• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Учет расчетов по межбюджетным трансфертам

Учет расчетов по межбюджетным трансфертам

Межбюджетные трансферты (далее - МБТ) - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ (ст. 6 БК РФ).

Для бюджета публично-правового образования, являющегося получателем МБТ, средства МБТ являются доходами бюджета в виде безвозмездных поступлений (п. 4 ст. 41 БК РФ).

Формы предоставления МБТ:

- дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;

- субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);

- субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;

- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ.

Согласно Указаниями N 65н в бюджетном учете доходы в виде МБТ отражаются с применением подстатьи 151 "Поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" КОСГУ.

Расчеты по доходам в виде МБТ у администратора доходов от предоставления МБТ и администратора доходов от возврата неиспользованных МБТ учитываются на счете 1 205 51 000 "Расчеты с плательщиками по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".

Доходы в виде МБТ отражаются по соответствующим кодам КДБ 000 2 02 00000 00 0000 151 "Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".

Не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года МБТ, за исключением МБТ, источником финобеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента РФ, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года (п. 5 ст. 242 БК РФ).

Операции по возврату остатков неиспользованных МБТ отражаются по соответствующим обособленным кодам КДБ (см. в частности, письмо Минфина России от 08.09.2017 N 02-05-11/58203):

000 2 19 00000 00 0000 151 "Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет" у администратора доходов от возврата неиспользованных МБТ прошлых лет (органа власти или местного самоуправления публично правового образования, которому были предоставлены МБТ;

000 2 18 00000 00 0000 151 "Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата бюджетами бюджетной системы Российской Федерации остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет" у администратора доходов бюджета, из которого были предоставлены МБТ.

Операции по предоставляемым (получаемым) МБТ оформляются Уведомлением по расчетам между бюджетами (ф. 0504817), формируемым по каждому целевому МБТ обособленно.


Примечание

Согласно п. 4 ст. 21 БК РФ каждому МБТ присваивается уникальный код целевых статей расходов соответствующего бюджета. Перечень и коды целевых статей расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет целевых МБТ, определяются в порядке, установленном финорганом бюджета, из которого предоставляются указанные МБТ. Соответственно, механизм идентификации расходов, осуществленных за счет средств предоставленного межбюджетного трансферта, прямо установлен положениями БК РФ.

При этом на уровне публично-правового образования, получающего МБТ, может быть принято решение об отражении расходов бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются целевые МБТ, по разделам и подразделам, идентичным кодам раздела и подраздела, по которым отражены расходы бюджета на предоставление МБТ.


Возврат неиспользованных остатков МБТ

Из бюджета субъекта РФ бюджету муниципального образования предоставляется целевая субсидия (далее - целевой МБТ) в размере 1 000 000,00 рублей. Соглашение о предоставлении целевого МБТ заключено 28 апреля 2017 года. Средства целевого МБТ перечислены в бюджет муниципального образования 15 мая 2017 года.

Органом местного самоуправления 19 мая 2017 года заключено соглашение о предоставлении субсидии на иные цели муниципальному бюджетному учреждению в сумме 1 000 000,00 рублей. Источником предоставления указанной субсидии являются средства целевого МБТ. 24 мая 2017 года субсидия перечислена на отдельный лицевой счет учреждения.

Отчет о целевом расходовании учреждением субсидий в сумме 900 000,00 рублей утвержден учредителем 29 декабря 2017 года. Остаток неиспользованной учреждением субсидии (100 000,00 рублей) перечислен в доход бюджета 12 января 2018 года.

Неиспользованные остатки целевого МБТ в сумме 100 000,00 рублей возвращены в доход бюджета субъекта РФ 12 января 2018 года.

В бюджетном учете государственного органа, предоставляющего МБТ, отражаются следующие корреспонденции счетов:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Содержание операции

28 апреля 2017 года

КРБ

1 501 13 000

КРБ

1 502 11 251

1 000 000,00

На основании соглашения о предоставлении целевого МБТ принято бюджетное обязательство

15 мая 2017 года

КРБ

1 502 11 251

КРБ

1 502 12 251

1 000 000,00

На основании графика перечисления целевого МБТ принято денежное обязательство

КРБ

1 206 51 560

КРБ

1 304 05 251

1 000 000,00

Отражено перечисление средств бюджету иного уровня бюджетной системы РФ

29 декабря 2017 года

КРБ

1 401 20 251

КРБ

1 302 51 730

900 000,00

Признание расходов в сумме утвержденного отчета о произведенных расходах, осуществленных за счет средств МБТ

КРБ

1 302 51 830

КРБ

1 206 51 660

900 000,00

На основании отчета о произведенных расходах, осуществленных за счет средств целевого МБТ, отражен зачет сумм целевого МБТ

9 января 2018 года

КДБ*(1)

1 205 51 560

КРБ

1 206 51 660

100 000,00

Отражен перенос дебиторской задолженности в сумме неиспользованного остатка субсидий прошлых лет, источником предоставления которых являлись целевые МБТ

12 января 2018 года

КДБ*(1)

1 210 02 151

КДБ*(1)

1 205 51 660

100 000,00

Отражен возврат остатков целевых МБТ прошлых лет


В бюджетном учете органа местного самоуправления, являющегося администратором доходов от предоставления МБТ, администраторам доходов от возврата неиспользованных остатков МБТ прошлых лет, а также учредителем муниципального бюджетного учреждения, отражаются следующие корреспонденции счетов:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Содержание операции

15 мая 2017 года

КДБ*(2)

1 210 02 151

КДБ*(2)

1 205 51 660

1 000 000,00

Средства МБТ зачислены на лицевой счет АД от предоставления МБТ

19 мая 2017 года

КРБ

1 501 13 000

КРБ

1 502 11 241

1 000 000,00

На основании соглашения о предоставлении субсидии принято бюджетное обязательство

24 мая 2017 года

КРБ

1 502 11 241

КРБ

1 502 12 241

1 000 000,00

На основании графика перечисления субсидии принято денежное обязательство

КРБ

1 206 41 560

КРБ

1 304 05 241

1 000 000,00

Отражено перечисление субсидии, источником предоставления которой являлись средства целевого МБТ

29 декабря 2017 года

КРБ

1 401 20 241

КРБ

1 302 41 730

900 000,00

Признание расходов в сумме утвержденного отчета о произведенных расходах за счет средств субсидии

КРБ

1 302 41 830

КРБ

1 206 41 660

900 000,00

На основании отчета о произведенных расходах отражен зачет суммы субсидии, предоставленной за счет средств целевого МБТ

КДБ

1 205 80 560

КРБ

1 206 41 660

100 000,00

Отражен перенос дебиторской задолженности в сумме неиспользованного остатка субсидий прошлых лет, источником предоставления которых являлись целевые МБТ

КДБ*(2)

1 205 51 560

КДБ

1 401 10 151

900 000,00

Начисление доходов от предоставления МБТ

9 января 2018 года

КДБ*(2)

1 205 51 560

КДБ*(3)

1 205 51 660

100 000,00

Начисление расчетов по возврату неиспользованных остатков межбюджетного трансферта в доход соответствующего бюджета, предоставившего трансферт

12 января 2018 года

КДБ*(3)

1 205 51 560

КДБ*(3)

1 210 02 151

100 000,000

Отражен возврат неиспользованных целевых МБТ в доход бюджета прошлых лет

КДБ*(3)

1 205 51 560

КДБ*(3)

1 210 02 151

100 000,000

Отражен возврат неиспользованных целевых МБТ прошлых лет в доход бюджета субъекта РФ

______________________________

*(1) В 1-17 разрядах номера счета аналитического учета счета 205 51 отражается соответствующий код КДБ 000 2 18 00000 00 0000 151.

*(2) В 1-17 разрядах номера счета аналитического учета счета 205 51 отражается соответствующий код КДБ 000 2 02 00000 00 0000 151.

*(3) В 1-17 разрядах номера счета аналитического учета счета 205 51 отражается соответствующий код КДБ 000 2 19 00000 00 0000 151.

Возврат неиспользованных МБТ прошлых лет в результате восстановления расходов прошлых лет

Из бюджета субъекта РФ бюджету муниципального образования предоставляется целевая субсидия (далее - целевой МБТ) в сумме 1 000 000,00 рублей. Соглашение о предоставлении целевого МБТ заключено 28 апреля 2017 года. Средства целевого МБТ перечислены в бюджет муниципального образования 15 мая 2017 года.

Органом местного самоуправления 19 мая 2017 года заключено соглашение о предоставлении субсидии на иные цели муниципальному бюджетному учреждению в сумме 1 000 000,00 рублей. Источником предоставления указанной субсидии являются средства целевого МБТ. 24 мая 2017 года субсидия перечислена на отдельный лицевой счет учреждения.

Отчет о целевом расходовании учреждением субсидий в сумме 1 000 000,00 утвержден учредителем 29 декабря 2017 года.

В апреле 2018 года органом финконтроля выявлен факт несоблюдения бюджетным учреждением условий предоставления субсидии на иные цели, в связи с чем у последнего возникает обязанность по возврату части субсидии (300 000,00 рублей) в доход бюджета.

Органом местного самоуправления 23 апреля 2018 года получено предписание, согласно которому необходимо возвратить в доход бюджета субъекта РФ неиспользованный остаток целевого МБТ прошлых лет также в размере 300 000,00 рублей.

Использованные с нарушением условий предоставления средства субсидии на иные цели перечислены в доход бюджета муниципального образования 26 апреля 2018 года.

Неиспользованные остатки целевого МБТ прошлых лет, образовавшиеся в результате восстановления в доход местного бюджета субсидии на иные цели, предоставленной в прошлом отчетном периоде, в сумме 300 000,00 рублей возвращены в доход бюджета субъекта РФ 30 апреля 2018 года.

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Содержание операции

28 апреля 2017 года

КРБ

1 501 13 000

КРБ

1 502 11 251

1 000 000,00

На основании соглашения о предоставлении целевого МБТ принято бюджетное обязательство

15 мая 2017 года

КРБ

1 502 11 251

КРБ

1 502 12 251

1 000 000,00

На основании графика перечисления целевого МБТ принято денежное обязательство

КРБ

1 206 51 560

КРБ

1 304 05 251

1 000 000,00

Отражено перечисление средств бюджету муниципального образования

29 декабря 2017 года

КРБ

1 401 20 251

КРБ

1 302 51 730

1 000 000,00

Признание расходов в сумме утвержденного отчета о произведенных расходах, осуществленных за счет средств МБТ

КРБ

1 302 51 830

КРБ

1 206 51 660

1 000 000,00

На основании отчета о произведенных расходах, осуществленных за счет средств целевого МБТ, отражен зачет сумм целевого МБТ

23 апреля 2018 года

КДБ*(1)

1 205 51 560

КРБ

1 401 10 151

300 000,00

Отражено начисление доходов в сумме неиспользованного остатка целевого МБТ

30 апреля 2018 года

КДБ*(1)

1 210 02 151

КДБ*(1)

1 205 51 660

300 000,00

Неиспользованный остаток целевого МБТ прошлых лет зачислен в доход бюджета субъекта РФ


В бюджетном учете органа местного самоуправления, являющегося администратором доходов от предоставления МБТ, администраторам доходов от возврата неиспользованных остатков МБТ прошлых лет, а также учредителем муниципального бюджетного учреждения отражаются следующие корреспонденции счетов:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Содержание операции

15 мая 2017 года

КДБ*(2)

1 210 02 151

КДБ*(2)

1 205 51 660

1 000 000,00

На основании соглашения о предоставлении целевого МБТ принято бюджетное обязательство

19 мая 2017 года

КРБ

1 501 13 000

КРБ 1 501 13 000

1 000 000,00

На основании графика перечисления целевого МБТ принято денежное обязательство

КРБ

1 206 41 560

КРБ

1 304 05 241

1 000 000,00

Отражено перечисление средств бюджету иного уровня бюджетной системы РФ

29 декабря 2017 года

КРБ

1 401 20 251

КРБ

1 302 51 730

1 000 000,00

Признание расходов в сумме утвержденного отчета о произведенных расходах, осуществленных за счет средств МБТ

КРБ

1 302 51 830

КРБ

1 206 51 660

1 000 000,00

На основании отчета о произведенных расходах, осуществленных за счет средств целевого МБТ, отражен зачет сумм целевого МБТ

КДБ*(2)

1 205 51 560

КДБ

1 401 10 151

1 000 000,00

Отражены доходы в сумме использованных целевых МБТ

23 апреля 2018 года

КДБ

1 401 10 151

КДБ *(3)

1 205 51 660

300 000,00

Начислена задолженность перед бюджетом субъекта РФ по возврату неиспользованных остатков целевых МБТ прошлых лет

КДБ

1 205 80 560

КДБ

1 401 10 180

300 000,00

Начислены доходы бюджета в размере неиспользованных остатков субсидии на иные цели прошлых лет

26 апреля 2018 года

1 210 02 180

1 205 80 660

300 000,000

Отражен возврат остатка неиспользованной субсидии на иные цели прошлых лет в доход бюджета муниципального образования

30 апреля 2018 года

КДБ*(3)

1 205 51 560

КДБ*(3)

1 210 02 151

300 000,000

Отражен возврат неиспользованных целевых МБТ прошлых лет в доход бюджета субъекта РФ

______________________________

*(1) В 1-17 разрядах номера счета аналитического учета счета 205 51 отражается соответствующий код КДБ 000 2 18 00000 00 0000 151.

*(2) В 1-17 разрядах номера счета аналитического учета счета 205 51 отражается соответствующий код КДБ 000 2 02 00000 00 0000 151.

*(3) В 1-17 разрядах номера счета аналитического учета счета 205 51 отражается соответствующий код КДБ 000 2 19 00000 00 0000 151.


Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на ноябрь 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденный приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

И. Сапетина, редактор-эксперт

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Т. Разрезова, эксперт, государственный советник 1 класса

Ю. Волгина, эксперт

Г. Гурашвили, эксперт

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

И. Русецкий, эксперт

А. Фомин, эксперт

Д. Букина, эксперт