Учет доходов от оказания услуг (для госсектора)
Организация госсектора оказала заказчику услуги. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете выручку от оказания услуг?
Юридические аспекты
Основной деятельностью государственного (муниципального) учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых это учреждение создано (п. 1 ст. 24 Закона N 7-ФЗ; ч. 1 ст. 4 Закона N 174-ФЗ).
Государственные (муниципальные) учреждения могут осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (п. 3 ст. 161 БК РФ, п. 2 ст. 24 Закона N 7-ФЗ, ч. 7 ст. 4 Закона N 174-ФЗ). Соответственно, в рамках приносящей доход деятельности государственные (муниципальные) учреждения могут выступать в качестве поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе и по государственному (муниципальному) контракту, заключенному с какой-либо организацией госсектора.
Доходы казенного учреждения, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (п. 4 ст. 298 ГК РФ, п. 3 ст. 161 БК РФ).
Доходы бюджетного (автономного) учреждения, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законодательством (п.п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ; ч. 8 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ).
Отношения сторон по договору возмездного оказания услуг регулируются главой 39 ГК РФ. Согласно ст. 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (ст.ст. 702 - 729 ГК РФ) и положения о бытовом подряде (ст.ст. 730 - 739 ГК РФ), если это не противоречит специальным нормам о данном договоре (ст.ст. 779 - 782 ГК РФ), а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В соответствии с п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем его существенным условиям (п. 1ст. 432 ГК РФ).
Для договора возмездного оказания услуг существенными являются следующие условия:
- условие о предмете договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ);
- условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п. 1 ст. 432 ГК РФ).
Бухгалтерский учет и отчетность
Доходы от оказания платных услуг отражаются по статье КОСГУ (аналитической группе подвида доходов) 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" (п. 4.1.1 раздела II и раздел V Указаний N 65н).
Для учета расчетов по суммам доходов от оказания платных услуг предназначен счет 205 31 "Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг" (п.п. 197, 199 Инструкции N 157н).
Доходы от оказания услуг отражаются организациями госсектора методом начисления - результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены соответствующие денежные средства или их эквиваленты (п. 3 Инструкции N 157н).
При этом в учете отражаются бухгалтерские записи по дебету счета 0 205 31 000 "Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг" в корреспонденции с кредитом счетов 0 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг", 0 401 40 130 "Доходы будущих периодов от оказания платных услуг" (п.п. 78, 120, 123 Инструкции N 162н, п.п. 93, 158 Инструкции N 174н, п.п. 96, 186 Инструкции N 183н).
Счет 0 401 40 130 используется для учета сумм доходов, начисленных за оказанные отдельные этапы услуг, не относящихся к доходам текущего отчетного периода. Зачисление в доход текущего отчетного периода договорной стоимости оказанных заказчику отдельных этапов услуг отражается по дебету счета 0 401 40 130 "Доходы будущих периодов от оказания платных услуг" в корреспонденции с кредитом счета 0 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг" (п. 123 Инструкции N 162н, п. 158 Инструкции N 174н, п. 186 Инструкции N 183н).
Особенности отражения доходов от выполнения платных работ в бюджетном учете и отчетности казенных учреждений
Порядок отражения в бюджетном учете казенного учреждения доходов от приносящей доход деятельности зависит от объема полномочий казенного учреждения по администрированию доходов.
В частности, казенное учреждение, осуществляющее приносящую доход деятельность, может быть наделено полномочиями администратора доходов бюджета в полном объеме либо отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет.
При наделении казенного учреждения полномочиями администратора доходов бюджета в полном объеме в бюджетном учете подлежат отражению операции по начислению доходов, полученных от оказания услуг в рамках договора (контракта), а также их поступлению на лицевой счет администратора доходов бюджета, открытый в ТОФК.
В случае если казенное учреждение наделено только отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет поступление доходов в бюджет отражается на лицевом счете администратора кассовых поступлений. При этом в бюджетном учете казенного учреждения отражаются операции по начислению доходов, полученных в рамках приносящей доход деятельности, а также операции по расчетам между администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, и казенным учреждением.
При наличии у казенного учреждения права на осуществление приносящей доход деятельности ожидаемые от такой деятельности доходы подлежат отражению на счетах санкционирования. Операции по отражению прогнозируемых показателей по доходам (поступлениям) и их изменений отражаются по дебету счета 1 504 00 130 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения" в корреспонденции с кредитом счета 1 507 00 130 "Утвержденный объем финансового обеспечения" (п. 150 Инструкции N 162н).
Начисление доходов от оказания услуг, независимо от объема полномочий по администрированию доходов, отражается казенными учреждениями по дебету счета 1 205 31 560 "Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг" в корреспонденции с кредитом счета 1 401 10 130 "Финансовый результат экономического субъекта" или счета 1 401 40 130 "Доходы будущих периодов от оказания платных услуг" (п.п. 78, 120, 123 Инструкции N 162н).
Суммы поступлений доходов от оказания услуг отражаются казенным учреждением, наделенным полномочиями администратора доходов бюджета в полном объеме, по дебету счета 1 210 02 130 "Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг" в корреспонденции с кредитом счета 1 205 31 660 "Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг" (п. 91 Инструкции N 162н).
Поступление доходов от оказания платных услуг в кассу учреждения отражается по дебету счета 1 201 34 510 "Касса" в корреспонденции с кредитом счета 1 205 31 660 "Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг" (п. 78 Инструкции N 162н). Кроме того, в порядке, предусмотренном учетной политикой казенного учреждения, поступление в кассу сумм доходов от выполнения платных работ подлежит отражению на забалансовом счете 17 "Поступления денежных средств" (п.п. 365 Инструкции N 157н).
Операции по приему оплаты оказанных услуг с использованием платежной карты получателя услуг (товаров, работ) через электронный терминал, установленный в учреждении, отражаются по дебету счета 1 201 23 510 "Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути" в корреспонденции с кредитом счета 1 205 31 660 "Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг" с одновременным отражением увеличения на забалансовом счете 17 "Поступления денежных средств"(п. 47 Инструкции N 162н).
Расчеты между администратором дохода бюджета (казенным учреждением), осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, и администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, отражаются на счетах 1 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет" (абзац десятый п. 104 Инструкции N 162н) и 1 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты" (абзац седьмой п. 109 Инструкции N 162н).
При передаче администратору кассовых поступлений информации о суммах начисленных доходов от оказания услуг в бюджетном учете отражается бухгалтерская запись по дебету счета 1 304 04 130 "Внутриведомственные расчеты" в и кредиту счета 1 303 05 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" (п.п. 104, 109 Инструкции N 162н).
При поступлении от администратора кассовых поступлений информации о зачислении соответствующих денежных средств в доход бюджета в бюджетном учете казенного учреждения отражается бухгалтерская запись по дебету счета 1 303 05 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" и кредиту счета 1 205 31 560 "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг" (п. 104 Инструкции N 162н).
В силу положений п. 60 Инструкции N 191н раздел "Доходы бюджета" Отчета об исполнении бюджета (ф. 0503127) формируется казенным учреждением при наличии у него полномочий по администрированию доходов бюджета в полном объеме. Поступление доходов от выполнения платных работ казенным учреждением, наделенным отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет, отражается в Отчете об исполнении бюджета (ф. 0503127), формируемом администратором кассовых поступлений.
В разделе "Доходы бюджета" Отчета об исполнении бюджета (ф. 0503127) отражаются:
- суммы доходов от оказания казенным учреждением платных услуг, поступившие на лицевой счет администратора доходов, - в графе 5 на основании данных по счету 1 210 02 130;
- суммы доходов от оказания казенным учреждением платных услуг, принятые с использованием платежной карты получателя услуг (товаров, работ) через электронный терминал, установленный в учреждении, и не зачисленные на лицевой счет администратора доходов по состоянию на отчетную дату, - в графе 6 на основании аналитических данных по поступлениям, отраженных на забалансовом счете 17.
Доходы, начисленные при оказании платных услуг казенным учреждением, наделенным отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет, информация о которых передана администратору кассовых поступлений, на основании данных по счету 1 304 04 130 подлежат отражению в Справке по консолидируемым расчетам (ф. 0503125), формируемой казенным учреждением в составе квартальной (годовой) бюджетной отчетности (п.п. 23, 28 Инструкции N 191н).
Отражение доходов от выполнения платных работ в бухгалтерском учете и отчетности бюджетных и автономных учреждений
Доходы бюджетного (автономного) учреждения от оказания услуг в рамках приносящей доход деятельности, планируемые к поступлению в текущем (очередном) финансовом году в соответствии с Планом ФХД, отражаются по дебету счета 2 507 00 130 "Утвержденный объем доходов от оказания платных услуг" в корреспонденции с кредитом счета 2 504 00 130 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения по доходам от оказания платных услуг" (п.п. 171, 177 Инструкции N 174н, п.п. 197, 203 Инструкции N 183н).
Начисление доходов от выполнения бюджетным (автономным) учреждением работ в рамках приносящей доход деятельности отражается по дебету счета 2 205 31 560 "Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг" (2 205 30 000 "Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг") в корреспонденции с кредитом счета 2 401 10 130 "Финансовый результат экономического субъекта" или счета 2 401 40 130 "Доходы будущих периодов от оказания платных услуг" (п.п. 93, 158 Инструкции N 174н, п.п. 96, 186 Инструкции N 183н).
Поступление доходов от оказания услуг в рамках приносящей доход деятельности отражается:
- по дебету счета 2 201 34 000 "Касса" в корреспонденции с кредитом счета 2 205 31 000 "Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг" при зачислении денежных средств в кассу учреждения (п. 78 Инструкции N 162н, п. 84 Инструкции N 174н, п. 87 Инструкции N 183н);
- по дебету счета 2 201 11 000 в корреспонденции с кредитом счета 2 205 31 000 при зачислении денежных средств на лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения (п. 72 Инструкции N 174н, п. 72 Инструкции N 183н);
- по дебету счета 2 201 21 000 в корреспонденции с кредитом счета 2 205 31 000 при зачислении денежных средств на счет, открытый автономному учреждению в кредитной организации п. 77 Инструкции N 183н);
- по дебету счета 2 201 27 000 в корреспонденции с кредитом счета 2 205 31 000 при зачислении денежных средств (автономного) учреждения (п. 81 Инструкции N 174н, п. 84 Инструкции N 183н);
- по дебету счета 2 201 23 000 в корреспонденции с кредитом счета 2 205 31 000 при оплате работ с использованием расчетных (дебетовых) банковских карт получателя услуг (товаров, работ) через платежный терминал (п. 77 Инструкции N 174н, абзац 4 п. 80 Инструкции N 183н).
Поступление на лицевой (банковский) счет или в кассу бюджетного (автономного) учреждения доходов от оказания платных услуг отражается в качестве увеличения по забалансовому счету 17 "Поступления денежных средств" (п. 365 Инструкции N 157н).
Одновременно с отражением операций по поступлениям сумм выручки от оказания услуг в бухгалтерском учете бюджетных (автономных) учреждений отражаются операции по исполнению плана по доходам: по дебету счета 2 508 10 130 "Получено доходов от оказания платных услуг текущего финансового года" в корреспонденции с кредитом счета 2 507 10 130 "Утвержденный объем доходов от оказания платных услуг текущего финансового года" (п. 177 Инструкции N 174н, п. 206 Инструкции N 183н).
В соответствии с положениями п. 42 Инструкции N 33н показатели исполнения плановых назначений по доходам учреждения от оказания платных услуг на основании данных по забалансовым счетам 17, открытым к счетам 2 201 00 000 отражаются в соответствующих графах раздела "Доходы учреждения" Отчета (ф. 0503737).
В соответствии с положениями п. 55.1 Инструкции N 33н суммы поступлений доходов от оказания платных услуг включаются в показатель строки 050 раздела "Поступления" Отчета о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723).
Типовые корреспонденции счетов
N п/п | Казенное учреждение | Бюджетное (автономное) учреждение*(1) | Содержание хозяйственной операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
1 | КДБ 1 507 Х0 130 | КДБ1 504 Х0 130 | 2 507 Х0 130 | 2 504 Х0 130 | Отражение плановых назначений по доходам |
2 | КДБ 1 205 31 560 | КДБ1 401 10 130 | 2 401 10 130 | Начисление доходов за оказанные (сданные заказчикам) услуги, относящиеся к доходам текущего отчетного периода | |
3 | КДБ 1 205 31 560 | КДБ 1 401 40 130 | 2 401 40 130 | Начисление доходов за оказанные и сданные заказчикам этапы услуг, не относящиеся к доходам текущего отчетного периода | |
4 | КДБ1 401 40 130 | КДБ1 401 10 130 | 2 401 40 130 | 2 401 10 130 | Зачисление в доход текущего отчетного периода стоимости оказанных заказчику отдельных этапов услуг |
5 | КИФ 1 201 34 510 Увеличение | КДБ 1 205 31 660 |
Увеличение (130 КОСГУ) | Поступление выручки от оказания услуг в кассу учреждения | |
6 | КДБ 1 210 02 130 | КДБ 1 205 31 660 |
Увеличение (130 КОСГУ) |
| Поступление доходов от оказания услуг на лицевой счет в органе казначейства |
7 |
Увеличение (130 КОСГУ) | Поступление выручки от оказания услуг на счет автономного учреждения, открытый в кредитной организации | |||
8 | КИФ 1 201 23 510 Увеличение | КДБ1 205 31 660 |
Увеличение (130 КОСГУ) | Прием оплаты оказанных услуг с использованием платежной карты получателя услуг (товаров, работ) через электронный терминал, установленный в учреждении | |
9 |
Увеличение (510 КОСГУ) |
Увеличение (610 КОСГУ) | Зачисление на лицевой счет денежных средств, принятых с использованием платежной карты получателя услуг (товаров, работ) через электронный терминал, установленный в учреждении | ||
10 |
Увеличение (130 КОСГУ) | Поступление выручки от оказания услуг в иностранной валюте на счет учреждения в кредитной организации | |||
11 | 2 508 10 130 | 2 507 10 130 | Исполнение плана текущего года по доходам, утвержденного сметой доходов и расходов | ||
12 | КДБ 1 304 04 130 | КДБ1 303 05 730 | Передача информации о начисленных суммах выручки от оказания услуг администратору доходов | ||
13 | КДБ | КДБ | Поступление от администратора доходов информации о зачислении поступившей выручки в доход соответствующего бюджета |
______________________________
*(1) Счета, применяемые автономным учреждением, указаны в скобках. В разрядах 24-26 номера счета бухгалтерского учета автономные учреждения отражают соответствующий код бюджетной классификации согласно п. 21 Инструкции N 157н. Если в скобках счет не указан, соответствующий счет может применяться как бюджетными, так и автономными учреждениями.
*(2) Если в разрядах 22, 23 номера счета бухгалтерского учета здесь и далее указано "ХХ" или "Х", то при формировании бухгалтерских записей должны применяться код группы, код вида синтетического счета объекта учета, соответствующие экономическому содержанию конкретной операции.
*(3) В казенных учреждениях и органах власти отражение на забалансовых счетах 17 и 18 осуществляется в порядке, определенном учетной политикой (п.п. 365, 367 Инструкции N 157н).
Документооборот
Доходы отражаются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета (п. 1 ст. 248 НК РФ). Согласно положениям п. 1 ст. 11 НК РФ понятие "первичные учетные документы" следует определять в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.
Согласно ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ организации госсектора оформляют первичные документы по формам, установленным в соответствии с бюджетным законодательством. Так, в настоящее время госучреждениями обязательно должны применяться унифицированные формы:
- требования об оформлении которых предусмотрены приложениями к приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н;
- установленные правовыми актами уполномоченных органов на основании федеральных законов.
В иных случаях могут применяться формы, разработанные госучреждением самостоятельно (порядок их применения и заполнения должен быть предусмотрен учетной политикой).
Положениями Приказа N 52н не установлен перечень форм первичных учетных документов, применяемых в качестве основания для отражения организациями госсектора операций по доходам от оказания услуг в рамках приносящей доход деятельности. При разработке собственных бланков "первички" организации госсектора могут в качестве образца использовать унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.
При разработке собственных бланков следует учитывать, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
При составлении форм можно также порекомендовать воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов".
Документом, подтверждающим оказание услуг заказчику, является акт об оказании услуг. Применяемую форму акта целесообразно оговорить в договоре.
Рекомендуемый формат Акта приемки-сдачи услуг утвержден приказом ФНС России от 21.03.2012 N ММВ-7-6/172@. Формат имеет статус рекомендованного и установлен в целях предоставления налогоплательщикам возможности реализации права на направление по требованию налогового органа по телекоммуникационным каналам связи первичных документов, формируемых между хозяйствующими субъектами в электронном виде с использованием ЭЦП и служащих основанием для исчисления и уплаты налогов.
Налогоплательщик при совершении операций, признаваемых объектом обложения НДС обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книгу покупок и книгу продаж в соответствии с п.п. 3 и 3.1 ст. 169 НК РФ, а также с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее - Правила).
Согласно п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации счета-фактуры выставляются не позднее 5 дней со дня отгрузки. Счет-фактура должен быть составлен в двух экземплярах в порядке, предусмотренном ст. 169 НК РФ. В соответствии с Правилами первый экземпляр счета-фактуры, составленного на бумажном носителе, выставляется покупателю, второй экземпляр остается у продавца.
Счета-фактуры в книге продаж регистрируются в хронологическом порядке в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство. При этом единой регистрации подлежат счета-фактуры (в том числе корректировочные), составленные как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Составленные и (или) выставленные счета-фактуры (в том числе корректировочные) подлежат регистрации в книге продаж во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению НДС. В книге продаж регистрируются счета-фактуры независимо от даты их выставления покупателям и от даты их получения покупателями в порядке, определенном Правилами.
Согласно пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ при совершении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ, налогоплательщик не обязан составлять счет-фактуру (если иное не предусмотрено пп. 1.1 этого же пункта). Кроме того, с 1 октября 2014 года счета-фактуры можно не составлять при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся налогоплательщиками НДС, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, по письменному согласию сторон сделки.
Поступление доходов от оказания услуг на лицевой счет (банковский счет) отражается на основании документов, прилагаемых к выписке:
- из лицевого счета администратора доходов бюджета и прилагаемых к;
- из лицевого (банковского) счета бюджетного (автономного) учреждения.
Передача казенным учреждением информации о суммах начисленных доходов от выполнения работ администратору доходов, а так же поступление от администратора доходов информации о зачислении поступившей выручки в доход соответствующего бюджета осуществляется посредством оформления Извещений (ф. 0504805).
Пример заполнения извещения (ф. 0504805)
Налогообложение
НДС
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) на территории Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией услуг признается возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
Положениями п. 4 ст. 38 НК РФ установлено, что работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.
Величина налоговой базы определяется исполнителем как стоимость услуг без учета НДС, исчисленная исходя из цены этих услуг, указанной сторонами сделки (п. 1 ст. 154, п. 1 ст. 105.3 НК РФ).
Согласно пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ при совершении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ (если иное не предусмотрено пп. 1.1 этого же пункта), налогоплательщик не обязан составлять счет-фактуру. Кроме того, с 1 октября 2014 года счета-фактуры можно не составлять при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся налогоплательщиками НДС, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, по письменному согласию сторон сделки.
Документом, подтверждающим передачу результатов работ, обычно является акт оказания услуг.
В соответствии с пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ не признается объектом обложения НДС оказание услуг казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Для бюджетных (автономных) учреждений оказание услуг в рамках приносящей доход деятельности не является исключением для определения налоговой базы по НДС.
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
При применении метода начисления выручка по договору оказания услуг признается доходом от реализации на дату подписания с заказчиком акта оказания услуг (п.п. 1, 2 ст. 249, п. 3 ст. 271 НК РФ).
При этом в п. 2 ст. 271 НК РФ определено, что по доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
По производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача услуг, доход от реализации указанных услуг распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным услугам.
Согласно ст. 316 НК РФ доход от реализации услуг с длительным циклом формируется равномерно в течение всего срока договора или пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов, что должно быть закреплено в учетной политике для целей налогообложения прибыли (письмо Минфина России от 08.12.2010 N 03-03-06/4/120).
При кассовом методе датой получения дохода признается день поступления денежных средств в кассу или на счет организации в банке, а также погашение задолженности перед организацией иным способом (п. 2 ст. 273 НК РФ).
Казенное учреждение
Казенное учреждение наделено полномочиями администратора доходов в полном объеме.
15 января текущего года учреждение оказало физическому лицу услугу, стоимость которой составила 1 000,00 руб.
В этот же день денежные средства в счет оплаты оказанной услуги внесены в кассу казенного учреждения.
16 января наличные денежные средства были сданы в кредитную организацию для дальнейшего внесения на лицевой счет администратора доходов бюджета.
17 января денежные средства были зачислены на лицевой счет администратора доходов бюджета.
В бюджетном учете следует отразить записи:
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание операции |
15 января | |||
КДБ 1 205 31 560 | КДБ 1 401 10 130 | 1 000, 00 | Начислены доходы от оказания услуги |
КИФ 1 201 34 510 | КДБ 1 205 31 660 | 1 000, 00 | Денежные средства за оказанную услугу внесены физическим лицом в кассу учреждения |
16 января | |||
КДБ 1 210 03 560 | КИФ 1 201 34 610 | 1 000, 00 | Денежные средства сданы на счет администратора доходов бюджета |
17 января | |||
КДБ 1 210 02 130 | КДБ 1 205 31 660 | 1 000, 00 | Денежные средства зачислены на лицевой счет администратора доходов бюджета |
______________________________
*(1) В казенных учреждениях и органах власти отражение на забалансовых счетах 17 и 18 осуществляется в порядке, определенном учетной политикой (п.п. 365, 367 Инструкции N 157н).
Бюджетное (автономное) учреждение
В рамках приносящей доход деятельности бюджетное (автономное) учреждение здравоохранения оказывает медицинские услуги.
15 января с заказчиком заключен договор с юридическим лицом на обучение по охране труда. В соответствии с условиями договора стоимость услуг составляет 99 000,00 руб.
Договором предусмотрен аванс в размере 30 000,00 рублей. Сумма аванса зачислена на лицевой счет учреждения 20 января.
Акт об оказании услуг подписан 30 января. Оплата заказчиком произведена путем перечисления денежных средств на лицевой счет учреждения 5 февраля текущего года.
В соответствии с пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ оказание указанных услуг не подлежит налогообложению НДС.
В бухгалтерском учете следует отразить записи:
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Сумма, руб. | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
20 января | |||||
2 201 11 510 Увеличение (130 КОСГУ) | 2 205 31 560 | 2 201 11 000 Увеличение (130 КОСГУ) | 2 205 31 000 | 30 000,00 | Поступил аванс, предусмотренный договором |
2 508 10 130 | 2 507 10 130 | 2 508 10 130 | 2 507 10 130 | 30 000,00 | Отражено поступление финобеспечения в виде доходов от оказания услуг (в размере авансового платежа) |
30 января | |||||
2 205 31 660 | 2 401 10 130 | 2 205 31 000 | 2 401 10 130 | 99 000,00 | Начислен доход от оказания услуг |
5 февраля | |||||
2 201 11 510 Увеличение (130 КОСГУ) | 2 205 31 560 | 2 201 11 000 Увеличение (130 КОСГУ) | 2 205 31 000 | 69 000,00 | Отражено поступление суммы выручки от оказания услуг |
2 508 10 130 | 2 507 10 130 | 2 508 10 130 | 2 507 10 130 | 69 000,00 | Отражено поступление финобеспечения в виде доходов от оказания услуг |
Учет доходов от оказания услуг (для госсектора)
Организация госсектора оказала заказчику услуги. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете выручку от оказания услуг?
Формы документов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.