31 октября 2022 г. |
Дело N А44-5305/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Александровой Е.Н., Трощенко Е.И.,
при участии от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новгородской области Лебедевой О.А. (доверенность от 11.01.2022 N 2), от общества с ограниченной ответственностью "Поликлиника "Полимедика Новгород Великий" Коробейниковой А.А. (доверенность от 18.07.2022), от Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Новгородской области Карпова В.О. (доверенность от 17.12.2021),
рассмотрев 31.10.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Поликлиника "Полимедика Новгород Великий" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 28.02.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2022 по делу N А44-5305/2021,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Новгородской области, адрес: 173015, Великий Новгород, Октябрьская ул., д. 12, корп. 1, ОГРН 1025300804088, ИНН 5321028840 (далее - Фонд), обратился в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Поликлиника "Полимедика Новгород Великий", адрес: 173526, Новгородская обл., Новгородский р-он, рп Панковка, Промышленная ул., д. 1, пом. 9, ОГРН 1185321002921, ИНН 5310022677 (далее - Общество, ООО "Поликлиника "Полимедика Новгород Великий"), о взыскании 38 562 624 руб. 01 коп. неосновательного обогащения в виде полученной доплаты до предельного размера финансового обеспечения Общества за период с февраля по август 2019 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "АльфаСтрахование-ОМС", адрес: 115162, Москва, ул. Шаболовка, д. 31, стр. 11, ОГРН 1047100775963, ИНН 7106060429 (далее - ООО "АльфаСтрахование-ОМС"), акционерное общество "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", адрес: 107045, Москва, Уланский пер., д. 26, пом. 3.01, ОГРН 1027739008440, ИНН 7728170427 (далее - АО "СК "СОГАЗ-Мед"), Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Новгородской области в лице председателя комиссии, адрес: 173005, Великий Новгород, Победы-Софийская пл., д. 1 (далее - Комиссия), Правительство Новгородской области, адрес: 173005, Великий Новгород, Победы-Софийская пл., д. 1, ОГРН 1065321096070, ИНН 5321053652.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 28.02.2022, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2022, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней Общество, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель кассационной жалобы полагает, что примененный истцом расчет исковых требований порочен и не мог быть положен в основу решения суда как не соответствующий действующему законодательству. По мнению заявителя, применение пункта 3 статьи 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), к правоотношениям сторон ошибочно, так как ограничено положениями пункта 4 статьи 453 ГК РФ, а полученные по договорам со страховыми организациями денежные средства не могут считаться неосновательным обогащением. Кроме того, Общество ссылается на то, что судами при рассмотрении спора не дана оценка доводам и представленным Обществом документам, не применен пункт 2.1.1 тарифного соглашения от 16.01.2019, пункт 3 статьи 41 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в действовавшей в спорный период редакции (далее - Закон N 326-ФЗ), правила ведения Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), положения Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н). Суды при разрешении требований опирались только на количество граждан, прикрепленных по одному из двух оснований - по личному заявлению, что является неверным и противоречащим тарифному соглашению, при подписании которого учитывались два типа прикрепления (по территориальном принципу обслуживания приказом Министерства здравоохранения Новгородской области от 21.02.2019 N 103-Д к поликлинике прикреплено 57731 человек), а также исключительно на акт Фонда от 17.12.2021, подписанный ответчиком с возражениями. Суд апелляционной инстанции пришел к противоречащему материалам дела выводу о том, что население, прикрепленное по территориально-участковому принципу к ответчику, обсуживалось другими медицинскими организациями. Помимо прочего, Общество ссылается на то, что принятые судами акты нарушают сложившуюся судебную практику касательно надлежащих сторон спора, где неосновательное обогащение взыскивалось в пользу страховой медицинской организации.
В отзывах на кассационную жалобу Фонд и ООО "АльфаСтрахование-ОМС" просят оставить ее без удовлетворения, считая принятые судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Фонда и Комиссии возражали против ее удовлетворения.
Другие третьи лица, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что между Фондом и ООО "АльфаСтрахование-ОМС" был заключен договор от 01.01.2014 N 6 о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования (ОМС), согласно которому Фонд принял на себя обязательства по финансовому обеспечению деятельности страховой медицинской организации (СМО) в сфере ОМС, а СМО - по оплате медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными в территориальной программе ОМС, за счет целевых средств.
Фондом и открытым акционерным обществом "Страховая компания "РОСНО-МС" (далее - АО "СК "РОСНО-МС"), был заключен договор от 16.01.2012 N 5 о финансовом обеспечении ОМС, согласно которому Фонд принял на себя обязательства по финансовому обеспечению деятельности СМО в сфере обязательного медицинского страхования, а СМО - по оплате медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными в территориальной программе ОМС, за счет целевых средств.
АО "СК "РОСНО-МС" 22.06.2017 изменило наименование на общество с ограниченной ответственностью "ВТБ Медицинское страхование" (далее - ООО "ВТБ МС"), в с 26.03.2020 ООО "ВТБ МС" прекратило свою деятельность путем присоединения к АО "СК "СОГАЗ-Мед".
ООО "АльфаСтрахование-ОМС" в лице Новгородского филиала (СМО) и Обществом был заключен договор от 13.02.2019 N 96 на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС (далее - договор N 96), согласно которому Общество обязалось оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а СМО - оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой ОМС (далее - договор).
ООО "ВТБ МС" в лице Новгородского филиала (СМО) и Обществом был заключен договор от 13.02.2019 N 226 на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС (далее - договор N 226), согласно которому Общество обязалось оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы ОМС, а СМО - оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой ОМС.
Согласно пунктам 3.1 указанных договоров Общество вправе получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании настоящего договора в соответствии с установленными тарифами.
Пунктами 4.1 указанных договоров СМО обязалась оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам, в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (приложение 1 к договору), с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в течение 3 рабочих дней после получения средств обязательного медицинского страхования (ОМС) от территориального фонда обязательного медицинского страхования путем перечисления указанных средств на расчетный счет организации на основании предъявленных организацией счетов и реестров счетов, до 30 числа каждого месяца включительно.
В пунктах 9 и 10 указанных договоров стороны определили срок их действия с 13.02.2019 по 31.12.2019, и установили, что действие договоров продлевается на следующий год, если ни одна из сторон не заявит об их прекращении за 30 дней до его окончания.
Тарифным соглашением в системе обязательного медицинского страхования Новгородской области на 2019 год от 16.01.2019 (далее - тарифное соглашение) определены способы оплаты медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях
Приложением 1 к дополнительному соглашению от 27.02.2019 N 2 к тарифному соглашению Общество включено в перечень медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования на 2019 год, с указанием способа оплаты - по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц в сочетании с оплатой за единицу объема медицинской помощи - за посещение, посещение в неотложной форме, обращение.
Подушевой норматив финансирования медицинских организаций рассчитывается в соответствии с методикой расчета дифференцированных подушевых нормативов финансирования медицинской помощи в амбулаторных условиях, являющейся приложением 2 к тарифному соглашению, и в 2019 году для Общества составлял 123,5 руб. ежемесячно (приложение 2 к дополнительному соглашению от 27.02.2019 N 2 к тарифному соглашению).
Комиссией при выделении плановых объемов, а также при выборе способа оплаты медицинской помощи по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц, для Общества учитывалось обслуживаемое по территориально-участковому принципу население в количестве 57 731 человек, установленное приказом Министерства здравоохранения Новгородской области от 21.02.2019 N 103-Д "Об утверждении Перечня зон обслуживания населения г. Великий Новгород и Новгородского района ООО "Поликлиника "Полимедика Новгород Великий" (далее - приказ N 103-Д).
Соответствующие изменения 27.02.2019 внесены в тарифное соглашение дополнительным соглашением 2 (приложение 2) для Общества с учетом прикрепленных лиц, застрахованных в ООО "АльфаСтрахование-ОМС" в количестве 35 856 человек и в Новгородском филиале АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в количестве 21 875 человек.
В соответствии с пунктами 5.14 договоров N 96, 226 Общество обязано представить до 1 числа каждого месяца включительно в СМО в электронном виде и (или) на бумажном носителе сведения о численности застрахованных лиц (приложение 2 к договору) и списки застрахованных лиц (с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения, номера полиса ОМС), выбравших ООО "Поликлиника "Полимедика Новгород Великий" для оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях, информацию об изменении представленных ранее сведений, о возникших обстоятельствах, которые могут привести к нарушению требований стандартов медицинской помощи.
ООО "Поликлиника "Полимедика Новгород Великий" сведения о численности застрахованных лиц в страховые компании не предоставляло.
Таким образом, финансирование Общества за период с февраля по август 2019 года осуществлялось по подушевому нормативу финансирования на основании приказа N 103-Д из расчета 57 731 человек без учета фактической численности прикрепленных лиц.
Вместе с тем, при рассмотрении Арбитражным судом Новгородской области дела N А44-3715/2020 установлено, что количество прикрепленных к ООО "Поликлиника "Полимедика Новгород Великий" граждан, согласно проведенной сторонами с участием Фонда сверки, составило в сентябре 5 788 чел., в октябре 6 485 чел., в ноябре 7 264 чел., в декабре 7 880 чел.
Полагая, что в период с февраля по август 2019 года оплата медицинской помощи должна была производиться исходя из количества фактически прикрепленных граждан к медицинской организации, тогда как оплата внесена в большем объеме, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Возражая относительно заявленных требований, Общество ссылалось на то, что в соответствии с заключенными договорами N 96, 226 оно вправе получать средства за оказанную медицинскую помощь в соответствии с установленными тарифами. Ответчик не мог получать непосредственно от истца денежные средства, тем более в отсутствие правовых оснований в качестве неосновательного обогащения. В спорном периоде обеими страховыми организациями по результатам полной и всесторонней проверки счетов Общества на авансирование и окончательный расчет сформированы соответствующие заявки в ТФОМС. ТФОМС, в свою очередь, по результатам проверки обоснованности заявок в соответствии с приказом ФФОМС от 28.02.2019 N 36 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию", действовавшим в спорный период, произвел по ним оплату. Следовательно, полученные Обществом по договорам со страховыми медицинскими организациями денежные средства не могут считаться неосновательным обогащением. Ввиду того, что спорные денежные средства получены на основании договоров, заключенных в 2019 году, путем оплаты счетов медицинской организации страховыми медицинскими организациями, неосновательного обогащения в соответствии со статьей 1102 ГК РФ не возникло.
Кроме того, 13.03.2018 заключено соглашение о взаимодействии между Правительством Новгородской области и обществом с ограниченной ответственностью "Медицинская Инвестиционная Группа" (далее - ООО "МИГ"), о создании и последующей эксплуатации объектов здравоохранения для оказания первичной медико-санитарной помощи (далее - ПМСП) взрослому и детскому населению в количестве 57 947 тыс. человек, проживающему на территории мкр. Северный, мкр. Псковский г. Великий Новгород и пос. Панковка Новгородского района, что составляет порядка 25% населения Великого Новгорода (далее - соглашение). Во исполнение своих обязательств по соглашению издан приказ N 103-Д, в соответствии с которым за ООО "Поликлиника "Полимедика Новгород Великий" по территориальному принципу обслуживания закреплено население в количестве 57 731 человек. Согласно данным открытого портала ЕГИСЗ (geoportal.egisz.rosmiNzdrav.ru) за ООО "Поликлиника Полимедика "Новгород Великий" закреплено 58 000 населения. Из количества прикрепленных граждан исходила и комиссия при принятии тарифного соглашения. Как видно из протокола от 27.02.2019 N 4, кКомиссия распределяла объемы Обществу с учетом прикрепленного населения. Однако Фонд при предъявлении требований опирается только на количество граждан, прикрепленных по одному из двух оснований - по личному заявлению, что является неверным и противоречащим тарифному соглашению, при подписании которого учитывались оба типа прикрепления.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы Общества, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 326-ФЗ участниками ОМС являются территориальные фонды, страховые медицинские организации (СМО), медицинские организации (МО).
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 326-ФЗ правовое положение территориального фонда определяется федеральным законом о государственных социальных фондах, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
На основании части 2 той же статьи территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
В силу части 5 статьи 26 упомянутого Закона расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения: 1) выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования; 2) исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, и (или) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан; 3) исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в результате принятия законов и (или) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; 4) ведения дела по обязательному медицинскому страхованию страховыми медицинскими организациями; 5) выполнения функций органа управления территориального фонда.
Данный перечень расходов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 144 БК РФ бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
В силу статьи 28 вышеназванного Кодекса бюджетная система Российской Федерации основана на принципах адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).
Как указано в пункте 1 статьи 147 БК РФ, расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 14 Закона N 326-ФЗ средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в страховую медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (целевые средства). Для осуществления операций с целевыми средствами страховые медицинские организации открывают отдельные банковские счета в кредитных организациях, соответствующих требованиям, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 28 Закона N 326-ФЗ получение страховой медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования не влечет за собой перехода этих средств в собственность страховой медицинской организации, за исключением случаев, установленных настоящим Законом.
В соответствии со статьей 37 Закона N 326-ФЗ право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
По договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В силу части 1 статьи 39 указанного Закона договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, территориальным фондом и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
На основании части 2 статьи 39 Закона N 326-ФЗ по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Согласно части 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования.
Тарифным соглашением определены способы оплаты медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях, в том числе установлен порядок оплаты медицинской помощи в амбулаторных условиях по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц.
Выбор гражданином медицинской организации в рамках ОМС производится в соответствии с частями 1, 6 статьи 21 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), и порядком выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 N 406н (далее - порядок).
В части 1 статьи 21 Закона N 323-ФЗ закреплено право гражданина на выбор врача и медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.
Согласно порядку выбор или замена медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, осуществляется гражданином, достигшим совершеннолетия либо приобретшим дееспособность в полном объеме до достижения совершеннолетия (для ребенка до достижения им совершеннолетия либо до приобретения им дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия - его родителями или другими законными представителями), путем обращения в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь. Для выбора медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, гражданин лично или через своего представителя обращается в выбранную им медицинскую организацию (далее - медицинская организация, принявшая заявление) с письменным заявлением, о выборе медицинской организации.
Суды обоснованно указали, что приказом, на который ссылается заявитель, утвержден перечень зон обслуживания населения Великого Новгорода и Новгородского района Обществом, но не производилось автоматическое закрепление за медицинской организацией населения в количестве 57 947 человек, поскольку прикрепление к медицинской организации физических лиц производится в добровольном порядке.
По условиям пунктов 5.14 договоров N 96, 226 и приложений 1, объем медицинской помощи определяется с учетом числа прикрепленных лиц.
При этом финансирование Общества за период с февраля по август 2019 года произведено по подушевому нормативу финансирования из расчета 57 947 человек без учета фактической численности прикрепленных лиц.
В рассматриваемом случае судами установлено, что произведенный объем финансирования был связан с тем, что в нарушение условий пунктов 5.14 договоров N 96, 226 информация о численности застрахованных лиц и документы, подтверждающие численность лиц, выбравших ООО "Поликлиника "Полимедика Новгород Великий" как медицинскую организацию, оказывающую первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях, от медицинской организации за указанный период не поступали.
Между тем, согласно акту сверки количества фактически прикрепленных граждан к ООО "Поликлиника "Полимедика Новгород Великий" итоговое количество прикрепленных граждан за период с февраля по август 2019 года, застрахованных в Новгородском филиале ООО "АльфаСтрахование-ОМС", составило 5 046 чел., а застрахованных в Новгородском филиале АО "СК "СОГАЗ-Мед" - 3 464 чел.
Принимая во внимание, что доказательства фактического оказания ООО "Поликлиника "Полимедика Новгород Великий" медицинских услуг в спорный период времени населению в количестве 57 947 человек в материалы дела не представлены и вопреки мнению Общества, суды пришли к правомерному выводу, что остальные граждане, не обращавшиеся в спорный период времени в указанную медицинскую организацию, прикреплены и обслуживались в других медицинских организациях.
В силу пункта 2.1.1 тарифного соглашения предельный размер финансового обеспечения медицинской организации, имеющей прикрепившихся лиц (в рублях) рассчитывается исходя из численности застрахованных лиц, прикрепленных к данной медицинской организации.
Фондом представлен расчет, которым определена сумма необоснованной доплаты ООО "Поликлиника "Полимедика Новгород Великий" за период с февраля по август 2019 года в общем размере 38 562 624 руб. 01 коп.
Ссылка подателя жалобы на неправомерный расчет количества прикрепленных граждан исходя из одного критерия (прикрепление по личному заявлению) судом округа отклоняется как основанная на неправильном толковании норм материального права, что также подтверждается выводами суда по делу N А44-2929/2022 между теми же сторонами спора. Кроме того, выводы судов в части принятия расчета Фонда как обоснованного не противоречат пункту 2.1.1 тарифного соглашения.
Пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В силу пункта 3 статьи 1103 ГК РФ, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
Поскольку частью 3 статьи 28 Закона N 326-ФЗ получение страховой медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования не влечет за собой перехода этих средств в собственность страховой медицинской организации, суды пришли к выводу о возникновении на стороне ответчика неосновательного обогащения в размере необоснованно полученных денежных средств, имеющих целевое назначение, правомерно применили положения пункта 1 статьи 1102 ГК РФ и удовлетворили требования Фонда в заявленном размере.
При этом судами было установлено неисполнение Обществом обязательств по предоставлению сведений в СМО о численности застрахованных лиц, в связи с чем на основании пункта 3 статьи 1103 ГК РФ, суды пришли к выводу, что может быть произведен возврат полученных Обществом средств, и в рассматриваемом случае признания договора недействительным либо незаключенным не требуется. Поскольку Фонд осуществляет управление средствами ОМС, денежные средства получены Обществом через СМО от Фонда, излишне перечисленные Обществу средства подлежат взысканию в пользу Фонда.
Ссылки заявителя о невозможности применения к рассматриваемым отношениям положений о неосновательном обогащении правомерно отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку Общество получило денежные средства в качестве оплаты по договорам N 96, 226, отношения по которым регулируются как положениями Гражданского кодекса Российской Федеоации, так и нормами законодательства об ОМС.
Иные доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов и мотивированно отклонены.
Так, суды обоснованно указали, что сведения открытого портала ЕГИСЗ (о закреплении за ООО "Поликлиника Полимедика "Новгород Великий" 58 000 населения), сами по себе не свидетельствует о праве оплаты медицинской помощи с учетом указанного числа граждан, проживающих на закрепленной территории, обслуживание которых производится иными медицинскими организациями.
В тоже время, несвоевременное внесение в Единый регистр застрахованных лиц сведений автоматически не свидетельствует о праве Общества на расчет оплаты с учетом всего населения в количестве 57 731 человек, в ином случае иные медицинское организации, фактически оказавшие услуги населению, не получат полную оплату за оказанные медицинское услуги.
Акт проверки КРУ ТФОМС за период с марта по декабрь 2019 года доказательством правомерности получения средств не является, поскольку нарушения при оплате услуг могут быть выявлены и после названной проверки.
При изложенных обстоятельствах, оснований не согласиться с выводами судов по доводам кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Выводы судов не противоречат фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права к установленным обстоятельствам. Суд кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 АПК РФ не наделен полномочиями по переоценке доказательств по делу.
Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 28.02.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2022 по делу N А44-5305/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Поликлиника "Полимедика Новгород Великий" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку частью 3 статьи 28 Закона N 326-ФЗ получение страховой медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования не влечет за собой перехода этих средств в собственность страховой медицинской организации, суды пришли к выводу о возникновении на стороне ответчика неосновательного обогащения в размере необоснованно полученных денежных средств, имеющих целевое назначение, правомерно применили положения пункта 1 статьи 1102 ГК РФ и удовлетворили требования Фонда в заявленном размере.
При этом судами было установлено неисполнение Обществом обязательств по предоставлению сведений в СМО о численности застрахованных лиц, в связи с чем на основании пункта 3 статьи 1103 ГК РФ, суды пришли к выводу, что может быть произведен возврат полученных Обществом средств, и в рассматриваемом случае признания договора недействительным либо незаключенным не требуется. Поскольку Фонд осуществляет управление средствами ОМС, денежные средства получены Обществом через СМО от Фонда, излишне перечисленные Обществу средства подлежат взысканию в пользу Фонда.
Ссылки заявителя о невозможности применения к рассматриваемым отношениям положений о неосновательном обогащении правомерно отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку Общество получило денежные средства в качестве оплаты по договорам N 96, 226, отношения по которым регулируются как положениями Гражданского кодекса Российской Федеоации, так и нормами законодательства об ОМС."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 октября 2022 г. N Ф07-12397/22 по делу N А44-5305/2021