Какие нововведения ожидают бухгалтера бюджетной сферы в 2025 году?
январь 2025 г.
Традиционно наступление нового года связано не только с приятными хлопотами, но и с изменениями в законодательстве. Вот и в 2025 году бухгалтеров бюджетной сферы ожидает целый ряд нововведений. Разбираться в изменившихся правилах работы приходится очень оперативно, ведь применять многие новшества нужно будет сразу после новогодних каникул. Чтобы не допускать ошибок и свести к минимуму риск возникновения претензий при проверках, необходимо быть в курсе всех изменений. Итак, в 2025 году нас ждут...
1. Новые федеральные стандарты бухучета
Если быть точным, в 2025 году новых стандартов в действие не вводится. Однако предстоит серьезная работа в преддверии вступления в силу с 1 января 2026 года шести федеральных стандартов.
Во-первых, 2025 год - последний, когда учреждения будут вести бухгалтерский / бюджетный учет по Инструкциям N 157н, 162н, 174н, 183н и составлять отчетность по Инструкциям N 33н и 191н. С 1 января 2026 года Инструкции упраздняются, и бюджетная сфера перейдет на ведение учета по федеральным стандартам. Уже готовы Стандарты по учету, в статусе проектов пока находятся Стандарты по отчетности. Так что в 2025 году будем изучать предусмотренные новыми Стандартами правила и методологические новшества.
Во-вторых, с 2026 года будет стандартизирован порядок осуществления учреждениями внутреннего финансового контроля. Уже разработан проект Стандарта "Внутренний контроль". Он установит единые требования к организации и осуществлению внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, внутреннего контроля бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности. На основании стандартизированных правил учреждения должны принять свое положение о внутреннем контроле - основополагающий документ, определяющий политику внутреннего контроля во взаимосвязи с учетной политикой. Сделать это нужно до 31 декабря 2025 года с тем, чтобы с 1 января 2026 года начать работать по новым правилам.
2. Новшества в бухгалтерском / бюджетном учете
Очередными изменениями Инструкции N 157н в 2023 году Минфин ввел особые правила определения с 1 января 2025 года первоначальной стоимости непроизведенных активов, за исключением земли, при вовлечении их в экономический / хозяйственный оборот. В связи с этим субъекту учета, реализующему функции по управлению государственным имуществом в сфере пользования соответствующими непроизведенными активами, необходимо утвердить отраслевой стандарт и закрепить в нем порядок ведения бюджетного учета непроизведенных ресурсов.
3. Новшества в порядке формирования бухгалтерской и бюджетной отчетности
3.1. Годовой отчет - 2024 учреждениям всех типов предстоит формировать по обновленным правилам: Минфин России скорректировал обе инструкции по отчетности. Ряд новых требований к бюджетной отчетности будет применяться начиная с отчетных периодов 2025 года.
Подробно обо всех требованиях, критериях и особенностях составления годовой отчетности - 2024 - в специальных памятках ГАРАНТа: |
|||
В преддверии годового отчета мы обновили Путеводители по отчетности казенных, бюджетных и автономных учреждений. В них вы найдете практические советы по заполнению каждой отчетной формы, примеры, иллюстрации и удобные аналитические таблицы |
|||
Конференция для бухгалтеров, экономистов и аудиторов бюджетной сферы Годовой отчет - 2024: новое в заполнении отчетных форм, налоги, инвентаризация, ЭДО Годовой отчет-2024: анализируем дебиторскую и кредиторскую задолженность |
3.2. Напомним также, что федеральные министерства и ведомства представляют консолидированную годовую, квартальную и месячную бюджетную отчетность и бухгалтерскую отчетность бюджетных и автономных учреждений в сроки, ежегодно устанавливаемые Федеральным казначейством. Сроки сдачи годового отчета - 2024 и промежуточной отчетности в 2025 году определены приказом Федерального казначейства от 23.10.2024 N 15н (находится на регистрации в Минюсте).
3.3. Из-за новогодних праздников казначейство перенесло сроки представления в январе 2025 года ежемесячной бюджетной отчетности за декабрь 2024 года. Так, главным администраторам средств федерального бюджета следует отчитаться не позднее 20 января 2025 года; в том числе в этот срок сдать нужно Справку по консолидируемым расчетам (ф. 0503125). Финансовые органы субъектов РФ должны сдать отчетность не позднее 24 января 2025 года.
4. Отчет о результатах деятельности учреждения - по новым правилам
Скорректированы Общие требования к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного / муниципального учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества. Изменения вступят в силу с 1 февраля 2025 года и должны применяться при составлении отчета за 2024 год. На подготовку отчета теперь дается больше времени, при этом расширен объем показателей, подлежащих отражению в отчете. Основные нововведения - здесь.
5. Изменения в применении КОСГУ, КВР и других КБК
5.1. В 2025 году Порядок применения КОСГУ N 209н будет действовать с учетом поправок, внесенных приказом Минфина России от 04.10.2024 N 146н. Изначально Минфин планировал скорректировать больше элементов КОСГУ, но в утвержденный приказ вошло только одно нововведение: с 2025 года расходы на работы по консервации объекта незавершенного строительства будут относиться на подстатью 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ. В 2024 году такие расходы отражались по КОСГУ 225 "Работы, услуги по содержанию имущества".
5.2. В 2025 году правила формирования и применения КБК по-прежнему будет регламентировать Порядок N 82н. Однако в течение 2024 года в него был внесен ряд изменений, которые надлежит применять с 2025 года. Так, весной было скорректировано назначение КВР 247 "Закупка энергетических ресурсов" - на него будут относиться практически все расходы по оплате коммунальных услуг. Кроме того, введены два новых КВР для отражения платы по договору лизинга.
И буквально пока мы готовили этот обзор. регистрацию в Минюсте России прошли еще одни серьезные поправки в Порядок N 82н (приказ Минфина России от 13.11.2024 N 166н). Данными поправками с 2025 года предусмотрено введение нового кода аналитической группы подвида доходов, целого комплекта новых КВР, а также важные уточнения назначения ряда действующих КБК и упразднение одного из них.
Детальный разбор новшеств в части КОСГУ, КВР и других КБК - в Обзоре "КВР и КОСГУ - 2025. Важные изменения" |
5.3. Действующие Перечни КБК, утвержденные приказом Минфина России от 01.06.2023 N 80н, при составлении и исполнении бюджетов на 2025 год и плановый период не применяются! На следующий год и плановый период приказом Минфина России от 10.06.2024 N 85н утверждены новые перечни. Отличий более чем достаточно. В частности, новые КБК потребовались в связи с разработкой целого блока новых национальных проектов, а также в связи с масштабной налоговой реформой, благодаря которой с 2025 года введены многоступенчатая шкала НДФЛ и туристический налог.
Сопоставительные таблицы от Минфина России на 2025 год •Разделы (подразделы) / КВР (федеральный бюджет) •Разделы (подразделы) / КВР (бюджеты субъектов РФ) •Формы обоснований бюджетных ассигнований / направления расходов / КВР |
6. Новые формы электронных первичных документов
С 1 января 2025 года все без исключения организации бюджетной сферы начнут использовать еще целый ряд первичных учетных документов и электронных регистров бухгалтерского учета, утвержденных Приказом N 61н. Минфин России регулярно дополняет Приказ N 61н новыми формами. Так, в 2023 году приказом Минфина России от 30.10.2023 N 174н были утверждены пять новых форм первичных документов для оформления результатов инвентаризации; централизованные федералы применяли их уже в 2024 году, остальные учреждения обязаны начать с 2025 года.
Помимо введения дополнительных шаблонов Минфин скорректировал и порядок применения ряда действующих форм. Все подробности - в специальном обзоре |
7. Новый размер МРОТ и зависящие от него выплаты
С 1 января 2025 года МРОТ составляет 22 440 рублей, что на 3 198 рублей выше нынешнего значения. Напомним, что согласно ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда / трудовые обязанности, не может быть ниже МРОТ. Зарплата ниже МРОТ является поводом для прихода проверки трудовой инспекции.
Величина МРОТ в отдельных случаях может повлиять и на размер пособий по социальному страхованию.
Как МРОТ влияет на расчет пособий, расскажет Энциклопедия решений •Расчет пособий из МРОТ, если фактический заработок низкий или отсутствует: - пособие по временной нетрудоспособности; - ежемесячное пособие по уходу за ребенком; |
|
Справочная информация |
8. Упраздняются Методические указания N 49 по проведению инвентаризации
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49, в свое время предназначались для работы организаций всех сфер деятельности, в том числе для государственных и муниципальных учреждений.
Прошло время, бюджетная сфера обзавелась своей нормативной базой, и после вступления в силу Стандарта "Концептуальные основы..." Минфин неоднократно подчеркивал: Методические указания N 49 не являются нормативным правовым документом, требования которого обязательны для проведения инвентаризации в организациях бюджетной сферы. Отдельные их положения, не противоречащие законодательству, допускалось включить в документы учетной политики, регулирующие процедуру проведения инвентаризации в учреждении.
Но с 2024 года основные требования к инвентаризации активов и обязательств закреплены в Стандарте "Учетная политика, оценочные значения и ошибки". И у организаций коммерческого сектора появился свой федеральный стандарт бухгалтерского учета "Инвентаризация". С началом его применения - с 1 апреля 2025 года - упраздняются Методические указания N 49.
Общие требования к инвентаризации в организациях бюджетной сферы: обзор основных моментов |
9. Формирование бюджетных смет федеральных учреждений - по новым правилам
В середине 2024 года для федеральных казенных учреждений Минфин России дополнительно к действовавшему на тот момент перечню форм обоснований / расчетов плановых сметных показателей утвердил еще шесть новых формы, которые нужно применять начиная с подготовки бюджетной сметы на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 гг.
В помощь федеральным КУ ведомство разработало Методические рекомендации, которые содержат подробный порядок формирования обоснований / расчетов, включая внутриформенные контрольные соотношения, для отдельных направлений расходов с учетом особенностей для учреждений, подведомственных разным федеральным органам.
При формировании или корректировке бюджетной сметы загляните в специальный раздел Путеводителя по формам документов для бюджетной сферы |
10. Единые правила предоставления субсидий на федеральном уровне
С 1 июня 2024 года в силу вступили единые Правила предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям на иные цели. Применять эти Правила нужно начиная с предоставления субсидий в 2025 г. Подробнее - в нашем материале.
В числе прочего новые правила субсидирования предполагают, что для предоставления субсидий подведомственным учреждениям орган - учредитель формирует и ведет в ГИС "Электронный бюджет" реестр субсидий. По каждой субсидии в реестр заносится определенный перечень информации - так формируется реестровая запись. Но если реестр субсидий содержит сведения, составляющие государственную тайну, его предписано вести на бумажном носителе. В этом случае информация, составляющая реестровую запись, должна быть сформирована и утверждена учредителем по специальной форме и согласована с Минфином России. Ведомство утвердило такую форму - она также начнет применяться при выделении субсидий в 2025 году.
11. Для федеральных учреждений - упрощенная процедура согласования договоров аренды
Правительство РФ скорректировало Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федеральных учреждений, упростив процедуру согласования распоряжения недвижимым имуществом, закрепленным за федеральными учреждениями всех типов. В частности, с 2025 года максимально простой и быстрой станет процедура согласования договора аренды малых площадей (до 2,5 кв.м) на срок не более 5 лет для размещения банкоматов, платежных терминалов, вендинговые аппаратов и т.п. Подробности - здесь.
12. Увеличение размеров госпошлины по сделкам с недвижимостью
С 1 января 2025 года значительно повышаются размеры госпошлин за отдельные регистрационные действия с недвижимостью. В частности, предусматривается увеличение госпошлины за государственную регистрацию договоров аренды, уступки прав требования по договорам аренды, если такие договоры подлежат регистрации в ЕГРН. Для организаций ее размер будет составлять 44 000 рублей (в 2024 году для большинства организаций - 22 000 руб.)
13. Казначейское сопровождение с новшествами
Средства, подлежащие казначейскому сопровождению в 2025 году, определены положениями ст. 5 Закона о федеральном бюджете - 2025. В сравнении с прошлым годом есть несколько принципиальных отличий, которые касаются федеральных БУ и АУ. Есть отличия и в части казначейского сопровождения средств МБТ и бюджетных кредитов.
Подробно о том, какие средства в 2025 г. подлежат казначейскому сопровождению с открытием лицевых счетов в органах Федерального казначейства - в Энциклопедии решений |
14. Заключение контракта по Закону N 44-ФЗ - только в письменной форме
В последних числах декабря внесены поправки в Закон N 44-ФЗ. Согласно обновленным нормам для всех заключаемых в соответствии с Законом N 44-ФЗ контрактов, в том числе государственных и муниципальных, с 1 января 2025 года письменная форма является обязательной. Указанное требование важно учитывать и при упрощенных способах осуществления закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
15. Новое в порядке учета бюджетных обязательств федералов
Осенью 2023 года Минфин скорректировал Порядок N 258н учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета. Часть изменений вступает в силу с 1 января 2025 года.
Так, сокращен предельный срок внесения изменений в поставленные на учет бюджетные обязательства, возникшие на основании госконтрактов, подлежащих включению в реестр контрактов. Соответствующие изменения в части кодов бюджетной классификации должны быть внесены получателем бюджетных средств не позднее первого февраля текущего финансового года.
В бюджетные обязательства, поставленные на учет до начала текущего финансового года, исполнение которых осуществляется в текущем финансовом году, казначейские органы вносят изменения в первый рабочий день текущего финансового года по КБК, действующим в текущем финансовом году на момент внесения указанных изменений.
16. Новые правила финобеспечения предупредительных мер по сокращению травматизма
С 2025 года действуют новые правила финансирования мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний, а также санаторно-курортного лечения работников, занятых на вредных и опасных работах. Работодателям станет проще получить возмещение затрат на охрану труда, ведь вместо объемного покате документов (как это было еще в 2024 году), теперь в Социальный фонд достаточно представить заявление и план финансового обеспечения предупредительных мер.
17. Повышение окладов госслужащим , выплат военным и силовикам
С 2025 года увеличены размеры окладов и ежемесячного денежного поощрения госслужащих, установленные Указом Президента РФ N 763. Прибавка полагается чиновникам прокуратуры и таможенных органов, налоговым инспекторам, служащим Федерального казначейства и др.
Одновременно с этим увеличены оклады:
- за классный чин государственных гражданских служащих;
- за классные чины юстиции.
Также с нового года на 4,5% проиндексированы отдельные выплаты военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, добровольцам и уволенным со службы силовикам.
18. Новые правила оформления и оплаты труда наставников
В Трудовом кодексе прописали особенности регулирования труда наставников. Наделить сотрудника функциями наставника можно будет только с его письменного согласия. Содержание, сроки и форму выполнения обязанностей наставника нужно прописать в трудовом договоре с ним. Наставничество должно оплачиваться - размеры и условия осуществления выплат также устанавливаются трудовым договором. Новые нормы вступят в силу с 1 марта 2025 года
19. Компенсация неиспользованных отгулов при увольнении
С 1 марта 2025 г. в ТК РФ появятся новые нормы, согласно которым работодатель обязан компенсировать отгулы за работу в выходные и праздничные дни при увольнении работника.
20. Следить за офисными аптечками - обязанность работодателя
С 1 марта 2025 года вступают в силу новые требования Минтруда к размещению, хранению и использованию аптечки для оказания первой помощи работникам. Требования распространяются и на работодателей, и на работников. Работодатель обязан обеспечить контроль за комплектацией аптечек, их наполнением, сроком службы (сроком годности) медизделий, которыми укомплектованы аптечки.
Напомним, что нарушение нормативных требований охраны труда влечет ответственность в виде штрафа по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
21. С социальным заказом могут работать все регионы
Успешное прохождение апробации механизма соцзаказа позволило распространить реализацию Закона о социальном заказе с 1 января 2025 года на всей территории страны. Теперь соцзаказ разделен на федеральный, региональный и муниципальный. Регионы и муниципалитеты получили право определять отрасли социальной сферы, в которых будет применяться Закон о соцзаказе, и / или отдельные услуги в рамках этих отраслей. Исполнителей соцзаказа будут отбирать по показателям эффективности.
22. СФР прекращает возмещать работодателям расходы по выплате пособия на погребение
В настоящее время выплату социального пособия на погребение умершего работника осуществляет работодатель на основании справки о смерти. Затем СФР возмещает страхователю эти расходы на основании заявления и той же справки. С 2025 года СФР переходит на прямые выплаты этого пособия: фонд будет возмещать непосредственно гражданам расходы на погребение, минуя расчеты с организацией-страхователем. Заявление о назначении социального пособия гражданин сможет подать лично в Фонд или в электронной форме через портал Госуслуг.
23. Главные налоговые новшества
Налоговая реформа - 2025 принесла ряд масштабных изменений, затрагивающих многие налоги и налоговые режимы. В частности, с 1 января:
- вводятся новые коды доходов и вычетов для НДФЛ-отчетности;
- на смену курортному сбору приходит туристический налог;
- почти на четверть увеличена предельная величина базы для страховых взносов на 2025 год;
- действует особый порядок расчета пени за несвоевременную уплату налогов;
- некоторые автономные учреждения на УСН станут платить НДС;
- разъездным работникам повышен лимит "заграничных" суточных, не облагаемых НДФЛ и взносами;
- все ветеринарные услуги, независимо от источника финансирования, освобождены от НДС.
А еще прогрессивная шкала НДФЛ, увеличение стандартных вычетов, повышение ставки налога на прибыль, изменения в части взаимодействия с налоговыми органами...
Эти и другие важные новации по налогам и страховым взносам, вступающие в силу в наступившем году, которые нельзя пропустить бухгалтеру - бюджетнику, представлены в Обзоре "Главные налоговые новшества - 2025 для бухгалтера бюджетной сферы".
Интернет-семинар Специально для бюджетной сферы. Новации и особенности налогообложения |