Критерии признания бюджетной отчетности недостоверной
Материал могут применять органы государственной власти (местного самоуправления) и казенные учреждения
Критерии признания бюджетной отчетности недостоверной ст. 15.15.6 КоАП РФ не определены.
Согласно п. 1 Примечания к ст. 15.11 КоАП РФ под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов. В то же время состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 15.15.6 КоАП РФ, является специальным по отношению к составу административного правонарушения, содержащегося в ст. 15.11 КоАП РФ. Однако указанное обстоятельство не исключает возможности привлечения должностных лиц казенного учреждения к административной ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ в случаях нарушения требований к бухучету и отчетности в части нарушений, не предусмотренных ст. 15.15.6 КоАП РФ, но образующих состав административного правонарушения по ст. 15.11 КоАП РФ (например, нарушение порядка хранения документов бухгалтерского учета) *(1).
По мнению судебных инстанций, противоправное виновное действие, совершенное специальным субъектом, предоставляющим бюджетную отчетность, выразившееся в нарушении требований бухгалтерского (бюджетного) учета и повлекшее за собой предоставление недостоверной бюджетной отчетности, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.11 КоАП РФ, а влечет административную ответственность, установленную ст. 15.15.6 КоАП РФ (решение Шипуновского районного суда Алтайского края от 18.04.2016 N 12-8/2016, решение Псковского городского суда Псковской области от 09.12.2015 по делу N 12-484/2015, решение Альметьевского городского суда (Республика Татарстан) от 06.08.2014 по делу N 12-429/2014).
По общему правилу недостоверной бюджетной отчетностью считается любое искажение, неверное отражение данных в отчетности, в том числе неполное их отражение. В судебной практике недостоверную бюджетную отчетность трактуют как отчетность, содержащую ложную, не соответствующую действительности, информацию (см., например, решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 05.08.2015 по делу N 21-675/2015).
Недостоверность бюджетной отчетности может выражаться в несоблюдении требований Инструкции N 191н. Основанием для привлечения к ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ, предусматривающей штраф в размере от 10 000 до 30 000 рублей, может послужить несоблюдение субъектом бюджетной отчетности порядка формирования показателей, установленного Инструкцией N 191н. В качестве несоблюдения требований Инструкции N 191н может, в частности, рассматриваться:
- включение оборотов по счетам бюджетного учета, подлежащих в соответствии с положениями Инструкции N 191н исключению (решение Кваркенского районного суда Оренбургской области от 29.09.2015 по делу N 12-24/2015);
- несоответствие показателей между формами бюджетной отчетности, включая отсутствие показателей в одной и форм при их наличии в другой (решение Кваркенского районного суда Оренбургской области от 29.09.2015 по делу N 12-24/2015, решение Яранского районного суда Кировской области от 29.07.2015 по делу N 12-56/2015);
- несоблюдение порядка формирования консолидированной отчетности (решение Московского городского суда от 16.02.2016 N 7-895/16).
Также в качестве искажения бюджетной отчетности может быть квалифицировано занижение (завышение) показателей одной из форм бюджетной отчетности, включая показатели, основанием для отражения которых являются данные по забалансовым счетам. Так, в качестве искажения бюджетной отчетности могут рассматриваться:
1. Непринятие к учету объекта учета (см., например, постановление Нижегородского областного суда N 4А-276/2016 от 29.02.2016 по делу N 4А-276/2016, постановление АС Волго-Вятского округа от 26.03.2015 N Ф01-621/15, решение Псковского городского суда Псковской области N 12-83/2016 от 19.02.2016 по делу N 12-83/2016, решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 20.05.2015 по делу N 7-227/2015, решение Курганского областного суда от 23.03.2015 по делу N 21-54/2015, решение Шипуновского районного суда Алтайского края от 18.04.2016 по делу N 12-8/2016, решение Смоленского областного суда N 21-143/2016 от 29.03.2016 по делу N 21-143/2016).
Основанием для привлечения к ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ может послужить неотражение в соответствии с требованиями п. 66 Инструкции N 157н неисключительных прав на программное обеспечение на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" и, соответственно, в Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах к Балансу (ф. 0503130) (см., например, решение Нижегородского районного суда г. Нижний Новгород Нижегородской области от 10.03.2016 по делу N 12-74/2016, решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 20.05.2015 по делу N 7-227/2015).
2. Несоответствие отраженной в бюджетном учете суммы обязательства сумме, указанной в первичном учетном документе (решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 26.08.2015 по делу N 21-776/2015, решение Курганского областного суда от 23.03.2015 по делу N 21-54/2015);
3. Применение для отражения фактов хозяйственной жизни бухгалтерских записей, не соответствующих экономическому содержанию хозяйственной операции (см., например, постановление Челябинского областного суда от 13.10.2015 N 4а15-722, решение Заднепровского районного суда г. Смоленска Смоленской области от 05.09.2016 по делу N 12-340/2016 *(2));
4. Несвоевременное отражение в бюджетном учете объекта учета (см., например, решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 29.07.2015 по делу N 21-656/2015);
5. Повторное отражение одного и того же объекта учета (см., например, решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 29.07.2015 по делу N 21-652/2015);
6. Принятие к учету объектов нефинансовых активов в качестве основных средств или материальных запасов с нарушением требований п.п. 38 - 49 Инструкции N 157н (см., например, решение Арбитражного суда Красноярского края от 26.08.2015 по делу N А33-8677/2015);
7. Принятие к балансовому учету объектов недвижимости при отсутствии документов, подтверждающих регистрацию права оперативного управления (см., например, решение Курганского областного суда от 11.04.2016 по делу N 21-189/2016, решение Верховного Суда Республики Марий Эл N 7Р-10/2016 7Р-659/2015 от 15.01.2016 по делу N 7Р-10/2016, решение Верховного Суда Чувашской Республики Чувашии от 28.04.2015 по делу N 21-238/2015, решение Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики N 12-92/2015 от 17.03.2015);
8. Принятие к учету объектов нефинансовых активов с нарушением порядка отнесения их к группам имущества, предусмотренным п. 37 Инструкции N 157н, и видам имущества в соответствии с ОКОФ (см., например, постановление Третьего ААС от 15.12.2015 N 03АП-5692/15, постановление АС Восточно-Сибирского округа от 01.07.2015 N Ф02-2733/15, решение АС Приморского края от 23.11.2015 по делу N А51-15056/2015).
Возможность применения критериев, установленных ст. 15.11 КоАП РФ в целях признания бюджетной отчетности недостоверной, в настоящее время положениями КоАП РФ не предусмотрена. Вместе с тем при отсутствии в учетной политике субъекта бюджетной отчетности критериев существенности, в случае ошибки в учете и отчетности, искажении либо нераскрытии информации в отчетности увеличивает риск признания отчетности недостоверной.
_____________________
*(1) На практике должностных лиц участников бюджетного процесса привлекают к административной ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ за нарушение порядка ведения бюджетного учета в части требований, установленных Инструкциями NN 157н и 162н, и порядка формирования бюджетной отчетности (см., например, решение Ленинского районного суда города Курска от 13.09.2016 по делу N 12-694/2016, постановление Красноярского краевого суда от 30.05.2016 по делу N 4А-413/2016, постановление Челябинского гарнизонного военного суда от 09.03.2016 по делу N 5-26/2016). Согласно п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5, если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
*(2) Суд учёл, что из положений диспозиции ст. 15.15.6 КоАП РФ следует, что ответственность за представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности лишь при прямом умысле правонарушителя, и пришел к выводу о недоказанности умысла должностного лица в совершении административного правонарушения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на апрель 2018 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторский коллектив:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности