико-техническую продукцию (съемные протезы с использованием искусственных зубов, несъемные протезы, имплантационные протезы, челюстно-лицевые протезы).
На данный момент ООО применяет упрощенную систему налогообложения (УСН доходы-расходы), но с января 2025 организации, работающие на УСН, признаются плательщиками НДС.
В связи с вышеизложенным возникает вопрос: освобождается ли от НДС наша медицинская стоматологическая лаборатория, оказывающая вышеперечисленные услуги стоматологическим клиникам по изготовлению зубных протезов и челюстно-лицевых аппаратов?
Ответ: В связи с обращением об освобождении от налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) медицинских услуг, оказываемых с 1 января 2025 года медицинскими организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), Департамент налоговой политики сообщает.
С 1 января 2025 года вступили в силу положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которым организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, признаются налогоплательщиками НДС.
В то же время указанным организациям и индивидуальным предпринимателям предоставляется освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 145 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.
В случае, если с 1 января 2025 года организация или индивидуальный предприниматель, применяющие УСН, не имеют оснований для освобождения от НДС, предусмотренного статьей 145 Кодекса, операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляемые с 1 января 2025 года такими организацией или индивидуальным предпринимателем, облагаются НДС в общеустановленном порядке.
В связи с этим, если организация, применяющая с 1 января 2025 года УСН, оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС не имеет, то операции по реализации товаров (работ, услуг), осуществляемые такой организацией, будут подлежать налогообложению НДС по налоговым ставкам, установленным статьей 164 Кодекса, либо не облагаться данным налогом на основании пункта 2 статьи 146 и статьи 149 Кодекса.
Согласно абзацу 3 подпункта 2 пункта 2 статьи 149 Кодекса от налогообложения НДС освобождаются оказываемые населению медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, медицинские услуги по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2001 г. N 132 (далее - Перечень).
Перечнем предусмотрены медицинские услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, стационарной медицинской помощи, в дневных стационарах и службами врачей общей (семейной) практики, включая проведение медицинской экспертизы, услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в санаторно-курортных учреждениях, услуги по санитарному просвещению, непосредственно оказываемые населению.
Пунктом 6 статьи 149 Кодекса установлено, что перечисленные в данной статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено, что медицинская деятельность (за исключением медицинской деятельности, осуществляемой медицинскими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") включена в перечень лицензируемых видов деятельности.
Согласно пункту 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением медицинской деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. N 852 (далее - Положение), медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению к Положению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Требования к организации и выполнению медицинских работ (услуг) в целях лицензирования установлены приказом Минздрава России от 19 августа 2021 г. N 866н (далее - Требования).
Таким образом, на основании вышеуказанного абзаца третьего подпункта 2 пункта 2 статьи 149 Кодекса от налогообложения НДС освобождаются поименованные в Перечне медицинские услуги по диагностике, профилактике и лечению, оказываемые населению медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, при наличии соответствующей лицензии. При этом следует отметить, что конкретные виды услуг, относящиеся к услугам по диагностике, профилактике и лечению, предусмотрены Положением и Требованиями.
На основании изложенного, при реализации с 1 января 2025 года медицинских услуг, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 Кодекса, медицинскими организациями, применяющими УСН и не имеющими оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, такая реализация освобождается от налогообложения НДС в случае соблюдения вышеназванных условий.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Минфин разъяснил, при каких условиях при реализации с 1 января 2025 г. медицинских услуг не нужно платить НДС организациям, применяющим УСН и не имеющим оснований для освобождения от налога.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 7 февраля 2025 г. N 03-07-07/10866
Опубликование:
-