Энциклопедия решений. Расходы в целях налогообложения прибыли на формирование резервов предстоящих расходов на социальную защиту инвалидов

Расходы в целях налогообложения прибыли на формирование резервов предстоящих расходов на социальную защиту инвалидов

Согласно пп. 39.2 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на формирование резервов предстоящих расходов в целях социальной защиты инвалидов, предусмотренных пп. 38 п. 1 ст. 264 НК РФ. Порядок формирования таких резервов установлен ст. 267.1 НК РФ.

Создавать указанные резервы вправе налогоплательщики - общественные организации инвалидов и организации, использующие их труд (пп. 39.2 п. 1 ст. 264 НК РФ, п. 1 ст. 267.1 НК РФ). При этом такие организации вправе создавать резерв только в том случае, если от общего числа работников налогоплательщика инвалиды составляют не менее 50% и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда - не менее 25% (пп. 39.2 п. 1 ст. 264 НК РФ, п. 1 ст. 267.1 НК РФ).

При определении общего числа инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, которые работают по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера. Указания по расчету средней численности установлены приказом Росстата от 26.10.2015 N 498.

Целями социальной защиты инвалидов в соответствии с законодательством РФ о социальной защите инвалидов признаются (пп. 38 п. 1 ст. 264 НК РФ):

- улучшение условий и охраны труда инвалидов;

- создание и сохранение рабочих мест для инвалидов (закупка и монтаж оборудования, в том числе организация труда рабочих-надомников);

- обучение (в том числе новым профессиям и приемам труда) и трудоустройство инвалидов;

- изготовление и ремонт протезных изделий;

- приобретение и обслуживание технических средств реабилитации (включая приобретение собак-проводников);

- санаторно-курортное обслуживание инвалидов, а также лиц, сопровождающих инвалидов I группы и детей-инвалидов;

- защита прав и законных интересов инвалидов;

- мероприятия по интеграции инвалидов в общество (включая культурные, спортивные и иные подобные мероприятия);

- обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей (включая транспортное обслуживание лиц, сопровождающих инвалидов I группы и детей-инвалидов);

- приобретение и распространение среди инвалидов печатных изданий общественных организаций инвалидов;

- приобретение и распространение среди инвалидов видеоматериалов с субтитрами или сурдопереводом;

- взносы, направленные указанными организациями общественным организациям инвалидов на их содержание.

См. также письмо Минфина России от 16.01.2009 N 03-07-14/09.

Согласно п. 1 ст. 267.1 НК РФ резервы предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, могут создаваться организациями на срок не более 5 лет. Резерв создается на основании программ (смет), самостоятельно разработанных организацией. Если налогоплательщик принял решение о создании резерва, то данное решение должно быть отражено в учетной политике для целей налогообложения. К положению об учетной политике прилагаются утвержденные налогоплательщиком программы социальной защиты инвалидов и сметы расходов на указанные цели (п. 2 ст. 267.1 НК РФ).

Если организация приняла решение создать резерв, то фактические расходы налогоплательщика на цели социальной защиты инвалидов списываются только за счет этого резерва.

Пунктом 3 ст. 267.1 НК РФ установлено, что размер создаваемого резерва определяется планируемыми расходами (сметой) на реализацию утвержденных налогоплательщиком программ. Сумма отчислений в этот резерв включается в состав внереализационных расходов по состоянию на последнее число отчетного (налогового) периода.

При этом предельный размер отчислений в резерв, указанный в п. 1 ст. 267.1 НК РФ, не может превышать 30% полученной в текущем периоде налогооблагаемой прибыли, исчисленной без учета указанного резерва.

В связи с тем, что расходы на формирование резервов предстоящих расходов в целях социальной защиты инвалидов в соответствии с п. 3 ст. 267.1 НК РФ включаются в состав внереализационных расходов, а в соответствии с пп. 39.2 п. 1 ст. 264 НК РФ включаются в состав прочих расходов, налогоплательщик должен самостоятельно решить, в состав каких расходов включить отчисления в указанный резерв. В любом случае расходы на формирование резерва учитываются в расходах организации при налогообложении прибыли.

Алгоритм действий при создании резерва на соцзащиту инвалидов:

1. Установить период формирования резерва.

2. Определить сумму предстоящих расходов на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, которая рассчитывается согласно программам (сметам), разработанным и утвержденным налогоплательщиком.

3. Определить величину налогооблагаемой прибыли за текущий отчетный (налоговый) период без учета резерва и рассчитать величину 30% ограничения предельной суммы отчислений в резерв. Сумма отчислений в резерв не должна превышать 30% налогооблагаемой прибыли, полученной в текущем периоде, а также сумму предстоящих расходов на цели социальной защиты инвалидов по утвержденной смете.

4. Определить сумму фактических расходов на цели социальной защиты инвалидов. Эта величина формируется на основании документов налогового учета, которыми подтверждаются фактически осуществленные расходы.

Если сумма созданного резерва оказалась меньше суммы фактических расходов, то разница между указанными суммами включается в состав внереализационных расходов. Если сумма резерва была не полностью использована налогоплательщиком в течение запланированного периода, то она подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика текущего отчетного (налогового) периода.

В соответствии с п. 5 ст. 267.1 НК РФ налогоплательщики, формирующие резервы предстоящих расходов на социальную защиту инвалидов, обязаны представлять отчет в налоговые органы о целевом использовании этих средств по окончании налогового периода. В настоящее время утвержденной формы отчета о целевом использовании средств, направляемых на социальную защиту инвалидов, нет, поэтому налогоплательщики могут составлять его в произвольной форме. Срок представления такого отчета тоже не установлен, но поскольку данные отчета подтверждают правильность начисления налога на прибыль, то в налоговые органы его целесообразно сдавать вместе с годовой налоговой декларацией по налогу на прибыль.

При нецелевом использовании указанных средств они подлежат включению в налоговую базу (в качестве доходов) того налогового периода, в котором было произведено их нецелевое использование.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на март 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы


При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.