Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Новости для специалиста по госзакупкам (подготовлено экспертами компании "Гарант")

Новости для специалиста по госзакупкам

Март 2025 года

17 марта 2025 года

Разъяснены нюансы реализации особенностей определения НМЦК при неприменении запрета закупок иностранных товаров в соответствии с Постановлением N 1875

Письмо Минфина России от 3 марта 2025 г. N 24-03-09/20370

В подготовленном специалистами Минфина России письме, в частности, отмечается, что особенности определения начальных цен, предусмотренные подп. "в" п. 7 постановления Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 (далее - Постановление N 1875), не устанавливают порядка расчета значений указанных цен, в связи с чем такие вопросы решаются заказчиком в общем порядке в соответствии с положениями ст. 22 Закона N 44-ФЗ. В то же время положения подп. "и" п. 5 Постановления N 1875, касающиеся 300 тыс. руб., применяются в отношении цены единицы товара, использованной для определения НМЦК. Вместе с тем требования к ценам, используемым для определения цены такой единицы товара, подп. "и" п. 5 Постановления N 1875 не предъявляются.

Напомним, что согласно подп. "и" п. 5 Постановления N 1875 запрет закупки "иностранных" товаров может не применяться в случае закупки товаров, не относящихся к товарам и ПО, указанным в позициях 17, 27, 35, 53, 140, 141, 144 и 146 приложения N 1 к Постановлению N 1875, при которой НМЦК не превышает 1 млн руб. и при этом ни одна из использованных при ее определении цена единицы товара не превышает 300 тыс. руб.

Рекомендуем:

Энциклопедия решений

Предоставление национального режима при закупках по Закону N 44-ФЗ

_______________________________________________

14 марта 2025 года

Можно ли использовать ЕАТ заказчикам, включенным в перечень, предусмотренный п. 5 ч. 11 ст. 24 Закона N 44-ФЗ?

Письмо Минфина России от 18 февраля 2025 г. N 24-01-10/15034

По мнению специалистов Минфина России, осуществление закупки в соответствии с п. 4, п. 5 и п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ с использованием ЕАТ является правом заказчиков, включенных в перечень, предусмотренный п. 5 ч. 11 ст. 24 указанного Федерального закона. При этом использовать ЕАТ указанным заказчикам не запрещено. Решение об использовании ЕАТ заказчик принимает самостоятельно.

Рекомендуем:

Энциклопедия решений

Порядок закупки у единственного контрагента по Закону N 44-ФЗ с применением единого агрегатора торговли (ЕАТ) "Березка"

_______________________________________________

13 марта 2025 года

Положения ст. 95 Закона N 44-ФЗ, устанавливающие основания для изменения условий контрактов, могут скорректировать

Проект федерального закона N 854737-8

В соответствии с законопроектом, подготовленным депутатами Госдумы, предлагается внести ряд изменений в ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. В частности, в случае принятия соответствующего закона, в п. 1.3 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ может появиться указание на возможность изменения условий об объемах и видах работ в контрактах, предметом которых выступает благоустройство территории. Кроме этого, перечень пунктов ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, указанный в п. 10 ч. 1 ст. 95 закона N 44-ФЗ, предполагается дополнить п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Также ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ могут дополнить новым п. 14, согласно которому срок исполнения контракта, предметом которого является оказание услуг по строительному контролю, может быть при необходимости продлен на срок выполнения работ по строительству, в процессе которых осуществляется строительный контроль.

Соответствующий закон может вступить в силу уже 1 июля 2025 года.

Рекомендуем:

Энциклопедия решений

Изменение контракта по Закону N 44-ФЗ

_______________________________________________

12 марта 2025 года

Подготовлен перечень стандартов, которые нельзя будет применять в целях осуществления закупок по Закону N 44-ФЗ

Проект Приказа Минпромторга РФ (подготовлен 03.03.2025)

Минпромторг России в соответствии со ст. 35 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Закон N 162-ФЗ) подготовил проект приказа, которым планируется утвердить перечень стандартов, не предусмотренных ст. 14 Закона N 162-ФЗ, применение которых при осуществлении закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ, а также закупок организациями с участием государства с 1 сентября 2025 года не допускается. В проект указанного перечня включены 139 позиций.

Напомним, что согласно положениям п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупок предполагается использование в описании технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Использование других показателей, требований, обозначений и терминологии допускается только при наличии необходимости, причем в описании объекта закупки должно содержаться обоснование такой необходимости.

____________________________________________

11 марта 2025 года

Экспертный взгляд. 500 выпусков за 5 лет!

Первый выпуск рубрики "Видеоновости. Экспертный взгляд", в которой эксперты компании "Гарант" рассказывают в форме видеосообщений о значимых правовых новостях, делятся авторитетными мнениями по самым разным юридическим, бухгалтерским, кадровым и иным вопросам, мы выпустили в апреле 2020 г.

А на днях у нас вышел пятисотый выпуск проекта! В нём рассмотрены вопросы наступления страхового случая для целей выплаты страхового возмещения.

Благодаря разнообразию рассматриваемых тем, взвешенной правовой позиции и удобному формату "Экспертный взгляд" завоевал доверие профессионального сообщества, стал незаменимым помощником и советчиком.

За последний год для вас были подготовлены выпуски по самым востребованным темам, в частности:

Какие штрафы в госзакупках применяются с 1 марта 2025 года и за что будут штрафовать;

Обязанность и порядок применения машиночитаемой доверенности (МЧД) в ЕИС;

Готовимся к переводу контрактов с единственным поставщиком в электронную форму

и многие другие.

С полным перечнем выпусков можно ознакомиться здесь.

В 2024 году "Экспертный взгляд" освоил ещё и новые площадки, собрав на них тысячи подписчиков: для вашего удобства видеоновости теперь доступны на портале garant.ru в разделе "Аудио- и видеоматериалы", а также в "Яндекс.Дзен", на RuTube и YouTube-каналах компании "Гарант".

Оставайтесь с нами - в дальнейшем в рубрике "Видеоновости. Экспертный взгляд" вас ждут новые интересные материалы!

____________________________________________

10 марта 2025 года

ФАС рассказала об особенностях рассмотрения заявок при закупке по Закону N 44-ФЗ ряда лекарственных препаратов

Письма ФАС России от 24 января 2025 г. N МШ/5676/25, N МШ/5444/25 и N МШ/5675/25

Специалисты ФАС России сообщили, что не соответствует действующему законодательству и образует основание для отклонения заявки в соответствии с положениями п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ наличие в заявке участника закупки предложения о поставке лекарственного препарата с использованием активных веществ:

- "Дапаглифлозин", производителем которого является АО Фармацевтический завод "Польфарма";

- "Акситиниб", производителем которого является ООО "ОнкоТаргет";

- "Руксолитиниб", производителем которого является ООО "ОнкоТаргет".

Рекомендуем:

Энциклопедия решений

Особенности закупки лекарственных средств по Закону N 44-ФЗ

_______________________________________________

7 марта 2025 года

Требования к банкам стран ЕАЭС, выдающим независимые гарантии участникам, вступили в силу

Информационное письмо Минфина России от 28 февраля 2025 г. N 24-01-01/19823

Минфин России сообщил, что Соглашение о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных (муниципальных) закупок вступило в силу 13 февраля 2025 года. Соответственно, требования к банкам, зарегистрированным на территории государства - члена ЕАЭС, установленные п. 2.1 постановления Правительства РФ от 20.12.2021 N 2369 "О требованиях к банкам и фондам содействия кредитованию (гарантийным фондам, фондам поручительств) для целей осуществления закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", также вступили в силу 13 февраля 2025 года.

_______________________________________________

6 марта 2025 года

Разъяснены особенности согласования заключения контрактов с единственным поставщиком юрлицами, осуществляющими закупку за счет бюджетных средств

Информационное письмо Минфина России от 20 февраля 2025 г. N 24-01-06/16146

Специалисты Минфина России рассказали о порядке согласования с контрольным органом возможности заключения контракта с единственным контрагентом юридическим лицом, осуществляющим закупку за счет бюджетных средств, условия предоставления которых предусматривают соблюдение положений Закона N 44-ФЗ. В частности, авторы письма отметили, что положениями Федерального закона от 29.05.2024 N 124-ФЗ (далее - Закон N 124-ФЗ), вступившими в силу 1 января 2025 года, указанные юридические лица, включены в понятие "заказчик", а заключаемый ими гражданско-правовой договор - в понятие "контракт". Соответствующие изменения внесены в Правила согласования контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила). При этом Закон N 124-ФЗ не содержит указаний о применении внесенных им изменений исключительно к закупкам, начатым с 1 января 2025 года.

Таким образом, подчеркивают представители министерства, на указанных выше юридических лиц Правила:

- распространялись до 1 января 2025 года в связи с наличием соответствующих положений в п. 15 Правил, признанном утратившим силу с 1 января 2025 года;

- продолжают с 1 января 2025 года распространяться в связи с отнесением таких юридических лиц к понятию "заказчик".

_______________________________________________

5 марта 2025 года

Применяются ли положения Постановления N 1875 в случае предоставлении участникам преимуществ в соответствии со ст. 28 и 29 Закона N 44-ФЗ?

Письмо Минфина России от 18 февраля 2025 г. N 24-01-09/14923

В подготовленном специалистами Минфина России письме, в частности, разъяснено, что применение положений постановления Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не исключает необходимости применения положений Закона N 44-ФЗ, а также изданных в его реализацию нормативных правовых актов, в том числе распоряжения Правительства РФ от 08.12.2021 N 3500-р (далее - Распоряжение N 3500-р).

Напомним, что Распоряжением N 3500-р утверждены перечни товаров, работ и услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участнику закупки, являющемуся учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, а также являющемуся организацией инвалидов.

Рекомендуем:

Энциклопедия решений

Участие в закупках по Закону N 44-ФЗ организаций инвалидов, учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы

Предоставление национального режима при закупках по Закону N 44-ФЗ

_______________________________________________

4 марта 2025 года

Изменился порядок определения НМЦК при осуществлении закупок медизделий

Приказ Минздрава России от 22 января 2025 г. N 26н (зарег. в Минюсте 27.02.2025)

Согласно новой редакции подп. "а" и подп. "б" п. 10 утвержденного приказом Минздрава России от 15.05.2020 N 450н Порядка определения НМЦК <...> при осуществлении закупок медицинских изделий (далее - Порядок) для определения средневзвешенного значения цены единицы медизделия на основе содержащейся в реестре контрактов информации заказчики могут пользоваться информацией о контрактах, исполненных на территории сопредельных субъектов РФ, в том числе расположенных в иных федеральных округах, а также в регионах, в том числе не являющихся сопредельными, но расположенных в пределах одного федерального округа. В случае отсутствия в реестре контрактов информации о контрактах, удовлетворяющих указанным выше требованиям, заказчиком учитываются не менее трех цен контрактов, исполненных в любом другом регионе.

Указанные изменения вступят в силу 11 марта текущего года.

_______________________________________________

3 марта 2025 года

Изменился перечень банков, уполномоченных на ведение спецсчетов

Распоряжение Правительства РФ от 27 февраля 2025 г. N 469-р

Из перечня банков, на счета в которых вносятся денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок на участие в электронных процедурах закупок, предусмотренных Законом N 44-ФЗ (далее - Перечень), утвержденного распоряжением Правительства РФ от 13.07.2018 N 1451-р, исключены:

- Публичное акционерное общество Банк "Финансовая Корпорация Открытие";

- Публичное акционерное общество РОСБАНК.

В новой редакции Перечень действует с 27 февраля 2025 года.

Напомним, что согласно ч. 4 ст. 44 Закона N 44-ФЗ обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться по выбору участника в виде:

- денежных средств;

- независимой гарантии, предусмотренной ст. 45 Закона N 44-ФЗ.

Как следует из подп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 44 Закона N 44-ФЗ, если участник электронной процедуры принял решение предоставить обеспечение заявки в виде денежных средств, указанные средства в достаточном для обеспечения заявки размере до подачи заявки должны быть внесены участником на банковский счет, открытый участником в банке, включенном в Перечень.

Требования к банкам, в которых участникам открываются специальные счета для внесения денежных средств, обеспечивающих заявки, установлены п. 1 постановления Правительства РФ от 20.12.2021 N 2369.

Требования к договору специального счета, к порядку использования имеющегося у участника банковского счета в качестве специального счета установлены постановлением Правительства РФ от 30.05.2018 N 626.

_______________________________________________

Февраль 2025 года

28 февраля 2025 года

Разъяснены особенности подтверждения соответствия лицензионным требованиям участников закупок услуг охраны

Письмо ФАС России от 18 февраля 2025 г. N ГР/13587/25

Специалисты ФАС России полагают, что обязанность охранной организации уведомлять территориальные органы Росгвардии как по месту выдачи лицензии, так и по месту нахождения объекта охраны возникает только после заключения контракта. Поэтому для участия в закупке наличие указанного уведомления, а также внесение изменений в реестр лицензий не требуется. При этом изменение места осуществления лицензируемого вида деятельности не является основанием для переоформления лицензии на осуществление частной охранной деятельности.

Рекомендуем:

Энциклопедия решений

Требование к участнику закупки по Закону N 44-ФЗ о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством

_______________________________________________

27 февраля 2025 года

Скорректирован перечень товаров, в целях закупки которых в соответствии со ст. 3.1-1 Закона N 223-ФЗ установлены особенности

Распоряжение Правительства РФ от 24 февраля 2025 г. N 421-р

Правительство РФ внесло изменения в Перечень товаров, закупки которых, в случае превышения начальной (максимальной) цены договора установленной Правительством РФ величины, не могут быть осуществлены заказчиками, указанными в ч. 1 ст. 3.1-1 Закона N 223-ФЗ, без согласования с координационным органом Правительства РФ эксплуатационных характеристик этих товаров (далее - Перечень), утвержденный распоряжением Правительства РФ от 18.07.2018 N 1489-р.

Так, в указанный Перечень включены новые виды товаров, в том числе двигатели с искровым зажиганием прочие (код ОКПД 2 28.11.12.190), двигатели внутреннего сгорания поршневые с воспламенением от сжатия прочие (код ОКПД 2 28.11.13), беспилотные авиационные системы (код ОКПД 2 30.30.3). Также в отношении указанной продукции определены значения НМЦД, по достижении которых заказчикам необходимо будет получать соответствующие согласования.

Кроме этого, скорректированы дополнительные требования, предъявляемые при согласовании эксплуатационных характеристик ряда товаров.

Указанные изменения вступили в силу 24 февраля текущего года.

_______________________________________________

26 февраля 2025 года

Должен ли заказчик направлять в ФАС сведения о контрагенте, контракт с которым расторгнут в соответствии с ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ?

Письмо ФАС России от 9 января 2025 г. N 28/289/25

По мнению специалистов антимонопольного ведомства, если в ходе исполнения контракта установлено, что контрагент перестал соответствовать требованиям ст. 31 Закона N 44-ФЗ (за исключением требования, предусмотренного ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ) и/или представил недостоверную информацию о своем соответствии указанным требованиям, заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также направить соответствующее обращение о включении информации о контрагенте в РНП.

Напомним, что в силу п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в том числе если в ходе исполнения контракта установлено, что:

- контрагент и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки или (при закрытых закупках) документацией о закупке требованиям к участникам закупки (за исключением требования об отсутствии информации об участнике в РНП, предусмотренного ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона N 44-ФЗ) и (или) поставляемому товару (подп. "а" п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);

- при определении контрагента контрагент представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подп. "а" п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, что позволило ему стать победителем определения контрагента (подп. "б" п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Рекомендуем:

Энциклопедия решений

Реестр недобросовестных поставщиков по Закону N 44-ФЗ

_______________________________________________

25 февраля 2025 года

ВС РФ признал недействующими разъяснения ФАС России о порядке участия организаций инвалидов в закупках по Закону N 44-ФЗ

Решение ВС РФ от 16 января 2025 г. N АКПИ24-965

ВС РФ признал недействующим со дня издания письмо ФАС России от 10.07.2024 N МШ/60841/24, в котором в том числе было разъяснено, что региональные общественные объединения, созданные в качестве структурных подразделений общероссийского общественного объединения, не обладают общероссийским статусом и положения ст. 29 Закона N 44-ФЗ на них не распространяются.

В решении ВС РФ, в частности, отмечается, что отнесение регионального отделения к структурному подразделению общероссийской организации исключает возможность отнесения указанной организации к категории региональных общественных организаций, под которыми понимаются объединения, действующие в соответствии с уставными целями исключительно в пределах одного субъекта РФ. Поэтому региональное общественное объединение, которое является структурным подразделением общероссийской общественной организации инвалидов, имеет право на получение преференций в соответствии со ст. 29 Закона N 44-ФЗ. При этом Суд подчеркнул, что изложенные в письме антимонопольного органа выводы применяются в качестве нормативного обоснования правоприменительных решений, поэтому оно подлежит признанию не действующим со дня издания.

_______________________________________________

24 февраля 2025 года

ФАС рассказала об особенностях указания информации о товарном знаке в заявках при осуществлении закупок по Закону N 44-ФЗ

Письмо ФАС России от 31 января 2025 г. N ГР/7996/25

В подготовленном специалистами ФАС России письме, в частности, разъяснено, что указание участником в заявке сведений, позволяющих отразить наличие или отсутствие у товара товарного знака (указание регистрационного номера свидетельства, заполнение соответствующей графы посредством указания слов "отсутствует", "нет", иных способов) не противоречит Закону N 44-ФЗ и не является основанием для отклонения заявки участника. При этом комиссии необходимо принимать зависящие от нее разумные и законные меры по установлению наличия или отсутствия товарного знака у товара, предлагаемого к поставке, а также достоверности и актуальности представляемых сведений на основании информации, представленной в составе заявки.

Также в письме подчеркивается, что товарный знак является существенным условием контракта. При этом замена указанного в контракте товарного знака на другой возможна в случае, установленном ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

_______________________________________________

21 февраля 2025 года

Можно ли изменить размер ставки НДС, указанный в контракте?

Письмо Минфина России от 7 февраля 2025 г. N 24-06-07/10915

По мнению специалистов Минфина России, размер процентной ставки НДС не является существенным условием контракта и может быть изменен путем заключения дополнительного соглашения без изменения цены контракта. При этом наличие или отсутствие в цене контракта суммы НДС не влияет на порядок налогообложения операций, предусмотренных положениями главы 21 НК РФ.

Рекомендуем:

Энциклопедия решений

Учет НДС при определении цены контракта по Закону N 44-ФЗ

_______________________________________________

20 февраля 2025 года

Минфин рассказал о порядке применения положений ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в отношении "розничных" закупок

Письмо Минфина России от 22 января 2025 г. N 24-06-09/4707

Письмо Минфина России от 12 февраля 2025 г. N 24-06-09/12540

В подготовленных представителями министерства письмах, в частности, разъяснено, что если контракт, заключенный в том числе в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, является договором розничной купли-продажи, такой договор считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека, электронного или иного документа, подтверждающего оплату товара, если иное не предусмотрено таким договором, условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель.

При этом если наличные денежные средства на осуществление закупки выданы работнику заказчика под отчет, приложенный к авансовому отчету документ, подтверждающий произведенные подотчетным лицом расходы на закупку товаров, работ, услуг, связанные с осуществлением деятельности заказчика, является в понимании ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ заключенным в простой письменной форме контрактом.

Напомним, что в соответствии с ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в редакции, вступившей в силу 1 января 2025 года, контракт в указанных в данной норме случаях должен быть заключен в простой письменной форме в соответствии с положениями ГК РФ для совершения сделок.

Рекомендуем:

Энциклопедия решений

Форма и содержание контракта, заключаемого по Закону N 44-ФЗ с единственным поставщиком

_______________________________________________

19 февраля 2025 года

Нюансы отражения стоимостных показателей в первичке по закупкам

Письмо Минфина России от 1 ноября 2024 г. N 02-06-08/107585

В соответствии с требованиями Правил ведения реестра контрактов информация и документы о приемке товаров, работ, услуг подлежат включению в реестр контрактов. При этом оговорен следующий порядок указания в документе о приемке разрядности цены:

- цена за единицу товара, работы, услуги округляется по математическим правилам округления до 11 цифр после запятой;

- стоимость исполненных поставщиком / подрядчиком / исполнителем обязательств по поставке товара, выполнению работы, оказанию услуги, сумма налога (при наличии) округляются по математическим правилам округления до 2 цифр после запятой.

Одновременно с этим с целью устранения погрешности округления предусмотрена возможность корректировки в последнем документе о приемке стоимости исполненных контрагентом обязательств.

При расчете суммы ущерба при исполнении контракта необходимо исходить из того, что единицей измерения для стоимостных показателей, в том числе в целях бухгалтерского учета, выступает рубль, состоящий из 100 копеек, а его значение отражается с разрядностью до второго десятичного знака после запятой.

_______________________________________________

18 февраля 2025 года

Изменился перечень банков, уполномоченных на ведение спецсчетов

Распоряжение Правительства РФ от 13 февраля 2025 г. N 316-р

Правительство РФ внесло изменения в утвержденный распоряжением от 13.07.2018 N 1451-р перечень банков, на счета в которых вносятся денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок на участие в электронных процедурах закупок, предусмотренных Законом N 44-ФЗ (далее - Перечень).

В указанный Перечень включены:

- Общество с ограниченной ответственностью "Хоум Кредит энд Финанс Банк";

- Акционерный коммерческий банк "Абсолют Банк" (публичное акционерное общество);

- АКЦИОНЕРНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК "МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БАНК" (ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО);

- ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО;

- Акционерное общество "Экспобанк".

При этом из Перечня исключен Коммерческий Банк "ЛОКО-Банк" (акционерное общество).

В новой редакции Перечень действует с 13 февраля текущего года.

Напомним, что согласно ч. 4 ст. 44 Закона N 44-ФЗ обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться по выбору участника в виде:

- денежных средств;

- независимой гарантии, предусмотренной ст. 45 Закона N 44-ФЗ.

Как следует из подп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 44 Закона N 44-ФЗ, если участник электронной процедуры принял решение предоставить обеспечение заявки в виде денежных средств, указанные средства в достаточном для обеспечения заявки размере до подачи заявки должны быть внесены участником на банковский счет, открытый участником в банке, включенном в Перечень.

Требования к банкам, в которых участникам открываются специальные счета для внесения денежных средств, обеспечивающих заявки, установлены п. 1 постановления Правительства РФ от 20.12.2021 N 2369.

Требования к договору специального счета, к порядку использования имеющегося у участника банковского счета в качестве специального счета установлены постановлением Правительства РФ от 30.05.2018 N 626.

____________________________________________

17 февраля 2025 года

Ключевая ставка: ЦБ вновь сохранил, а депутаты предлагают ограничить изменения в дальнейшем

Информационное сообщение Банка России от 14 февраля 2025 года

Проект федерального закона N 840374-8

Совет директоров Банка России принял решение сохранить ключевую ставку в размере 21 % годовых. Напомним, что на таком уровне ставка находится с 28 октября 2024 года.

Банк объясняет свое решение о сохранении ставки тем, что текущее инфляционное давление остается высоким. Рост внутреннего спроса по-прежнему значительно опережает возможности расширения предложения товаров и услуг. Вместе с тем более выраженным стало охлаждение кредитной активности, растет склонность населения к сбережению. По оценке Банка России, достигнутая жесткость денежно-кредитных условий формирует необходимые предпосылки для возобновления процесса дезинфляции и возвращения инфляции к цели в 2026 году. По прогнозу ЦБ, годовая инфляция снизится до 7-8 % в 2025 году, вернется к 4,0% в 2026 году.

26 февраля 2025 года Банк России опубликует Резюме обсуждения ключевой ставки. Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 21 марта 2025 года.

Обратите внимание, что накануне заседания ЦБ по ставке, 13.02.2025, в Госдуму внесен законопроект N 840374-8, направленный на ограничение изменения ключевой ставки Центробанком. В частности, предлагается разрешить Банку России повышать процентную ставку более чем на сто базисных пунктов только с согласия Госдумы.

Как всегда, напоминаем, что размер ключевой ставки имеет значение при начислении заказчикам и поставщикам пеней за просрочку исполнения обязательств по контракту в соответствии с ч. 5 и ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

Также ключевая ставка применяется при расчете:

- пеней по налогам, сборам, взносам;

- компенсации за задержку зарплаты и других выплат, причитающихся работнику;

- процентов за пользование чужими денежными средствами и др.

Рекомендуем:

Справочная информация

Ключевая ставка и ставка рефинансирования

Калькуляторы

Проценты в зависимости от ключевой ставки: кратные ставке и доля от ставки

Пени, начисляемые заказчику (по 44-ФЗ)

Пени, начисляемые поставщику (по 44-ФЗ)

Памятка

 Всё, что нужно знать о ключевой ставке ЦБ: на что может повлиять, где и как нужно применять

____________________________________________

14 февраля 2025 года

Каким образом в заявке на участие в закупке по Закону N 44-ФЗ указывается товарный знак?

Письмо Минфина России от 23 декабря 2024 г. N 24-06-09/129813

Специалисты Минфина России напомнили, что согласно п. 31 дополнительных требований к операторам электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 N 656, при формировании предложения в отношении объекта закупки, участник закупки указывает с использованием электронной площадки наименование страны происхождения товара, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также характеристики предлагаемого участником закупки товара в части характеристик, содержащихся в извещении об осуществлении закупки. Поэтому формирование информации о товарном знаке осуществляется путем его указания с использованием электронной площадки.

_______________________________________________

13 февраля 2025 года

Минфин разъяснил, в каком случае при возврате обеспечения исполнения контракта требуется заявление

Письмо Минфина России от 17 января 2025 г. N 24-06-09/3028

Специалисты Минфина России в своем письме, в частности, отметили, что если предусмотренные контрактом обязательства контрагента исполнены в полном объеме, направлять заявление заказчику на возврат денежных средств, перечисленных в обеспечение исполнения контракта, контрагенту не требуется. Необходимость направления заявления предусмотрена исключительно для случаев частичного возврата указанных денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с положениями ст. 96 Закона N 44-ФЗ.

_______________________________________________

12 февраля 2025 года

Скорректированы правила банковского сопровождения контрактов

Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2025 г. N 106

Правительство РФ внесло ряд изменений в Правила осуществления банковского сопровождения контрактов (далее - Правила), утвержденные постановлением от 20.09.2014 N 963 (далее - Постановление N 963).

В частности, изменились предусмотренные п. 5 Правил условия для привлечения заказчиком или поставщиком банка в целях банковского сопровождения контракта. Так, привлечение банка заказчиком осуществляется в случае заключения контракта для обеспечения федеральных нужд, за исключением случая, указанного ниже, а также случая заключения поставщиком с банком договора о предоставлении банковской гарантии по сопровождаемому контракту или кредитного договора. В свою очередь привлечение банка заказчиком или поставщиком осуществляется при наличии соответствующего решения Правительства РФ, предусмотренного абз. 4 подп. "а" либо абз. 4 или 5 подп. "б" п. 3 Постановления N 963.

Кроме этого, утратил силу п. 8.1 Правил, предусматривавший необходимость включения в сопровождаемые контракты условий об обязанности поставщика указывать в "производных" контрактах (договорах), а также в платежных документах и документах, подтверждающих основание платежа, идентификатор государственного контракта, а также обеспечивать указание соисполнителями в таких документах указанного идентификатора.

Также исключена возможность осуществления расширенного банковского сопровождения контракта путем оказания агентских услуг при осуществлении строительного контроля и (или) технического (технологического) надзора.

Указанные изменения вступят в силу 13 февраля текущего года.

_______________________________________________

11 февраля 2025 года

ФАС рассказала об особенностях рассмотрения заявок при закупке по Закону N 44-ФЗ препаратов, включающих вещество "Осимертиниб"

Письмо ФАС России от 24 января 2025 г. N МШ/5449/25

Специалисты ФАС России сообщили, что наличие в заявке участника закупки предложения о поставке лекарственного препарата с использованием активного вещества "Осимертиниб", производителем которого является ООО "ОнкоТаргет", нарушает действующее законодательство и образует основание для отклонения заявки в соответствии с положениями п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ. Лекарственный препарат "Осимертиниб" был введен в оборот без согласия правообладателя.

_______________________________________________

10 февраля 2025 года

Определен порядок проверки документов, представляемых заказчиками по Закону N 223-ФЗ для решения вопроса о включении сведений о контрагенте в РНП

Приказ ФАС России от 24 декабря 2024 г. N 1072/24

ФАС России в соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона N 223-ФЗ утвердила Порядок проверки представленных заказчиком документов, содержащих сведения, предусмотренные пунктами 2-4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211 (далее - Порядок).

Порядком, в частности, предусмотрено, что документы, содержащие соответствующие сведения, направляются заказчиком в ФАС России либо ее территориальный орган по месту нахождения заказчика, указанному в извещении о закупке (документации о закупке). При этом ФАС России рассматривает указанные документы в случаях проведения закупки, НМЦД (цена лота) которой превышает:

- 700 млн руб.;

- 100 млн руб., заказчиками, у которых общая сумма договоров, заключенных в течение года, предшествующего году, в котором направляются документы, превышает 1 млрд руб.

Проверка документов, представляемых заказчиками, проводится комиссией по контролю в сфере закупок центрального аппарата ФАС России либо ее территориального органа в течение 10 рабочих дней со дня поступления.

Порядок вступит в силу 11 февраля 2025 года.

Рекомендуем:

Энциклопедия решений

Реестр недобросовестных поставщиков по Закону N 223-ФЗ

_______________________________________________

7 февраля 2025 года

Изменился перечень заказчиков по Закону N 223-ФЗ, проекты планов закупок которых оцениваются на соответствие законодательству

Распоряжение Правительства РФ от 4 февраля 2025 г. N 204-р

Правительство РФ внесло изменения в перечень конкретных заказчиков регионального уровня, чьи проекты планов закупки товаров, работ, услуг (в том числе инновационной и высокотехнологичной продукции, лекарственных средств) подлежат оценке соответствия требованиям законодательства, предусматривающим участие МСП в закупке, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 717-р в соответствии с подп. "б" п. 2 ч. 8.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.

Напомним, оценка документов планирования проводится Корпорацией МСП, органами исполнительной власти субъектов РФ или созданными ими организациями.

В новой редакции указанный перечень действует с 4 февраля 2025 года.

Рекомендуем:

Энциклопедия решений

Планирование закупок по Закону N 223-ФЗ

_______________________________________________

6 февраля 2025 года

С 1 февраля при внесении обеспечения исполнения контракта денежными средствами в платежке целесообразно указывать ИКЗ

Письмо Банка России и Федерального казначейства от 29 января 2025 г. N 03-45/732, 07-04-05/05-2127

Специалисты Банка России и Федерального казначейства рекомендуют начиная с 1 февраля 2025 года при перечислении денежных средств для обеспечения исполнения контракта в реквизите "Назначение платежа" платежного поручения, платежного распоряжения перед текстовым указанием назначения платежа указывать ИКЗ и отделять его знаком "//".

_______________________________________________

5 февраля 2025 года

Утвержден порядок выдачи Минпромторгом разрешения на закупку импортного товара

Приказ Минпромторга России от 9 января 2025 г. N 7 (зарег. в Минюсте 28.01.2025)

Минпромторг России утвердил порядок выдачи разрешения на закупку происходящего из иностранного государства товара, являющегося промышленной продукцией, предусмотренного подп. "а" п. 5 постановления Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Порядок, Постановление N 1875).

Согласно Порядку соответствующая заявка заполняется представителем заказчика в личном кабинете ГИСП и подписывается руководителем (иным уполномоченным лицом) заявителя усиленной квалифицированной электронной подписью. В заявке указываются:

- информация о заявителе;

- информация о планируемом к закупке иностранном товаре (наименование, коды в соответствии с ОКПД 2 и ТН ВЭД ЕАЭС);

- сведения о характеристиках товара (в том числе в соответствии с КТРУ - в случае проведения закупки по Закону N 44-ФЗ);

- планируемый срок проведения закупки;

- информация об инвестиционном, национальном и федеральном проектах, если товар закупается в рамках указанных проектов.

Заявка заполняется отдельно на каждый товар, в отношении которого запрашивается разрешение. При этом заявка не должна содержать сведения, составляющие государственную тайну.

Заявителя проинформируют о ходе рассмотрения заявки путем направления сообщений в личный кабинет ГИСП и (или) по электронной почте.

Заявка рассматривается в установленные сроки, которые определяются в том числе исходя из содержания реестра российской промышленной продукции и необходимости направления дополнительных запросов производителям аналогичной закупаемой продукции. В разрешении на закупку указываются:

- наименование заявителя;

- наименование товара, в отношении которого выдано разрешение, его коды в соответствии с ОКПД 2 и ТН ВЭД ЕАЭС;

- реквизиты заявки, в соответствии с которой выдается разрешение.

Копия заявки, на основании которой выдано разрешение, является неотъемлемой частью выданного разрешения. Разрешение действительно в течение 18 месяцев со дня его выдачи и распространяется только на одну закупку.

Порядок вступил в силу 30 января 2025 года. С указанной даты признан утратившим силу приказ от 24.05.2024 N 2276 "Об утверждении порядка выдачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616, и положения об отраслевых экспертных советах при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации".

Напомним, что Постановлением N 1875 установлен в том числе запрет закупок отдельных товаров, происходящих из иностранных государств. При этом п. 5 Постановления N 1875 перечислены случаи-исключения, в которых указанный запрет не применяется. В частности, к указанным случаям относится отсутствие на территории РФ производства промышленного товара, которое подтверждается разрешением на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого в порядке, установленном Минпромторгом России (подп. "а" п. 5 Постановления N 1875).

_______________________________________________

4 февраля 2025 года

Минфин рассказал об особенностях применения положений Постановления N 1875 заказчиками по Законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ

Информационное письмо Минфина России от 31 января 2025 г. N 24-01-06/8697

В подготовленном специалистами министерства информационном письме даны разъяснения по отдельным вопросам применения постановления Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 (далее - Постановление N 1875). В частности, отмечается, что товарам, работам, услугам "происходящим" из государства - члена ЕАЭС, Постановлением N 1875 предоставляются равные условия с российскими товаром, работой, услугой при осуществлении закупок по Закону N 44-ФЗ и Закону N 223-ФЗ. При этом соответствующие "защитные" меры применяются различными заказчиками в неодинаковом объеме. В первую очередь, это относится к заказчикам, руководствующимся Законом N 223-ФЗ.

Также в письме отмечается, что при применении Постановления N 1875 не предусматривается обеспечение дословного соответствия наименований, указанных в описании объекта закупки, наименованиям, указанным в перечнях к указанному постановлению.

Запрет применяется при проведении всех способов определения контрагента по Законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ, в том числе при закупке у единственного контрагента. При проведении закупок по Закону N 44-ФЗ ограничение, преимущество применяются исключительно при проведении конкурентных способов и при осуществлении закупки, предусмотренной ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В рамках Закона N 223-ФЗ ограничение, преимущество применяются как при проведении конкурентной закупки, так и неконкурентной закупки, в том числе при закупке у единственного контрагента, если их условиями предусмотрена подача заявок несколькими участниками. При этом учитывая, что преимущество распространяется только в отношении товаров, указанная мера не применяется, если объектом закупки являются исключительно работы, услуги, при выполнении, оказании которых поставка товара заказчику не осуществляется.

Кроме этого, разъяснено, что положения ч. 1.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ применяются при описании товара, в отношении которого Постановлением N 1875 установлены "защитные" меры, вне зависимости от применения либо неприменения соответствующей "защитной" меры при осуществлении закупки. Вместе с тем, по мнению авторов письма, указание в описании объекта закупки характеристик товара российского происхождения в случае, если его производство на территории Российской Федерации отсутствует, является невозможным, в связи с чем в этом случае характеристики товара российского происхождения не указываются. Заказчикам при этом рекомендовано декларировать невозможность указать характеристики товара российского происхождения по причине отсутствия производства такого товара на территории Российской Федерации.

Рекомендуем:

Энциклопедия решений

Предоставление национального режима при закупках по Закону N 44-ФЗ

Предоставление национального режима при закупках по Закону N 223-ФЗ

_______________________________________________

3 февраля 2025 года

ВС РФ: ООО и АНО не являются заказчиками в понимании Закона N 44-ФЗ

Решение ВС РФ от 11 декабря 2024 г. N АКПИ24-854

ВС РФ проверил обоснованность выводов ФАС России, изложенных в письме от 10.09.2018 N АК/72218/18 (далее - Письмо), и не нашел оснований для признания их противоречащими закону. Напомним, что в указанном документе в том числе разъяснено, что если АНО и ООО осуществляют закупку в порядке, установленном ст. 15 Закона N 44-ФЗ, они не подлежат привлечению к административной ответственности, установленной ст. 7.29 - ст. 7.32, ч. 7, ч. 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ, так как не являются субъектами, поименованными в Законе N 44-ФЗ.

В своем решении судьи ВС РФ, в частности, отметили, что положения Закона N 44-ФЗ распространяются на закупки, осуществляемые заказчиками, указанными в п. 5 - п. 7 ч. 1 ст. 3, ч. 1 и ч. 2.1 ст. 15 указанного Закона, в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд. Вместе с тем ООО и АНО не являются заказчиками в понимании Закона N 44-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15 этого Закона.

Также суд подчеркнул, что Письмо носит вероятностный характер и не изменяет правового регулирования привлечения к административной ответственности конкретных субъектов. При этом документ не обладает нормативными свойствами.

Таким образом, по мнению судей, Письмо не подлежит признанию недействующим.

_______________________________________________

Январь 2025 года

31 января 2025 года

Разъяснено, какие из заказчиков, руководствующихся Законом N 223-ФЗ, должны применять запрет, ограничение и преимущество при осуществлении закупок

Письмо Минфина России от 28 января 2025 г. N 24-07-09/7161

По мнению специалистов Минфина России, применение установленных п. 1 постановления Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 запрета, ограничения и преимущества при осуществлении в соответствии с Законом N 223-ФЗ обязательно для:

- госкорпораций, госкомпаний и публично-правовых компаний;

- бюджетных и автономных учреждений;

- субъектов естественных монополий (в том числе из числа указанных в п. 1 - п. 3 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ хозяйственных обществ);

- организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с ТКО (в том числе из числа указанных в п. 1 - п. 3 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ хозяйственных обществ)

- унитарных предприятий;

- хозяйственных обществ, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 20.02.2004 N 96 "О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса".

Также указанные запрет, ограничение и преимущество распространяется на закупки хозяйственных обществ, указанных в п. 1 - п. 3 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, осуществление которых необходимо:

- для выполнения гособоронзаказа, для формирования запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, предусмотренного п. 3 - п. 3.2 ст. 7.1 Закона N 275-ФЗ;

- для функционирования критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;

- в сфере использования атомной энергии;

- для реализации проекта технологического суверенитета, включенного в реестр проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации в соответствии с положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.04.2023 N 603.

Рекомендуем:

Энциклопедия решений

Предоставление национального режима при закупках по Закону N 223-ФЗ

_______________________________________________

30 января 2025 года

До 1 февраля успейте внести в реестр контрактов информацию об изменении КРБ, КВР и ЦСР

Правилами ведения реестра заключенных контрактов установлена обязанность заказчиков по внесению в реестр контрактов информации об измененных кодах КРБ, КЦСР, КВР (в случае изменения указанных кодов в соответствии с бюджетным законодательством) не позднее 1 февраля финансового года, в котором подлежат применению указанные коды.

С 1 января 2025 года вступили в силу ряд поправок в Порядок формирования и применения КБК, утвержденный приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н, и новые перечни КБК на 2025 год и плановый период, утвержденные приказом Минфина России от 10.06.2024 N 85н.

Существенные изменения коснулись целого ряда кодов. Проверьте, не требуется ли скорректировать информацию о КБК в реестре контрактов, - времени на внесение изменений осталось немного.

Обратите также внимание: сведения о кодах бюджетной классификации не являются условием контракта, но если они включены в текст контракта, то изменения в этой части возможны только путем заключения дополнительного соглашения к контракту.

Рекомендуем:

Детальный разбор новшеств в части КОСГУ, КВР и других КБК - в обзоре "КВР и КОСГУ - 2025. Важные изменения"

Сопоставительные таблицы от Минфина России:

коды классификации расходов ФБ, применяемые в 2024 году, к кодам классификации расходов ФБ, применяемым в 2025 году;

формы обоснований бюджетных ассигнований кодам КВР и и направлений расходов, содержащихся в ЦСР, на 2025 год и на плановый период

_______________________________________________

29 января 2025 года

Минфин разъяснил порядок уплаты НДС исполнителями контрактов, признанными плательщиками налога с 1 января 2025 года

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 16 января 2025 г. N 03-07-11/2688

В подготовленном специалистами министерства письме, в частности, отмечается, что при исполнении контракта изменение условий о его цене не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 44-ФЗ. То есть по общему правилу контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт.

1 января 2025 года вступили в силу положения НК РФ, согласно которым организации, применяющие УСН, признаются налогоплательщиками НДС. В то же время указанным организациям предоставляется освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 145 НК РФ. При этом налоговая база по НДС в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых с 1 января 2025 года организацией, применяющей УСН и не имеющей оснований для освобождения от НДС, предусмотренного ст. 145 НК РФ, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, и без включения в них НДС.

_______________________________________________

28 января 2025 года

Как принять и оплатить результаты исполнения контракта, заключенного с контрагентом, применяющим УСН?

Письмо Минфина России от 23 декабря 2024 г. N 24-06-09/129836

По мнению специалистов Минфина России, контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применяемой им системы налогообложения. Поэтому сумма, предусмотренная контрактом, должна быть уплачена контрагенту в установленном контрактом размере. При этом корректировка заказчиком цены контракта, контрагент по которому применяет УСН, нормами Закона N 44-ФЗ не предусмотрена.

Также авторы письма напомнили о том, что приемка результатов исполнения контракта осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке.

Отметим, что аналогичные по сути разъяснения о порядке оплаты контрактов на выполнение строительных работ, заключенных с лицами, пользующимися УСН, ранее давали представители Минстроя России.

Рекомендуем:

Энциклопедия решений

Учет НДС при определении цены контракта по Закону N 44-ФЗ

_______________________________________________

27 января 2025 года

Утвержден порядок определения НМЦК при осуществлении закупок горючего

Приказ ФАС России от 22 ноября 2024 г. N 894/24 (зарег. в Минюсте 23.01.2025)

ФАС России в соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 08.09.2018 N 1074 утвердила Порядок определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным контрагентом, НЦЕ товара работы услуги при осуществлении закупок топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин (далее - Порядок). Документ определяет правила расчета заказчиками цен на топливо, предусмотренное Техническим регламентом ТР ТС 013/2011, применительно к различным вариантам поставки, в том числе путем его выборки заказчиками на топливораздаточных колонках. В этом случае НМЦК определяется как средняя потребительская цена товара в рублях за литр в регионе предполагаемой выборки на дату определения цены на основании статистических данных.

Порядок не применяется при осуществлении закупок по гособоронзаказу и в отношении закупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС до 3 февраля 2025 года - дня вступления в силу приказа ФАС России от 22.11.2024 N 894/24.

_______________________________________________

24 января 2025 года

Можно ли заключить контракт со "вторым" участником при расторжении по соглашению сторон контракта, заключенного по итогам конкурентной процедуры?

Письмо Минфина России от 26 ноября 2024 г. N 24-06-09/118179

По мнению специалистов Минфина России, положениями Закона N 44-ФЗ установлено право заказчика в случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с Законом N 44-ФЗ заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя закупки. Также в письме отмечается, что заключение контракта с единственным контрагентом на основании п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ допускается в случае признания определения контрагента несостоявшимся в соответствии с Законом N 44-ФЗ. При этом из письма Минфина России от 25.10.2024 N 24-06-09/103862 следует, что ч. 17.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ применяется и к случаям расторжения контракта по соглашению сторон.

Отметим, что, ранее специалисты Минфина России полагали, что ч. 17.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не применяется к случаям расторжения контракта по соглашению сторон (письмо от 17.06.2020 N 24-03-07/51940) и к случаям одностороннего отказа контрагента от исполнения контракта (письмо от 03.03.2023 N 24-06-06/17938). ФАС России поддержала данную позицию в отношении случая расторжения контракта по соглашению сторон (письмо от 31.10.2023 N ПИ/90467/23).

_______________________________________________

23 января 2025 года

1 февраля истекает срок размещения в ЕИС годового отчета о закупках у субъектов МСП по Закону 223-ФЗ

Заказчики не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом, должны разместить в ЕИС информацию о годовом объеме закупки, которую они обязаны осуществить у субъектов МСП.

Отдельные конкретные заказчики, включенные в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 475-р, обязаны дополнительно готовить отдельный годовой отчет о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов МСП. Указанный отчет размещается в ЕИС также не позднее 1 февраля. Прочие заказчики такой отчет не формируют.

Напомним, что постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 установлены особенности участия субъектов МСП в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, а также утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее Положение N 1352). При этом с 1 января 2022 года требования, установленные в соответствии с Положением N 1352, обязаны соблюдать все заказчики по Закону N 223-ФЗ, за исключением тех из них, которые сами являются субъектами МСП.

Рекомендуем:

Энциклопедия решений

Годовой отчет заказчика по Закону N 223-ФЗ о закупке у субъектов МСП

Годовые отчеты отдельных заказчиков по Закону N 223-ФЗ о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции (п. 1 ч. 8.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ)

Справочная информация

Сроки размещения в ЕИС планов и отчетов заказчиками по 44-ФЗ и 223-ФЗ

_______________________________________________

22 января 2025 года

Разъяснено, в каких случаях заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта

Письмо ФАС России от 9 января 2025 г. N 28/289/25

В письме, подготовленном представителями антимонопольного ведомства, разъяснено, что если в ходе исполнения контракта установлено, что участник закупки перестал соответствовать требованиям ст. 31 Закона N 44-ФЗ (за исключением требования о невключении о нем сведений в РНП) или представил недостоверную информацию о своем соответствии указанным требованиям, заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также направить соответствующее обращение о включении информации о контрагенте в РНП.

Напомним, что в силу ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, даже если это не было предусмотрено контрактом, в следующих случаях:

- если в ходе исполнения контракта установлено, что контрагент и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару;

- если в ходе исполнения контракта установлено, что при определении контрагента последний представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара указанным извещением требованиям;

- если вследствие реорганизации подрядчика (исполнителя) его права и обязанности по контракту перешли к вновь возникшему юридическому лицу, зарегистрированному на территории иностранного государства, в отношении которого установлены запрет, ограничение, преимущество закупок работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и подрядчик (исполнитель) являлся российским лицом;

- если в ходе исполнения заключенного в соответствии с п. 47 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, такой контракт расторгнут;

- если в ходе исполнения контракта, заключенного в соответствии с п. 48 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, расторгнут контракт со встречными инвестиционными обязательствами, заключенный в соответствии со ст. 111.4 Закона N 44-ФЗ.

Рекомендуем:

Энциклопедия решений

Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ

_______________________________________________

21 января 2025 года

Отдельные лица, сведения о закупках которых по Закону N 44-ФЗ не разглашаются, могут проводить закрытые электронные закупки до конца 2025 года

Постановление Правительства РФ от 15 января 2025 г. N 3

Особенности проведения в рамках Закона N 44-ФЗ закупок, осуществляемых лицами, включенными в перечень хозяйственных обществ, в отношении которых применяется особый порядок совершения отдельных видов сделок (операций), утвержденный Указом Президента РФ от 29.03.2024 N 221 "Об особом порядке совершения отдельных видов сделок (операций) с акциями (долями в уставных капиталах) некоторых хозяйственных обществ", применяются в 2025 году. Соответствующие изменения внесены в подп. "а" п. 1 постановления Правительства РФ от 19.10.2024 N 1404 и вступают в силу 24 января 2025 года.

Рекомендуем:

Энциклопедия решений

Условия применения закрытых конкурентных способов закупок по Закону N 44-ФЗ

_______________________________________________

20 января 2025 года

Расширен перечень заказчиков, обязанных осуществлять часть закупок с использованием единого агрегатора торговли

Распоряжение Правительства РФ от 16 января 2025 г. N 27-р

Согласно изменениям, внесенным в п. 6 распоряжения Правительства РФ от 28.04.2018 N 824-р (далее - Распоряжение N 824-р), осуществлять в соответствии с пунктами 4, 5 и 28 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ закупки с использованием ЕАТ должны не только заказчики - федеральные органы исполнительной власти, а также подведомственные им казенные учреждения, но и бюджетные учреждения, подведомственные указанным органам власти.

Кроме этого, скорректирован перечень случаев, содержащихся в п. 7 Распоряжения N 824-р, в которых указанные заказчики вправе проводить закупки без использования ЕАТ. В частности, без использования ЕАТ можно заключать контракты в случае недоступности ЕАТ по техническим причинам в течение более чем одного рабочего дня. Также не пользоваться ЕАТ могут:

- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий закупки в интересах государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента РФ, Правительства РФ;

- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации, а также подведомственные ему казенные и бюджетные учреждения;

- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере управления государственным материальным резервом, а также подведомственные ему казенные и бюджетные учреждения.

Указанные изменения применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок, складывающимся после дня вступления в силу распоряжения Правительства РФ от 16.01.2025 N 27-р, которое вступает в силу 15 февраля 2025 года.

_______________________________________________

17 января 2025 года

С 23 января - новые форматы счета-фактуры и УПД

Приказ ФНС России от 15 ноября 2024 г. N ЕД-7-26/1032@ (зарег. Минюстом 23.12.2024)

В прошлом году ФНС России утвердила электронные форматы счета-фактуры и УПД, действующие с 09.02.2024 года, причем в двух вариантах (новом и "старом"). До 1 апреля 2025 года можно использовать любой из форматов (из Приложения 1 или Приложения 2), а с 1 апреля 2025 года - только форматы из Приложения 1 (нового).

Теперь же в новые форматы внесены изменения, связанные, в частности, с введением НДС для плательщиков УСН и ставок в размере 5% и 7%.

Поправки вступят в силу 23 января 2025 года.

_______________________________________________

16 января 2025 года

Разъяснено, с какого момента предусмотренные контрактом обязательства контрагента считаются прекратившимися

Письмо Минфина России от 18 декабря 2024 г. N 24-06-06/127983

Специалисты Минфина России напомнили, что в силу подп. "г" п. 11 Правил ведения реестра контрактов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 60, в реестр контрактов включается в том числе информация о прекращении обязательств контрагента, обеспеченных независимой гарантией, и дата такого прекращения. По мнению авторов письма, указанные обязательства контрагента могут считаться прекращенными после размещения им в ЕИС документа о приемке, который впоследствии подписан заказчиком. При этом датой прекращения обязательств считается дата передачи товара, окончания выполнения работ или оказания услуг, указанная в структурированном документе о приемке.

Также представители министерства отметили, что в случае расторжения контракта обязательства контрагента считаются прекращенными:

с момента заключения соглашения сторон о расторжении контракта;

с момента вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта, если этим решением не предусмотрена дата, с которой обязательства считаются прекращенными;

с момента вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

_______________________________________________

15 января 2025 года

Обновлены положения КоАП РФ и УК РФ о привлечении к ответственности за нарушения в сфере закупок

Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. N 500-ФЗ

Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. N 501-ФЗ

Президент РФ подписал Федеральный закон, предусматривающий обновление составов административных правонарушений, которые могут быть совершены при осуществлении государственных и муниципальных закупок в рамках Закона 44-ФЗ, закупок госкомпаний и госкорпораций по Закону 223-ФЗ, при размещении и исполнении государственного оборонного заказа в рамках Закона N 275-ФЗ, при проведении процедур по продаже государственного и муниципального имущества.

О принятии в третьем чтении этого Закона Госдумой мы писали ранее.

Кроме этого, в соответствие с новыми положениями КоАП РФ приведены формулировки абз. 1 ч. 1, абз. 1 ч. 2 ст. 201.2, абз. 1 ст. 201.3, абз. 1 ч. 1 ст. 285.5, абз. 1 ст. 285.6 УК РФ, устанавливающих ответственность за нарушения при выполнении государственного оборонного заказа.

Федеральные законы от 28.12.2024 N 500-ФЗ и N 501-ФЗ вступят в силу 1 марта 2025 года.

Рекомендуем:

Справочная информация

Административная ответственность за нарушения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ

Административная ответственность за нарушение положений Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе"

Уголовная ответственность за нарушения законодательства о ГОЗ (закупки по Закону N 275-ФЗ)

_______________________________________________

14 января 2025 года

Минфин разъяснил нюансы порядка изменения существенных условий контрактов

Письмо Минфина России от 27 ноября 2024 г. N 24-06-06/118779

Специалисты министерства в своем письме, в частности, разъяснили, что изменение существенных условий контракта допускается по каждому основанию, предусмотренному Законом N 44-ФЗ, с учетом ранее внесенных изменений, но в пределах, установленных таким основанием. В частности, на основании п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ возможно заключение нескольких дополнительных соглашений об изменении цены контракта, при условии, что совокупный объем увеличения такой цены не превысит пределов, установленных данным пунктом. Также подчеркивается, что в случае продления срока исполнения контракта в соответствии с указанным п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, учитывается срок исполнения контракта с учетом ранее внесенных изменений в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

Рекомендуем:

Энциклопедия решений

Изменение контракта по Закону N 44-ФЗ

_______________________________________________

13 января 2025 года

Правила закупок у единственного контрагента в случаях, определенных Правительством РФ, действуют в 2025 году

Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2024 г. N 1909

Согласно изменениям, внесенным в п. 1 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 339 "О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления", заказчик заключает контракт с единственным контрагентом в соответствии с этим постановлением не позднее 31 декабря 2025 года.

Указанные изменения вступили в силу 1 января текущего года.

Напомним, что в силу ч. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ в 2025 году в дополнение к случаям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, могут быть установлены иные случаи закупок у единственного контрагента, а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях. При этом п. 1 Постановления N 339 установлено, что в дополнение к случаям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, Правительство РФ вправе предусматривать иные случаи осуществления закупок у единственного контрагента, а также определять порядок осуществления закупок в указанных случаях. Заказчик заключает контракт с таким контрагентом не позднее 31 декабря 2025 года.

_______________________________________________

10 января 2025 года

Изменение существенных условий контрактов на основании Постановления N 680 допускается и в 2025 году

Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2024 г. N 1981

Согласно новой редакции абз. 1 п. 1 постановления Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия" (далее - Постановление N 680), вступившей в силу 7 января 2025 года, изменение существенных условий контрактов, предметом которых является выполнение строительных работ, на основании указанного постановления допускается в том числе в 2025 году.

Напомним, что согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом. Такие случаи предусмотрены положениями ст. 95 и 112 Закона N 44-ФЗ, а также в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ Постановлением N 680. При этом на основании Постановления N 680 допускается изменение существенных условий соответствующих государственных и муниципальных контрактов при условии возникновения в ходе их исполнения независящих от сторон обстоятельств, влекущих невозможность исполнения контрактов.

_______________________________________________

9 января 2025 года

ФАС ответила на вопрос, кто может принять участие в закупке по Закону N 44-ФЗ жилого помещения

Письмо ФАС России от 13 декабря 2024 г. N МШ/115170/24

Специалисты антимонопольного ведомства полагают, что участниками закупки жилого помещения могут быть не только собственники, но и посредники. Поэтому в целях подтверждения соответствия помещения требованиям законодательства заказчик устанавливает требование о представлении участником документов, подтверждающих государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество. При этом установление требования к участнику о наличии у него права собственности на жилое помещение ограничивает круг участников закупки и нарушает ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.

В письме также отмечается, что в настоящее время разрабатывается проект постановления Правительства РФ, согласно которому при формировании в ЕИС проекта контракта, заключаемого при осуществлении закупки жилого помещения с представителем собственника, в такой проект будет включаться полное и сокращенное (при наличии) наименование юридического лица (для юридического лица), ФИО (при наличии) (для физического лица), реквизиты счета такого представителя и собственника жилого помещения.

_______________________________________________

2 января 2025 года

Контракт на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ может быть заключен только в письменной форме

Федеральный закон от 26 декабря 2024 г. N 484-ФЗ

Согласно новой редакции ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ контракт, заключаемый в указанных в данной норме случаях, может быть заключен в простой письменной форме в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ.

Указанные изменения вступают в силу 1 января 2025 года.

_______________________________________________

Новые положения Закона N 44-ФЗ о порядке заключения в электронной форме контрактов с единственными контрагентами вступят в силу с изменениями

Федеральный закон от 26 декабря 2024 г. N 484-ФЗ

Соответствующие поправки внесены в Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ. Согласно новой редакции ч. 14 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, вступающей в силу 1 января 2025 года, допускается заключение контракта с единственным контрагентом с использованием ЕИС во всех случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Также при заключении контракта в электронной форме в случаях, предусмотренных пунктами 1, 8, 22 и 29 ч. 1 ст. 93, заказчик вправе формировать содержащиеся в проекте контракта информацию и документы без использования ЕИС, за исключением формирования цены контракта и ИКЗ.

Кроме этого, с 1 января до 31 марта 2025 года заказчики вправе применять положения ч. 14 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, за исключением осуществления закупок в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 23, 42, 44 и 46 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Возможность заключения контракта в электронной форме в указанных случаях появится у заказчиков с 1 июля 2026 года.

Указанные изменения вступили в силу 26 декабря текущего года.

_______________________________________________

Уточнен порядок заключения контракта с единственным контрагентом в случае признания конкурентной закупки несостоявшейся

Федеральный закон от 26 декабря 2024 г. N 484-ФЗ

Ряд изменений внесены в п. 3 ч. 5 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В частности, согласно новой редакции подп. "а" указанного пункта уточнено, что участник в случаях, предусмотренных ст. 51 Закона N 44-ФЗ для формирования, размещения информации и документов на электронной площадке, формирует их, подписывает усиленной электронной подписью и размещает в ЕИС, если иное не предусмотрено Законом N 44-ФЗ. При этом в соответствии с новыми подпунктами "в" - "е" п. 3 ч. 5 ст. 93 Закона N 44-ФЗ:

- количество протоколов разногласий не ограничивается;

- в протоколе разногласий указываются положения проекта контракта, в отношении которых возникли разногласия;

- участник закупки и заказчик вправе отказаться от заключения контракта.

Указанные изменения вступают в силу 1 января 2026 года.

Кроме этого, установлены аналогичные особенности порядка заключения в 2025 году контракта в соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

_______________________________________________

Заказчики вправе заключить с единственным контрагентом несколько контрактов с одинаковым предметом

Федеральный закон от 26 декабря 2024 г. N 484-ФЗ

Согласно новой ч. 15 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в пределах ограничений годового объема закупок и цены контракта, установленных п. 4, п. 5 и п. 28 ч. 1, ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, может быть заключено несколько контрактов в отношении однородных либо идентичных товаров, работ и (или) услуг.

Указанные изменения вступают в силу 1 января 2026 года.

Рекомендуем:

Энциклопедия решений

Закупка одноименных (однородных) товаров, работ, услуг по Закону N 44-ФЗ у единственного поставщика

_______________________________________________

См. архив новостей для специалиста по госзакупкам за:

2025 год

2024 год

2023 год

2022 год

2021 год

 

 

В новостном обзоре, подготовленном экспертами компании "Гарант", приводится актуальная для специалиста по госзакупкам информация о новых нормативных актах, проектах нормативных актов и разъяснениях уполномоченных органов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с:

- Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

- Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе"

и др.

 

Документы приводятся с кратким комментарием - описанием основных вопросов, которые в них затронуты. Положения документов, упоминаемых в новостях, учитываются при обновлении информационного блока "Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки" и иных аналитических материалов, подготовленных экспертами компании "Гарант"