Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Обзор изменений в Инструкцию N 157н, внесенных приказом Минфина России N 124н (подготовлено экспертами компании "Гарант")

Обзор изменений в Инструкцию N 157н, внесенных приказом Минфина России N 124н

 

Август, 2015 год

 

Минфином России 6 августа 2015 года утвержден приказ N 124н о внесении изменений в Инструкцию N 157н и Единый план счетов бухгалтерского учета (далее - Приказ N 124н). Изменения обусловлены, в частности, новыми положениями бюджетного законодательства в части структуры бюджетной классификации и новым порядком формирования бухгалтерской отчетности, действующим в 2015 году.

 

1. Начало применения новых положений

Сроки перехода

Соответствующие новые положения Инструкции N 157н

При формировании показателей объектов учета в 2015 году

Правило распространяется на все новые положения, если иное не оговорено специально

По мере готовности, но не позднее 1 октября 2015 года

Переход на применение Рабочего плана счетов с учетом новых требований

При формировании:

- учетной политики начиная с 2016 года;

- показателей объектов учета на первый отчетный день 2016 года

Общие для всех организаций госсектора положения:

- описывающие структуру номера счета и кода счета бухгалтерского (бюджетного) учета (п. 3.2 Приказа N 124н);

- устанавливающие порядок принятия к учету объектов учета, стоимость которых выражена в иностранной валюте (п. 3.1 Приказа N 124н)

С 1 января 2017 года

Применение бюджетными и автономными учреждениями номера счета, включающего в разрядах с 1 по 4 код раздела, код подраздела расходов бюджета (п. 3.3 Приказа N 124н)

 

2. Дополнение перечня субъектов учета, применяющих Инструкцию N 157н и Единый план счетов бухгалтерского учета

Приказом N 124н внесены изменения в п. 3.1 Приказа Минфина России от 01.12.2010 N 157н, содержащий перечень субъектов, применяющих Инструкцию N 157н и Единый план счетов бухгалтерского учета в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни.

К указанным субъектам, в частности, относятся:

- Госкорпорация "Роскосмос" в рамках осуществления полномочий участника бюджетного процесса, а также при передаче полномочий государственного заказчика в целях осуществления бюджетных инвестиций;

- государственные (муниципальные) унитарные предприятия, осуществляющие в рамках переданных полномочий государственного (муниципального) заказчика бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимости в собственность соответствующего публично-правового образования.

 

3. Изменения в Единый план счетов (п. 2.1 и п. 2.2 Приказа N 124н)

Счета, применяемые до вступления в силу Приказа N 124н

Счета, предусмотренные Приказом N 124н

 

Балансовый счет 201 06 "Аккредитивы"

Балансовый счет 201 06 "Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитной организации"

Специальный забалансовый счет не предусмотрен. Учет акций мог быть организован в порядке, предусмотренном учетной политикой

Забалансовый счет 31 "Акции по номинальной стоимости"

Предусмотрен порядок применения данного счета (новые п.п. 389-390 Инструкции N 157н)

 

4. Отражение операций, номинированных в иностранной валюте

Объекты учета, стоимость которых выражена в иностранной валюте, принимаются к учету в рублевом эквиваленте, определенном на дату совершения операции (в случаях, предусмотренных Инструкцией, - на отчетную дату) путем пересчета суммы в иностранной валюте по официальному курсу ЦБ РФ, а при его отсутствии по курсу, рассчитанному по котировкам иностранной валюты на международных рынках или по курсам, установленным национальными банками соответствующих государств, к любой третьей валюте, официальный курс которой по отношению к рублю устанавливается ЦБ РФ.

Особенности пересчета для субъектов учета, осуществляющих деятельность вне территории РФ, устанавливаются соответствующим ГРБС по согласованию с Минфином России.

 

5. Первичные учетные документы, составленные на иностранных языках

Приказом N 124н внесены дополнения в п. 13 Инструкции N 157н, согласно которым порядок построчного перевода первичных документов, составленных на иностранных языках, субъекту учета необходимо установить в рамках формирования учетной политики.

 

6. Структура номера счета и кода счета бухучета

При составлении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2016 год (на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов), применяются положения БК РФ в редакции Федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ. Данный закон предусматривает изменение структуры бюджетной классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов. При этом КОСГУ будет использоваться только для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

При подготовке проектов бюджетов бюджетной системы РФ на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов применяются положения Указаний N 65н в редакции приказа Минфина России от 08.06.2015 N 90н (см. также письма Минфина России от 09.06.2015 N 02-05-11/33783, от 09.06.2015 N 02-05-10/33782).

 

Приведенные выше обстоятельства обусловили новый порядок включения кодов бюджетной классификации в структуру номера счета бухгалтерского (бюджетного) учета.

В 1-17 разрядах номера счета бюджетного учета в 2016 году учреждения должны будут отражать показатели с 4 по 20 разряд нового кода классификации:

доходов бюджета;

расходов бюджета;

источников финансирования дефицитов бюджетов.

Более того, на первый отчетный день 2016 года все объекты бюджетного учета должны быть отражены в учете согласно новым требованиям.

Примечание

Порядок формирования 24-26 разрядов номера счета не изменяется. Казенные и бюджетные учреждения, а также организации, осуществляющие полномочия получателя бюджетных средств, по-прежнему используют в этих разрядах КОСГУ, а автономные учреждения - аналитический код поступлений, выбытий, в структуре, утвержденной Планом ФХД.

Нововведения предусмотрены также для бюджетных и автономных учреждений. В частности, с 1 января 2017 года эти учреждения будут обязаны в разрядах с 1 по 4 номера счета указывать код раздела, код подраздела расходов бюджета (п. 21.1 Инструкции N 157н).

Внимание

Субъекты учета по-прежнему наделены правом в рамках формирования учетной политики вводить дополнительные аналитические коды синтетических счетов Единого плана счетов. В этих целях может использоваться 23 разряд номера счета (см. последний абзац п. 1 Инструкции N 157н).

Согласно изменениям, внесенным Приказом N 124н, уполномоченные органы (в т.ч. органы госвласти и местного самоуправления) смогут вводить дополнительные разряды в код аналитического счета (22-23 разряды) для получения дополнительной информации.

Информацию об используемой в настоящее время структуре номера счета бухгалтерского (бюджетного) учета смотрите в путеводителях:

для казенных учреждений;

для бюджетных и автономных учреждений.

 

7. Учет коммуникаций внутри зданий, необходимых для их эксплуатации

Пункт 45 Инструкции N 157н дополнен нормой, согласно которой коммуникации внутри зданий, необходимых для их эксплуатации (к которым, в частности, относятся системы отопления, водоснабжения и водоотведения, электро- и газоснабжения, вентиляции, телефонные и сигнализационные сети, а также лифты и подъемники), входят в состав здания и самостоятельными инвентарными объектами не являются. При этом к самостоятельным инвентарным объектам относится только оборудование указанных систем (оконечные аппараты, приборы и устройства). Специалисты финансового ведомства и ранее рекомендовали организациям госсектора именно такой порядок учета единых функционирующих систем (см., например, письма Минфина России от 30.12.2014 N 02-07-10/69030, от 11.11.2013 N 02-05-010/48138, от 14.12.2012 N 02-06-10/5196, от 04.06.2010 N 02-06-10/2058).

 

8. Учет принимаемых обязательств

Согласно п.п. 70, 71 Инструкции N 191н и п. 48 Инструкции N 33н в Отчетах (ф.ф. 0503128, 0503738) наряду с уже принятыми обязательствами организации госсектора должны отражать принимаемые обязательства. Ранее ни определение понятия "принимаемые обязательства", ни порядок их учета нормативными актами определен не был, организации госсектора руководствовались только письмом Минфина России от 07.04.2015 N 02-07-07/19450.

Согласно изменениям, внесенным Приказом N 124н в п. 308 Инструкции N 157н, под принимаемыми обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом обязанности субъекта учета предоставить, с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений), в соответствующем финансовом году средства из соответствующего бюджета. Учет таких обязательств должен быть организован:

- на основании Извещений об осуществлении закупок;

- в размере начальной (максимальной) цены контракта.

 

9. Списание задолженности неплатежеспособных дебиторов

Согласно редакции п. 339 Инструкции N 157н, действовавшей до вступления в силу Приказа N 124н, целью учета дебиторской задолженности на забалансовом счете 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов" являлось наблюдение за возможностью ее взыскания. При этом были установлены сроки такого наблюдения:

- пять лет;

- иной срок, установленный законодательством или актом главного администратора доходов бюджета.

Приказом N 124н из п. 339 Инструкции N 157н исключено упоминание о сроках забалансового учета задолженности неплатежеспособных дебиторов. При этом четко обозначены два критерия для списания такой задолженности:

- требования к должнику не могут быть реализованы ввиду невозможности возобновления процедуры взыскания задолженности (по заключению юридического подразделения организации госсектора);

погашение задолженности или ее исполнение (прекращение).

Ранее на необходимость применения подобного подхода специалисты финансового ведомства обращали внимание в своих письмах (см., например, письмо Минфина России от 18.02.2014 N 02-06-10/6776).

 

10. Порядок учета операций с наличными денежными средствами

Положения п.п. 42-44 Инструкции N 33н и до вступления в силу Приказа N 124н указывали на необходимость отражения в бюджетных и автономных учреждениях аналитических данных по видам доходов, расходов и источников финансирования дефицита на забалансовых счетах 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения" и 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения", открытых к счету 0 210 03 000 "Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам". Учитывая, что п.п. 365, 367 Инструкции N 157н ранее не предусматривали открытие забалансовых счетов 17 и 18 к счету 0 210 03 000, соответствующие положения организации госсектора должны были предусматривать в учетной политике.

Приказ N 124н устранил данный пробел. Открытие счетов 17 и 18 к счету 0 210 03 000 "Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам" для аналитического учета поступлений на счет операций с наличными денежными средствами или выплат с данного счета теперь предусмотрено положениями Инструкции N 157н.

 

11. Аналитический учет невыясненных поступлений прошлых лет

Приказом N 124н внесены уточнения в п. 370 Инструкции N 157н, согласно которым порядок аналитического учета сумм невыясненных поступлений на забалансовом счете 19 "Невыясненные поступления бюджета прошлых лет" устанавливается субъектом учета в рамках формирования учетной политики.

 

12. Учет форменного обмундирования и спецодежды

Приказом N 124н внесены изменения в п. 385 Инструкции N 157н, содержащие прямое указание на то, что форменное обмундирование и специальная одежда, выданные организацией госсектора в личное пользование работникам (сотрудникам) для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, учитываются на забалансовом счете 27.

Напомним, что Инструкция N 157н не содержит определение понятия "личное пользование". Данную проблему организациям госсектора желательно урегулировать в учетной политике. К имуществу, выданному в личное пользование и подлежащему учету на счете 27, должно быть отнесено имущество, отвечающее следующим критериям:

1) имущество подлежит выдаче сотруднику в связи с выполнением обязанностей по определенной должности;

2) право на получение имущества, нормы обеспечения (количественные, качественные) установлены соответствующим правовым актом (в т.ч. локальным актом организации госсектора);

3) имущество не находится "под контролем" каких-либо материально ответственных лиц (как правило, во время исполнения соответствующим сотрудником служебных обязанностей оно находится у этого сотрудника, а в иное время - вне территории организации - в месте постоянного проживания сотрудника и т.п.).

Желательно также учитывать, что состав спецодежды приведен в п. 118 Инструкции N 157н. К специальной одежде относятся и приобретаемые отдельно предметы, входящие в состав спецодежды (см. также письмо Минфина России от 04.06.2015 N 02-05-10/32375).