Роспотребнадзор готовится к проверкам соблюдения запрета курения в общепите
С 01.06.2014 вступил в силу запрет курения табака в помещениях, предназначенных для предоставления услуг общественного питания, установленный п. 6 ч. 1 Федерального закона N 15-ФЗ*(1). Роспотребнадзор в Письме от 18.06.2014 N 01/6906-14-25 в целях принятия мер административного воздействия по фактам нарушения запрета курения табака в организациях общественного питания дает соответствующие разъяснения нижестоящим органам по вопросам применения норм Федерального закона N 15-ФЗ. Чтобы быть готовыми к возможным проверкам, познакомимся с этими разъяснениями подробнее.
В частности, Роспотребнадзор отмечает, что при применении мер административного воздействия по фактам нарушения запрета курения табака в организациях общественного питания, направленных на предотвращение нарушения указанного запрета, необходимо исходить из определения термина "помещения, предназначенные для предоставления услуг общественного питания".
В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" помещение - это часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.
Исходя из этого разъясняется, что если оказание услуг общественного питания осуществляется вне здания и одновременно с этим место (площадка), предназначенное для оказания таких услуг, имеет надземную часть, представляющую собой какую-либо искусственно возведенную плоскость (например, пол, настил), и (или) навес, либо любой вид ограждения, включая декоративное, то данное место считается расположенным в помещении, предназначенном для предоставления услуг общественного питания (например, веранды, шатры, палатки, балконы), и на него распространяются установленные законодательством запреты на курение.
Относительно термина "нестационарный торговый объект" отмечается, что согласно ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" таким объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение. В свою очередь, торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Поскольку при оказании услуг общественного питания реализуется товар, представляющий собой готовые блюда, напитки и др., Роспотребнадзор считает, что нестационарные организации общественного питания будут относиться к нестационарным объектам торговли при условии наличия внутри них оборудования, предназначенного и используемого для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (барные стойки, витрины, стеллажи и т.п.). В таком случае на нестационарные объекты общественного питания будет распространяться запрет, установленный п. 6 ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 15-ФЗ.
При решении вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ, регламентировано исходить из буквального толкования норм Федерального закона N 15-ФЗ и конкретных обстоятельств, установленных при осмотре помещений и иных мест, где оказываются услуги общественного питания, с точки зрения их оценки именно в качестве помещения, с учетом вышеизложенных разъяснений.
Заметим, что 01.07.2014 на рассмотрение в Государственную Думу представлен Законопроект N 558226-6, предлагающий дополнить ч. 2 ст. 12 Федерального закона N 15-ФЗ новым п. 3, согласно которому планируется предоставить собственникам помещений, предназначенных для предоставления услуг общественного питания, или иным уполномоченным на то лицам право допускать курение табака на расположенных на открытом воздухе террасах, прилегающих к помещениям, предназначенным для предоставления услуг общепита.
Когда будет рассмотрен этот законопроект и будет ли принято данное предложение законодателями, неизвестно. Пока же нужно помнить об ответственности, установленной:
- для посетителей - ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ (штраф в размере от 500 до 1 500 руб.);
- для предприятий общественного питания - ч. 3 ст. 6.25 КоАП РФ (штраф предпринимателям - в размере от 30 000 до 40 000 руб., юридическим лицам - от 60 000 до 90 000 руб.).
В.А. Кузнецова,
эксперт журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)