• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Контроль и аудит в бюджетной сфере

Финансовый контроль

Финансовый контроль в организациях государственного сектора осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов. В настоящее время в Российской Федерации действует система финансового контроля, которую можно условно разделить на четыре уровня.

 

Органы, осуществляющие контроль

Нормативная база

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль

Контроль законодательных (представительных) органов

Контрольно-счетные органы

 

1. Счетная палата РФ (на федеральном уровне).

2. Контрольно-счетные органы субъектов РФ.

3. Контрольно-счетные органы муниципальных образований

Ст. 268.1 БК РФ

 

Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации"

 

Регламент Счетной палаты Российской Федерации, утвержденный постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 28.10.2013 N 7ПК

 

Стандарты Счетной палаты РФ (ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 05.04.2013 N 41-ФЗ)

 

Федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований"

 

Законы (решения), принимаемые на уровне конкретных публично-правовых образований*(1)

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль

Осуществляется в рамках всего публично-правового образования

Органы финнадзора

 

1. Федеральное казначейство (на федеральном уровне)*(2).

2. Органы внутреннего государственного финансового контроля субъектов РФ.

3. Органы внутреннего муниципального финансового контроля

ст. 269.2 БК РФ

 

Положение о Федеральном казначействе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.12.2004. N 703

 

Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092

 

Административный регламент, утвержденный приказом Минфина России от 20.03.2014 N 18н

 

Нормативные правовые акты, принимаемые на уровне конкретных публично-правовых образований*(3)

Органы, осуществляющие кассовое обслуживание (проведение кассовых операций) при санкционировании операций

 

1. Федеральное казначейство

2. Финансовые органы субъектов РФ

3. Финансовые органы муниципальных образований

ст. 269.1 БК РФ

 

Положение о Федеральном казначействе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 703

 

Нормативные правовые акты, принимаемые на уровне конкретных публично-правовых образований*(4)

Ведомственный внутренний финансовый контроль и аудит

Осуществляется в рамках ведомства - в территориальных органах ведомства и подведомственных учреждениях

К

О

Н

Т

Р

О

Л

Ь

 

П

О

 

Б

К

 

Р

Ф

Контрольно-ревизионные органы

 

1. Главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств.

2. Главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов

3. Главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета

ст. 160.2-1 БК РФ

 

Внутренний финансовый контроль и аудит осуществляются в соответствии с порядком, установленным соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией (см. постановления Правительства РФ от 10.02.2014 N 89, от 17.03.2014 N 193).

Внутренний финансовый контроль и аудит осуществляются в пределах установленной предельной численности и ФОТ сотрудников центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также в пределах предусмотренных бюджетных ассигнований.

 

В настоящее время на федеральном уровне действуют принятые ведомственные нормативные акты:

- приказы (распоряжения), издававшиеся в соответствующих ведомствах (например, Положения, Стандарты утвержденные приказами Минюста России от 29.01.2015 N 12, Росавтодора от 11.05.2012 N 129, Минздрава России от 05.09.2013 N 626н, Федерального казначейства от 29.11.2017 N 330).

 

Для обеспечения единообразного подхода к планированию и проведению аудиторских проверок, а также к реализации их результатов во всех публично-правовых образованиях Минфином России утверждены Методические рекомендации (приказ от 30.12.2016 N 822).

К

О

Н

Т

Р

О

Л

Ь

 

У

Ч

Р

Е

Д

И

Т

Е

Л

Я

Контрольно-ревизионные органы

 

Органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей в отношении казенных, бюджетных и автономных учреждений

п. 5.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"

 

ч. 3.23 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях"

 

Нормативные правовые акты, принимаемые на уровне конкретных публично-правовых образований*(5)

Внутренний контроль в организации госсектора

Должностные лица, комиссии, структурные подразделения организации госсектора

ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

 

ст. 101 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ

 

Иные нормативные правовые акты, предусматривающие требование об осуществлении внутреннего контроля в организации (например, согласно п. 7 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У в организации должны быть определены мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок их фактического наличия)

 

Локальные нормативные акты

 

Объекты государственного (муниципального) финансового контроля перечислены в п. 1 ст. 266.1 БК РФ. К их числу относятся и государственные (муниципальные) учреждения (казенные, бюджетные и автономные). Действующее законодательство не позволяет передать полномочия по осуществлению муниципального финконтроля федеральным органам (письмо Минфина России от 31.03.2016 N 02-10-08/18672).

Внимание

Контрольные мероприятия, проводимые в казенных учреждениях в рамках осуществления финансового контроля, связаны прежде всего с проверкой исполнения бюджетной сметы. А вот при проверках бюджетных и автономных учреждений прежде всего проверяется (см., в частности, письма Минфина России от 20.08.2012 N 02-07-10/3259, от 24.04.2013 N 02-13-09/14197):

- соблюдение условий предоставления субсидий;

- выполнение государственного (муниципального) задания в установленные сроки, в полном объеме и с должным качеством;

- полнота и достоверность отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

В настоящее время могут быть выделены две основных формы финансового контроля, контроля финансово-хозяйственной деятельности:

Предварительный

Последующий

Предшествует совершению фактов хозяйственной жизни (расходованию средств, осуществлению операций с имуществом и т.д.)

 

Направлен на предупреждение и пресечение ошибок и (или) нарушений действующего законодательства:

- в процессе исполнения бюджетов (п. 4 ст. 265 БК РФ);

- при использовании имущества;

- при осуществлении иных хозяйственных операций

Осуществляется после совершения фактов хозяйственной жизни (по результатам исполнения бюджетов, после расходования средств и осуществления операций с имуществом)

 

Последующий контроль осуществляется в целях:

- установления законности исполнения бюджетов, достоверности учета и отчетности (п. 5 ст. 265 БК РФ);

- проверки соблюдения требований действующего законодательства и выявления нарушений

 

Методами осуществления финансового контроля являются, в частности, проверки (камеральные и выездные, встречные), ревизии, обследования, санкционирование операций (см., например, ст. 267.1 БК РФ).

 

Оформление результатов контрольных мероприятий осуществляется в следующем порядке:

Контрольное мероприятие

Документы, оформляемые по результатам мероприятия

Ревизии и проверки

Акт

Обследования

Заключение

Санкционирование операций

Разрешительная надпись после проверки документов

Внимание

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ (далее - Закон N 294-ФЗ). В то же время положения этого закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в финансово-бюджетной сфере (ч. 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ).

В целях обеспечения открытости и доступности информации о деятельности государственных (муниципальных) учреждений сведения о проведенных в отношении них контрольных мероприятиях и их результатах размещаются в сети Интернет на официальном сайте www.bus.gov.ru (пп. 8 п. 3.3 ст. 32 Закона N 7-ФЗ) в соответствии с п. 3.5 Закона N 7-ФЗ и согласно Требованиям к порядку формирования структурированной информации о государственном (муниципальном) учреждении, информации, указанной в п. 15.1 Порядка предоставления информации, утвержденного приказом Министерства России от 21.07.2011 N 86н (утв. Федеральным казначейством 26.12.2016).

 

Вся информация об осуществлении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений подлежит размещению в специальной государственной информационной системе ГИС ЕСГФК по адресу http://portal.audit.gov.ru (приказ Счетной палаты РФ и Минфина России от 25.12.2015 N 128/214н). Оператор системы - Счетная палата РФ. Система состоит из открытой и закрытой частей. Должностные лица проверяемых организаций, в т.ч. государственных (муниципальных) учреждений, могут просматривать размещенную в системе актуальную информацию по аудиту (контролю).

______________________________

*(1) См., например, Закон Свердловской области от 12.07.2011 N 62-ОЗ "О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области"; Закон Хабаровского края от 29.06.2011 N 95 "О регулировании отдельных вопросов организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования Хабаровского края".

*(2) До 02 февраля 2016 года надзор осуществляла упраздненная ныне Служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству.

*(3) См., например, постановление Правительства Оренбургской области от 24.01.2014 N 29-п "Об утверждении порядка осуществления министерством внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере"; постановление Администрации г. Вологды от 10.01.2014 N 79 "Об утверждении Порядка осуществления полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю Администрацией города Вологды".

*(4) См., например, постановление Правительства Москвы от 22.09.2009 N 1018-ПП "Об утверждении Порядка санкционирования финансовыми органами города Москвы оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета города Москвы и администраторов источников финансирования дефицита бюджета города Москвы и ведения лицевых счетов для учета операций исполнения бюджета города Москвы по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета".

*(5) См., например, приказ Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области от 06.09.2013 N 26 "О формах и периодичности контроля за деятельностью государственных бюджетных и казенных учреждений Ленинградской области, учредителем которых является Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области"; постановление Администрации городского округа Красноуфимск Свердловской области от 23.07.2012 N 763 "Об утверждении порядка осуществления контроля за выполнением муниципального задания муниципальными учреждениями, учредителем которых является Администрация ГО Красноуфимск"; постановление Окружной администрации города Якутска от 22.11.2010 N 190п "Об утверждении Положения об осуществлении функций и полномочий учредителя, включая контроль за деятельностью муниципальных казенных или бюджетных учреждений Городского округа "Город Якутск".

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на октябрь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Т. Разрезова, редактор-эксперт, государственный советник 1 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

И. Сапетина, редактор-эксперт

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

В. Евсюкова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Ю. Железнева, эксперт, профессиональный бухгалтер

Ю. Волгина, эксперт

Г. Гурашвили, эксперт

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

Р. Гурашвили, эксперт

Д. Букина, эксперт

К. Панина, эксперт

Е. Шубенкина, эксперт

Р. Ибатуллина, эксперт

Е. Старовойтова, эксперт

Г. Панкратова, эксперт