• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет приобретения материалов за плату

Бухгалтерский учет приобретения материалов за плату

Материально-производственные запасы (далее - МПЗ) принимаются к бухгалтерскому учету, в частности, в случае приобретения их за плату у других экономических субъектов по договорам купли-продажи, поставки, другим аналогичным договорам (пп. "а" п. 43 Методических указаний N 119н). Актив принимается на учет в качестве МПЗ, если он отвечает критериям, перечисленным в п. 2 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов".

МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 5 ПБУ 5/01). Согласно п. 6 ПБУ 5/01, п.п. 16 и 63 Методических указаний N 119н, фактической себестоимостью материалов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ). Однако если материалы приобретаются лицами, не являющимися плательщиками НДС (например, экономическими субъектами, применяющими ЕНВД), то сумма НДС включается в фактическую себестоимость МПЗ. Фактическими затратами на приобретение МПЗ являются:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением МПЗ;

- таможенные пошлины;

- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы МПЗ;

- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены МПЗ;

- затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования, включая расходы по страхованию;

- затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации, затраты за услуги транспорта по доставке МПЗ до места их использования, если они не включены в цену МПЗ, установленную договором;

- начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит);

- начисленные до принятия к бухгалтерскому учету МПЗ проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих запасов;

- затраты по доведению МПЗ до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают затраты организации по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг;

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ.

Не включаются в фактические затраты на приобретение МПЗ общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материально-производственных запасов.

Фактическая себестоимость МПЗ, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ (п. 12 ПБУ 5/01).

Примечание

С 20 июня 2016 года в соответствии с п. 13.1 ПБУ 5/01 организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухучета, может оценивать приобретенные сырье и материалы по цене поставщика. При этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.

При применении данного упрощенного способа ведения бухгалтерского учета оприходование приобретенных материально-производственных запасов отражается записью по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" по цене поставщика. Другие затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов, отражаются по дебету счета 20 "Основное производство" (по дебету других счетов учета затрат на производство - при использовании таких счетов) в корреспонденции со счетами учета расчетов с контрагентами, персоналом по оплате труда, др. в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены (см. Информационное сообщение Минфина России от 24.06.2016 N ИС-учет-3).

Микропредприятие, которое вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, может признавать стоимость товаров, сырья и материалов в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления). Иная организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, может признавать указанные затраты в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме при условии, что характер ее деятельности не предполагает наличие существенных остатков МПЗ (п. 13.2 ПБУ 5/01).

При применении такого упрощенного способа ведения бухгалтерского учета стоимость сырья, материалов, товаров, другие затраты на производство и подготовку к продаже продукции и товаров отражаются по дебету счета 20 "Основное производство" (по дебету других счетов учета затрат на производство - при использовании таких счетов) в корреспонденции со счетами учета расчетов с поставщиками, иными контрагентами, персоналом по оплате труда, др. в полной сумме по мере приобретения сырья, материалов, товаров и осуществления других затрат на производство и подготовку к продаже продукции, товаров. Общая сумма затрат, учтенных на счете 20 (на других счетах учета затрат на производство - при использовании таких счетов), списывается в конце отчетного периода в дебет счета 99 "Прибыли или убытки" (в дебет счета 90 "Продажи" - при использовании такого счета). Данный упрощенный способ ведения бухгалтерского учета не предполагает формирование в бухгалтерском учете микропредприятия и отражение в его бухгалтерской отчетности остатков материально-производственных запасов (сырья, материалов, покупных товаров, незавершенного производства, готовой продукции) (см. Информационное сообщение Минфина России от 24.06.2016 N ИС-учет-3).

В п. 13.3 ПБУ 50/01 установлено, что организация, применяющая упрощенные способы ведения бухучета, может признавать расходы на приобретение МПЗ, предназначенных для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления).

При применении такого упрощенного способа ведения бухучета расходы на приобретение МПЗ, предназначенных для управленческих нужд, отражаются по дебету счета 20 "Основное производство" (по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы") и кредиту счетов учета расчетов с поставщиками, иными контрагентами, персоналом по оплате труда, др. в полной сумме по мере приобретения запасов и осуществления расходов. Данный упрощенный способ ведения бухгалтерского учета не предполагает формирование в бухгалтерском учете и отражение в бухгалтерской отчетности остатка указанных материально-производственных запасов (см. Информационное сообщение Минфина России от 24.06.2016 N ИС-учет-3).

Поступление материалов может отражаться с использованием счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей", или же без их использования. Выбранный вариант учета материалов (с использованием счетов 15, 16 или без) должен быть закреплен в учетной политике. Если организация не использует счета 15 и 16, то оприходование материалов, приобретенных за плату, отражается записью по дебету счета 10 и кредиту счетов 60, 76 и пр.

В общем случае при поступлении материалов делают проводки:


Дебет

Кредит

Описание

10

60 (76...)

Оприходованы материалы по фактической себестоимости (без НДС)


Стоимость материалов, приобретенных за плату, списывается на расходы по мере отпуска их в производство (или при ином выбытии) одним из способов, перечисленных в п. 16 ПБУ 5/01, то есть по общим правилам.

Первичными документами, служащими основанием для принятия материалов к учету, являются:

- договор купли-продажи (поставки);

- приходный ордер (может быть разработан на основе формы N М-4, если количество и качество полученных материалов совпадают с данными поставщика) либо акт о приемке материалов (может быть разработан на основе формы N М-7, если имеются расхождения) (второй абзац п. 49 Методических указаний N 119н).

Вместо приходного ордера приемка и оприходование МПЗ могут оформляться проставлением на документе поставщика (счет, накладная, и т.п.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. В этом случае заполняются реквизиты указанного штампа и ставится очередной номер приходного ордера. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру (четвертый абзац п. 49 Методических указаний N 119н, письмо Минфина России от 29.10.2002 N 16-00-14/414).

На основании приходного ордера или акта о приемке материалов заполняется карточка учета материалов (форма может быть разработана на основе унифицированной формы N М-17). Все унифицированные формы утверждены постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.

Пример

Организация по договору поставки приобрела материалы. Доставку товара до склада покупателя осуществляет автотранспортная компания. Договорная стоимость приобретенных материалов (200 уп.) 236 000 руб. (в том числе НДС 36 000 руб.). Стоимость перевозки равна 41 300 руб. (в том числе НДС 6300 руб.). Согласно учетной политике организации для целей бухгалтерского учета, затраты на доставку включаются в стоимость МПЗ. Бухгалтерский учет материалов ведется без применения счетов 15 и 16.


Дебет

Кредит

Сумма, руб

Описание

10

60

200 000

(236 000 - 36 000)

оприходованы материалы, поступившие от поставщика

19

60

36 000

отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком

68

19

36 000

предъявленная сумма НДС принята к вычету

10

60

35 000

(41 300 - 6300)

расходы по доставке материалов включены в стоимость материалов

19

60

6300

отражена сумма НДС, предъявленная по транспортным услугам

68

19

6300

предъявленная сумма НДС принята к вычету


Таким образом, фактическая себестоимость материалов составила:

200 000 руб. + 35 000 руб. = 235 000 руб.

Стоимость 1 упаковки:

235 000 руб. : 200 уп. = 1175 руб.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


"Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет и отчетность" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам ведения бухгалтерского учета и составления отчетности


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет и отчетность


При подготовке использованы авторские материалы, предоставленные Я. Бушуевой, Ю. Волковой, И. Лазаревой, И. Разумовой, Е. Титовой