Является ли стипендия нуждающимся студентам первого и второго курсов (постановление Правительства РФ от 02.07.2012 N 679) государственной социальной помощью по п. 2 постановления Правительства РФ от 20.08.2003 N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи"?
Стипендия - денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ (ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), которая является доходом обучающегося (п. 7 ст. 208 НК РФ).
В зависимости от порядка и оснований назначения Закон об образовании (ч. 2 ст. 36) выделяет следующие виды стипендий:
1) государственная академическая стипендия студентам;
2) государственная социальная стипендия студентам;
3) государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам;
4) стипендии Президента Российской Федерации и стипендии Правительства Российской Федерации;
5) именные стипендии;
6) стипендии обучающимся, назначаемые юридическими лицами или физическими лицами, в том числе направившими их на обучение;
7) стипендии слушателям подготовительных отделений.
Назначение и выплата стипендий на территории РФ в настоящее время регулируются Порядком назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 28 августа 2013 г. N 1000 (далее - Порядок).
Так, согласно п. 7 Порядка одним из оснований назначения обучающемуся государственной социальной стипендии является право этого обучающегося на получение государственной социальной помощи. При этом в соответствии с п. 12 Порядка, социальная стипендия назначается обучающемуся с даты представления документа, подтверждающего его право на получение государственной социальной помощи и не зависит от наличия или отсутствия у студентов успехов в учебе, которые являются необходимыми условиями для назначения студенту, например, государственной академической стипендии.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Закон N 178-ФЗ), государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Оказание государственной социальной помощи осуществляется в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии и другие выплаты) и натуральной помощи (ч. 1 ст. 12 Закона N 178-ФЗ). Как мы видим, перечень видов государственной социальной помощи не является исчерпывающим.
Полагаем, хотя социальная стипендия прямо и не указана в перечне видов государственной социальной помощи, приведенных в ч. 1 ст. 12 Закона N 178-ФЗ, фактически она является именно видом государственной социальной помощи. Это следует из буквального толкования и систематического анализа положений п. 7, п. 12 Порядка, согласно которым, как уже говорилось выше, социальные стипендии назначаются студентам, имеющим право на получение государственной социальной помощи. Из этого исходит и судебная практика (определение СК по гражданским делам Липецкого областного суда от 27 мая 2013 г. по делу N 33-1273/2013).
Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержден постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 N 512 (далее - Перечень). В п. 2 этого Перечня указано, что в доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитывается государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством РФ о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи.
Назначенная стипендия является доходом (п. 7 ст. 208 НК РФ) и учитывается при расчете среднедушевого дохода гражданина для оказания ему государственной социальной помощи (пп. "д" п. 1 Перечня).
Однако, поскольку мы исходим из того, что назначенная обучающемуся социальная стипендия является по своей сути государственной социальной помощью, суммы этих социальных стипендий, по нашему мнению, не должны учитываться при определении размера среднедушевого дохода, который дает студентам право на получение государственной социальной помощи.
Обращаем Ваше внимание на то, что изложенная точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с точкой зрения иных специалистов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Рижская Мария
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
29 января 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.