г. Санкт-Петербург
03 марта 2009 г. |
Дело N А42-5855/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л. П. Загараевой,
судей М. В. Будылевой, В. А. Семиглазова
при ведении протокола судебного заседания: О. В. Карповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1234/2009) Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.12.2008 г. по делу N А42-5855/2008 (судья Т. Н. Спичак), принятое
по иску (заявлению) ОАО "Мурманский губернский флот"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску
о признании частично недействительным решения
при участии:
от истца (заявителя): Я. В. Шишкина, доверенность от 10.07.2008 г.; А. В. Соколов, доверенность от 24.02.2009 г.;
от ответчика (должника): не явился (извещен, уведомление N 875989);
установил:
Открытое акционерное общество "Мурманский губернский флот" (далее - ОАО "Мурманский губернский флот", общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску (далее - налоговый орган, инспекция, ИФНС РФ по Мурманску, ответчик) о признании частично недействительным решения от 01.09.2008 г. N 68211.
Решением суда первой инстанции от 05.12.2008 г. требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ИФНС РФ по Мурманску просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Представитель Инспекции в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя Инспекции.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2008 г. налоговым органом было вынесено оспариваемое решение.
Оспариваемой частью указанного решения Обществу доначислен НДС в размере 2633019 руб. за 1 квартал 2008 г., предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Налоговый орган в обоснование своей позиции ссылается на то, что услуги по предоставлению во временное пользование (фрахтование на время) морского судна с экипажем освобождаются от обложения НДС при условии использования арендуемого судна для перевозок между портами, находящимися за пределами территории Российской Федерации.
Согласно представленным в ходе камеральной проверки документам налоговым органом установлено, что судно М-0064 "Николай Репников" передано ОАО "Мурманский губернский флот" во временное пользование (фрахт) на определенный срок, укомплектованное экипажем для осуществления рыбного промысла. Доказательств использования судна для осуществления перевозок между портами, находящимися за пределами территории Российской Федерации, не представлено.
Положения абзаца пункта 2 статьи 148 НК РФ в данной ситуации не применимы, так как судно использовалось фрахтователем не для перевозки грузов между иностранными портами, а фактически использовалось для осуществления рыбного промысла за пределами территории Российской Федерации.
В случае представления российской организацией транспортных средств по договору фрахтования, не предполагающему перевозку (транспортировку), местом реализации данных услуг признается территория Российской Федерации. При этом российская организация, оказывающая данные услуги, обязана исчислить в общеустановленном порядке и уплатить в бюджет НДС. Налоговый орган полагает, что Общество необоснованно применило положения подпункта 2 пункта 2 статьи 148 НК РФ в отношении услуг по сдаче в аренду судна.
Изучив материалы дела и выслушав объяснения представителя Общества, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в связи со следующими обстоятельствами.
В соответствии с договором аренды от 13.06.2007 г. N 26-АР/2008 между ОАО "Мурманский губернский флот" и ФГУП "ПИНРО" Общество сдавало в аренду ФГУП "ПИНРО" рыболовное судно М-0064 "Николай Репников" для проведения работ по вылову водных биологических ресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях (тайм-чартер).
Согласно актам приема-сдачи судна в аренду и из аренды, прием судна в аренду и сдача судна из аренды осуществлялись за пределами 12-мильной зоны.
Полученная за указанные услуги выручка не была включена Обществом в налогооблагаемую базу по НДС и была отражена в налоговой декларации как реализация работ (услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС являются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно статье 67 Конституции Российской Федерации территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" территориальное море - это примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль.
Согласно статье 1 Федерального закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" исключительная экономическая зона Российской Федерации - это морской район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, то есть исключительная экономическая зона Российской Федерации не является территорией Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен статьей 148 НК РФ, в соответствии с подпунктом 5 пункта 1.1 которой в целях применения главы 21 НК РФ местом реализации работ (услуг) не признается территория Российской Федерации, если услуги по перевозке (транспортировке) и услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой, транспортировкой, фрахтованием, не перечислены в подпунктах 4.1 и 4.2 пункта 1 статьи 148 НК РФ.
Согласно подпункту 4.1 пункта 1 статьи 148 НК РФ местом реализации услуг признается территория Российской Федерации, если транспортные средства по договору фрахтования, предполагающему перевозку (транспортировку) на этих транспортных средствах, предоставляются российскими организациями и индивидуальными предпринимателями, и пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации.
Следовательно, местом реализации услуг по предоставлению морских судов с экипажем во временное пользование для лова, добычи и переработки водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, оказываемых российскими организациями, в том числе по договорам с другими российскими организациями, не признается территория Российской Федерации. Соответственно, указанные услуги не являются объектом налогообложения по НДС на территории Российской Федерации.
Более того, исходя из систематического толкования положений статьи 148 НК РФ, местом реализации услуг не признается территория Российской Федерации, если предоставляются услуги по фрахтованию и морское судно используется за ее пределами.
Согласно пункту 4 статьи 148 НК РФ документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются: контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами; документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
Обществом для подтверждения факта оказания услуг за пределами территории Российской Федерации представлены копия договора, акты сдачи-приемки судна и иные документы, которые в совокупности подтверждают указанное обстоятельство.
Суд первой инстанции правомерно посчитал, что для определения того, является ли полученная от сдачи судна в аренду по договору от 13.06.2007 г. выручка объектом обложения по НДС, применяются положения подпункта 5 пункта 1.1 статьи 148 НК РФ.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 5 декабря 2008 г. по делу N А42-5855/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-5855/2008
Истец: ОАО "Мурманский губернский флот"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Мурманску
Хронология рассмотрения дела:
07.06.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4867/2010
19.11.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10291/09
11.06.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А42-5855/2008
03.03.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1234/2009