Энциклопедия решений. Администрирование доходов бюджета. Доходы казенного учреждения

Администрирование доходов бюджета. Доходы казенного учреждения

Решение может применяться в органах государственной власти (местного самоуправления) и казенных учреждениях.


Согласно ст. 6 БК РФ полномочиями администраторов доходов бюджета могут наделяться:

1) органы государственной власти;

2) органы местного самоуправления;

3) органы управления государственными внебюджетными фондами;

4) Банк России;

5) казенные учреждения.

Таким образом, бюджетные и автономные учреждения не могут осуществлять полномочия администраторов доходов бюджетов.

В свою очередь, главным администратором доходов бюджета являются органы власти, местного самоуправления и иные организации, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета. Перечень главных администраторов определяется законом (решением) о бюджете.


Согласно п. 2 ст. 160.1 БК РФ казенные учреждения - администраторы доходов бюджета могут осуществлять, в частности, следующие полномочия:

- начисление, учет и контроль правильности исчисления, полноты и своевременности осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;

- взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;

- принимают решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляют поручения в органы казначейства для осуществления возврата;

- принимают решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты и представляют уведомления в органы казначейства;

- в случае и порядке, установленных главными администраторами доходов бюджета, формируют и представляют главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета;

- принимают решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет.

Объем полномочий администраторов доходов бюджета и порядок их осуществления устанавливаются правовым актом главного администратора доходов бюджета, изданным в соответствии с бюджетным законодательством (п. 3 ст. 160.1 БК РФ). Так, казенные учреждения могут наделяться полномочиями администратора доходов бюджета в полном объеме либо им могут быть предоставлены только отдельные полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет.

Внимание

Приказом Минфина России от 18.12.2013 N 125н утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, который включает порядок взаимодействия органов Федерального казначейства с главными администраторами доходов бюджета, администраторами поступлений в бюджеты.

Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы РФ с момента их зачисления на единый счет этого бюджета (п. 2 ст. 40 БК РФ).

Бюджетным законодательством выделяются следующие виды доходов:

- налоговые доходы (в том числе штрафы и пени по налогам) (п. 2 ст. 41 БК РФ);

- неналоговые доходы (п. 3 ст. 41 БК РФ);

- безвозмездные поступления (п. 4 ст. 41 БК РФ).


Любые доходы казенного учреждения подлежат зачислению в соответствующий бюджет (смотрите, в частности, ст. 41, п. п. 2, 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ). При этом согласно принципу общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, установленному ст. 35 БК РФ, расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете.

Таким образом, при получении казенными учреждениями каких-либо доходов и перечислении соответствующих сумм в бюджет уполномоченные органы могут, но не обязаны доводить таким учреждениям дополнительные лимиты бюджетных обязательств (см., в частности, письма Минфина России от 16.05.2012 N 02-03-09/1740, от 07.11.2012 N 02-13-06/4672, от 12.11.2012 N 02-13-11/4717, от 14.05.2013 N 02-04-12/16702).

Данное правило в полной мере применимо и в том случае, когда соответствующие доходы направлены на компенсацию вполне определенных расходов, которые осуществило казенное учреждение или будет осуществлять в будущем. Например, при перечислении в бюджет средств, поступающих от страховых организаций в счет возмещения ущерба по договорам ОСАГО или от арендаторов в счет компенсации расходов по оплате стоимости соответствующих объемов коммунальных услуг.


Учитывая вышеизложенное, несложно сделать вывод: в случае принятия решения о возможности осуществления казенным учреждением приносящей доход деятельности главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств необходимо утвердить ему соответствующие лимиты бюджетных обязательств в качестве источника финансового обеспечения осуществления указанной деятельности (см. также письмо Минфина России от 27.03.2014 N 02-04-10/13476).

Внеплановые расходы могут осуществляться за счет дополнительно доведенных лимитов бюджетных обязательств (при наличии такой возможности).

Кроме того, казенными учреждениями могут использоваться иные механизмы расчетов с контрагентами в рамках действующего законодательства. Так, например, при осуществлении страховой выплаты по согласованию с потерпевшим и на условиях, предусмотренных договором обязательного страхования, страховщик вправе в счет страховой выплаты организовать и оплатить ремонт поврежденного транспортного средства (см. п. 15 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", письмо Минфина России от 18.06.2015 N 02-06-10/35435).


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

В. Пименов, руководитель (главный редактор) направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора

А также специалисты направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, ведущий редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

А. Суховерхова, ведущий редактор-эксперт, член Союза развития государственных финансов

И. Сапетина, редактор-эксперт

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

О. Левина, эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

Н. Андреева, эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

и др.


Перечень сокращений:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденный приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения