Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2013 г. N 09АП-5457/13 (ключевые темы: налоговая декларация - оператор связи - налогоплательщики, плательщики сборов - административные регламенты - электронный документ)

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2013 г. N 09АП-5457/13

 

г. Москва

 

18 марта 2013 г.

Дело N А40-107240/12-90-539

 

Резолютивная часть постановления объявлена 12.03.2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 18.03.2013 года.

 

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи В.Я. Голобородько,

Судей Н.О. Окуловой, Р.Г. Нагаева

при ведении протокола судебного заседания секретарем М.А. Прозоровской

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.12.2012 г.

по делу N А40-107240/12-90-539, принятое судьей И.О. Петровым

по заявлению ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС"

(ОГРН 1022302933630, 119435, г. Москва, ул. Б. Пироговская, д. 27, стр. 3)

к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4

(ОГРН 1047707041990, 107139, г. Москва, Орликов пер., д.З, стр. 1)

о признании полностью (частично) недействительными ненормативных актов

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Прокофьева Е.В. по дов. N б/н от 27.12.2012

от заинтересованного лица - Мелешков О.Н. по дов. N 11794 от 31.08.2012

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "ИНТЕР РАО ЕЭС" обратилось в суд с заявлением о признании недействительными решений Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4:

-N 200КВ01 от 16.01.2012 г. "Об отказе в возмещении частично суммы НДС заявленной к возмещению",

-N 8 от 16.01.2012 г. "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС"" в части предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

С решением суда не согласился налоговый орган, обратился с апелляционной жалобой, обращение с которой мотивирует тем, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

Налогоплательщик представил отзыв на апелляционную жалобу, в которой просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст.266,268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, оснований к отмене решения не усматривает.

Межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 была проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2008 года (корректировка N 2 от 09.12.2010 г.), предоставленной ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" (т.д. N 1 л.д. N79-106).

По результатам камеральной налоговой проверки составлен Акт камеральной налоговой проверки от 03.11.2011 N 179 (т.д. N 1 л.д. N38-43).

Общество в срок, установленный п. 6 ст. 100 НК РФ, направило в адрес налогового органа возражения по отдельным положениям Акта (т.д. N 1 л.д. N44-46).

Налоговый орган, рассмотрев Акт, а также представленные письменные возражения по отдельным положениям Акта, вынес решения:

"Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" от 16.01.2012 N 8 (т.д. N 1 л.д. N47-58);

"Об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению", от 16.01.2012 N 2008КВ01 (т.д. N 1 л.д. N59-60);

"О возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению", от 16.01.2012 N 2008КВ01.

Согласно указанным решениям Обществу было отказано в возмещении НДС в размере 17 689 674 руб. В связи с этим, Обществом 10 февраля 2012 года была подана апелляционная жалоба в ФНС России на решения налогового органа (т.д. N 1 л.д. N61-68).

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Решением ФНС России от 03.05.2012 N СА-4-9/7437@ (получено Обществом 08.05.2012) решения налогового органа оставлены без изменения (т.д. N 1 л.д. N69-78).

В Решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 16.01.2012 N 8 налоговый орган, отказывая в возмещении спорной суммы налога на основании положений п. 2 ст. 173 НК РФ, указал, что Декларация была представлена Обществом в электронном виде по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода - 20 июля 2011 года.

В Решении налоговый орган приводит следующие доводы:

- факт представления налоговой декларации в налоговый орган подтверждается формированием налоговым органом квитанции о приеме Декларации. При этом налоговый орган указывает, что Обществом такая квитанция не представлена;

- электронная цифровая подпись налогоплательщика (представителя), которой подписан поступивший электронный документ, на момент его поступления в налоговый орган должна быть действующей, в то время как на момент поступления в налоговый орган Декларации истек срок действия сертификата электронной цифровой подписи абонента (Некрасова Татьяна Брониславовна ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС").

Суд, анализируя представленные по делу документы, пришел к правильному выводу, что решения налогового органа, оспариваемые заявителем полностью (частично) приняты в нарушение норм налогового законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя ввиду следующего

Датой представления налоговой декларации в электронном виде является дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи -09 декабря 2010 года.

В Решении налоговый орган указывает, что факт представления налоговой декларации в налоговый орган подтверждается формированием налоговым органом квитанции о приеме Декларации. Поскольку Обществом такая квитанция не представлена, Декларация не может считаться представленной 09 декабря 2010 года.

Данный вывод налоговый орган делает на основании положений Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденными Приказом ФНС России от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@ и Административного регламента ФНС по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме)

налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утвержденный Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н.

Суд правомерно посчитал вывод налогового органа необоснованным, не соответствующим законодательству РФ по следующим основаниям.

В соответствии с п. 4 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

В соответствии с п. 7 ст. 80 НК РФ с 02 сентября 2010 года формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с настоящим Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

В период представления Обществом декларации в отношении порядка представления налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме действовали Приказы МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 "Об утверждении Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи", от 10.12.2002 N БГ-3-32/705@ "Об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи".

Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 "Об утверждении Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" предусмотрено, что датой представления налоговой декларации в электронном виде является дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи (т.д. N 1 л.д. N107-109).

Таким образом, акт законодательства о налогах и сборах (НК РФ), а также изданный в соответствии с ним нормативно-правовой акт федерального органа исполнительной власти, однозначно определяют дату, которую следует считать днем представления налоговой декларации, переданной в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи, - как дату отправки такой декларации, которая документально подтверждается специализированным оператором связи.

Между ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" и ЗАО "Производственная фирма "СКБ Контур" заключен Договор на абонентское обслуживание в Системе "Контур-Экстерн" от 28.05.2008 N 003746/08, в соответствии с которым ЗАО "Производственная фирма "СКБ Контур", выступая в качестве специализированного оператора связи, оказывает Обществу услуги по обеспечению защищенного, электронного документооборота в соответствии с действующим законодательством РФ (т.д. N 1 л.д. N110-114).

В подтверждении специализированного оператора связи (ЗАО "Производственная фирма "СКБ Контур") дата отправки Обществом Уточненной декларации (файл: О2320109650_997450001_99749974_08_16289349) зафиксирована дата 09 декабря 2010 года (т.д. N 1 л.д. 115-117).

Кроме того, в отношении спорной Уточненной декларации специализированный оператор связи (ЗАО "Производственная фирма "СКБ Контур") в ответ на запросы Общества от 17.11.2011 N ИН/ЧА/875 (т.д. N 1 л.д. N118) и от 27.07.2012 N ИН/ЧА/464 (т.д. N 1 л.д. N139-145) направил в адрес Общества письма, подтверждающие факт представления Обществом декларации 09 декабря 2010 года:

-Письмо "Подтверждение сдачи отчетности" от 22.11.2011 N 0106-26651/мф (т.д. N 1 л.д. N119), в котором указал, что Обществом посредством системы "Контур- Экстерн" в адрес МРИ ФНС РФ по КН 4 была отправлена следующая форма отчетности:

Название формы: НДС Корректирующий N 2 за 1 квартал 2008 года.

Дата отправки: 09.12.2010 в 13:07.

Имя файла отчета: О2320109650_997450001_99749974_08_ 16289349.

Письмо "Ответ на запрос" от 02.08.2012 N 19237/мф (т.д. N 1 л.д. N146-148), в котором указал, что "Налогоплательщиком Московский филиал ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" (ИНН-КПП: 2320109650-770302001) посредством системы "Контур-Экстерн" 09.12.2010 была представлена в адрес МРИ ФНС РФ по КНN4 отчетность НДС Корректирующий N 2 за 1 квартал 2008 года (O2320109650_997450001_99749974_08_16289349.txt), подписанная уполномоченным лицом - Некрасовой Т.Е.)".

Таким образом, в соответствии с нормами законодательства РФ на основании документального подтверждения специализированного оператора связи датой отправки Декларации является дата - 09 декабря 2010 года.

Позиция Общества в отношении того, что датой представления налоговой декларации в электронном виде является дата ее отправки, документально подтвержденная специализированным оператором связи, полностью согласуется с позицией Министерства финансов РФ.

Так, Минфин РФ в письме от 29.04.2011 N 03-02-08/49 по данному вопросу отмечает следующее: "Таким образом, датой представления налоговой декларации считается дата, указанная в подтверждении специализированного оператора связи, документом, подтверждающим прием налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является квитанция о приеме" (т.д. N 1 л.д. N137-138).

Аналогичная позиция изложена в Письмах Минфина РФ от 01.08.2008 N 03-02-07/1-331, от 11.01.2009 N 03-02-08-1.

Кроме того, данная позиция также подтверждается судебной практикой.

Суд правомерно посчитал ссылку налогового органа в Решении на Методические рекомендации и Административный регламент несостоятельной по следующим основаниям.

Методические рекомендации до настоящего времени не имеют юридической силы, а Административный регламент является документом, регламентирующим действия налогового органа, а не налогоплательщиков.

Методические рекомендации (т.д. N 1 л.д. N121-136), на которые ссылается налоговый орган, как на момент отправки Декларации, так и в настоящее время, не имеют юридической силы, поскольку данный документ не прошел государственную регистрацию в соответствии с Приказом Минюста РФ "Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" от 04.05.2007 N 88 и не был официально опубликован согласно Указу Президента РФ "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" от 23.05.1996 N 763. Кроме того, Приказ ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-6/610R "О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего исполнение Методических рекомендаций, утвержденных Приказом ФНС России от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@", которым вводятся в действие Методические рекомендации, также не прошел государственную регистрацию и не был официально опубликован (т.д. N 1 л.д. N120).

Административный регламент по своей сути является документом, регламентирующим действия налогового органа, а не налогоплательщиков, поскольку в соответствии с п. 1 был разработан в целях повышения качества исполнения государственной функции, создания комфортных условий для налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и их должностных лиц.

Административный регламент определяет лишь последовательность действий должностных лиц инспекций ФНС России при приеме налоговых деклараций (расчетов), направленных налогоплательщиками в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, и не содержит положений относительно порядка определения даты представления налогоплательщиками налоговых деклараций.

Тот факт, что Административный регламент является документом внутреннего пользования, который регламентирует порядок действий налоговых органов, подтверждается разъяснениями Минфина РФ в Письме от 11.01.2009 N 03-02-08-1: "Согласно п. 135 Административного регламента Федеральной итоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утвержденного Приказом Минфина России от 15.01.2008 N 9н, конечным результатом исполнения административной процедуры по приему налоговых деклараций (расчетов) и индивидуальному информированию налогоплательщиков о результатах приема налоговых деклараций (расчетов) при представлении налоговой декларации (расчета) по ТКС является регистрация налоговой декларации (расчета) в информационном ресурсе инспекции ФНС России, направление налогоплательщику (его представителю) квитанции о приеме налоговой декларации (расчета) в виде электронного документа, подписанного ЭЦП уполномоченного представителя инспекции ФНС России".

Методические рекомендации разработаны в целях приведения в соответствие с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 января 2008 года N 9н ведомственных документов ФНС России, регулирующих представление отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, и доработки соответствующих программных средств.

Таким образом, Методические рекомендации также являются документом, носящим межведомственный характер, что подтверждается судебной практикой.

В соответствии с п. 4 ст. 80 НК РФ при передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

В п. 1 Методических рекомендаций дано определение понятию "Подтверждение даты отправки", в соответствии с которым "Подтверждение даты отправки -формируемый специализированным оператором связи или налоговым органом электронный документ, содержащий данные о дате и времени отправки налогоплательщиком (представителем) налоговой декларации (расчета) и документа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи".

В Приложении N 2 к Методическим рекомендациям приводится форма документа, оформляемого в подтверждение даты отправки. При этом необходимо отметить, что данная форма идентична форме подтверждения даты отправки Уточненной декларации (файл: О2320109650 997450001_99749974_08_16289349), выданной специализированным оператором связи (ЗАО "Производственная фирма "СКБ Контур"), где дата отправки зафиксирована - 09 декабря 2010 года (т.д. N 1 л.д. N115).

Методические рекомендации и Административный регламент не содержат положений, определяющих "квитанцию о приеме", формируемую налоговым органом, в качестве документа, подтверждающего факт представления декларации.

В соответствии с п. 1 Методических рекомендаций квитанция о приеме -формируемый налоговым органом электронный документ, подтверждающий факт приема представленной налогоплательщиком (представителем) налоговой декларации (расчета).

Таким образом, Методическими указаниями однозначно определено, что квитанция о приеме является документом, подтверждающим факт приема декларации, а не факт ее представления.

Выводы налогового органа относительно того, что квитанция о приеме подтверждает факт представления декларации, противоречит позиции Минфина РФ. Так, Минфин РФ в письме от 29.04.2011 N 03-02-08/49 указывает следующее: "Таким образом, датой представления налоговой декларации считается дата, указанная в подтверждении специализированного оператора связи, документом, подтверждающим прием налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является квитанция о приеме" (т.д. N 1 л.д. N137-138).

Таким образом, Минфин РФ четко разграничивает между собой два документа:

документ, подтверждающий представление декларации,

-подтверждение специализированного оператора связи; документ, подтверждающий прием декларации,

-квитанция о приеме.

Вывод налогового органа относительно того, что согласно п. 2.9. Методических рекомендаций и п. 135 Административного регламента квитанция подтверждает факт представления декларации, является несостоятельным, поскольку в данных положениях определено лишь то, что формированием квитанцией о приеме завершается электронный документооборот, т.е. завершается процедура приема декларации, что подтверждает Минфин РФ в Письме от 11.01.2009 N 03-02-08-1: "Согласно п. 135 Административного регламента Федеральной налоговой службы но исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм итоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утвержденного Приказом Минфина России от 15.01.2008 N 9н, конечным результатом исполнения административной процедуры по приему налоговых деклараций (расчетов) и индивидуальному информированию налогоплательщиков о результатах приема налоговых деклараций (расчетов) при представлении налоговой декларации (расчета) по ТКС является регистрация налоговой декларации (расчета) в информационном ресурсе инспекции ФНС России, направление налогоплательщику (его представителю) квитанции о приеме налоговой декларации (расчета) в виде электронного документа, подписанного ЭЦП уполномоченного представителя инспекции ФНС России".

Отсутствие у Общества квитанции налогового органа о приеме Декларации не свидетельствует о том, что Декларация не представлялась в налоговый орган 09.12.2010.

В соответствии с п. 4 ст. 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронном виде - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.

Таким образом, НК РФ устанавливает обязанность налогового органа при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме декларации.

Кроме того, в пункте 3.10. Методических рекомендаций, на которые ссылается налоговый орган, определено, что налоговый орган в течение четырех часов с момента поступления электронного документа (документов) налогоплательщика

(представителя) с помощью приемного комплекса выполняет следующую

последовательность действий:

-осуществляет первичный контроль в соответствии с п. п. 2 - 5 раздела I приложения N 6 и, в случае выявления нарушений, формирует уведомление об отказе с указанием причин отказа, подписывает своей ЭЦП и сохраняет в хранилище электронных документов;

-формирует транспортное сообщение, содержащее зашифрованное для налогоплательщика (представителя) подписанное ЭЦП налогового органа уведомление об отказе, и направляет налогоплательщику (представителю) через спецоператора.

Тот факт, что декларация поступила в налоговый орган 09.12.2010 подтверждает налоговый орган в Решении, делая данный вывод из письма ЗАО "ПФ "СКБ Контур" от 27.12.2011 N 30128/МФ/01-02, полученного в ответ на письмо налогового органа (стр. 10 Решения): "Из письма ЗАО "ПФ "СКБ Контур" от 27.12.2011 N 30128/МФ/01-02 следует, что уточненная (корректировка N2) налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2008 года поступила в ПК ГПР 09.12.2010 года в раздел "отвергнутые" декларации с причиной: "не удается найти сертификат и закрытый ключ для расшифровки".

Таким образом, в соответствии с положениями Методических рекомендаций налоговый орган обязан был осуществить первичный контроль поступившей Декларации, и при выявлении нарушений, сформировать уведомление об отказе. Однако таких действий налоговым органом совершено не было, Общество не получало уведомление об отказе.

При этом следует отметить, что до настоящего времени налоговым органом не исполнена обязанность, установленная п. 4 ст. 80 НК РФ, по передаче Обществу квитанции о приеме Декларации, поскольку оснований для отказа в приеме Декларации у налогового органа нет. Именно по этой причине Общество не имеет возможности представить квитанцию налоговому органу.

Таким образом, довод налогового органа относительно того, что Обществом не представлена квитанция о приеме Декларации, является необоснованным и противоречит нормам законодательства РФ, поскольку налоговый орган не исполнил свои обязанности по формированию данной квитанции, а действующее

законодательство РФ не ставит в зависимость факт представления налоговой декларации от наличия либо отсутствия у налогоплательщика квитанции о приеме налоговым органом такой декларации.

Также следует обратить внимание на противоречия выводов налогового органа. Так, ФНС России в Решении по апелляционной жалобе от 03.05.2012 N СА-4-9/7437R указывает: "Таким образом, формирование налоговым органом квитанции о приеме подтверждает факт представления налоговой декларации в налоговый орган, что является основанием для проведения камеральной налоговой проверки в соответствии со статьей 88 Кодекса" (т.д. N 1 л.д. N74).

Вместе с тем, налоговый орган осуществил камеральную проверку Декларации, посчитав ее представленной 20 июля 2011 года, несмотря на то, что до сих пор не осуществил действий по формированию квитанции о приеме. При этом налоговым органом была проведена проверка той же самой Декларации, которую повторно направил в адрес налогового органа специализированный оператор связи по причине того, что налоговым органом при первичной отправке не передавалось ни уведомление об отказе в приеме Декларации, ни квитанция о приеме Декларации.

Таким образом, в выводах налогового органа имеются противоречия,с одной стороны налоговый орган указывает, что камеральная проверка может быть проведена только после совершения налоговым органом действий по формированию квитанции о приеме, а с другой стороны, проводит камеральную проверку Декларации без осуществления действий по формированию такой квитанции. При этом у налогового органа также нет оснований считать датой представления Декларации 20 июля 2011 года, поскольку Обществом отправка Декларации не производилась, а все действия по повторной отправке (дублированию) совершал специализированный оператор связи.

Вывод налогового органа о непредставлении Обществом Декларации лишь по причине того, что налоговый орган не смог открыть полученную Декларацию ввиду поступления ее в раздел "отвергнутые", также не может быть признан обоснованным.

Технический сбой при отправке Декларации не может ставиться в зависимость либо влиять на факт исполнения Обществом обязанности по представлению Декларации, поскольку со своей стороны Общество предприняло все необходимые меры по своевременной отправке декларации и тот факт, что в процессе отправки Декларации произошел сбой программного обеспечения, не свидетельствует о неисполнении либо недобросовестном исполнении Обществом обязанности по представлению Декларации.

Декларация поступила в ПК ГПР 09.12.2010 года в раздел "отвергнутые" декларации с причиной: "не удается найти сертификат и закрытый ключ для расшифровки". Данная информация не доводилась налоговым органом до Общества, в связи с чем Общество не знало и не могло знать о проблемах, возникших у налогового органа в связи с произошедшим техническим сбоем при открытии поступившей декларации.

При этом в ноябре 2010 года приостанавливался электронный документооборот территориальных органов ФНС России и налогоплательщиков в связи с переходом территориальных органов ФНС России на программное обеспечение, реализующее требования Административного регламента и Методических рекомендаций, о чем Общество было проинформировано информационным письмом налогового органа N 06-2-10/18285 (т.д. N 1 л.д. N149). Таким образом, декабрь 2010 года был первым месяцем взаимодействия участников электронного документооборота с

использованием "нового" программного обеспечения, что могло послужить одной из причин произошедшего технического сбоя при получении налоговым органом Декларации.

По вопросу определения даты представления налоговых деклараций в связи с произошедшими техническими сбоями существует положительная судебная практика.

Так, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.08.2008 N А33-17605/07-03АП-922/08-Ф02-3840/08 суд указал: "Исходя из изложенного, в случае, если специализированным оператором связи зафиксировано подтверждение даты отправки налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в пределах срока, установленного пунктом 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик считается своевременно исполнившим свою обязанность по представлению в налоговый орган налоговой декларации. При этом технические ошибки при передаче электронных файлов не влияют на факт исполнения налогоплательщиком указанной обязанности".

Аналогичные выводы сделаны судами в Постановлении ФАС Уральского округа от 06.06.2012 N Ф09-3428/12; Постановлении ФАС Центрального округа от 26.04.2010 по делу N А08-8937/2009-16.

В соответствии с вышеизложенным, вывод налогового органа относительно того, что датой представления Декларации является дата - 20 июля 2011 года, является необоснованным и противоречащим законодательству РФ. Декларация представлена Обществом 09 декабря 2010 года и не выходит за пределы трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Электронная цифровая подпись представителя Общества -Некрасовой Т.Б., которой подписана Декларация, на момент ее поступления в налоговый орган была действующей.

В Решении налоговый орган необоснованно указывает, что ЭЦП представителя Общества (Некрасова Татьяна Брониславовна), которой подписана Декларация, на момент ее поступления в налоговый орган являлась недействующей.

Данный вывод сделан налоговым органом из письма ФГУП "Главный научно-исследовательский вычислительный центр Федеральной налоговой службы" (стр. 4-9 Решения), в котором ГНИВЦ представил историю регистрации сертификатов ключей подписи абонента ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС".

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.0l.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:

-сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания; подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе; электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.

Ст. 8 Закона об ЭЦП закрепляет обязанность по выдаче сертификатов ключей подписей за удостоверяющим центром. В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона об ЭЦП удостоверяющий центр:

-изготавливает сертификаты ключей подписей;

-создает ключи электронных цифровых подписей по обращению участников информационной системы с гарантией сохранения в тайне закрытого ключа электронной цифровой подписи;

-приостанавливает и возобновляет действие сертификатов ключей подписей, а также аннулирует их;

-ведет реестр сертификатов ключей подписей, обеспечивает его актуальность и возможность свободного доступа к нему участников информационных систем;

-проверяет уникальность открытых ключей электронных цифровых подписей в реестре сертификатов ключей подписей и архиве удостоверяющего центра;

-выдает сертификаты ключей подписей в форме документов на бумажных носителях и (или) в форме электронных документов с информацией об их действии;

-осуществляет по обращениям пользователей сертификатов ключей подписей подтверждение подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе в отношении выданных им сертификатов ключей подписей;

-может предоставлять участникам информационных систем иные связанные с использованием электронных цифровых подписей услуги.

Обществом в адрес удостоверяющего центра (ЗАО "ПФ "СКБ Контур") направлен запрос от 27.07.2012 N ИН/ЧА/464 с просьбой дать разъяснения по вопросу действительности сертификатов ключей подписи представителя Общества - Некрасова Т.Б. при направлении Декларации в адрес налогового органа (т.д. N 1 л.д. N139-145).

В ответ на запрос Общество от ЗАО "ПФ "СКБ Контур" получено письмо от 02.08.2012 N 19237/МФ (т.д. N 1 л.д. N146-148), в котором специализированный оператор связи указывает:

"Налогоплательщиком Московский филиал ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" (ИНН- КПП: 2320109650-770302001) посредством системы "Контур - Экстерн" 09.12.2010 была представлена в адрес МРИ ФНС РФ по КН N 4 отчетность НДС Корректирующий N2 за 1 квартал 2008 года (O2320109650_997450001_99749974_08_16289349.txt), подписанная уполномоченным лицом - Некрасовой Т.Б.

Согласно данным Удостоверяющего центра ЗАО "ПФ "СКБ Контур", ранее выданный сертификат на имя Некрасовой Татьяны Брониславовны не был отозван и не аннулировался...

...В период с 10.03.2010 по 10.03.2011 действовал сертификат ЭЦП, выданный на имя Некрасовой Татьяны Брониславовны с отпечатком 29367BDB6768F8A80C80540D1DB084A9779994FC...".

Данное обстоятельство также подтверждается письмом ГНИВЦ (стр. 5 Решения), где в пункте 2 указано, что сертификат абонента (Некрасова Т.Б.), зарегистрированный 02.12.2010 (с правом подписи), действовал в период с 10.03.2010 по 10.03.201l. При этом в письме ГНИВЦ нигде не указано, что данный сертификат был аннулирован.

Таким образом, Общество 09.12.2010 представило в адрес налогового органа Декларацию, подписанную уполномоченным лицом - Некрасовой Т.Б., что документально подтверждает удостоверяющий центр ЗАО "ПФ "СКБ Контур".

Следовательно, довод налогового органа о том, что ЭЦП представителя Общества -Некрасовой Т.Б., которой подписана Декларация, на момент ее поступления в налоговый орган была недействующей, является необоснованным и не соответствующим фактическим обстоятельствам.

Данная позиция согласуется с позицией Минфина РФ, изложенной в Письме от 04.09.2007 N 03-05-05-03/37.

Вместе с тем, даже в случаях, когда налогоплательщиком представляется неподписанная декларация, данный факт не оказывает влияние на факт исполнения налогоплательщиком обязанности по представлению декларации. Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 09.12.2009 N КА-А40/13367-09 суд отметил: "Доводы, изложенные в жалобе, о том, что обязанность общества по представлению декларации не может считаться исполненной, поскольку представленная декларация не подписана руководителем организации, кроме того в декларации наименование организации не совпадает с оттиском печати, отраженном на представленной налогоплательщиком декларации, были предметом рассмотрения судебных инстанций и с учетом установленных фактических обстоятельств дела обоснованно отклонены, поскольку не опровергают факт направления обществом деклараций, и состава правонарушения, предусмотренного статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации, не образуют".

Таким образом, суд считает отказ налогового органа в возмещении суммы НДС за 1 квартал 2008 года в размере 17 689 674 руб., а также предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, необоснованными, а выводы противоречащими законодательству РФ и не соответствующими фактическим обстоятельствам. При изложенных обстоятельствах, суд правомерно посчитал что требования заявителя подлежат удовлетворению.

Доводы апелляционной жалобы повторяют изложенное суду первой инстанции,им дана правильная правовая оценка судом первой инстанции,с которой следует согласиться.

Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене решения суда

На основании статьей Налогового кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 110, 266,267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.12.2012 по делу N А40-107240/12-90-539 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

 

Председательствующий судья

В.Я.Голобородько

 

Судьи

Н.О.Окулова
Р.Г.Нагаев

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.