город Омск
15 мая 2009 г. |
Дело N А75-8517/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Радченко Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1475/2009) межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ханты - Мансийскому автономному округу на решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа от 27.01.2009 по делу N А75-8517/2008 (судья Мингазетдинов М.М.), принятое по заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ханты - Мансийскому автономному округу к Муниципальному учреждению "Центр аварийно-ремонтных работ" о взыскании 7 756 руб. 25 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ханты - Мансийскому автономному округу - не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;
от Муниципального учреждения "Центр аварийно-ремонтных работ" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
установил:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - МИФНС РФ N3 по ХМАО-Югре, Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о взыскании с Муниципального учреждения "Центр аварийно-ремонтных работ" (далее - МУ "ЦАРР", налогоплательщик) пени по налогу на добавленную стоимость (налоговый агент) в размере 7 756 руб. 25 коп.
Решением от 27.01.2009 по делу N А75-8517/2008 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отказал в удовлетворении заявленного МИФНС РФ N 3 по ХМАО-Югре требования.
Отказывая в удовлетворении заявленного инспекцией требования, суд первой инстанции указал на пропуск установленных законодательством сроков бесспорного взыскания (сроков на обращение в суд за взысканием) задолженности по налогу, что исключает возможность принудительного взыскания пеней.
В апелляционной жалобе МИФНС РФ N 3 по ХМАО-Югре просит решение арбитражного суда об отказе в удовлетворении заявленного им требования отменить, принять по делу новый судебный акт со ссылкой на нарушение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
По мнению подателя жалобы, вывод суда о невозможности взыскания пеней основан на неверной трактовке положений статей 46,48,70,75 Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с тем, что ответчик является бюджетным учреждением, бесспорный порядок взыскания задолженности в отношении которого не может быть применен, начало течения срока взыскания задолженности в судебном порядке должно исчисляться с момента выставления требования об уплате пени, а именно с 07.05.2008.
МУ "ЦАРР" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
МИФНС РФ N 3 по ХМАО-Югре и МУ "ЦАРР", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили.
Суд апелляционной инстанции на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Муниципальное учреждение "Центр аварийно-ремонтных работ" зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре 23.12.1998 года, свидетельство о государственной регистрации предприятия N 1048600204641.
В 2004 году МУ "ЦАРР" арендовало муниципальное имущество у органа местного самоуправления, в связи с чем в соответствии подпунктом 1 пунктом 1 статьи 146, пунктом 3 статьи 161, пунктом 5 статьи 173, пунктом 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) исполняло обязанности налогового агента, связанные с исчислением и уплатой в бюджет налога на добавленную стоимость, и 20.02.2004 представило в налоговых орган налоговую декларацию по НДС за январь 2004 года, согласно которой сумма налога на добавленную стоимость (налоговый агент) (далее - НДС НА), подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента, составила 80 439 руб. (л.д.30-40).
Срок уплаты указанной суммы НДС НА - 20.02.2004 (статья 174 НК РФ).
Поскольку налогоплательщиком в указанный срок сумма начисленного НДС НА не была уплачена, налоговый орган в соответствии со статьей 75 НК РФ начислил проценты от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, сумма пени, согласно расчета налогового органа за период с 09.02.2007 по 07.05.2008 составила 7 756 руб. 25 коп.
10.05.2008 Инспекцией в адрес МУ "ЦАРР" направлено требование N 721 по состоянию на 07.05.2008 об уплате недоимки по пени.
Указанным требованием МУ "ЦАРР" было предложено уплатить в срок до 23.05.2008 недоимку по пени, начисленным за несвоевременную уплату НДС НА за январь 2004 года (срок уплаты - 20.02.2004), в сумме 7 756 руб. 25 коп.
Поскольку в установленный срок требование в полном объеме не было исполнено, МИФНС РФ N 3 по ХМАО-Югре обратилось с заявлением о взыскании неуплаченной суммы задолженности в арбитражный суд.
27.01.2009 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вынес судебный акт, являющийся предметом апелляционного обжалования по данному делу.
Суд апелляционной инстанции, повторно исследовав все имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, пени в размере 7 756 руб. 25 коп. начислены за период с 09.02.2007 по 07.05.2008 на непогашенную задолженность по НДС НА за январь 2004 года.
В соответствии с п. 1 ст. 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Пунктом 6 ст. 75 НК РФ предусмотрено, что взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки, то есть пени являются дополнительным обязательством по отношению к задолженности по налогам. В отношении пеней, начисленных на недоимку, подлежат применению общие правила исчисления срока давности взыскания, согласно которым при истечении срока давности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, так как дополнительное обязательство существует неразрывно от главного.
В соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации при неуплате налогоплательщиком налога в установленный срок требование об уплате недоимки (в том числе пени) должно быть направлено ему не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты.
Согласно статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с должника - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы задолженности. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Исходя из положений пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71, пункта 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5, исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. При этом данный срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Из пункта 6 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003г. N 71 следует, что при определении предельного срока обращения налогового органа с заявлением в суд необходимо учитывать совокупность сроков, установленных статьями 48 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом вышеприведенных правовых норм, суд первой инстанции, по убеждению апелляционного суда, пришел к правомерному и обоснованному к выводу о пропуске налоговым органом на дату обращения в суд с настоящим требованием (24.11.2008) срока, установленного статьями 46 -47 НК РФ, как на бесспорное взыскание имеющейся у налогоплательщика задолженности по НДС НА, так и на взыскание её в судебном порядке.
При этом, в нарушение требований статьи 65, 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Инспекцией в материалы дела не представлено каких-либо доказательств того, что налоговым органом предпринимались все действия, предусмотренные НК РФ, по взысканию данной задолженности.
Таким образом, поскольку инспекцией пропущена совокупность сроков взыскания налога, установленных статьями 70, 46, 47 НК РФ, то взыскание начисленных на эту сумму пеней, за пределами указанных сроков противоречит положениям статей 70 и 46 НК РФ, а также позиции, изложенной в пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 и в пункте 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.03 N 71.
Не может служить основанием для отмены судебного акта по делу и ссылка подателя жалобы на положения Федерального закона N 137-ФЗ от 27.07.2006, изменившего порядок взыскания задолженности с бюджетных учреждений, не имеющих открытых счетов в отделениях банков (п.2 ст.45 НК РФ).
Отсутствие у налогового органа в рассматриваемой ситуации права на взыскание задолженности в бесспорном порядке не освобождает его от обязанности по соблюдению сроков направления требования об уплате недоимки по налогам, штрафам, пени, а также не может быть учтено при подсчете общего срока давности взыскания, определяемом в соответствии с требованиями ст.48 НК РФ.
Имея в виду, что данный срок является пресекательным и не подлежащим восстановлению, в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении заявленного требования.
Никаких исключений в части сроков обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании налогов и пеней с бюджетных учреждений ни Налоговым кодексом Российской Федерации, ни иными законодательными актами о налогах и сборах не предусмотрено.
Принимая во внимание обстоятельства рассматриваемого спора, связанные с утратой права на взыскание основной задолженности по НДС НА за январь 2004 года к моменту вступления в силу Федерального закона N 137-ФЗ от 27.07.2006 (01.01.2007), ссылка налогового органа на положения данного нормативно-правового акта судом апелляционной инстанции отклоняется.
При этом, суд апелляционной инстанции также отклоняет за несостоятельностью довод апелляционной жалобы о том, что срок на обращение в суд с требованием о взыскании пеней должен исчисляться с даты их начисления, а не со срока, установленного для уплаты самого налога.
Как уже указывалось, пропуск налоговым органом сроков взыскания задолженности по налогу препятствует взысканию и пеней, начисленных за нарушение сроков уплаты этого налога, так как в силу статьи 72 НК РФ пени являются лишь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, а статья 75 НК РФ устанавливает правило об уплате пеней одновременно с уплатой налога или после его уплаты в полном объеме.
При таких обстоятельствах Восьмой арбитражный апелляционной суд находит соответствующим фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам вывод суда первой инстанции о незаконности требования налогового органа о взыскании пеней за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость (налоговый агент), срок взыскания по которым им пропущен.
Таким образом, отказав в удовлетворении требования МИФНС РФ N 3 по ХМАО-Югре, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27.01.2009 по делу N А75-8517/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-8517/2008
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N3 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре
Ответчик: Муниципальное учреждение "Центр аварийно-ремонтных работ"
Хронология рассмотрения дела:
15.05.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1475/2009