Энциклопедия решений. Государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства

Государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства

Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее - фермерское хозяйство) может существовать в двух формах, отличных друг от друга по своему правовому статусу, а именно:

1) в качестве образований, не обладающих статусом юридического лица (п. 5 ст. 23 ГК РФ);

2) в качестве юридических лиц (ст. 86.1 ГК РФ).

1. Фермерское хозяйство без образования юридического лица подлежит обязательной государственной регистрации путем регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданина, определенного в соглашении в качестве главы фермерского хозяйства, либо гражданина, создающего такое хозяйство единолично (п. 5 ст. 23 ГК РФ, ст. 5, п. 1 ст. 16 Закона N 74-ФЗ).

Функция по государственной регистрации осуществляется территориальными органами ФНС России по месту жительства главы этого хозяйства (постановление Правительства РФ N 319 от 17.05.2002; абзац 2 п. 1, п. 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, п. 3 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее - Закон N 129-ФЗ).

На государственную регистрацию необходимо представить следующие документы (п. 1 ст. 22.1 Закона N 129-ФЗ):

1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме N P21002, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.

Заявителем выступает глава фермерского хозяйства (п. 1.5 ст. 9 Закона N 129-ФЗ и п. 2 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утв. приказом Минфина России от 30.09.2016 N 169н);

2) копия паспорта физического лица, регистрируемого в качестве главы фермерского хозяйства;

3) документ об уплате государственной пошлины. Государственная пошлина составляет 800 рублей (пп. 6 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

При отсутствии в паспорте главы фермерского хозяйства сведений о дате и месте его рождения и адресе места жительства на территории Российской Федерации на регистрацию должны быть представлены копии документов, подтверждающих указанные сведения (пп. "д" и пп. "ж" п. 1 ст. 22.1 Закона N 129-ФЗ).

Документы могут быть представлены в регистрирующий орган:

- почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения;

- непосредственно в регистрирующий орган - лично или через представителя;

- через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - лично или через представителя;

- в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 9 Закона N 129-ФЗ).

Внимание

Представитель заявителя в обязательном порядке должен иметь нотариально удостоверенную доверенность. Оригинал доверенности или ее копия, верность которой засвидетельствована нотариально, должны быть приложены к документам, представляемым непосредственно в регистрирующий орган или через многофункциональный центр.

С 1 января 2016 года представление документов в регистрирующий орган по просьбе заявителя может быть осуществлено непосредственно нотариусом. Соответствующие дополнения внесены в ст.ст. 9 и 11 Закона N 129-ФЗ Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ.

Верность копии любого документа, представляемого для государственной регистрации, должна быть засвидетельствована нотариусом, за исключением случая, когда документы представляются заявителем непосредственно с одновременным предъявлением документа в подлиннике. Подлинник возвращается заявителю при выдаче регистрирующим органом расписки, предусмотренной п. 3 ст. 9 данного Закона (п. 2 ст. 22.1 Закона N 129-ФЗ).

Государственная регистрация осуществляется в срок не более трех рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п. 3 ст. 22.1, п. 1 ст. 8 Закона N 129-ФЗ).

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в ЕГРИП о главе фермерского хозяйства. Внесение такой записи признается моментом государственной регистрации (ст. 11 Закона N 129-ФЗ).

Процедура регистрации фермерского хозяйства завершается посредством передачи Листа записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (форма N Р60009 утв. приказом ФНС России от 12.09.2016 N ММВ-7-14/481@).

До 01.01.2017 регистрация в ЕГРИП подтверждалась Свидетельством о государственной регистрации. Лист записи являлся только приложением к нему.

Указанный документ должен быть выдан лично заявителю (направлен ему по почте с уведомлением о вручении) не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации.


2. Гражданам - членам фермерского хозяйства, которые осуществляют свою деятельность без образования юридического лица, предоставлено право создать такое хозяйство в качестве юридического лица (п. 1 ст. 86.1 ГК РФ).

Каких-либо специальных норм о государственной регистрации фермерского хозяйства, созданного в форме юридического лица, законодательство не содержит. Следовательно, к нему должны применяться общие правила о государственной регистрации юридических лиц.

На основании сведений, содержащихся в ЕГРИП и ЕГРЮЛ, налоговые органы осуществляют постановку крестьянского фермерского хозяйства на учет в качестве налогоплательщика (п. 3 ст. 83 НК РФ).


Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на декабрь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы


При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.