Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Энциклопедия решений. Учет горюче-смазочных материалов (для бюджетной сферы)

Нормы списания топлива и смазочных материалов (для госсектора)

ГАРАНТ:

Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора

Эффективно использовать ресурсы госучреждения позволяет нормирование различных расходов. Соответствующие нормы должны использоваться уже на этапе планирования финансово-хозяйственной деятельности при составлении смет, планов и иных подобных документов. Естественно, что нормы расхода (списания) различных материальных запасов, используемые при планировании расходования денежных средств, применяются и при выдаче соответствующих материальных запасов ответственным лицам, списании этих активов с балансового учета.

В ходе деятельности организации госсектора, конечно же, могут иметь место факты отклонений от установленных норм расхода материальных запасов (как в большую, так и в меньшую сторону), а также факты использования ресурсов в соответствии с нормами, но без достижения заданного результата. Сами по себе данные факты не могут рассматриваться в качестве нарушений действующего законодательства - соответствующие управленческие решения должностные лица учреждения могут принимать только после анализа всех обстоятельств, обусловивших возникновение отклонений.

В учреждении нормироваться может расходование любых материальных запасов (от канцелярских и компьютерных принадлежностей до продуктов питания), но больше всего вопросов у ответственных должностных лиц возникает по поводу применения норм списания топлива и смазочных материалов (ГСМ).

По общему правилу при установлении норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте организации госсектора руководствуются Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (далее - Методические рекомендации).

Методические рекомендации используются только в отношении автомобильного подвижного состава общего назначения, а также в отношении специальных автомобилей. При этом расход топлив на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм, приведенных в Методических рекомендациях, не включен и устанавливается отдельно.

Внимание

Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, приведенные в Методических рекомендациях, носят рекомендательный характер*(1). При должном обосновании в учреждении могут применяться нормы, отличающиеся от приведенных в данном документе.

Несоблюдение установленного в Методических рекомендациях порядка не влечет применения мер административной ответственности и бюджетных мер принуждения, предписаний об устранении нарушений бюджетного законодательства (см. письмо Минфина России от 13.12.2013 N 02-10-010/55111). Вместе с тем, несоблюдение получателем бюджетных средств норм, содержащихся в Методических рекомендациях, может послужить поводом для претензий со стороны контролирующих органов по вопросам неэффективного использования бюджетных средств (см., в частности, п. 1 представления Счетной палаты РФ от 15.08.2016 N ПР 07-216/07-04).

Нормы расхода ГСМ, применяемые учреждением, также могут быть:

1) доведены до учреждения вышестоящей организацией;

2) разработаны по индивидуальной заявке в установленном порядке специализированными научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике;

3) самостоятельно разработаны учреждением исходя из результатов контрольных замеров и информации, указанной в документах производителя соответствующей техники.

Необходимость применения указанных выше норм может быть обусловлена:

1) решением о неприменении Методических рекомендаций, принятом в установленном порядке;

2) отсутствием в Методических рекомендациях норм расхода ГСМ для определенных видов (модификаций) автомобильной техники;

3) эксплуатацией в учреждении иной (не автомобильной) техники, при использовании которой расходуются ГСМ (например, газонокосилок, бензомоторных пил и т.п.).


Руководитель учреждения может утвердить своим приказом нормы списания топлива для конкретной марки (модели) автотранспортного средства, иной техники.

Основанием для издания такого приказа и подтверждением экономической обоснованности применения данных норм могут служить:

- техническая документация завода-изготовителя;

- результаты испытаний, контрольных замеров, проведенных комиссией, при которых выявляется реальный расход топлива на 100 км, за один час непрерывной работы и т.п.

Результаты замеров, как правило, оформляются Актом контрольного замера расхода топлива для конкретной марки (модели) автомобиля, иной техники, который составляется по произвольной форме. При разработке подобных норм необходимо также учитывать:

- конструктивные особенности технического средства (марка двигателя; рабочий объем двигателя, его мощность и тип, количество передач), его техническое состояние;

- режим эксплуатации технического средства;

- дорожно-транспортные, климатические и иные факторы.

Кроме того, могут быть предусмотрены поправочные коэффициенты (например, при эксплуатации в зимнее время, в городских условиях).

Внимание

Нормы расхода ГСМ могут приводиться отдельными заводами-изготовителями в технической документации (например, в сервисной книжке) на конкретную марку автомобиля, иного технического средства (его модификацию) для различных условий эксплуатации (в городском цикле, по загородным дорогам, в зимнее время и т.д.).

В то же время достаточно часто производители указывают в технической документации результаты замеров расхода ГСМ, полученные в условиях, существенно отличающихся от реальных условий эксплуатации техники. Следовательно, установленные учреждением нормы вовсе не обязательно должны соответствовать заводским, однако любые отклонения (как в большую, так и в меньшую сторону) следует должным образом обосновать в документах, оформляемых профильной комиссией. При этом повышенный расход топлива не должен быть связан с какими-либо неисправностями.

Избежать претензий контролирующих органов позволит применение самостоятельно разработанных учреждением норм расхода ГСМ в качестве временных. В дальнейшем могут применяться нормы, разработанные научной организацией, осуществляющей разработку таких норм по специальной программе-методике (например, Научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта).

Разработка норм может быть заказана учреждением самостоятельно (при наличии финансовых возможностей). В то же время она может быть доведена до организации в порядке, установленном вышестоящей организацией. Это связано с тем, что на балансах учреждений обычно числится ограниченное количество наименований автомобильной и иной техники, поэтому вышестоящая организация может заказать разработку норм по новым моделям (маркам, модификациям) самостоятельно, а затем довести эти нормы до подведомственных организаций.


При списании ГСМ нормы, установленные в указанном выше порядке, применяются следующим образом.

1. Стоимость фактически израсходованного объема топлива отражается в учете по кредиту счета 105 00 "Материальные запасы" в полном объеме.

2. Производится сопоставление фактически израсходованных объемов ГСМ с объемами, которые при конкретных обстоятельствах (пробеге, времени работы) должны были быть израсходованы в соответствии с установленными нормами.

3. При превышении норм проводится разбирательство (расследование), по результатам которого может быть установлено:

- отсутствие виновных лиц (перерасход топлива обусловлен объективными причинами: эксплуатацией в определенных условиях, в определенной местности; неисправностью, возникшей в пути и т.п.);

- наличие виновных лиц (например, перерасход ГСМ может быть обусловлен ненадлежащей эксплуатацией автомобиля водителем).

4. При отсутствии виновных лиц по результатам проверки планируются мероприятия, направленные на недопущение перерасходов ГСМ в будущем (неисправная техника направляется на ремонт, вводится запрет на эксплуатацию определенных моделей в сложных условиях и т.д.).

5. При наличии виновных лиц стоимость топлива, израсходованного сверх установленных норм, взыскивается с таких лиц в установленном порядке. При этом в бухгалтерском учете делается запись по дебету счета 0 209 74 000 "Расчеты по ущербу материальных запасов" и кредиту счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами".

-----------------

*(1) Эти нормы могут применяться в ходе бюджетного планирования (представление Счетной палаты РФ от 15.08.2016 N ПР 07-216/07-04)

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на март 2021 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Т. Разрезова, шеф-редактор, государственный советник 1 класса

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт

А. Киреева, редактор-эксперт

И. Сапетина, редактор-эксперт

Ю. Волгина, редактор-эксперт

Т. Дурнова, редактор-эксперт

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

В. Евсюкова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Ю. Железнева, эксперт, профессиональный бухгалтер

Г. Панкратова, эксперт

Н. Старовойтова, эксперт

Г. Гурашвили, эксперт

О. Емельянова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

Р. Гурашвили, эксперт

К. Панина, эксперт

Е. Шубенкина, эксперт

Р. Ибатуллина, эксперт

Е. Старовойтова, эксперт

Э. Чевардина, эксперт