Энциклопедия решений. Дата начала и окончания проведения камеральной налоговой проверки

Дата начала и окончания проведения камеральной налоговой проверки

Пунктом 2 ст. 88 НК РФ установлен только максимальный срок проведения камеральной налоговой проверки - в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость).

Исходя из положений п. 2 ст. 6.1 и п. 2 ст. 88 НК РФ течение срока проведения камеральной проверки начинается на следующий день после представления декларации. При этом срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п.п. 5, 7 ст. 6.1 НК РФ).

При этом дата начала и дата окончания проведения камеральной налоговой проверки НК РФ не определяются. В соответствии с пп. 9 п. 3 ст. 100 НК РФ даты начала и окончания налоговой проверки указываются в акте проверки.

Следует учитывать, что пунктом 4 ст. 80 НК РФ предусмотрены следующие способы представления налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) налоговых деклараций (расчетов) в налоговый орган:

- лично или через представителя,

- направление в виде почтового отправления с описью вложения,

- передача в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (а с 1 июля 2015 года - также и через личный кабинет налогоплательщика).

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика днем ее представления считается дата ее отправки.

Очевидно, что в случае представления декларации лично или по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган получает ее оперативно. В случае же отправления декларации по почте налоговый орган получает ее через несколько дней, то есть дата ее представления (отправки) налогоплательщиком не будет совпадать с датой фактического получения налоговым органом. А поскольку камеральная проверка налоговой декларации не может проводиться до ее получения налоговым органом, то возникает вопрос об определении в таких случаях даты начала течения максимального срока проведения проверки.

По мнению Минфина России, предельный срок проведения камеральной налоговой проверки не должен зависеть от способа представления в налоговый орган налоговой декларации (письмо от 19.06.2012 N 03-02-08/52).

ФНС России придерживается иной позиции, согласно которой течение трехмесячного срока проведения камеральной налоговой проверки начинается со дня получения налоговым органом налоговой декларации (расчета). При этом налоговые органы не обязаны указывать в акте камеральной налоговой проверки дату начала этой проверки, соответствующую дате отправки налоговой декларации по почте (п. 2 письма от 13.09.2012 N АС-4-2/15309).

Относительно толкования п. 2 ст. 88 НК РФ в части понятия "представления" в письме ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705@ (п. 2.2) сообщено, что налоговым органам необходимо учитывать, что трехмесячный срок, предусмотренный п. 2 ст. 88 НК РФ, предназначен для проведения мероприятий налогового контроля в рамках проведения камеральной налоговой проверки и исходя из указанной цели его установления может исчисляться только со дня поступления налоговой декларации (расчета) в налоговый орган. Вышеизложенное не изменяет правило п. 8 ст. 6.1 НК РФ, согласно которому налогоплательщик признается исполнившим обязанность по представлению декларации, если документ сдан в организацию связи до 24 часов последнего дня срока.

И есть судебные решения, в которых судьи соглашаются с этой позицией (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.09.2012 N Ф07-4175/12).


В то же время завершение камеральной проверки (в том числе, проверки налоговой декларации по НДС, в которой заявлены суммы НДС к возмещению) до истечения установленного трехмесячного срока нормам НК РФ не противоречит (см. письма Минфина РФ от 27.06.2016 N 03-07-14/37233, от 22.12.2015 N 03-07-03/75213, от 13.04.2015 N ЕД-4-15/6266, от 19.03.2015 N 03-07-15/14753 и ФНС России от 13.04.2015 N ЕД-4-15/6266).

Соответственно, моментом окончания камеральной налоговой проверки является (письмо ФНС России от 21.11.2012 N АС-4-2/19576):

- истечение установленного п. 2 ст. 88 НК РФ трехмесячного срока, либо

- если проверка заканчивается ранее, - момент ее окончания, определяемый по дате, указанной в акте налоговой проверки .

Пример

Если налоговая декларация по НДС представлена 21 октября 2016 года, то срок проведения камеральной налоговой проверки истекает 23 января 2017 года, так как 21 января приходится на выходной день (субботу).


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на март 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы


При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.