Бухгалтерский учет в бюджетном (автономном) учреждении расчетов по выявленным переплатам и неположенным выплатам
Детальный порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с возмещением переплат и неположенных выплат физическим лицам (в т.ч. по заработной плате), действующими нормативными правовыми актами не определен. Следовательно, этот порядок может быть разработан бюджетным (автономным) учреждением самостоятельно и утвержден в составе учетной политики (п. 6 Инструкции N 157н). Выбранная учреждением схема корреспонденций счетов бухгалтерского учета должна учитывать требования Инструкций NN 157н, 174н и 183н, а также разъяснения и комментарии специалистов уполномоченных органов (см., в частности, письма Минфина России от 28.02.2014 N 02-06-10/8795, от 07.11.2013 N 02-06-005/47647, от 23.07.2010 N 02-06-10/2723).
Определяя схему применяемых корреспонденций, бюджетному (автономному) учреждению следует оценить:
- возможность удержания излишне выплаченной суммы из заработной платы работника;
- необходимость восстановления средств на отдельный лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения в случае, если источником неположенной выплаты являлись средства целевых субсидий (КФО 5 и 6);
- необходимость возврата в доход бюджета остатка неиспользованных субсидий (КФО 5 и 6), в качестве которых рассматривается дебиторская задолженность в сумме выявленной переплаты (неположенной выплаты).
1. Оценка возможности удержания излишне выплаченной суммы из заработной платы работника.
Применяемая в настоящее время методология бухгалтерского учета в организациях госсектора для отражения расчетов, связанных с возмещением переплат и неположенных выплат, предусматривает возможность применения одного из вариантов:
1. Корректировка ранее произведенных начислений способом "Красное сторно";
2. Начисление доходов в виде компенсации затрат.
Условия применения способа "Красное сторно" для корректировки начислений:
- переплата является следствием счетной ошибки и выявлена до истечения срока, установленного ст. 137 ТК РФ для принятия работодателем решения об удержании излишне выплаченных сумм из будущих начислений по заработной плате;
- получатель выплаты не оспаривает удержание.
Дополнительным условием для применения способа "Красное сторно" в целях корректировки начислений по переплатам (неположенным выплатам), осуществленным за счет целевых субсидий, является наличие начислений в рамках конкретного вида деятельности, которые могут быть откорректированы. Так, например, на момент выявления неположенной выплаты отчет о целевом расходовании субсидий может быть утвержден. При этом если источником излишне выплаченных сумм в прошлом году являлись целевые субсидии, а в текущем отчетном периоде указанные субсидии учреждению не предоставлялись, то начисления, которые при соблюдении вышеперечисленных условий могли быть откорректированы, отсутствуют.
При невыполнении хотя бы одного из перечисленных условий основания для корректировки начислений способом "Красное сторно" отсутствуют, и соответственно, в бухгалтерском учете факт выявленной переплаты (неположенной выплаты) отражается в качестве начисления доходов в виде компенсации затрат.
2. Оценка необходимости восстановления средств на отдельный лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения
В случае если источником переплаты (неположенной выплаты) являлись средства целевых субсидий, независимо от того, утвержден ли учредителем отчет о целевом расходовании субсидии на момент выявления переплаты либо нет, сумма переплаты при отсутствии невозможности корректировки начислений работника (по КФО 5 и 6) учреждение обязано восстановить расходы в сумме выявленной переплаты на отдельный лицевой счет.
Обязанность по погашению задолженности по восстановлению средств на отдельный лицевой счет должна быть исполнена учреждением независимо от факта погашения задолженности виновным лицом или получателем неположенной выплаты.
Для отражения расчетов в части восстановления средств на отдельный лицевой счет могут применяться следующие корреспонденции счетов:
Дебет 2 304 06 830 Кредит 2 201 11 610
Одновременно отражается увеличение по забалансовому счету 18 (610 КОСГУ)
- средства от приносящей доход деятельности перечислены на отдельный лицевой счет;
Дебет 5(6) 201 11 510 Кредит 5(6) 304 06 730
Одновременно отражается увеличение по забалансовому счету 17 (510 КОСГУ)
- отражено зачисление средств на отдельный лицевой счет в размере выявленной переплаты (неположенной выплаты).
3. Оценка необходимости возврата в доход бюджета остатка неиспользованных субсидий
В качестве остатков неиспользованных остатков целевых субсидий прошлых лет рассматриваются:
- возвращенные контрагентом авансы, источником оплаты которых являлись целевые субсидии;
- суммы расходов, осуществленных за счет целевых субсидий с нарушением порядка их предоставления (нецелевого использования).
При выявлении факта переплаты (неположенной выплаты) независимо от факта возмещения ущерба виновным лицом задолженность перед бюджетом должна быть погашена учреждением в случае если источником переплаты являлись целевые субсидии, предоставленные:
- в прошлых отчетных периодах;
- в текущем финансовом году при условии, что на момент выявления факта переплаты (неположенной выплаты) отчет о целевом расходовании субсидии утвержден.
До утверждения учредителем отчета о целевом расходовании субсидии учреждение не обязано возвращать в бюджет восстановленную на отдельный лицевой счет суммы переплаты (неположенной выплаты).
Последовательность действий при выборе порядка бухгалтерского учета расчетов по выявленным переплатам и неположенным выплатам представлена на схеме:
Переплата вследствие счетной ошибки
В бюджетном (автономном) учреждении в рамках приносящей доход деятельности 12 декабря текущего финансового года выявлена переплата - в результате технического сбоя в программном продукте работнику 30 ноября излишне начислено 5 000, 00 рублей.
Переплата признана счетной ошибкой. Решение об удержании принято 15 декабря текущего финансового года. Получено письменное согласие работника, уведомленного о перерасчете, на удержание излишне выплаченной суммы из последующих начислений по оплате труда. 31 декабря работнику начислена заработная плата за декабрь текущего финансового года в сумме 45 000,00 рублей. Одновременно удержана излишне выплаченная в ноябре сумма.
В бухгалтерском учете могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание хозяйственной операции |
15 декабря | |||
2 109 ХХ 211 | 2 302 11 730 (2 302 11 000) | 5 000, 00 | Способом "Красное сторно" отражена корректировка начислений по заработной плате |
2 302 11 830 (2 302 11 000) | 2 206 11 660 (2 206 11 000) | 4 350, 00 | Способом Красное сторно" восстановлена дебиторская задолженность работника в сумме полученной работником "на руки" |
2 302 11 830 (2 302 11 000) | 2 303 01 730 (2 303 01 000) | 650, 00 | Способом "Красное сторно" отражена корректировка суммы удержанного НДФЛ |
2 109 ХХ 211 | 2 303 ХХ 730 (2 303 ХХ 000) | 1 510, 00 | Способом "Красное сторно" отражена корректировка суммы страховых взносов, начисленных на излишне выплаченную сумму |
31 декабря | |||
2 109 ХХ 211 | 2 302 11 730 (2 302 11 000) | 45 000, 00 | Начислена заработная плата за декабрь |
2 302 11 830 (2 302 11 000) | 2 206 11 660 (2 206 11 000) | 4 350, 00 | Зачтена излишне выплаченная в ноябре сумма |
2 302 11 830 (2 302 11 000) | 2 303 01 730 (2 303 01 000) | 5 850, 00 | Удержан НДФЛ |
2 302 11 830 (2 302 11 000) | 2 201 11 610 (2 201 11 000) | 34 800, 00 | Перечислена заработная плата за декабрь |
Увеличение (111 КВР 211 КОСГУ) | |||
2 303 01 830 (2 303 01 000) | 2 201 11 610 (2 201 11 000) | 5 200, 00 | Перечислен удержанный из заработной платы за декабрь НДФЛ |
Увеличение (111 КВР 211 КОСГУ) |
Переплата за счет средств целевых субсидий прошлых лет
В бюджетном (автономном) учреждении 13 марта текущего финансового года выявлен факт начисления в прошлом году неположенной работнику доплаты в сумме 500,00. Источником оплаты излишне начисленной суммы являются средства субсидии на иные цели. Страховые взносы на сумму надбавок, выплачиваемых за счет средств целевой субсидии, уплачивались за счет средств от приносящей доход деятельности. Неположенная выплата не является следствием счетной ошибки.
Получатель неположенной выплаты 15 марта в добровольном порядке внес денежные средства в кассу учреждения. В текущем финансовом году субсидии на иные цели учреждению не предоставляются.
16 марта принятые от работника денежные средства внесены по объявлению на взнос наличными на отдельный лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения. 17 марта денежные средства зачислены на отдельный лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения. 21 марта остаток неиспользованной целевой субсидии прошлых лет перечислен в доход бюджета.
В бухгалтерском учете могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание хозяйственной операции |
13 марта | |||
2 209 30 560 (2 209 30 000) | 2 401 10 130 | 500,00 | Начислены доходы в виде компенсации затрат в сумме выявленной переплаты |
5 401 10 180 | 5 303 05 730 (5 303 05 000) | 500,00 | Начислена задолженность перед бюджетом по возврату неиспользованных остатков целевой субсидии прошлых лет |
5 304 06 830 (5 304 06 000) | 5 401 10 180 | 500,00 | Отражена задолженность по восстановлению средств субсидии на отдельный лицевой счет |
15 марта | |||
2 201 34 510 (2 201 34 000) Увеличение (130 КОСГУ) | 2 209 30 660 (2 209 30 000) | 500,00 | Работником в кассу внесены денежные средства в счет погашения задолженности в размере излишне полученной суммы |
16 марта | |||
2 304 06 830 (2 304 06 000) Увеличение (610 КОСГУ) | 2 201 34 510 (2 201 34 000) Увеличение (610 КОСГУ) | 500,00 | Поступившие в кассу денежные средства направлены на восстановление остатка целевой субсидии прошлых лет в целях зачисления на отдельный лицевой счет |
5 201 34 510 (5 201 34 000) Увеличение (510 КОСГУ) | 5 304 06 830 (5 304 06 000) Увеличение (510 КОСГУ) | 500,00 | |
5 210 03 560 (5 210 03 000) Увеличение (510 КОСГУ) | 5 201 34 610 (5 201 34 000) Увеличение (610 КОСГУ) | 500,00 | Денежные средства выбыли из кассы в целях внесения на отдельный лицевой счет |
17 марта | |||
5 201 11 510 (5 201 11 000) Увеличение (510 КОСГУ) | 5 210 03 660 (5 210 03 000) Увеличение (610 КОСГУ) | 500,00 | Денежные средства зачислены на отдельный лицевой счет |
21 марта | |||
5 303 05 830 (5 303 05 000) | 5 201 11 610 (5 201 11 000) Увеличение 610 КОСГУ) | 500,00 | Погашена задолженность перед бюджетом по возврату остатка целевой субсидии прошлых лет |
Переплата за счет средств целевых субсидий текущего года
В бюджетном (автономном) учреждении 13 ноября текущего финансового года выявлен факт переплаты в октябре текущего финансового года в сумме 5000,00. Источником оплаты излишне начисленной суммы являются средства субсидии на иные цели. Отчет о целевом расходовании субсидии на дату выявления переплаты не утвержден.
Переплата признана счетной ошибкой. Решение об удержании принято 15 ноября текущего финансового года. От получателя излишне выплаченной суммы получено письменное согласие об удержании из будущих начислений по заработной плате.
30 ноября работнику в рамках приносящей доход деятельности начислена заработная плата за ноябрь текущего финансового года в сумме 45 000,00 рублей. Доплаты за счет средств субсидии на иные цели в ноябре работнику не начислялись. Излишне выплаченная в октябре сумма удержана из начислений в рамках приносящей доход деятельности за ноябрь.
В бухгалтерском учете могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание хозяйственной операции |
15 ноября | |||
5 401 20 211 | 5 302 11 730 (5 302 11 000) | 5 000,00 | Способом "Красное сторно" отражена корректировка начислений по заработной плате |
5 302 11 830 (5 302 11 000) | 5 206 11 660 (5 206 11 000) | 4 350,00 | Способом Красное сторно" восстановлена дебиторская задолженность работника в сумме полученной работником "на руки" |
5 302 11 830 (5 302 11 000) | 5 303 01 730 (5 303 01 000) | 650,00 | Способом "Красное сторно" восстановлена задолженность в сумме удержанного НДФЛ |
5 401 20 213 | 5 303 ХХ 730 (5 303 ХХ 000) | 1 510,00 | Способом "Красное сторно" отражена корректировка начисленных страховых взносов |
5 304 06 830 (5 304 06 000) | 5 206 11 660 (5 206 11 000) | 4 350,00 | Отражена задолженность по восстановлению средств целевой субсидии на отдельный лицевой счет в размере излишне начисленной суммы |
5 304 06 830 (5 304 06 000) | 5 303 01 730 (5 303 01 000) | 650,00 | |
5 304 06 830 (5 304 06 000) | 5 303 ХХ 730 (5 303 ХХ 000) | 1 510,00 | Отражена задолженность по восстановлению средств целевой субсидии на отдельный лицевой счет в сумме излишне начисленных страховых взносов |
30 ноября | |||
2 109 ХХ 211 | 2 302 11 730 (2 302 11 000) | 45 000,00 | Начислена заработная плата за ноябрь |
2 302 11 830 (2 302 11 000) | 2 303 01 730 (2 303 01 000) | 5 850,00 | Удержан НДФЛ |
2 109 ХХ 211 | 2 303 ХХ 730 (2 303 ХХ 000) | 13 590,00 | Начислены страховые взносы |
2 302 11 830 (2 302 11 000) | 2 304 03 730 (2 304 03 000) | 4 350,00 | Отражено погашение дебиторской задолженности в части излишне полученной "на руки" суммы переплаты |
2 304 03 830 (2 304 03 000) | 2 304 06 730 (2 304 06 000) | 4 350,00 | |
2 303 01 830 (2 303 01 000) | 2 304 06 730 (2 304 06 000) | 650,00 | Зачтена задолженность по перечислению НДФЛ в сумме ранее удержанного из излишненачисленной суммы НДФЛ |
2 303 ХХ 830 (2 303 ХХ 000) | 2 304 06 730 (2 304 06 000) | 1 510,00 | Отражена задолженность по восстановлению на отдельный лицевой счет средств в сумме страховых взносов, начисленных на сумму переплаты |
2 304 06 830 (2 304 06 000) | 2 201 11 610 (2 201 11 000) Увеличение (111 КВР 211 КОСГУ) | 5 000,00 | На отдельный лицевой счет перечислены денежные средства в целях восстановления расходов в сумме выявленной переплаты |
2 304 06 830 (2 304 06 000) | 2 201 11 610 (2 201 11 000) Увеличение (119 КВР 213 КОСГУ) | 1 510,00 | На отдельный лицевой счет перечислены денежные средства в целях восстановления расходов в сумме страховых взносов, начисленных на сумму выявленной переплаты |
5 201 11 610 (5 201 11 000) Уменьшение (111 КВР 211 КОСГУ) | 5 304 06 730 (5 304 06 000) | 5 000,00 | На отдельном лицевом счете восстановлены расходы в сумме выявленной переплаты |
5 201 11 610 (5 201 11 000) Уменьшение (111 КВР 211 КОСГУ) | 5 304 06 730 (5 304 06 000) | 1 510,00 | На отдельном лицевом счете восстановлены расходы в сумме страховых взносов, начисленных на сумму выявленной переплаты |
2 303 ХХ 830 (2 303 ХХ 000) | 2 201 11 610 (2 201 11 000) Увеличение (119 КВР 213 КОСГУ) | 12 080,00 | Перечислены страховые взносы |
2 303 01 830 (2 303 01 000) | 2 201 11 610 (2 201 11 000) Увеличение (111 КВР 211 КОСГУ) | 5 200,00 | Перечислен НДФЛ |
2 302 11 830 (2 302 11 000) | 2 201 11 610 (2 201 11 000) Увеличение (111 КВР 211 КОСГУ) | 34 800,00 | Работнику перечислена заработная плата за ноябрь |
______________________________
*(1) Так, например, заработная плата, излишне выплаченная работнику (в т.ч. при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением следующих случаев (часть четвертая ст. 137 ТК РФ):
- счетной ошибки;
- если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда или простое;
- если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.
*(2) Не взысканная сумма задолженности по возмещению ущерба, нанесенного переплатами и неположенными выплатами, подлежит списанию с балансового учета в общеустановленном порядке.
*(3) Порядок отражения исправительных записей установлен п. 18 Инструкции 157н.
*(4) Порядок отражения в учетных регистрах подобных операций необходимо включить в учетную политику.
*(5) Счета, применяемые автономным учреждением, указаны в скобках. В разрядах 24-26 номера счета бухгалтерского учета автономные учреждения отражают аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре, обеспечивающей раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденной в рамках формирования учетной политики. Если в скобках счет не указан, соответствующий счет может применяться как бюджетными, так и автономными учреждениями.
Тема
Учет выявленных переплат и неположенных выплат (для госсектора)
См. также
Операции по возврату бюджетному (автономному) учреждению дебиторской задолженности
Отражение в бухгалтерском учете расходов, не принятых к зачету ФСС (для госсектора)
Отчетность бюджетных (автономных) учреждений. Отчет (ф. 0503737). Некассовые операции
Взыскание излишне выплаченной заработной платы
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2018 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторский коллектив:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Н. Андреева, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, член Союза развития государственных финансов
И. Сапетина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Евсюкова, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности