Энциклопедия решений. ЕНВД по розничной торговле через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м

ЕНВД по розничной торговле через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м

Согласно пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД может переводиться предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли. Если площадь торгового зала превышает 150 кв. м по каждому объекту, то система налогообложения в виде ЕНВД не применяется.

В соответствии со ст. 346.27 НК РФ, п. 38 ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Росстандаота от 28.08.2013 N 582-ст, под магазином понимается стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения. Торговый павильон - нестационарный торговый объект, представляющий собой отдельно стоящее строение (часть строения) или сооружение (часть сооружения) с замкнутым пространством, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест продавцов ( павильон может иметь помещения для хранения товарного запаса) (п. 62 ГОСТ Р 51303-2013).

Обратите внимание, что новый ГОСТ Р 51303-2013 относит торговые павильоны к нестационарным объектам, то есть к нестационарной торговой сети. Однако и магазины, и павильоны в целях главы 26.3 НК РФ относятся к объектам стационарной торговой сети, имеющей торговые залы (ст. 346.27 НК РФ). Напомним, что стационарной признается торговая сеть, расположенная в предназначенных и (или) используемых для ведения торговли зданиях, строениях, сооружениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям.

Можно предположить, что для квалификации того или иного объекта (магазина, павильона) в качестве объекта стационарной торговой сети объект должен быть присоединен ко всем инженерным сетям. Однако из положений главы 26.3 НК РФ четко не следует, к каким конкретно инженерным коммуникациям должен быть подсоединен объект торговли для его отнесения к объектам стационарной торговой сети, что порождает споры с налоговыми органами.

Существуют судебные решения, в которых указано:

- отсутствие водоснабжения и канализации в нежилом помещении не позволяет отнести его к объектам стационарной торговой сети даже в том случае, если оно соответствует всем остальным критериям (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.11.2006 N А52-4115/2005/2);

- торговая точка не отвечает признакам стационарной торговой сети, поскольку не подключена с систем водоснабжения, канализации, теплоснабжения (см. постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.12.2005 N Ф03-А51/05-2/4452);

- объекты торговли, подсоединенные только к электрической сети, не могут быть признаны объектами капитального строительства, то есть зданием, строением, сооружением, подсоединенным к инженерным коммуникациям, применительно к положениям ст. 346.27 НК РФ (см. постановления ФАС Северо-Западного округа от 12.02.2009 N А21-1220/2008, Десятого ААС от 29.09.2011 N 10АП-5614/11.

Вместе с тем, существуют судебные решения, согласно которым:

ст. 346.27 НК РФ не содержит требования, при котором объект торговли может быть отнесен к объектам стационарной торговой сети, только если имеется его подключение одновременно ко всем видам инженерных коммуникаций (теплоснабжению, водоснабжению, канализации, электроснабжение). Следовательно, для отнесения объекта торговли к объектам стационарной торговой сети достаточно его подсоединения к одному или нескольким видам инженерных коммуникаций (см. постановления Седьмого ААС от 06.12.2010 N 07АП-10072/10, ФАС Поволжского округа от 18.04.2007 N А65-23825/06-СА1-42);

- павильон подключен к инженерным коммуникациям - электросетям, что позволяет отнести его к объектам стационарной торговой сети. Подключение павильона одновременно ко всем видам инженерных коммуникаций (теплоснабжению, водоснабжению, канализации) в целях отнесения его к объектам стационарной торговой сети не требуется (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.02.2006 N Ф04-680/2006(20090-А45-27);

- помещение, в котором налогоплательщик осуществляет розничную торговлю, подключено к электрическим сетям, имеет отопление, что позволяет отнести его к стационарной торговой сети, имеющей торговые залы (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.03.2010 N А70-2394/2009).

Вместе с тем, по мнению Минфина России, розничная торговля в магазинах (павильонах), не имеющих инженерных коммуникаций, но по инвентаризационным и правоустанавливающим документам соответствующих понятию магазина (павильона), подлежит переводу на уплату ЕНВД (см. письма Минфина России от 12.01.2006 N 03-11-05/4, от 10.01.2006 N 03-11-05/4, от 15.11.2005 N 03-11-04/3/137).

В письме же Минфина России от 08.09.2005 N 03-11-05/54 указано, что временная постройка, не имеющая прочно связанного фундамента с земельным участком и подсоединения к инженерным коммуникациям, используемая для розничной торговли продовольственными товарами, относится к нестационарной торговой сети по признаку иных объектов для осуществления торговли, не относимых к стационарной торговой сети.

Согласно п. 3 ст. 346.29 НК РФ при осуществлении розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, для исчисления налоговой базы по ЕНВД используется физический показатель "площадь торгового зала". В главе 26.3 НК РФ не приведено понятие "торговый зал". Согласно п. 112 ГОСТ Р 51303-2013, утвержденного приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст, торговый зал предприятия розничной торговли - это cпециально оборудованная основная часть торгового помещения предприятия розничной торговли, предназначенная для обслуживания покупателей (см. также письмо ФНС России от 02.07.2010 N ШС-37-3/5778).

В соответствии со ст. 346.27 НК РФ площадь торгового зала - часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Таким образом, при решении вопроса о возможности применения ЕНВД налогоплательщику необходимо исходить не из общей площади объекта торговли, а только из площади той его части, которая имеет отношение к торговому залу.

Если отдельные арендованные помещения, находящиеся в одном здании и имеющие торговые залы, отнесены инвентаризационными и правоустанавливающими документами к одному торговому объекту (магазину или павильону), то для целей применения ЕНВД учитывается общая площадь торговых залов всех полученных в аренду помещений. При превышении суммы площадей 150 кв м. ЕНВД по этому объекту применяться не может. Если же согласно инвентаризационным и правоустанавливающим документам арендованные помещения, предназначенные для торговли и находящиеся в одном здании, являются разными торговыми объектами, то для целей главы 26.3 НК РФ площадь торгового зала по каждому такому торговому объекту должна учитываться отдельно. См. письмо Минфина России от 19.12.2014 N 03-11-11/65811.


По мнению налоговых органов (см. письмо ФНС России от 06.05.2010 N ШС-37-3/1247@), объекты стационарной торговой сети (их части), не соответствующие установленным главой 26.3 НК РФ понятиям магазина и павильона, а равно и стационарные объекты организации розничной торговли (их части), фактически используемые под магазины и павильоны, в которых указанными правоустанавливающими и инвентаризационными документами площадь торгового зала не выделена (крытые рынки и ярмарки, торговые комплексы, производственные (административные) здания (строения) и т. п.), относятся к объектам стационарной торговой сети, не имеющим торговых залов.

Однако суды указывают, что обязательным признаком отнесения площадей к категории "площади торгового зала" и учета их при исчислении ЕНВД является фактическое использование площадей для осуществления торговли, что должно подтверждаться совокупностью доказательств (см. постановления ФАС Уральского округа от 27.03.2013 N Ф09-981/13, ФАС Центрального округа от 15.06.2012 N Ф10-1661/12, от 11.10.2011 N Ф10-3441/11, ФАС Западно-Сибирского округа от 07.10.2011 N Ф04-5307/11, ФАС Дальневосточного округа от 05.10.2011 N Ф03-4500/11). Правоустанавливающие и инвентаризационные документы в соответствии с НК РФ используются только для определения площади фактически используемых торговых залов.

В соответствии с п. 3 ст. 346.29 НК РФ для вида предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, в качестве физического показателя базовой доходности используется "площадь торгового зала (в квадратных метрах)". Базовая доходность - 1800 руб. в месяц.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на март 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы


При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.