Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной

Приложение

 

Административный регламент
Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр
(утв. приказом Минприроды России от 29 июня 2012 г. N 196)

ГАРАНТ:

См. справку об административных регламентах исполнения государственных функций и административных регламентах предоставления государственных услуг

I. Общие положения

 

1.1. Наименование государственной функции

 

1. Государственная функция по осуществлению государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (далее - Административный регламент) определяет последовательность совершения административных процедур и отдельных действий при осуществлении государственной функции.

 

1.2. Наименование федерального органа исполнительной власти, исполняющего государственную функцию

 

2. Исполнение государственной функции по проведению в установленном порядке государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) и ее территориальными органами.

Территориальными органами Росприроднадзора являются департаменты Росприроднадзора по федеральным округам и управления Росприроднадзора в соответствующих субъектах Российской Федерации.

 

1.3. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих исполнение государственной функции

 

3. Исполнение государственной функции по осуществлению государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется в соответствии с:

Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2009, N 18, ст. 2140; 2009, N 29, ст. 3601, N 48, ст. 5711, N 52, ст. 6441; 2010, N 17, ст. 1988, N 18, ст. 2142, N 31, ст. 4160, 4193, 4196, N 32, ст. 4298; 2011, N 1, ст. 20, N 17, ст. 2310, N 23, ст. 3263, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4590, N 19, ст. 2281, N 26, ст. 3446) (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля");

Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823; 1999, N 7, ст. 879; 2000, N 2, ст. 141; 2001, N 21, ст. 2061; N 33, ст. 3429; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 23, ст. 2174; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2006, N 17, ст. 1778; N 44, ст. 4538; 2007, N 27, ст. 3213, N 49, ст. 6056; 2008, N 18, ст. 1941, N 29, ст. 3418, N 29, ст. 3420, N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 29, ст. 3601, N 52, ст. 6450; 2010, N 21, ст. 2527, N 31, ст. 4155; 2011, N 15, ст. 2018, N 15, ст. 2025, N 30, ст. 4567, N 30, ст. 4572, N 30, ст. 4590, N 48, ст. 6732, N 49, ст. 7042, N 50, ст. 7343, N 50, ст. 7359, N 25, ст. 3264);

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 18, ст. 1721; N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4295; 4298; 2003, N 1, ст. 2; N 27, ст. 2700; 2708;.2717; N 46, ст. 4434; 4440; N 50, ст. 4847; 4855; N 52, ст. 5037; 2004, N 19, ст. 1838; N 30, ст. 3095; N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529; 3533; N 44, ст. 4266; 2005, N 1, ст. 9; 13; 37; 40; 45; N 10, ст. 762; 763; N 13, ст. 1077; 1079; N 17, ст. 1484; N 19, ст. 1752; N 25, ст. 2431; N 27, ст. 2719; 2721; N 30, ст. 3104; 3124; 3131; N 40, ст. 3986; N 50, ст. 5247; N 52, ст. 5574; 5596; 2006, N 1, ст. 4; 10; N 2, ст. 172; 175; N 6, ст. 636; N 10, ст. 1067; N 12, ст. 1234; N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380; 2385; N 28, ст. 2975; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3420; 3432; ст. 3433; 3438; 3452; N 43, ст. 4412; N 45, ст. 4633; 4634; 4641; N 50, ст. 5279; 5281; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21; 25; 29; 33; N 7, ст. 840, N 15, ст. 1743, N 16, ст. 1824, 1825, N 17, ст. 1930, N 20, ст. 2367, N 21, ст. 2456, N 26, ст. 3089, N 30, ст. 3755, N 31, ст. 4001, 4007, 4008, 4015, N 41, ст. 4845, N 43, ст. 5084, N 46, ст. 5553, N 49, ст. 6034, 6065, N 50, ст. 6246; 2008, N 10, ст. 896, N 18, ст. 1941, N 20, ст. 2251, 2259, N 29, ст. 3418, N 30, ст. 3582, 3601, 3604, N 45, ст. 5143, N 49, ст. 5738, 5745, 5748, N 52, ст. 6227, 6235, 6236, 6248; 2009, N 1, ст. 17, N 7, ст. 771, 777, N 19, ст. 2276, N 23, ст. 2759, 2767, 2776, N 26, ст. 3120, 3122, 3131, 3132, N 29, ст. 3597, 3599, 3635, 3642, N 30, ст. 3735, 3739, N 45, ст. 5265, 5267, N 48, ст. 5711, 5724, 5755, N 52, ст. 6406, 6412; 2010, N 1, ст. 1, N 11, ст. 1169, 1176, N 15, ст. 1743, N 15, ст. 1751, N 18, ст. 2145, N 19, ст. 2291, N 21, ст. 2524, 2525, 2526, 2530, N 23, ст. 2790, N 25, ст. 3070, N 27, ст. 3416, 3429; N 28, ст. 3553, N 30, ст. 4000, 4002, 4005, 4006, 4007, N 31, ст. 4155, 4158, 4164, 4191, 4192, 4193, 4198, 4206, 4207, 4208, N 32, ст. 4298, N 41, ст. 5192, 5193, N 46, ст. 5918, N 49, ст. 6409, N 50, ст. 6605, N 52, ст. 6984, 6995, 6996, 2011, N 1, ст. 10, 23, 29, 33, 47, 54, N 7, ст. 901, N 15, ст. 2039, N 17, ст. 2312, N 19, ст. 2714, 2715, N 23, ст. 3260, 3267, N 27, ст. 3873, N 29, ст. 4289; 4290, 4291; N 30, ст. 4574; 4584; 4590; 4591; 4598; 4601, 4605, N 45, ст. 6325, 6326, 6334, N 46, ст. 6406, N 47, ст. 6601, 6602, N 48, ст. 6730, 6732, N 49, ст. 7025, 7042, 7056, 7061, N 50, ст. 7345, 7346, 7351, 7352, 7355, 7362, 7366; 2012, N 6, ст. 621, N 10, ст. 1166, N 15, ст. 1723, 1724, N 18, ст. 2126, N 18, ст. 2128, N 19, ст. 2278, N 24, ст. 3068, 3069, 3082);

постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2005 г. N 293 "Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 20, ст. 1885; 2010, N 6, ст. 651);

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст. 2581; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 33, ст. 4088; N 34, ст. 4192, N 49, ст. 5976; 2010, N 5, ст. 538, N 10, ст. 1094, N 14, ст. 1656, N 26, ст. 3350, N 31, ст. 4251, N 31, ст. 4268, N 38, ст. 4835, 2011, N 6, ст. 888, N 14, ст. 1935, N 36, ст. 5149, 2012, N 7, ст. 865, N 11, ст. 1294, N 19, ст. 2440);

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3347; 2006, N 44, ст. 4596; N 52, ст. 5597; 2007, N 22, ст. 2647; 2008, N 16, ст. 1707, N 22, ст. 258, N 32, ст. 3790, N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738, N 33, ст. 4081, N 49, ст. 5976; 2010, N 5, ст. 538, N 14, ст. 1656, N 26, ст. 3350, N 31, ст. 4247, N 38, ст. 4835, N 42, ст. 5390, N 47, ст. 6123; 2011, N 14, ст. 1935);

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452 "О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 31, ст. 3233; 2007, N 43, ст. 5202; 2008, N 9, ст. 852, N 14, ст. 1413, N 46, ст. 5337; 2009, N 12, ст. 1443, N 19, ст. 2346, N > 25, ст. 3060, N 47, ст. 5675, N 49, ст. 5970; 2010, N 9, ст. 964, N 22, ст. 2776, N 40, ст. 5072; 2011, N 15, ст. 2131; N 34, ст. 4986, N 35, ст. 5092);

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 53 "Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 5, ст. 625, N 14, ст. 1668);

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. N 716 "О должностных лицах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторов в области охраны окружающей среды)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 39, ст. 4453),

постановлением Правительства РФ от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169, N 35, ст. 5092);

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 "Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 28, ст. 3706; 2012, N 2, ст. 301) (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 489 "Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей");

настоящим Административным регламентом.

 

1.4. Предмет федерального государственного надзора

 

4. В соответствии с задачами государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (далее - федеральный государственный надзор) Росприроднадзор и территориальные органы Росприроднадзора обеспечивают предупреждение, выявление и пресечение нарушений всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование недрами (далее - пользователи недр) требований международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о недрах (за исключением участков недр местного значения) и утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр, а также обеспечивают предотвращение самовольного пользования недрами и самовольной застройки месторождений полезных ископаемых (включая участки недр местного значения).

 

1.5. Права и обязанности должностных лиц при осуществлении федерального государственного надзора

 

5. Проверки уполномочены проводить следующие должностные лица, осуществляющие федеральный государственный надзор:

руководитель Росприроднадзора, по должности являющийся главным государственным инспектором Российской Федерации по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

заместители руководителя Росприроднадзора и руководители управлений центрального аппарата Росприроднадзора, ведающие вопросами федерального государственного надзора, по должности являющиеся заместителями главного государственного инспектора Российской Федерации по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

заместители руководителя управлений центрального аппарата Росприроднадзора, ведающие вопросами федерального государственного надзора, по должности являющиеся старшими государственными инспекторами Российской Федерации по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

начальники отделов управлений, заместители начальников отделов управлений, советники, ведущие консультанты, консультанты, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты Росприроднадзора, ведающие вопросами федерального государственного надзора, - государственными инспекторами Российской Федерации по геологическому надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

руководители территориальных органов Росприроднадзора, по должности являющиеся главными государственными инспекторами по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр по соответствующим территориям;

заместители руководителей территориальных органов Росприроднадзора, ведающие вопросами федерального государственного надзора, по должности являющиеся заместителями главных государственных инспекторов по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр по соответствующим территориям;

начальники отделов и (или) заместители начальников отделов территориальных органов Росприроднадзора, ведающие вопросами федерального государственного надзора, - старшими государственными инспекторами по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

консультанты, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты отделов федерального государственного надзора территориальных органов Росприроднадзора - государственными инспекторами по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

6. Должностные лица, осуществляющие федеральный государственный надзор, проводят проверки по следующим вопросам:

соблюдение пользователями недр требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, в том числе на континентальном шельфе Российской Федерации (за исключением требований, надзор за соблюдением которых отнесен к компетенции органов государственного горного надзора);

выполнение условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование недрами, технических проектах и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами;

наличие утвержденных технических проектов и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами;

достоверность содержания геологической и иной первичной документации о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых;

соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности, а также геологической и иной информации о недрах в фонды геологической информации;

достоверность данных, необходимых для расчета платежей за пользование недрами при поисках, оценке, разведке и добыче полезных ископаемых;

сохранность разведочных горных выработок и скважин, геологической и технической документации, образцов руд и горных пород, керна, дубликатов проб полезных ископаемых, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении недр, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, а также при пользовании недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

выполнение установленных в соответствующих разрешениях условий создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок, проведения буровых работ, связанных с геологическим изучением, поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов, а также прокладки подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации (в пределах своей компетенции);

достоверность и обоснованность представляемых пользователями недр материалов для постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс запасов полезных ископаемых и списания их с государственного баланса;

предотвращение самовольного пользования недрами;

предотвращение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых;

достоверность данных, включаемых в государственную статистическую отчетность организациями, осуществляющими поиск, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу.

7. Должностные лица Росприроднадзора, осуществляющие федеральный государственный надзор, обязаны:

своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по проведению федерального государственного надзора;

соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы пользователей недр, проверка которых проводится;

проводить проверки на основании и в строгом соответствии с приказом или распоряжением о проведении проверки в порядке, установленном Регламентом;

проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку - только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа о проведении проверки, а в случае проведения внеплановой выездной проверки пользователей недр, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого или среднего предпринимательства, по основаниям, указанным в подпункте 2 пункта 38 настоящего Административного регламента, - копии документа о согласовании проведения проверки с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких пользователей недр;

не препятствовать пользователям недр присутствовать при проведении проверки, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

предоставлять пользователям недр или их уполномоченным представителям, присутствующим при проведении проверки, относящиеся к предмету проверки необходимые информацию и документы;

знакомить пользователей недр или их уполномоченных представителей с результатами проверок;

при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованные ограничения прав и законных интересов пользователей недр;

доказывать законность и обоснованность своих действий при их обжаловании пользователями недр в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

соблюдать сроки проведения проверки, установленные в разделе "Срок исполнения государственной функции" настоящего Административного регламента;

перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя пользователя недр ознакомить их с положениями настоящего Административного регламента;

осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок;

по требованию пользователей недр представить документы, подтверждающие их полномочия (служебное удостоверение, приказ или распоряжение о проведении проверки);

не требовать от пользователей недр документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

 

1.6. Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по надзору

 

8. Пользователи недр при проведении проверки имеют право:

непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

получать от должностных лиц Росприроднадзора или территориальных органов Росприроднадзора информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Росприроднадзора или территориальных органов Росприроднадзора;

обжаловать действия (бездействие) Росприроднадзора или территориальных органов Росприроднадзора, а также их должностных лиц, повлекшие за собой нарушение прав пользователя недр при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Пользователи недр при проведении проверок обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или своих уполномоченных представителей.

Пользователи недр обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований при проведении проверок.

10. Пользователи недр, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители пользователей недр, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний Росприроднадзора или территориальных органов Росприроднадзора об устранении выявленных нарушений обязательных требований, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

1.7. Описание результата исполнения государственной функции

 

11. Результатом проверки является составление акта проверки и других документов по установленной форме в соответствии с разделом Административного регламента "Оформление результатов проверок и направление их пользователям недр, в отношении которых проводилась проверка".

 

II. Требования к порядку исполнения государственной функции

 

2.1. Порядок информирования об исполнении государственной функции

 

12. Информация о порядке исполнения государственной функции предоставляется непосредственно Росприроднадзором и территориальными органами Росприроднадзора:

на информационных стендах перед входом в помещение, в котором ведется прием граждан;

на официальном сайте Росприроднадзора (http://www.rpn.gov.ru) и территориальных органов Росприроднадзора в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (gosuslugi.ru);

посредством публикации в средствах массовой информации;

с использованием средств телефонной связи, электронного информирования;

специалистами Росприроднадзора и территориальных органов Росприроднадзора.

13. Сведения о местонахождении, официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, контактных телефонах Росприроднадзора:

почтовый адрес: 123995, г. Москва, ул. Б. Грузинская, д. 4/6;

адрес электронной почты: rpn@rpn.gov.ru;

официальный сайт Росприроднадзора в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: www.rpn.gov.ru;

телефоны для справок: (499) 254-54-00, 254-84-77.

14. Сведения о местонахождении, контактных телефонах территориальных органов Росприроднадзора (телефонах для справок) приводятся в приложении 1 к настоящему Административному регламенту.

Сведения о местонахождении, контактных телефонах Росприроднадзора и территориальных органов Росприроднадзора (телефонах для справок) также размещаются:

в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://www.rpn.gov.ru;

на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций); на информационных стендах в Росприроднадзоре и территориальных органах Росприроднадзора.

15. Консультации (справки) по вопросам исполнения государственной функции предоставляются специалистами посредством интернет-сайта Росприроднадзора и территориальных органов Росприроднадзора, телефонной связи, почты или электронной почты и на личном приеме граждан, а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).

16. В ответе по телефону на устные обращения специалисты Росприроднадзора или территориальных органов Росприроднадзора информируют обратившегося гражданина о своих фамилии, имени, отчестве, должности, интересующих его вопросах или сообщают номер телефона компетентного специалиста.

17. График работы Росприроднадзора:

 

понедельник - четверг:

9.00 - 18.00;

пятница

9.00 - 16.45;

предпраздничные дни

9.00 - 17.00.

 

18. Сведения о графике (режиме) работы Росприроднадзора и территориальных органов Росприроднадзора сообщаются по телефону для справок (консультаций), а также размещаются:

в информационно-телекомуникационной# сети Интернет по адресу http://www.rpn.gov.ru;

на информационном стенде перед входом в здание, в котором располагаются Росприроднадзор или территориальные органы Росприроднадзора.

19. На информационных стендах в доступных для ознакомления местах, а также в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу http://www.rpn.gov.ru размещается следующая информация:

сведения о нормативных правовых актах, регулирующих исполнение государственной функции;

план проведения проверок на текущий год;

сведения о порядке получения консультаций;

порядок обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц Росприроднадзора или территориальных органов Росприроднадзора.

 

2.2. Сведения о размере платы за услуги организации (организаций), участвующей (участвующих) в исполнении государственной функции, взимаемой с лица, в отношении которого проводятся мероприятия по контролю (надзору)

 

20. При осуществлении государственной функции плата не взимается.

 

2.3. Срок исполнения государственной функции

 

21. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года.

22. Срок проведения проверок, предусмотренных настоящим Административным регламентом, в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, не должен превышать 20 рабочих дней.

23. Срок проведения выездной и (или) документарной плановой или внеплановой проверки в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.

24. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

25. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц Росприроднадзора или территориальных органов Росприроднадзора, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем Росприроднадзора или руководителем территориального органа Росприроднадзора, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий - не более чем на пятнадцать часов.

26. Случаи, связанные с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований:

фактические условия разработки месторождения не соответствуют проектной документации, не обеспечивается рациональная, комплексная отработка запасов полезных ископаемых и охрана недр;

пользователем недр допускаются отклонения фактического ведения работ по геологическому изучению от проектных решений.

Результаты специальных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований приобщаются к акту проверки.

 

III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий в электронном виде)

 

27. Исполнение государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора включает в себя следующие административные процедуры:

разработка ежегодного плана проведения плановых проверок;

принятие решения о проведении проверки;

проведение плановых проверок;

проведение внеплановых проверок;

оформление результатов проверок и направление их пользователям недр, в отношении которых проводилась проверка;

принятие мер в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверок.

28. Блок-схема исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр приведена в приложении N 3 к настоящему Административному регламенту.

 

3.1. Разработка ежегодного плана проведения плановых проверок

 

29. В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, Росприроднадзор и территориальные органы Росприроднадзора направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.

30. Росприроднадзор и территориальные органы Росприроднадзора рассматривают предложения органов прокуратуры о проведении совместных плановых проверок и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, ежегодные планы проведения плановых проверок.

31. В ежегодном плане проведения плановых проверок, подготовленном в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 489 "Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", указываются следующие сведения:

наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими своей деятельности;

цель и основание проведения каждой плановой проверки;

дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки;

наименование органа федерального государственного надзора, осуществляющего конкретную плановую проверку. При этом при проведении плановой проверки Росприроднадзором или территориальными органами Росприроднадзора указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов.

32. Основанием для включения в ежегодный план проверок Росприроднадзора и территориальных органов Росприроднадзора является истечение трех лет со дня:

государственной регистрации пользователя недр;

окончания проведения последней плановой проверки пользователя недр;

начала осуществления пользователем недр предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

33. Внесение изменений в ежегодный план допускается только в случае невозможности проведения плановой проверки деятельности пользователей недр в связи с наступлением следующих обстоятельств:

ликвидация или реорганизация пользователя недр;

прекращение пользователем недр деятельности, эксплуатации (использования) опасных производственных объектов, подлежащих проверке;

наступление обстоятельств непреодолимой силы.

34. Сведения о внесенных в ежегодный план изменениях направляются в десятидневный срок со дня их внесения в соответствующий орган прокуратуры на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, а также размещаются на официальном сайте Росприроднадзора или территориальных органов Росприроднадзора в сети Интернет и информационных стендах в доступных для ознакомления местах.

35. В план проведения Росприроднадзором мероприятий по федеральному государственному надзору изменения вносятся приказом Росприроднадзора.

36. В ежегодные планы проведения территориальными органами Росприроднадзора мероприятий по федеральному государственному надзору изменения вносятся приказами (распоряжениями) территориальных органов Росприроднадзора.

 

3.2. Принятие решения о проведении проверки

 

37. Основанием для принятия решения о проведении плановой проверки является ежегодный план проведения плановых проверок Росприроднадзора и включенные в него ежегодные планы проведения плановых проверок территориальных органов Росприроднадзора.

38. Основаниями для принятия решения о проведении внеплановой проверки являются:

1) истечение срока исполнения пользователем недр ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) поступление в Росприроднадзор или территориальные органы Росприроднадзора обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3) приказ или распоряжение руководителя органа федерального государственного надзора, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

39. Внеплановая выездная проверка пользователей недр может быть проведена по основаниям, указанным в подпункте 2 пункта 38 настоящего Административного регламента, должностными лицами Росприроднадзора или территориального органа Росприроднадзора после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности пользователей недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

40. В случае обращения органов прокуратуры о проведении внеплановой проверки по основаниям, указанным в подпункте 2 пункта 38 Административного регламента, согласование не требуется.

41. Документы (обращения), содержащие основания для проведения внеплановой проверки, поступившие в Росприроднадзор или территориальные органы Росприроднадзора, регистрируются и передаются ответственному исполнителю для исполнения в установленном порядке в течение трех дней с момента поступления.

42. В случае, если в документах (обращениях) отражены вопросы, относящиеся к компетенции нескольких государственных органов, в том числе Ростехнадзора, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, копии документов в течение семи дней со дня регистрации направляются Росприроднадзором или территориальными органами Росприроднадзора в соответствующие государственные органы.

43. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Росприроднадзор или территориальный орган Росприроднадзора, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в пункте 38 настоящего Административного регламента, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

44. Принятие решения о проведении проверки включает в себя оформление приказа или распоряжения руководителя или заместителя руководителя Росприроднадзора или территориального органа Росприроднадзора (далее - приказ или распоряжение).

45. В приказе или распоряжении руководителя или заместителя руководителя Росприроднадзора или территориального органа Росприроднадзора указываются:

1) наименование органа федерального государственного надзора;

2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности;

4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования;

6) сроки проведения и перечень мероприятий по надзору, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

7) перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора);

8) перечень документов, представление которых пользователем недр необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

9) даты начала и окончания проведения проверки.

46. Подготовка приказа или распоряжения о проведении проверки осуществляется структурным подразделением или должностным лицом, ответственным за проведение проверки.

47. В случае продления срока выездной плановой проверки по основаниям, указанным в пункте 25 настоящего Административного регламента, структурным подразделением или должностным лицом, ответственным за проведение проверки, подготавливаются изменения в приказ или распоряжение в части продления срока проведения проверки.

48. Изменения в приказ или распоряжение в части продления срока проведения проверки вносятся до окончания срока проверки, определенного приказом или распоряжением.

49. Заверенные печатью копии приказа или распоряжения руководителя или заместителя руководителя Росприроднадзора или территориальных органов Росприроднадзора вручаются под роспись должностными лицами Росприроднадзора или территориальных органов Росприроднадзора, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю пользователя недр одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица Росприроднадзора или территориальных органов Росприроднадзора обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий.

50. По просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя пользователя недр должностные лица Росприроднадзора или территориальных органов Росприроднадзора обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, используемых пользователем недр при осуществлении деятельности.

51. О проведении плановой проверки пользователь недр уведомляется Росприроднадзором или территориальным органом Росприроднадзора не позднее чем в течение 3 рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии приказа или распоряжения руководителя или заместителя руководителя Росприроднадзора или территориального органа Росприроднадзора о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

52. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в подпункте 2 пункта 38 Административного регламента, пользователь недр уведомляется Росприроднадзором или территориальным органом Росприроднадзора не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

53. В случае, если в результате деятельности пользователя недр причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление пользователя недр о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

54. Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя или заместителя руководителя Росприроднадзора или территориального органа Росприроднадзора вручаются под роспись должностными лицами Росприроднадзора или территориального органа Росприроднадзора, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица Росприроднадзора или территориального органа Росприроднадзора обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий.

 

3.3. Проведение плановых проверок

 

55. Основаниями для начала административной процедуры является приказ или распоряжения руководителя или заместителя руководителя Росприроднадзора или территориального органа Росприроднадзора о проведении плановой проверки.

56. Должностным лицом, ответственным за выполнение административного действия, является должностное лицо Росприроднадзора или территориального органа Росприроднадзора согласно приказу или распоряжению о проведении плановой проверки.

57. Плановые проверки могут проводиться одним должностным лицом или несколькими должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный надзор.

58. Несколькими должностными лицами плановые проверки проводятся в следующих случаях:

при наличии у пользователя недр более одной лицензии, выполнение условий которых проверяется;

в случае обращения (представления) прокуратуры или правоохранительных органов.

В остальных случаях плановые проверки могут проводиться как одним, так и несколькими должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный надзор.

59. Срок проведения плановых проверок указан в разделе 2.3 настоящего Административного регламента.

60. Плановые проверки проводятся в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

61. Плановая документарная проверка проводится по месту нахождения Росприроднадзора или территориального органа Росприроднадзора.

62. В процессе проведения документарной проверки должностными лицами Росприроднадзора или территориальных органов Росприроднадзора в первую очередь рассматриваются документы пользователя недр, имеющиеся в распоряжении Росприроднадзора или территориальных органов Росприроднадзора, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в порядке, установленном статьей 8 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих пользователей недр.

В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Росприроднадзора или территориальных органов Росприроднадзора вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение пользователем недр обязательных требований, Росприроднадзор или территориальный орган Росприроднадзора направляют в адрес пользователя недр мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя или заместителя руководителя Росприроднадзора или территориального органа Росприроднадзора о проведении документарной проверки.

В течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса пользователь недр обязан направить соответственно в Росприроднадзор или территориальный орган Росприроднадзора указанные в запросе документы.

Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица. Пользователь недр вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в Росприроднадзор или территориальный орган Росприроднадзора, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

63. В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных пользователем недр документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Росприроднадзора или территориального органа Росприроднадзора документах и (или) полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора, информация об этом направляется пользователю недр с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

64. Пользователь недр, представляющий в Росприроднадзор или территориальный орган Росприроднадзора соответственно пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия указанных в пункте 63 настоящего Административного регламента сведений, вправе представить дополнительно в Росприроднадзор или территориальный орган Росприроднадзора соответственно документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

65. Должностное лицо Росприроднадзора или территориального органа Росприроднадзора, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные руководителем или иным должностным лицом юридического лица, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченным представителем пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений Росприроднадзор или территориальный орган Росприроднадзора установят признаки нарушения обязательных требований, должностные лица Росприроднадзора или территориального органа Росприроднадзора вправе провести выездную проверку.

66. При проведении документарной проверки Росприроднадзор или территориальный орган Росприроднадзора не вправе требовать у пользователя недр сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов федерального государственного надзора.

67. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении Росприроднадзора или территориальных органов Росприроднадзора документах пользователя недр;

2) оценить соответствие деятельности пользователя недр обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по надзору.

68. Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами Росприроднадзора или территориального органа Росприроднадзора, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица пользователя недр, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя или заместителя руководителя Росприроднадзора или территориального органа Росприроднадзора о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

69. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам Росприроднадзора или территориальных органов Росприроднадзора, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

70. Росприроднадзор или территориальные органы Росприроднадзора привлекают к проведению выездной проверки пользователя недр экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с пользователем недр в отношении которого проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.

71. При проведении плановой проверки выполнения условий лицензий на пользование недрами по вопросам, не относящимся к компетенции Росприроднадзора, используются материалы проверок соответствующих государственных органов Российской Федерации.

72. Порядок взаимодействия Росприроднадзора и территориальных органов Росприроднадзора с другими органами государственной власти Российской Федерации устанавливается соглашениями о взаимодействии.

73. Взаимодействие Росприроднадзора и территориальных органов Росприроднадзора с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) и ее территориальными органами, а также иными органами государственного контроля (надзора) осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

74. В случае, если в ходе проверки юридическое лицо не предоставляет запрашиваемые должностным лицом, осуществляющим федеральный государственный надзор, документы, предусмотренные приказом или распоряжением, выдается требование о предоставлении информации, оформленное в установленном порядке.

75. В случае невыполнения требования должностного лица, осуществляющего федеральный государственный надзор, к пользователю недр применяется административная ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

3.4. Проведение внеплановых проверок

 

76. Проверка, не включенная в план, предусмотренный пунктом 31 Административного регламента, является внеплановой.

77. Основаниями для начала административной процедуры является приказ или распоряжения руководителя или заместителя руководителя Росприроднадзора или территориального органа Росприроднадзора о проведении плановой проверки.

78. Должностным лицом, ответственным за выполнение административного действия, является должностное лицо Росприроднадзора или территориального органа Росприроднадзора согласно приказу или распоряжению о проведении внеплановой проверки.

79. Внеплановые проверки могут проводиться одним должностным лицом или несколькими должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный надзор.

80. Несколькими должностными лицами внеплановые проверки проводятся в следующих случаях:

при наличии у пользователя недр более одной лицензии, выполнение условий которых проверяется;

в случае обращения (представления) прокуратуры или правоохранительных органов.

В остальных случаях внеплановые проверки могут проводиться как одним, так и несколькими должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный надзор.

81. Срок проведения внеплановых проверок указан в пунктах 22 - 26 настоящего Административного регламента.

82. Внеплановые проверки выполнения пользователями недр предписаний Росприроднадзора или территориальных органов Росприроднадзора проводятся по поручению руководителя или заместителей Росприроднадзора или территориальных органов Росприроднадзора только по окончании срока действий предписаний, который отсчитывается со дня получения предписаний пользователями недр. В обязательном порядке должны фиксироваться вновь выявленные нарушения, а также факты нарушений, носящих систематический характер.

83. Внеплановые проверки проводятся в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

84. Проведение документарной внеплановой проверки осуществляется в соответствии с пунктами 61 - 66 настоящего Административного регламента.

85. Проведение выездной внеплановой проверки осуществляется в соответствии с пунктами 67 - 70 настоящего Административного регламента.

 

3.5. Оформление результатов проверок и направление их пользователям недр, в отношении которых проводилась проверка

 

86. По результатам проверки должностными лицами Росприроднадзора или территориального органа Росприроднадзора, осуществляющими федеральный государственный надзор, составляется акт проверки по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

87. В акте проверки указываются:

дата, время и место составления акта проверки;

наименование органа федерального государственного надзора;

дата и номер приказа или распоряжения руководителя или заместителя руководителя Росприроднадзора или территориального органа Росприроднадзора о проведении проверки;

фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;

наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;

дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;

сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя пользователя недр, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у пользователя недр указанного журнала;

подписи должностного лица или должностных лиц Росприроднадзора или территориального органа Росприроднадзора, проводивших проверку.

При проведении проверки фактов самовольного пользования недрами, необоснованной и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых Росприроднадзором или территориальными органами Росприроднадзора в акте проверки указываются:

площадь залегания и количество полезных ископаемых, находящихся под объектами застройки, в случае выявления фактов необоснованной и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых;

срок самовольного пользования недрами и количество извлеченных полезных ископаемых, в случае выявления фактов самовольного пользования недрами;

объекты, не связанные с освоением месторождения и не предусмотренные техническими проектными документами, выявленные в ходе проверки фактов самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых при осмотре местности.

88. К акту проверки прилагаются необходимые для обоснования выводов и рекомендаций должностных лиц Росприроднадзора или территориального органа Росприроднадзора, осуществляющих федеральный государственный надзор, материалы:

приказ или распоряжение;

заключения экспертов, экспертных комиссий;

копия лицензии на пользование соответствующим участком недр со всеми приложениями;

справки, объяснения, документы или их копии, имеющие отношение к проводимой проверке;

протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды;

протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз;

объяснения работников пользователя недр, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований;

предписания об устранении выявленных нарушений;

справка о выполнении условий лицензионных соглашений или о состоянии пользования недрами при проверке соблюдения пользователями недр требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, за исключением месторождений общераспространенных полезных ископаемых;

иные связанные с предметом проверки документы или их копии.

89. При выявлении в ходе проверки нарушений требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, за которые предусмотрена административная ответственность, и при отсутствии необходимости проведения административного расследования, должностным лицом, осуществляющим федеральный государственный надзор, составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

90. В случае проведения совместных проверок пользователей недр Росприроднадзора и территориальных органов Росприроднадзора производство по делам об административных правонарушениях осуществляется должностными лицами Росприроднадзора или территориальных органов Росприроднадзора.

91. В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по надзору.

92. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений в течение 3 рабочих дней с момента подписания вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю пользователя недр, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении или либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

93. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя пользователя недр, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа федерального государственного надзора.

94. В случае отказа руководителя (уполномоченного представителя) пользователя недр, в отношении которого проводится проверка, от подписания акта проверки, в акте проверки делается соответствующая запись.

95. В случае если для проведения внеплановой выездной проверки требуется согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки.

96. Копии оформленного в установленном порядке акта проверки и прилагающихся к нему документов в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки представляются на рассмотрение руководителю соответствующего органа федерального государственного надзора.

97. В случае если результаты проверки содержат сведения, составляющие государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, они оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

98. В журнале учета проверок должностными лицами федерального государственного надзора осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа федерального государственного надзора, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.

Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью пользователя недр.

При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.

Пользователи недр, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в Росприроднадзор или территориальный орган Росприроднадзора в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом пользователь недр вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в Росприроднадзор или территориальный орган Росприроднадзора.

 

3.6. Принятие мер в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверок

 

99. При выявлении в ходе проведения проверки нарушений должностное лицо, осуществляющее федеральный государственный надзор, выдает руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого пользователя недр предписание, оформленное в установленном порядке (приложение 2 к настоящему Административному регламенту).

100. Предписание выдается по каждому нарушению отдельно.

101. В случае проведения совместных проверок пользователей недр Росприроднадзором и территориальными органами Росприроднадзора выдача предписаний по результатам проведенной совместной проверки и надзор за их исполнением осуществляется должностными лицами Росприроднадзора либо по поручению руководителя или заместителя руководителя Росприроднадзора должностными лицами территориального органа Росприроднадзора.

102. Предписание содержит следующие положения:

наименование органа федерального государственного надзора;

дата и место составления предписания;

дата и номер акта проверки, на основании которого выдается предписание;

фамилия, имя, отчество и должность лица, выдавшего предписание, номер его служебного удостоверения;

наименование пользователя недр, фамилия, имя и отчество должностного лица, которому выдается предписание;

содержание предписания (конкретное мероприятие, которое должно быть выполнено пользователем недр), срок исполнения, основание выдачи предписания (ссылки на пункты, части статей законов и иных нормативных правовых актов, предусматривающих предписываемую обязанность, а также на пункты лицензионного соглашения);

подпись должностного лица, выдавшего предписание;

сведения о вручении копии предписания лицу, которому выдано предписание, его уполномоченному представителю, их подписи, расшифровка подписей, дата вручения либо отметка о направлении предписания посредством почтовой связи.

103. Выполнение (невыполнение) предписания подтверждается результатами внеплановой проверки, проводимой должностным лицом, осуществляющим федеральный государственный надзор.

В случае поступления уведомления Роснедр о допущенных нарушениях с указанными сроками для устранения нарушений предписание должно быть выдано на срок, указанный в уведомлении Роснедр.

104. При выявлении факта невыполнения выданного предписания возбуждается дело об административном правонарушении в установленном порядке и выдается новое предписание.

105. Материалы проверок, проведенных территориальными органами Росприроднадзора, в ходе которых выявлены нарушения условий пользования недрами, являющиеся основанием для досрочного прекращения, приостановления или ограничения права пользования участками недр, направляются в Росприроднадзор в целях направления указанных материалов в Роснедра с представлением о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования участком недр.

106. В случае необходимости определения размера вреда, причиненного государству в результате деятельности пользователя недр, которая привела к созданию условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, в том числе самовольное пользование недрами и самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, материалы проверки направляются в Роснедра или его территориальные органы.

107. В случае подтверждения фактов самовольного пользования недрами и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых материалы Росприроднадзором или территориальными органами Росприроднадзора передаются в правоохранительные органы или органы прокуратуры.

108. В случае выявления в ходе проверки отсутствия акта о консервации скважины или разведочных горных выработок, а также их ненадлежащего состояния, должностные лица Росприроднадзора или территориальных органов Росприроднадзора в течение 10 календарных дней со дня подписания акта проверки направляют материалы проверки в Ростехнадзор или его территориальный орган для привлечения пользователя недр к административной ответственности.

109. В случае выявления в ходе проверки ненадлежащего хранения геологической и технической документации, образцов руд и горных пород, керна, дубликатов проб полезных ископаемых, информация о выявленных фактах направляется в Роснедра или его территориальные органы.

110. В случае необходимости Росприроднадзор и территориальные органы Росприроднадзора передают материалы о нарушении установленного законодательством Российской Федерации порядка ведения работ по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр, в правоохранительные органы или прокуратуру для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.

 

3.7. Условия, порядок и срок приостановления исполнения государственной функции

 

111. Исполнение государственной функции приостанавливается на основании судебного акта, обязывающего Росприроднадзор или территориальный орган Росприроднадзора приостановить ее исполнение.

 

IV. Порядок и формы контроля за исполнением государственной функции

 

4.1. Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением ответственными должностными лицами положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, а также принятием ими решений

 

112. Текущий контроль за соблюдением и исполнением должностными лицами Росприроднадзора и территориальных органов Росприроднадзора положений настоящего Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, а также за принятием ими решений осуществляется постоянно должностными лицами, ответственными за выполнение административных действий, входящих в состав административных процедур, а также путем проведения уполномоченным должностным лицом Росприроднадзора или территориального органа Росприроднадзора проверок соблюдения и исполнения ответственными должностными лицами Росприроднадзора или территориальных органов Росприроднадзора, положений настоящего Административного регламента и иных нормативных правовых актов.

 

4.2. Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества исполнения государственной функции, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством исполнения государственной функции

 

113. Контроль за полнотой и качеством исполнения государственной функции включает в себя проведение в установленном порядке плановых и внеплановых проверок, выявление и устранение нарушений прав заинтересованных лиц, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения заинтересованных лиц, содержащие жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц Росприроднадзора или территориальных органов Росприроднадзора.

114. Периодичность осуществления плановых проверок устанавливается руководителем Росприроднадзора или заместителем руководителя Росприроднадзора.

При проверке могут рассматриваться все вопросы, связанные с исполнением государственной функции, или вопросы, связанные с исполнением той или иной административной процедуры. Проверка также может проводиться по конкретному обращению заинтересованных лиц. Периодичность осуществления текущего контроля устанавливается руководителем Росприроднадзора или заместителем руководителя Росприроднадзора.

115. Внеплановые проверки проводятся по решению (на основании поручения) руководителя Росприроднадзора, Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации (заместителя Министра) по жалобам заинтересованных лиц на действия (бездействие) должностных лиц Росприроднадзора или территориального органа Росприроднадзора.

Предложения о проведении таких проверок с обоснованием необходимости их проведения готовит департамент Минприроды России, ответственный за рассмотрение поступившей жалобы.

В случае необходимости для проведения проверок по решению Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации (заместителя Министра) могут создаваться комиссии. Состав таких комиссий, сроки проведения ими проверок и техническое задание на проведение каждой проверки утверждаются приказом Минприроды России. В состав комиссий могут включаться работники подведомственных Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации федеральных служб и федеральных агентств (их территориальных органов), а также подведомственных им организаций.

Включение в состав комиссии работника департамента Минприроды России, выступившего инициатором проведения проверки, является обязательным.

116. Заинтересованные лица информируются о результатах проверки поданной им жалобы, а также о решениях, принятых по результатам проведенной проверки, в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

 

4.3. Ответственность должностных лиц федерального органа исполнительной власти и органа государственного внебюджетного фонда за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе исполнения государственной функции

 

117. Персональная ответственность должностных лиц Росприроднадзора или территориальных органов Росприроднадзора закрепляется в их должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

118. По результатам проведенных проверок в случае выявления нарушений осуществляется привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

4.4. Положения, характеризующие требования к порядку и формам контроля за исполнением государственной функции, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций

 

119. Контроль за исполнением государственной функции, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций, осуществляется посредством открытости деятельности Росприроднадзора и территориальных органов Росприроднадзора при исполнении государственной функции, получения полной, актуальной и достоверной информации о порядке исполнения государственной функции и возможности досудебного рассмотрения обращений (жалоб) в процессе исполнения государственной функции.

 

V. Порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти и органа государственного внебюджетного фонда, исполняющего государственную функцию, а также их должностных лиц

 

120. Заинтересованные лица (далее - заявители) имеют право на обжалование действий (бездействий) и решений должностных лиц Росприроднадзора или территориальных органов Росприроднадзора, осуществленных и принятых ими в ходе исполнения государственной функции в досудебном (внесудебном) и судебном порядке.

121. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются действия (бездействие) и решения должностных лиц Росприроднадзора или территориальных органов Росприроднадзора, принятых в ходе исполнения государственной функции.

122. Приостановление рассмотрения жалобы не допускается.

123. Ответ на жалобу не дается в следующих случаях:

в жалобе не указаны фамилия заявителя, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;

если обжалуется судебное решение (при этом в течение 7 дней со дня регистрации жалоба возвращается заявителю, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения);

в жалобе содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи (при этом заявитель уведомляется о недопустимости злоупотребления своим правом);

текст жалобы не поддается прочтению (при этом в течение 7 дней со дня регистрации жалоба возвращается заявителю, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению);

в жалобе содержится вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, уполномоченное должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направляемые жалобы направлялись в один и тот же адрес или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется заявитель, направивший жалобу.

124. Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является поступление в Росприроднадзор, территориальный орган Росприроднадзора или Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации жалобы на действия (бездействия) и решения должностных лиц Росприроднадзора или территориального органа Росприроднадзора, осуществленные и принятые ими в ходе исполнения государственной функции.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в орган, исполняющий государственную функцию. Жалоба может быть направлена по почте, с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, официального сайта органа, исполняющего государственную функцию, Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), а также может быть принята при личном приеме заявителя.

125. Порядок подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

126. Жалоба должна содержать:

1) наименование органа, исполняющего государственную функцию, должностного лица органа, исполняющего государственную функцию, либо государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

2) фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

3) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, исполняющего государственную функцию, должностного лица органа, исполняющего государственную функцию, либо государственного служащего:

4) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, исполняющего государственную функцию, должностного лица органа, исполняющего государственную функцию, либо государственного служащего.

Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

127. Жалобы на решения, принятые руководителем органа, исполняющего государственную функцию, подаются в вышестоящий орган (при его наличии) либо в случае его отсутствия рассматриваются непосредственно руководителем органа, исполняющего государственную функцию.

В случае несогласия заявителя с решением или действием (бездействием) должностных лиц территориального органа Росприроднадзора в связи с исполнением государственной функции жалоба подается в Росприроднадзор или Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В случае несогласия заявителя с решением или действием (бездействием) должностных лиц Росприроднадзора в связи с исполнением государственной функции жалоба подается в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

128. Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

129. Срок рассмотрения жалобы не должен превышать 30 дней с момента ее регистрации.

130. По результатам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:

1) признание правомерными действия (бездействия) должностных лиц Росприроднадзора или территориальных органов Росприроднадзора, осуществленных и принятых ими в ходе исполнения государственной функции, и отказ в удовлетворении жалобы;

2) признание действия (бездействия) должностных лиц Росприроднадзора или территориальных органов Росприроднадзора. осуществленных и принятых ими в ходе исполнения государственной функции, неправомерными и определение мер, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений.

131. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 130 настоящего Административного регламента, заявителю направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы в письменной форме по почтовому адресу, указанному в жалобе (претензии), и по желанию заявителя в электронной форме.