Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Энциклопедия решений. Учет по счетам санкционирования в бюджетном и автономном учреждениях

Учет санкционирования расходов в бюджетном и автономном учреждениях

В настоящее время перед бюджетными и автономными учреждениями стоит достаточно сложная и во многом новая для них задача: выстраивать свою работу, ориентируясь прежде всего на выполнение государственного (муниципального) задания в заданный промежуток времени и с должным качеством. Важным механизмом, позволяющим решать подобную задачу на должном уровне, является система учета санкционирования расходов государственных (муниципальных) учреждений, предусмотренная Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н. С помощью данных, отражаемых на счетах по учету санкционирования расходов, учреждения и их учредители могут оперативно сопоставлять суммы фактически полученных доходов и принятых обязательств с планируемыми объемами доходов и расходов в разрезе видов поступлений и выбытий.

Суммы, отражаемые бюджетными и автономными учреждениями на счете 502 00 "Принятые обязательства", сопоставляются с информацией, учитываемой на следующих счетах бухгалтерского учета:

504 00 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения";

506 00 "Право на принятие обязательств";

507 00 "Утвержденный объем финансового обеспечения";

508 00 "Получено финансового обеспечения".

Внимание

Несоотвествие показателей принятых обязательств данным счетов регистров бухгалтерского учета в части счетов санкционирования расходов может квалифицироваться как нарушение, за которое предусмотрена ответственность по ст. 15.11 КоАП РФ (решение Фрунзенского районного суда г. Саратова Саратовской области от 06.06.2016 по делу N 12-154/2016, постановление мирового судьи судебного участка N 122 Центрального района г. Волгограда Волгоградской области от 14.04.2016 по делу N 5-153/2016,постановление Красноярского краевого суда от 30.05.2016 по делу N 4А-413/2016, решение Томского районного суда Томской области от 07.09.2015 по делу N 12-173/2015)

Рассмотрим экономический смысл остатков и оборотов по некоторым счетам санкционирования расходов, учитывая положения Инструкций, утвержденных приказами Минфина России от 16.12.2010 N 174н, от 23.12.2010 N 183н:

 

Счет бухгалтерского учета

Остаток (сальдо) по счету

Экономический смысл остатка (сальдо) по счету

Обороты (показатель)

Экономический смысл показателя (суммы оборотов) по счету

0 502 01 000 "Принятые обязательства"

КРЕДИТОВЫЙ

Сумма принятых учреждением обязательств, в пределах которой денежные обязательства еще не приняты

КРЕДИТОВЫЕ

Сумма обязательств, принятых на текущий год

0 502 02 000 "Принятые денежные обязательства"

КРЕДИТОВЫЙ

Сумма принятых денежных обязательств

КРЕДИТОВЫЕ

Сумма принятых денежных обязательств

0 502 07 000 "Принимаемые обязательства"

КРЕДИТОВЫЙ

Сумма принимаемых при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием конкурентных способов обязательств

КРЕДИТОВЫЕ

Сумма принимаемых при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием конкурентных способов обязательств

0 502 09 000 "Отложенные обязательства"

КРЕДИТОВЫЙ

Сумма отложенных обязательств

КРЕДИТОВЫЕ

Сумма отложенных обязательств

0 504 00 100 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения по доходам"

КРЕДИТОВЫЙ

Сумма планируемых к поступлению средств

КРЕДИТОВЫЕ

Сумма планируемых к поступлению средств

0 504 00 200 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения по расходам"

ДЕБЕТОВЫЙ

Сумма планируемых расходов

ДЕБЕТОВЫЕ

Сумма планируемых расходов

0 506 00 000 "Право на принятие обязательств"

КРЕДИТОВЫЙ

Остаток объема прав на принятие обязательств

КРЕДИТОВЫЕ

Объем прав учреждения на принятие обязательств

0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения"

ДЕБЕТОВЫЙ

Сумма денежных средств, еще не поступившая на лицевой счет (счет)

ДЕБЕТОВЫЕ

Общая сумма денежных средств, ожидаемых к поступлению в текущем году

0 508 00 000 "Получено финансового обеспечения"

ДЕБЕТОВЫЙ

Сумма фактически поступивших на лицевой счет средств

ДЕБЕТОВЫЕ

Сумма фактически поступивших на лицевой счет средств

Пример

23 марта текущего года ответственный сотрудник автономного учреждения получил в ООО "Консул" счет в сумме 5 000 руб. на оплату стоимости картриджа. После согласования возможности оплаты с бухгалтерией счет был передан руководителю организации для принятия решения. 26 марта принято решение об оплате счета за счет средств субсидии на выполнение госзадания и он передан в бухгалтерию. 28 марта в безналичном порядке произведена оплата.

 

В данном случае в бухгалтерском учете должны быть сделаны следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Содержание операции

26 марта

4 506 10 340

4 502 11 340

5 000,00

На основании счета с резолюцией руководителя автономного учреждения об оплате учтены обязательства учреждения

28 марта

4 206 34 560

4 201 11 610

5 000,00

Денежные средства перечислены поставщику

 

Увеличение

18

(340 КОСГУ)

4 502 11 340

4 502 12 340

5 000,00

Учтены денежные обязательства в сумме предварительной оплаты

По общему правилу проведение кассовых выплат за счет средств бюджетных (автономных) учреждений осуществляется в пределах общего остатка денежных средств на лицевых счетах (счетах), без санкционирования оплаты денежных обязательств уполномоченными органами (ч. 6 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ; ч. 3.4 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ). В то же время в соответствии с частями 9, 16 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ и частями 3.10, 3.14 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ уполномоченными органами осуществляется санкционирование расходов бюджетных (автономных) учреждений, осуществляемых за счет:

- субсидий на иные цели;

- субсидий на осуществление капвложений;

- средств, предоставленных в целях исполнения публичных обязательств перед физическими лицами.

Тема

Санкционирование расходов. Счет 500 00 (для госсектора)

 

См. также

Учет обязательств, принятых бюджетным и автономным учреждениями

Учет денежных обязательств, принятых бюджетным и автономным учреждениями

Пример использования счетов по учету санкционирования расходов в бюджетном и автономном учреждениях

Учет санкционирования расходов в бюджетном или автономном учреждениях при осуществлении операций, в отношении которых формируется бюджетная отчетность

Пример. Использование в бюджетном и автономном учреждениях остатков (экономии) средств субсидии на выполнение госзадания прошлого года

Учетные регистры и бухгалтерские документы, применяемые для учета санкционирования расходов (для госсектора)

Отчетность бюджетных и автономных учреждений. Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738)

Отчетность бюджетных и автономных учреждений. Расчеты по больничным листам

Практические ситуации

Построить список

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на март 2021 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Т. Разрезова, шеф-редактор, государственный советник 1 класса

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт

А. Киреева, редактор-эксперт

И. Сапетина, редактор-эксперт

Ю. Волгина, редактор-эксперт

Т. Дурнова, редактор-эксперт

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

В. Евсюкова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Ю. Железнева, эксперт, профессиональный бухгалтер

Г. Панкратова, эксперт

Н. Старовойтова, эксперт

Г. Гурашвили, эксперт

О. Емельянова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

Р. Гурашвили, эксперт

К. Панина, эксперт

Е. Шубенкина, эксперт

Р. Ибатуллина, эксперт

Е. Старовойтова, эксперт

Э. Чевардина, эксперт